Джордж оруэлл, краткая биография. Джордж оруэлл, краткая биография Война - это мир

Джордж Оруэлл — псевдоним знаменитого английского публициста и писателя Эрика Блэйра. Книги Оруэлла «Скотный двор» и «1984» покорили весь мир и входят в списки обязательных книг для чтения. Автор первым стал использовать термин холодная война, который впоследствии получил широкую огласку.

Краткая биография Джорджа Оруэлла

Будущий знаменитый писатель родился 1903 года в Индии в семье работника Опиумного департамента британской колонии. Получил образование в школе св. Киприана, в 1917 году был удостоен именной стипендии и до 1921 года учился в колледже. По завершении обучения до 1927 года служил в полиции Бирмы, после долгое время проживал в Европе и Великобритании. Жил свободным заработком, понемногу писал публицистику и художественную прозу. Твердое намеренье начать писать утвердилось перед переездом в Париж. В городе писатель вел своеобразный образ жизни, который В. Недошивин охарактеризовал как «бунт похожий на толстовский». С 1935 года начал публиковать свои произведения под именем Джорджа Оруэлла.

Через год женился, а еще через шесть месяцев отправился на Арагонский фронт в Испанию. Сражался на войне до получения ранения фашистским снайпером. В годы Второй мировой войны прославился как ведущий антифашисткой программы на BBC. Долгое время боролся с туберкулезом, умер в 1950 году.

Творчество Джорджа Оруэлла

Оруэлл утверждал, что истинная проза должна быть прозрачной, как стекло и сам пользовался этим правилом при написании книг. Примеры того, что он считал основным преимуществом прозы можно найти в эссе и . Он считал, что языковая неряшливость и несправедливость в политике взаимосвязаны между собой. Своим долгом автор называл отстаивание идеалов свободного социализма и противостояние тоталитарным тенденциям, грозившим эпохе. В 1945 году была опубликована книга — прямая сатира русской революции и крушения, рожденных ею надежд, с помощью притчи писатель показывает, как хозяевами одной фермы становятся животные. Еще одна знаменитая книга — антиутопия, в которой Оруэлл обрисовывает во всех красках тоталитарное общество.

Советуем ознакомиться с творчеством писателя более подробно самостоятельно. Темы, интересующие в свое время Оруэлла, остаются актуальными и поныне. Предлагаем читать книги Оруэлла онлайн бесплатно у нас на сайте.

Биография

Творчество

Все животные равны. Но некоторые равнее других.

- «Скотный двор»

Люди жертвуют жизнью во имя тех или иных сообществ - ради нации, народа, единоверцев, класса - и постигают, что перестали быть личностями, лишь в тот самый момент, как засвистят пули. Чувствуй они хоть немного глубже, и эта преданность сообществу стала бы преданностью самому человечеству, которое вовсе не абстракция.

«О дивный новый мир » Олдоса Хаксли был превосходным шаржем, запечатлевшим гедонистическую утопию, которая казалась достижимой, заставляя людей столь охотно обманываться собственной убеждённостью, будто Царство Божие тем или иным способом должно сделаться реальностью на Земле. Но нам надлежит оставаться детьми Божиими, даже если Бог из молитвенников более не существует.

Оригинальный текст (англ.)

People sacrifice themselves for the sake of fragmentary communities - nation, race, creed, class - and only become aware that they are not individuals in the very moment when they are facing bullets. A very slight increase of consciousness and their sense of loyalty could be transferred to humanity itself, which is not an abstraction.

Mr Aldous Huxley"s Brave New World was a good caricature of the hedonistic Utopia, the kind of thing that seemed possible and even imminent before Hitler appeared, but it had no relation to the actual future. What we are moving towards at this moment is something more like the Spanish Inquisition, and probably far worse, thanks to the radio and the secret police. There is very little chance of escaping it unless we can reinstate the belief in human brotherhood without the need for a ‘next world’ to give it meaning. It is this that leads innocent people like the Dean of Canterbury to imagine that they have discovered true Christianity in Soviet Russia. No doubt they are only the dupes of propaganda, but what makes them so willing to be deceived is their knowledge that the Kingdom of Heaven has somehow got to be brought on to the surface of the earth. We have not to be the children of God, even though the God of the Prayer Book no longer exists.

