Экзаменационные вопросы по русской литературе 20 века. Литература XX века_вопросы к экзамену

Цель: проверить качество знаний учащихся по указанной теме.

Задачи : повторить изученный материал из раздела «Русская литература XX века», отработать навыки определения авторов прослушанных текстов, назначения изобразительно-выразительных средств, чтения наизусть стихотворных произведений.

6. «Отгадайте литературоведческий термин»

  1. Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
    (Аллитерация)
  2. Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
    (Оксюморон)
  3. Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
    (Антитеза)
  4. Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
    (Перифраз)
  5. Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
    (Параллелизм)
  6. Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
    (Ирония)

III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

IV. Домашнее задание.

Придумайте другие виды заданий в занимательной форме (отгадывание произведения по иллюстрации, кроссворды, тесты) для проверки качества знания курса литературы 11 класса.

Литература :

  1. Школьная библиотека: lib.prosv.ru
  2. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Агеносова В.В. 11 кл.,ч.1, 2
  3. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Журавлева В.П.11 кл., ч.1, 2
  4. Словарь литературоведческих терминов: www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456

Тест по литературе XX века. (Творчество А.И. Солженицына, А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернака)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

а) Твардовский б) Пастернак в) Рубцов.

2. Лара является героиней романа а) «Русский лес» б) «Чевенгур» в) «Доктор Живаго»?

3. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был опубликован а) в 1954 г. б) 1962 г. в) 1970 г.

5. Строки какого отрывка принадлежат Пастернаку

а) Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

б) Ветер всхлипывал, словно дитя,

За углом потемневшего дома,

На широком дворе, шелестя,

По земле разлеталась солома...

6. Расшифруйте смысл названия романа «Доктор Живаго». а) живой, любящий жизнь; б) ненавидящий все живое.

9. Кто из названных писателей был удостоен Нобелевской премии ?

а) Твардовский б) Пастернак в) Булгаков г) Цветаева.

12. Какое из перечисленных произведений было написано в годы Великой Отечественной войны : а) «В окопах Сталинграда» б) «Сашка» в) «Василий Теркин»?

13. К школе имажинизма принадлежал а) Есенин б) Пастернак в) Ахматова.

14. Исторические романы не писал а) А.Толстой б) А.Твардовский в) А.Солжени-цын.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

а) Пастернак; б) Твардовский; в) Рубцов.

16. Лирика какого из перечисленных поэтов исполнена трагизма? а) Заболоцкого; б) Пастернака; в) Цветаевой.

17. Какое из перечисленных произведений А. Солженицына было опубликовано раньше? а) «Один день Ивана Денисовича»; б) «Раковый корпус»; в) «В круге первом».

19. Лирический герой какого поэта исполнен оптимистического пафоса а) Есе-нина б) Цветаевой в) Пастернака.

20. В качестве редактора журнала «Новый мир» прославился … а) Твардовский; б) Солженицын; в) Распутин.

21 . Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил а) солдат Шухов б) сам Солженицын в) это собирательный образ.

ОТВЕТЫ

1. а) Твардовский

2. в) «Доктор Живаго»?

4. б) «По праву памяти»;

5. а) Во всем мне хочется дойти

6. а) живой, любящий жизнь

7. в) Астафьев

8. а) В. Некрасов

9. б) Пастернак

10. а) Распутин

11. в) Пастернака.

12. в) «Василий Теркин»?

13. а) Есенин

14. а) А.Толстой

15. б) Твардовский

16. в) Цветаевой.

17. а) «Один день Ивана Денисовича»;

18. в) Солженицын.

19. в) Пастернака

20. а) Твардовский

21. а) солдат Шухов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Жизнь и творчество немецкого романиста, поэта, критика и публициста Г. Гессе. Вступление в литературное общество, первый роман. Автобиографичность произведений Гессе, противоречие между природой и духом, телом и сознанием как основная тема его романов.

    презентация , добавлен 22.03.2013

    Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования послевоенной американской литературы. Творчество Дэниела Киза как образец "продуманной» литературы". Анализ взаимоотношения человека и личности в рассказе "Цветы для Элджернона".

