Джованни баттиста перголези краткая биография. Он не успел солгать, аминь…

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композозиции … Читать всё

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 - 16 марта 1736) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенером.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте всего лишь 26 лет от роду. Увы, столь ранняя смерть лишила мир одного из самых многообещающих музыкальных талантов XVIII столетия.

Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
Опера Lo frate ‘nnammorato (Влюбленный лжец), 1732
Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
Опера L’Olimpiade (1735)
Опера Il Flaminio (1735)
Кантата Stabat Mater (1736)

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь , где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте . В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade , премьера которой состоялась в Риме .

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа », быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже , то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater , написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа . Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано , альт , струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти , исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха , который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden , BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера La conversione e morte di San Guglielmo ,
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах) ,
  • Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа) ,
  • Опера Adriano in Siria ()
  • Опера L’Olimpiade ()
  • Опера Il Flaminio ()

Композитор стал героем фантастического рассказа Роберта Сильверберга «Джанни», где группа учёных переносит Перголези в будущее. Рассчитывая на богатство и славу, он начинает сочинять массовую музыку и становится членом рок-группы, но во время первого концерта погибает от передозировки.

Ссылки

  • Перголези, Джованни Баттиста: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 4 января
  • Родившиеся в 1710 году
  • Родившиеся в Ези
  • Умершие 16 марта
  • Умершие в 1736 году
  • Умершие в Кампании
  • Музыканты по алфавиту
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Италии
  • Композиторы XVIII века
  • Академические музыканты Италии
  • Умершие от туберкулёза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перголези, Джованни Баттиста" в других словарях:

    Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (1710 1736), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. «Служанка госпожа» (1733) первый классический образец оперы буффа. Stabat mater (1735), мессы, кантаты, камерно вокальные и… … Энциклопедический словарь

    ПЕРГОЛЕЗИ (Перголезе) (Pergolesi Pergolese) Джованни Баттиста (1710 36), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Служанка госпожа (1733) первый классический образец оперы буффа …

    Перголези, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (настоящая фамилия ‒ Драги, Draghi; псевдоним ‒ по городу, где жили предки П.) Джованни Баттиста (4.1.1710, Ези, Анкона,‒ 17.3.1736, Поццуоли, близ Неаполя), итальянский композитор, представитель… … Большая советская энциклопедия

    Перголези, Джованни Баттиста - ПЕРГОЛЕЗИ (Перголезе) (Pergolesi, Pergolese) Джованни Баттиста (1710 36), итальянский композитор, представитель неаполитанской школы. “Служанка госпожа” (1733) первый известный образец оперы буффа; послужила поводом для так называемой войны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Pergolesi, Giovanni Battista) (1710 1736), итальянский композитор. Родился 4 января 1710 в Ези (провинция Анкона). Главные творческие устремления Перголезе были связаны с оперой, и его Служанка госпожа (La serva padrona, 1733) определила форму… … Энциклопедия Кольера

    - (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы буффа (комической … Википедия

    Джованни Баттиста Перголези Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых … Википедия

    Джованни Баттиста Перголези Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых … Википедия

    1710—1736), итальянский композитор. Крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. «Служанка госпожа» (1733) — первый классический образец оперы буффа. Кантаты, мессы, инструментальные произведенияБольшой Энциклопедический словарь

Книги

  • Stabat Mater. Клавир. Ноты , Перголези Джованни Баттиста , "Stabat Mater"-средневековая секвенция, состоящая из двух частей: первая посвящена страданиям Девы Марии по Иисусу Христу, вторая - обращению к ней грешника, молящего спасительного рая. Среди… Категория: Музыка Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель:

Д. Перголези « »

Полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка « Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.

Среди сокровищниц духовной музыки отдельным пластом стоят песнопения на средневековый текст «Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»). Они поражают особым проникновенным содержанием и характером звучания. Если в целом богослужебные и культовые произведения (мессы, страсти) возвеличивают Бога Абсолютного, напрямую взывают к душе человека, рождают в нем покаянные молитвы и осознание бренности земного пути, то «Стабат матер» являет собой феномен подлинного человеческого сострадания. Это наблюдение со стороны и сопереживание чувствам Богоматери, это попытка прочувствовать чужую боль.


Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.

В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна Пьета Микеланджело – «Оплакивание Христа» (с итальянского pieta – милосердие). В России образ Скорбящей Матери получил новую трактовку после Великой Отечественной Войны, его олицетворяет бронзовая скульптура «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде.

В музыке к этой теме обращались многие композиторы. Канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством. Но существует и альтернативный вариант, он принадлежит авторству итальянского монаха-францисканца (по иной версии – юристу) Якопоне да Тоди.

Это образец глубокой скорби и душевного просветления, смирения и духовной силы, жертвенности и надежды. Передать в музыке такой сложный и в чем-то непостижимый характер образности довольно сложно. Наиболее известны Stabat Mater А. Вивальди , Й. Гайдна, Ф. Шуберта , Дж. Россини, А. Дворжака, Дж. Верди , из современных – Ф. Пуленка , Кш. Пендерецкого, Арво Пярта.

Stabat Mater Перголези

В истории музыки Джованни Баттиста Перголези так и остался самым молодым композитором с трагической судьбой. Даже Моцарт , по ранней смерти которого часто грустят искусствоведы и поклонники великого композитора, прожил неполные 36 лет. Франц Шуберт, «вечно молодой романтик», дожил до 31-летия. Перголези же умер в возрасте 26лет.


Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.

Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.

Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.

История создания

Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.

Ему было 25, когда болезнь вынудила его покинуть шумный Неаполь и переехать в провинциальное местечко Поццуоли, где он и провел последний год своей жизни. До самой смерти в 1735 году он работал над Stabat Mater. Это происходило в монастыре ордена капуцинов. В его келье висела картина с изображением Девы Марии. Считается, что образ Пречистой удивительно напоминал ему умершую возлюбленную. Перенесенные любовные страдания и муки от смертельной болезни нашли выход в музыке столь прекрасной, что и сегодня она вызывает чувство опустошения и просветления, то, что называют словом «катарсис» - очищение через боль.

По легенде автор поэтической поэмы так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.


Музыка


Современники не оценили произведение, посчитав его слишком холодным и полным «лишних украшений» (пассажей). Перголези соединил здесь традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы. Настоящее осознание его художественной ценности пришло много позже.

Композиция кантаты Stabat Mater представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров (всего 13), где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. И в целом некоторая «театральность» присуща ему.

Спокойная мелодика и ритм настраивают на отрешенное созерцание и погружение в глубокие размышления. Несмотря на контрастность номеров и даже их разножанровость, драматургия развивается удивительно целостно и гармонично. При этом выразительные средства используются лаконично и сдержанно.

Сквозное развитие музыкального и образного материала позволяет воспринимать кантату «на одном дыхании». Постепенное движение к свету выливается в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.

Лучшие номера

Stabat Mater Dolorosa (слушать)

Cuius Animam Gementem(слушать)

Музыка Стабат Матер в кино

Тонкий лирический психологизм музыки привлекает не только дирижеров и исполнителей. Авторы современных фильмов используют ее для саундтреков и отдельных сцен, выразительность которых нужно подчеркнуть. Вы можете услышать ее в таких известных фильмах как:


  • «Лето на Стан-Айленд» (2015);
  • «Сен Лоран. Стиль – это я» (2014);
  • «Гибель Европы» (2012);
  • «Запрещенный прием» (2011);
  • «Полный облом» (2006);
  • «Голубой обед» (2001);
  • «Шоколад» (2000);
  • «Титаник» (1997);
  • «Фаринелли-кастрат» (1994);
  • «Амадей» (1984);
  • «Зеркало» (1975);
  • «Арлекин в Венеции» (1952).

Также существует несколько версий исполнения произведения не только в сценическом варианте, но и в интерьерах католических соборов и известных музеев. Интересным с художественной точки зрения считают исполнение «Стабат Матер» Перголези хором мальчиков Хорового училища им. Свешникова (под управлением Свешникова). Детские голоса придали ему совершенно новое неповторимое звучание, а авторская трактовка дирижера считается одной из самых успешных. Примечательно, что запись этого исполнения делалась во времена, когда в Советском Союзе полностью отсутствовала церковная жизнь (1957 год), не исполнялись (за очень редким исключением) духовные произведения, не было единого понимания и образцов исполнения подобной музыки. Тем не менее, эту запись можно послушать и сейчас – и удивиться ее красоте.