- Эссе «Мысли в пути» Дж. Оруэлла (1943 г.)

Всё оказывается несущественным, если видишь главное: борьбу постепенно обретающего сознание народа с собственниками, с их оплачиваемыми лжецами, с их прихлебалами. Вопрос стоит просто. Узнают ли люди достойную, истинно человечную жизнь, которая сегодня может быть обеспечена, или этого им не дано? Загонят ли простых людей обратно в трущобы, или это не удастся? Сам я, может быть, без достаточных оснований верю, что рано или поздно обычный человек победит в своей борьбе, и я хочу, чтобы это произошло не позже, а раньше - скажем, в ближайшие сто лет, а не в следующие десять тысячелетий. Вот что было настоящей целью войны в Испании, вот что является настоящей целью нынешней войны и возможных войн будущего.

Джордж Оруэлл (George Orwell) – творческий псевдоним английского писателя и публициста. Настоящее имя – Эрик Артур Блэр (Eric Arthur Blair). Родился 25 июня 1903 года в Индии в семье британского торгового агента. Оруэлл учился в школе св. Киприана. В 1917 году получил именную стипендию и до 1921 года посещал Итонский Колледж. Жил в Великобритании и других странах Европы, где перебивался случайными заработками и начал писать. Пять лет служил в колониальной полиции в Бирме, про что в 1934 году рассказал в повести «Дни в Бирме».

Самые известные работы Оруэлла – повесть «Скотный двор» (1945) и роман-антиутопия «1984» (1949). В повести писатель показал перерождение революционных принципов. Это аллегория революции 1917 года и последующих событий в России. Роман «1984» стал продолжением «Скотного двора». Оруэлл изобразил возможное будущее общество как тоталитарный иерархический строй. Такое общество основано на физическом и духовном порабощении, пронизано всеобщим страхом, ненавистью, доносительством. В этой книге впервые прозвучало скандально известное «Старший брат следит за тобой», введены термины «двоемыслие», «мыслепреступление», «новояз», «правоверность».

Оруэлл написал множество повестей, эссе, статей, мемуаров, стихотворений социально-критического и культурологического характера. В Великобритании издано полное 20-томное собрание сочинений. Произведения писателя переведены на 60 языков. Оруэлл был удостоен премии «Прометей», которую вручают за исследование возможностей будущего человечества. Оруэлл ввел в политический язык термин «холодная война».

«Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие».

От повести Оруэлла становится, что называется, и смешно, и грустно одновременно, и именно поэтому, наверное, это произведение в некоторой степени даже гениально. Как можно на таком малом количестве страниц уместить столько тем, часто сложных или вовсе недоступных для обсуждения в повседневной среде, но оттого не становящихся менее важными?
Оказывается, можно.

Глубоко внутри я до сих пор негодую от того, почему произведений, подобной этой повести, не числится в школьной программе, а вместо них учителя неделями вдалбливают детям в головы, например, необходимость сострадания к тому, кто не способен ни на что большее, кроме того, чтобы пихать каждому встречному в лицо своё нытьё («Тоска», Чехов) и бесконечные истории про любовь, зачастую вызывающие у детей скуку и отторжение, а также на всю жизнь становящиеся своего рода клеймом для всего многообразия литературы вообще как таковой.
Умом я, конечно, понимаю причины или по крайней мере имею смелость предполагать, но, боже, будь передо мной выбор, читать то, что мне предлагали в школе и из-за чего у меня однажды даже случился период, когда от чтения хотелось плеваться (спасибо «Русским женщинам» и «Кому на Руси жит хорошо» Некрасова, которые меня заставляли читать, чуть ли не пихая книгу в лицо на летних каникулах), или десять раз подряд прочесть и в деталях разобрать «Скотный двор», я бы выбрала второе и ни минуты не жалела бы о своём выборе.