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2002

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

    курс лекций , добавлен 06.09.2008

    Творчество Э. Хемингуэя в культурно-историческом контексте ХХ века. Тип героя и особенности поэтики романа "Острова в океане". Автобиографический аспект в творчестве писателя. Прототипы персонажей в романе. Роль монологов в структуре образа героя.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Герман Гессе как одна из самых сложных фигур западноевропейской культуры XX века. Краткий анализ книги "Процесс" Ф. Кафки. "Голодарь" как одно из самых прекрасных и трогательных сочинений Франца. Краткая характеристика проблематики толкования Кафки.

    реферат , добавлен 09.04.2014

    Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.

    Гулие Решетова
    Контрольная работа №1. Тест по теме «Русская лирика 20 века» (9 класс)

    Контрольная работа №1 (тест ) по теме «Русская лирика 20 века » 9 класс Часть 1

    1. Название какого поэтического течения связано со словом «будущее» ?

    1)Акмеизм 2) Символизм 3) Футуризм

    2. Кто ввел термин «серебряный век» ?

    3. Поэтом-символистом был

    4. Какому поэту принадлежат строки :

    Вновь Исакий в облаченье

    Из литого серебра…

    1)А. Ахматова 2)М. Цветаева З). Гиппиус

    5. Кто из поэтов увлекался философией?

    6. Кто из поэтов был удостоен Нобелевской премии?

    1)Ахматова 2) Блок 3)Пастернак

    7. Кто из поэтов был футуристом?

    1) В. Хлебников 2) А. Твардовский 3)С. Есенин

    8. М. Цветаева была поэтом

    1) Символистом 2) Акмеистом 3)Вне течений

    9. Для творчества какого поэта характерно трагическое восприятие любви?

    1) А. Блок 2) Б. Пастернак 3)А. Ахматова

    11. Кто из поэтов пережил блокаду Ленинграда?

    12. Какому поэту принадлежит сборник «На ранних поездах» ?

    1) Б. Пастернак 2) А. Ахматова 3) М. Цветаева

    13. Соотнесите цитаты из стихотворений с именами их авторов :

    1. Светить всегда, /светить везде,

    до дней последних донца, /светить -

    и никаких гвоздей! /Вот лозунг мой

    и солнца! («Необычайное приключение…» )

    2. Я спросила у кукушки,

    Сколько лет я проживу…

    3. Мне нравится, что вы больны не мной.

    Мне нравится, что я больна не вами….

    4. Отговорила роща золотая

    Березовым, веселым языком…

    А. М. И. Цветаева

    Б. А. А. Ахматова

    В. В. В. Маяковский

    Г. С. А. Есенин

    14. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни» ?

    1) С. Есенина

    2) В. Иванова

    3) К. Бальмонта

    4) И. Северянина

    15. Укажите временные границы «серебряного века » русской поэзии .

    1) начало 20 века

    2) конец 19 – начало 20 века

    3) начало-середина 20 века

    4) конец 19 века

    16. В каком варианте ответа хронологически верно расположены литературные

    направления?

    1) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

    2) классицизм , сентиментализм, реализм, романтизм

    3) классицизм , сентиментализм, романтизм, реализм

    17. Своё стихотворение, в котором есть такие строчки :

    «Имя твоё – птица в руке,

    Имя твоё – льдинка на языке,

    Одно-единственное движенье губ…», М. И. Цветаева посвятила

    1) Б. Л. Пастернаку

    2) О. Э. Мандельштаму

    3) С. А. Есенину

    4) А. А. Блоку

    Ключи к тесту

    Вопрос Ответ

    13 1-в,2-б. 3-а, 4-г

    Публикации по теме:

    Конспект урока. Математика 4 класс. «Деление суммы на число». ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Урок математики. (слайд 1) Начинаем.

    Контрольная по математике 3 класс 2 четверть 1 Вариант № 1. Реши задачу: В саду росло 9 рядов груш по 6 деревьев в каждом ряду и 4 ряда яблонь по 3 дерева в каждом ряду. Сколько всего.