Более 300 лет прошло с момента создания этого шедевра. Но и сегодня волшебная сила его воздействия ни на миг не ослабла. Слушатели собираются в концертные залы и на открытом воздухе, не упуская возможности приобщиться к великому искусству.

Видео: слушать «Stabat Mater»

Джованни Перголези был рожден в Йези. Там он изучал музыку у Франческо Сантини. В 1725 стал постигать основы композиции в Неаполе, обучаясь у Гаэтано Греко. В этом городе Джованни прожил всю оставшуюся жизнь. Тут были и поставлены впервые все его оперы, исключая «L’Olimpiade» (ее премьера состоялась в Риме).

На композиторском поприще с первых свои шагов Перголези создал из себя образ яркого сочинителя, которому не чужды эксперименты и новации. По праву самой удачной оперой считается написанная им в 1733 «Служанка-госпожа» - на оперных подмостках она быстро завоевала популярность. В1752 году, спустя почти 20 лет, эта опера была представлена в Париже, вызвав жаркие споры между сторонниками новой комической итальянской оперы и традиционной французской (эту сторону приняли такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо). Эти споры продолжались пару лет, пока опера не сошла со сцены, однако в этот период музыкальное общество Парижа было буквально расколото надвое.

Перголези занимался как светской, так и духовной музыкой. Его самым известным произведением считается фа-минорная кантата «Стояла мать скорбящая» (“Stabat Mater”). Она была написана незадолго до смерти на стихи монаха-францисканца из Италии. В сюжете речь идет о страданиях Девы Марии, когда было совершено распятие Иисуса Христа. Это произведение - своеобразный католический гимн, написанный для небольшого камерного состава (альт, сопрано, орган и струнный квартет) - фактически одно и самых вдохновенных сочинений композитора. Перголези написал его в качестве замены аналогичного произведения авторства Алессандро Скарлатти, которое исполнялось каждую пятницу в неаполитанских храмах. Однако очень быстро эта работа стала популярнее своей предшественницы - она была наиболее издаваемым произведением в XVIII веке. К ее аранжировке прибегало большое количество композиторов, среди которых был и Бах, использовавший ее в качестве основы для своего псалма под названием Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези оставил ряд весьма крупных инструментальных произведений, которые включают в себя также скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время целый ряд сочинений, которым приписывали его авторство, оказался настоящей фальшивкой. Так, например, произведение «Concerti Armonici», оказалось сочиненным немецким автором на имя Книко Вигельм ван Вассенар, и не имел отношения к Перголези.

Знаменитый композитор умер в возрасте 26 лет от туберкулеза. Следует признать, что вместе с ранней его смертью мир лишился одного и наиболее многообещающих талантов XVIII столетия.

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Джованни Баттиста ПЕРГОЛЕЗИ: О Музыке

Джованни Баттиста ПЕРГОЛЕЗИ (1710-1736) - итальянский композитор

Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell’arte), опера-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в.; она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези («Служанка-госпожа») — к В. А. Моцарту («Свадьба Фигаро») и Дж. Россини («Севильский цирюльник») и далее в XX век («Фальстаф» Дж. Верди; «Мавра» И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете «Пульчинелла»; «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева).

Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы — Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези — «Салюстия» (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы «Гордый пленник». Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria. Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу — «Служанка-госпожа». Все было новым в этом спектакле — простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства.

Одна из первых опер-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, «Служанка-госпожа» способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских «буффонов» стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз. «войны буффонов»), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты — Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля «буффоны» были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых — «Деревенский колдун» знаменитого французского писателя и философа Руссо — составила достойную конкуренцию «Служанке-госпоже».

Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор опер-buffa (кроме «Служанки-госпожи» — «Влюбленный монах», «Фламинио» и др.), он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата «Stabat Mater» — одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.

Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», — писал о Перголези Б. Асафьев, — «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».