Конечно, и в нашей программе иногда можно отыскать достойные произведения (из того, что приходилось читать мне, а я читала всё, что мне говорили читать в школе, я насчитала от силы около десяти произведений из всего бесконечного множества). Но некоторые из произведений не то что не стоят внимания или сильно устарели, они просто-напросто бесполезны или совершенно непонятны для читателя, и особенно того возраста, которому предлагаются.
Но это, конечно, моё личное мнение, мало относящееся к теме данной рецензии.

«Скотный двор» Оруэлла – построенная на образах животных сатира на известные события, происходившие в период 1917 года по (примерно) 1950 год на территории Советского Союза. Однако, несмотря на то, что узнавание и сравнение образов персонажей повести с политическими деятелями тех времён показалось мне довольно занятным развлечением, вдаваться в рассуждения об истории СССР я не буду, ибо сюжет произведения идеально подойдёт под обстановку практически любой страны во время той или иной революции, а также после неё. В качестве примера можно привести военный переворот Иди Амина в Уганде в 1971 году, установивший один из самых жестоких тоталитарных режимов, существовавших в Африке когда-либо.

Так что сюжет этого произведения знаком даже тому, кто его не читал: если уж не из истории, то по крайней мере из фильмов или компьютерных игр в жанре антиутопия. В общем, хоть раз, наверное, каждый современный человек пропускал через себя нечто подобное.

Сначала в некогда светлый край приходит в упадок, и его население естественным образом от подобного мрака начинает негодовать. Появляется сильный лидер, способный подлить масла в огонь и поведать о «кисельных берегах», «радужных лугах», «розовых облаках» и тому подобных вещах. Всё это подбадривает толпу, и в апогей кризиса начинается революция (часто вооружённая) народных масс. Население борется против существовавшей ранее несправедливости, привыкает к мнимой свободе, при которой временно ему становятся доступные чуть ли не все блага в неслыханных объёмах и само не замечает того, как попадается на свой же крючок, воздвигая на пьедестал почёта всё того же развращённого и хитрого диктатора, облачившегося в маску самого благодушия.
А ведь на самом деле ничто так и не меняется. Зато вот пропагандистский аппарат работает на ура (и почему-то именно сейчас мне необходимо было вспомнить про тоталитарный режим третьей династии с весёлым названием Ура в Месопотамии, о которой я некогда читала).
Даже не знаю, насколько тут уместна строка «хотели, как лучше, а получилось как всегда», но, с другой стороны, попытки ведь тоже не проходят бесследно… только вот рано радоваться начали.

Образы персонажей в голове возникают чисто ассоциативно. Ведь в самом деле мало кто не знает, что свиньи действительно чрезмерно прожорливы и не глупы, а кошки ленивы и независимы; или не слышал выражений «пахать как лошадь», «упрямый осёл» и «собачья преданность».
Какие-то животные из домашнего скота управляют «государственным» аппаратом, какие-то сгорают на работе (скорее в своём рабстве), какие-то тупо следуют за гласом политиков, не обращая внимания на противоречащие изначальному плану поправки, внесённые лишь в угоду самим же политикам. Некоторому скоту вообще нет до этого дела, – те хотят красоваться своими бантиками и ленточками и ни о чём не задумываться, пока одно животное получает право убить другое, придумав самую простенькую причину, а бывший неоднократно награждённым различными званиями героем становится государственным врагом номер один.
Персонажи, их характеры легко различимы, стоит лишь узнать принадлежность к тому или иному виду и их имя, что с первых же страниц облегчает понимание повести и освобождает текст от нагружающих его отступлений. Наполеон, Стукач, Майор… ну вы поняли.

Не скажу, что я любительница антиутопий. Во всяком случае я не читаю их так часто, что это могло бы мне позволить называть себя подобным образом. Да и часто представители этого жанра за редкими отличиями как две капли воды похожи одна работа на другую и вовсе не вызывают у читателя желание возвращаться к ним спустя время.
Однако к «Скотному двору» я, пожалуй, в будущем предпочла бы ещё не раз вернуться. Замечательное произведение и действительно шикарная сатира.