    Контрольная работа «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

    Контрольная работа по русскому языку «Служебные части речи» Контрольная работа. 1 вариант 1. Распределить слова в три столбика: предлоги, союзы, частицы. Идти вдоль берега, идти вдоль и поперек, подумал.

    Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета "Русская изба", которую мы изготовили в рамках проекта.

    Русская красавица! Во всем мире славится! Нет её чудеснее, краше и родней! Второй день нашего проекта "Страна мастеров" был посвящен.

    Контрольный тест по теме «Произведения русских писателей 20 века»

    (творчество А.И. Куприна, А.С. Грина, А.П. Платонова, К.М. Симонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина).

    Предмет: литература;

    Класс: 6;

    Инструкция к выполнению теста

    Тест состоит из 30 заданий. Время выполнения - 40 мин.

    Выполнение теста проходит без использования справочных материалов.

    Все задания с выбором ответов. Это задания, к которым предложены три варианта ответа, из которых два неверных и только один верный. Из трех предложенных вариантов необходимо выбрать правильный. Внести правильные ответы в отдельный бланк.

    1.Литературовед О.Н. Михайлов, определяя главную особенность таланта этого писателя писал: «При мысли о … сразу хочется сказать: « добрый талант».

    а) Куприне;

    б) Грине;

    в) Астафьеве.

    2.Определите, о ком идет речь: « Его воображение рисовало ему дальние страны, загадочные берега, морские просторы. Ему захотелось путешествовать, и он попытался стать моряком»

    а) о А.С. Грине;

    б)А.П. Платонове;

    в) В.Г. Распутине

    3. Кто из писателей написал о себе такие строки: «Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры»?

    а)А.С. Грин;

    б) В. П. Астафьев;

    в) К.М. Симонов.

    4. Великая Отечественная война сделала его фронтовым корреспондентом газеты « Красная звезда». Он получил возможность печатать рассказы и очерки от героических событиях и людях воны. Однако другие его произведения не печатались. О ком идет речь?

    а) А.П. Платонов;

    б) В. П. Астафьев;

    в) К.М. Симонов.

    5. Кто из писателей написал о себе такие строки: « Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Пятиклассником, мальчишкой из глубокой сибирской деревни»?

    а) В. П. Астафьев

    б) К.М. Симонов.

    в)В.Г. Распутин

    а)А.С. Грин;

    б) В. П. Астафьев;

    в) К.М. Симонов.

    7. Какой рассказ имел первоначальный заголовок « Истинное происшествие»?

    а) Чудесный доктор;

    б) Конь с розовой гривой;

    в) Уроки французского.

    8. Какое произведение относится к жанру феерия?

    а) Неизвестный цветок;

    б) Алые паруса;

    в) « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..».

    9. В каком литературном произведении «живут» профессор Пирогов, Гришка Мерцалов, Машутка, Елизавета Ивановна?

    а) Уроки французского;

    б) Чудесный доктор;

    в) Алые паруса.

    10. Название произведения «Уроки французского» говорит о том, что перед нами

    а) рассказ юного героя о трудностях изучения иностранного языка;

    б) рассказ об уроках нравственности и доброты;

    в) рассказ о жизни обычного мальчика из обеспеченной семьи.

    11. Истинный смысл игры в «замеряшки» в рассказе В.Г. Распутна «Уроки французского»

    а) подготовить ученика к районной олимпиаде по французскому языку;

    б) повысить общую успеваемость в классе;

    в) помощь учительницы способному, но голодному ученику.

    12. Мечтой всех деревенских мальчишек в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» был

    а)пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, розовыми глазами, розовыми копытами;

    б) пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, вишневыми глазами, розовыми копытами;

    в)калач конем с розовой гривой, розовым хвостом, разовыми глазами, розовыми копытами;

    13. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:

    а) не любил бабушку;

    б) поддался на уговоры деревенских ребят;

    в) решил, что всё обойдётся.

    14 . Описание главного героя «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» принадлежит главному герою из произведения

    а) Конь с розовой гривой;

    б) Уроки французского;

    в) Чудесный доктор.