(8. Книга, которую вам посоветует ридлянин.)

Эрик Артур Блэр родился в городе Мотихари, Индия, чья территория на то время являлась британской колонией. Его отец занимал одну из рядовых должностей в Опиумном департаменте администрации колонии, а мать была единственной дочкой торговца чая из Бирмы. Будучи еще ребенком, Эрик вместе с мамой и старшей сестрой отправились в Англию, где парнишка поучил образование – сначала в начальной школе Истборна, а после в престижном «Итон колледже», обучался в котором он по специальной стипендии. Окончив колледж в 1921 году, молодой человек на пять лет (1922 – 1927 г.) посвятил себя службе в полиции Бирмы, однако недовольство имперским правлением привело к его отставке. Этот период в жизни Эрика Блэра, совсем скоро взявшего псевдоним Джордж Оруэлл, ознаменован одним из самых знаменитых его романов — «Дни в Бирме», который был издан в 1936 году уже под псевдонимом.

После Бирмы молодой и свободный, он отправился в Европу, где перебивался куском хлеба от одной случайной подработки до другой, а по возвращению домой он твердо решил для себя стать писателем. В это время Оруэлл написал не менее впечатляющий роман «Фунты лиха в Париже и Лондоне», повествующий о его жизни в двух крупнейших городах Европы. Это творение состояло из двух частей, в каждой из которых описывались самые яркие моменты его жизни в каждой из столиц.

Начало писательской карьеры

В 1936 году Оруэлл — на то время уже женатый человек — вместе с супругой отправился в Испанию, где как раз полным ходом шла гражданская война. Проведя в зоне боевых действий около года, он вернулся в Великобританию вынужденно – ранение фашистским снайпером прямо в горло требовало лечения и дельнейшего отстранения от военных действий. Находясь и Испании, Оруэлл сражался в рядах ополчения, сформированного антисталинистской коммунистической партией ПОУМ — марксистской организацией, существовавшей на территории Испании с начала 30-х годов. Этому периоду в жизни писателя посвящена целая книга — «В честь Каталонии» (1937 г.), в ней он подробно рассказывает о прожитых днях на фронте.

Однако британские издатели книгу не оценили, подвергнув жестокой цензуре – Оруэллу предстояло «вырезать» любые высказывания, гласившие о терроре и полном беззаконии, творившемся в республиканской стране. Главный редактор был непреклонен – в условиях фашистской агрессии бросать даже малейшую тень на социализм, а тем более на обитель данного явления – СССР – нельзя было ни в коем случае. Книга все же увидела мир в 1938 году, однако была воспринята довольно холодно – количество экземпляров, продававшихся в течении года не превышало 50 штук. Эта война сделала Оруэлла заядлым противником коммунизма, решив примкнуть к рядам английских социалистов.

Гражданская позиция

Творения Оруэлла, написанные с начала 1936 года, по его собственному признанию в эссе «Почему я пишу» (1946 г.), имели антитоталитарный подтекст и превозносили демократический социализм. В глазах писателя Советский Союз был одним сплошным разочарованием, а революция, прошедшая в Стране Советов, по его мнению, не только не привела к власти бесклассовое общество как обещалось ранее большевиками, но и наоборот — «у руля» оказались люди еще более безжалостные и беспринципные, нежели раньше. Оруэлл, не скрывая ненависти, говорил об СССР, а Сталина считал самым настоящим воплощением зла.

Когда в 1941-ом году стало известно о нападении Германии на СССР, Оруэлл и подумать не мог, что совсем скоро Черчилль и Сталин станут союзниками. В это время писатель вел военный дневник, записи в котором повествуют о его негодовании, а после удивлении самому себе: «Никогда не думал, что доживу до тех дней, когда мне доведётся говорить „Слава Товарищу Сталину!“, так ведь дожил!», — писал он спустя время.