    а) мелким и легким;

    б) звонкий и быстрый

    в)тихий и вкрадчивый

    16. К кому обращается К.М. Симонов в стихотворении

    а) к К. Паустовскому;

    б) к А. Суркову;

    в) к В. Шукшину.

    17. Какой троп использован в строках

    « Мы вас подождём!» — говорили нам пажити.

    « Мы вас подождём!»—говорили леса.?

    а) метафора;

    б) гипербола;

    в) олицетворение.

    18. Чей образ предстаёт в последней строфе в стихотворении К.М. Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»?

    а) образ русской женщины, который сливается с образом Родины;

    б) образ бравого, непобедимого солдата;

    в)образ врага, которого ждет погибель.

    19. Какой период войны описан в данном стихотворении?

    а) начало войны - самый сложный и тяжелый период войны;

    б) время первых побед;

    в) окончательный разгром врага.

    20. За что возненавидел Меннерса Лонгрен в произведении А.Грина «Алые паруса»?

    а) за то, что он не пришёл на п омощь Мери и обрёк её на смерть;

    б) за то, что он утаил правду о корабле с алыми парусами;

    в) за то, что он разбил лодку Лонгрена.

    21. Какую сказку Эгль подарил девочке?

    а) о золотой карете, в которой ее увезет прекрасный принц;

    б) о прекрасном замке, хозяйкой которого она станет;

    в) о корабле под алыми парусами, на котором приплыв ёт прекрасный принц и увёзёт её.

    22. Кому из героев произведения А.Грина «Алые паруса» принадлежат данные слова: « Надо уметь любить, а этого они не могут »?

    а) Меннерс;

    б) Лонгрен;

    в) Ассоль;

    23. Каким образом жители Каперны узнали историю о корабле под алыми парусами, на кот ором приплывёт прекрасный принц?

    а) историю рассказал Меннерс перед смертью

    б) её подслушал нищий и рассказал всем в отместку за то , что Лонгрен не дал ему табаку;

    в)историю рассказал кабатчик, который услышал ее от Эгля.

    24. Как изображает Платонов животных и растения в своих произведениях?

    а) как равноправных героев и добрых друзей человеку;

    б) как зависимых от людей существа;

    в) как немых свидетелей человеческого вмешательства в природу.

    25. Какова мораль сказки-были А.П. Платонова « Неизвестный цветок»?

    а) уметь не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце;

    б) жить по принципу «после нас хоть потоп»;

    в) жить на зависть всем.

    26. Какую заветную мечту высказал автор в сказке?

    а) о будущем человечества, где труд победит враждебные силы природы, а любовь и добро помогут людям объединиться и преодолеть все преграды

    б) о том, чтобы не было войны, и люди жили в согласии с природой

    в) о том, чтобы родители не отправляли своих детей в лагеря, а всегда были с ними вместе

    27. Главный герой рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой» расплакался на кухне, потому что:

    а) считал себя незаслуженно обиженным;

    б) ему не удалось обмануть бабушку;

    в) ему было стыдно за своё поведение перед бабушкой и дедушкой;

    28. Что символизирует подаренный бабушкой пряник из рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой»:

    а) мудрое умение любить и прощать;

    в) искреннюю заботу о мальчике;

    б) обыкновенный знак внимания.

    29. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?

    а) Она научила его азартным играм, что пригодилось ему в будущем;

    б) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств;

    в) Она научила его выживать в трудное, послевоенное время.

    30. Чем закончилось произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?

    а) Лидия Михайловна уехала домой на Кубань;

    б) герой перешел учиться в другую школу

    в) директор попросил прощения у Лидии Михайловны за нечуткое отношение к учителям и ученикам.

    Ключ ответов.

    Бланк правильных ответов (печатается на каждого ученика)

    ФИО ученика

    Класс

    Номер вопроса

    Буква правильного ответа

    Система оценки: верный ответ на 1 вопрос дает 1 балл. Для получения отметки «отлично» необходимо выполнить верно 29-30 заданий, для получения отметки «хорошо» необходимо выполнить верно от 19 до 28 заданий, для получения отметки «удовлетворительно» необходимо выполнить верно от 13 до 18 заданий.