Оруэлл искренне надеялся, что в результате войны к власти Великобритании придут социалисты, причем социалисты идейные, а не формальные как часто бывало. Однако этого не происходило. События, разворачивавшиеся на родине писателя и в мире в целом, угнетали Оруэлла, а постоянный рост влиятельности Советского Союза и вовсе вгоняли в затяжную депрессию. Окончательно «подкосила» писателя смерть жены, которая была его идейной вдохновительницей и самым близким человеком. Однако, жизнь продолжалась и ему приходилось с этим мириться.


Главные работы автора

Джордж Оруэлл был одним из немногих авторов того времени, кто не только не воспевал оды Советскому Союзу, но и старался во всех красках описать весь ужас советского строя. Главным «противником» Оруэлла в этом условном соревновании идеологий был Хьюлетт Джонсон, получивший в родной Англии прозвище «Красный настоятель» — он в каждом своем произведении хвалил Сталина, всячески высказывая восхищения страной, которая ему подчинялась. Одержать победу, хоть и формальную, в этом неравном бою удалось все же Оруэллу, но, к сожалению, уже посмертно.

Книга «Скотный двор» написанная писателем в период с ноября 1943 по февраль 1944-го была очевидной сатирой на Советский Союз, который на то время по-прежнему являлся союзником Великобритании. Печатать это произведение не бралось ни одно издательство. Все изменилось с началом холодной войны – сатира Оруэлла наконец-то была оценена. Книга, которую большинство видело как сатиру на Советский Союз, по большей части была сатирой на сам Запад. Огромный успех и миллионные тиражи продаж своей книги Оруэллу увидеть не пришлось – признание было уже посмертным.

Холодная война изменила жизни многих, в особенности тех, кто поддерживал политику и строй Советского союза – теперь они либо совсем пропали с радаров, либо сменили позицию на резко противоположную. Очень кстати пришелся ранее написанный, но не изданный Оруэллом роман «1984», который впоследствии называли «каноничным антикоммунистическим произведением», «манифестом Холодной войны» и многими другими эпитетами, которые, бесспорно были признанием писательского таланта Оруэлла.

«Скотный двор» и «1984» — антиутопии, написанные одним из величайших публицистов и писателей в истории. Повествующие в основном об ужасах и последствиях тоталитаризма, они, к счастью, не были пророческими, однако отрицать факт того, что в нынешнее время они приобретают абсолютно новое звучание, просто невозможно.


Личная жизнь

В 1936 году Джордж Оруэлл женился на Элин О’Шонеси, с которой они прошли многие испытания, в том числе и испанскую войну. Собственными детьми пара за долгие годы совместной жизни так и не обзавелась, и лишь в 1944 году они усыновили одномесячного мальчика, которому дали имя Ричард. Однако уже совсем скоро радость сменилась огромным горем – 29 марта 1945 года в ходе операции Элин не стало. Потерю супруги Оруэлл переносил болезненно, на определенное время он даже стал отшельником, поселившись практически на безлюдном острове, на побережье Шотландии. Именно в это тяжелое время писатель завершил роман «1984».

За год до смерти, в 1949 году Оруэлл женился второй раз на девушке по имени Соня Бронел, которая была младше его на целых 15 лет. Соня на то время работала помощником редактора в журнале “Горизонт”. Однако брак продлился всего три месяца — 21 января 1950 года писатель скончался в палате одного из лондонских госпиталей от туберкулеза. Незадолго до этого его творение «1984» увидело мир.

  • Оруэлл фактически является автором термина «Холодная война», часто используемого в политической сфере по сей день.
  • Не смотря на четко выражаемую антитоталитарную позицию, выражаемую писателем в каждом произведении, он некоторое время подозревался в связи с коммунистами.
  • Советский лозунг, услышанный Оруэллом в свое время из уст коммунистов «Даешь пятилетку в четыре года!» был использован в романе «1984» в виде знаменитой формулы «дважды два равняется пяти». Фраза в очередной раз высмеивала советский режим.
  • В послевоенное время Джордж Оруэлл вел программу на «Би-би-си», в которой затрагивались самые разнообразные темы – от политических до социальных.