Дживан гаспарян биография семья. Дживан гаспарян: биография

Живая легенда, человек, познакомивший мир с дудуком – Дживан Гаспарян, празднует сегодня свой день рождения. Маэстро исполняется 89 лет. Но, несмотря на преклонный возраст, он все еще бодр, полон сил и надежд.

Дудук изменил его жизнь и он стал знаменитостью, лицом армянском народа во всем мире , при этом ни на секунду не потеряв своего главного качества – человеческого.

На его концерты собираются многотысячные залы по всему миру, ему аплодируют миллионы, он всегда востребован и любим. Но для дяди Дживана, именно так он просит обращаться к нему, все это признательность, за которую он благодарен и ради которой он творит.

Дживан Арамаисович Гаспарян родился 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке под названием Солак, неподалеку от города Раздан. Когда Дживан был еще совсем мальчишкой, его мать скончалась, а отец ушел на фронт (годы Великой Отечественной Войны). Так он попал в детдом.

Первое знакомство с инструментом, который предопределит всю его дальнейшую жизнь, произошло в 6 лет.

Азы старинного армянского инструмента маленький Дживан постигал в одиночку. Мальчик просто прислушивался к игре старых мастеров и пытался что-то повторить. Первыми его слушателями были детдомовские товарищи.

Талант и целеустремленность не могли не дать своих плодов. Вскоре Дживана начали замечать известные мастера. В 1948 году, Гаспарян в составе самодеятельного ансамбля выступил в Москве на смотре мастеров искусств республик СССР. В зале Большого театра сидел сам Сталин.

«Сталин расположился в ложе и курил сигарету с мундштуком. А ложа там в трех метрах над сценой», - вспоминает музыкант. «Потом он подозвал меня к себе. Поздравил с выступлением и даже подарил свои часы «Победа». Правда, мы потом с ребятами их продали и купили пиво и пирожки».

К концу 1980-х годов Дживан Гаспарян успел покорить все главные сцены и стать одним из самых востребованных музыкантов в СССР. Именно тогда его заметили западные ценители искусства. В 1988 году Гаспаряна пригласили на несколько концертов в Лондон. Причем вместо запланированных двух, тогда он дал целых пять. После этого его пригласили в США. Именно там он записал саундтреки к 24 фильмам, в том числе к культовому фильму «Гладиатор» . Саундтрек, в котором Дживан выступил не только исполнителем, но и соавтором композитора Ханса Циммера, получил «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму в 2001 году. «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна , - признался Ханс Циммер. - Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Дживан Гаспарян стал тем человеком, благодаря кому в мире широко узнали об армянском дудуке, внеся моду на сочетание дудука с различными музыкальными жанрами.

Как признается сам маэстро, дудук - неотъемлемая часть его жизни. Инструмент всегда при нем, он носит его в правом кармане внутренней стороны пиджака и играет. Играет для всех, кто пожелает, нужно только попросить.

Сейчас Гаспарян проживает в США и Армении одновременно. «У меня есть дом в Америке, есть дом Ереване, я живу понемногу и там и тут» , - говорит он.

В конце августа Дживану Гаспаряну довелось испытать большую трагедию, из жизни ушла его супруга – балерина Астхик Заргарян, они прожили вместе больше полувека.

С Днем Рождения дорогой дядя Дживан!

Дживан Гаспарян (арм. Ջիվան Գասպարյան; 1928, деревня Солаг, Армения) - знаменитый армянский музыкант и композитор. Живёт и работает в столице Армении, Ереване. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Даёт концерты по всему миру.

"Гаспарян превращает все свои концерты в захватывающие, грустные, страстные, ностальгические и благоговейные драмы" - Джон Парелес, New York Times.

Дживан Гаспарян - музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.
Детство Дживана Гаспаряна было тяжелым: он рос в детдоме -мать мальчика скончалась, отца забрали на фронт. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на своем первом дудуке, подаренном ему известным в ту пору в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.
И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин. Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» - рассказывает сам Маэстро. « Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».
В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.
В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.
В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.
В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро. Только не радовала Дживана Гаспаряна благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.
Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории.
В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан автор саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” , “Доктор Живаго”, ”Фрески”, он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” .
В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, Дживан Гаспарян становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.
"В 2006 г. Маэстро записывает саундтреки к фильмам «Снег и Пепел» и «Сириана» (США).
Творческий путь Почетного гражданина Армении, лауреата ордена Месропа Маштоца, Дживана Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”.

Армянский музыкант Дживан Гаспарян, благодаря которому весь мир слышал традиционную музыку дудука, выступит в Москве 1 и 2 октября. Для почти 88-летнего дудукиста концерт в российской столице, возможно, станет прощальным. Вместе с Гаспаряном на сцену московского Дома музыки выйдут лучшие исполнители Армении, в том числе внук мастера, Дживан Гаспарян-младший. На концерте прозвучат как старые мелодии, к примеру саундтрек к фильму «Гладиатор», так и новые, которых почти никто не слышал. «Лента.ру» поговорила с Гаспаряном в Ереване и узнала, как живет и о чем думает прославленный артист.

«Лента.ру»: Вы ведь начали учиться играть на дудуке в раннем детстве и совершенно самостоятельно, никто над вами не стоял. Мне лично это сложно представить, потому что я пробовала сама играть на блокфлейте, но инструмент в моих руках свистел и квакал, и я быстро забросила. Вам ведь около шести было?

Дживан Гаспарян: Да, мне было около шести или восьми. Если есть желание, знаете ли, не возникает никаких трудностей. Я действительно очень любил дудук, когда был мальчишкой. И много играл, очень много. В детстве я слышал, как другие музыканты исполняют музыку на дудуке - инструмент сразу меня привлек.

Вас кто-нибудь учил?

Никто. Но консерваторию я окончил - просто чтобы получить высшее образование. Я поступил в нее тогда, когда уже был популярным артистом. Я всегда очень много общался с композиторами, другими музыкантами, профессорами искусств, но самой игре на дудуке они меня не учили, я все постигал самостоятельно. А потом еще сам 30 лет преподавал, но сейчас не хочу.

Почему больше не хотите преподавать?

Странно, но различаю каждую ноту в мелодии, все тона и полутона, а вот речь слышу плохо. Наверное, потому что летаю много, не знаю. Почему не хочу преподавать? Это тяжелая работа. Ученики часто не ценят не только твой труд, но и само искусство. Они хотят работать ради денег, стремятся больше зарабатывать. Время такое, может быть. А я что? Получил свои 60 рублей за 12-часовой концерт и все.

Видео: Varvara Inochkina / YouTube

В молодости я не знал всех секретов и тонкостей, но сильно хотел узнать, как держать инструмент, как дуть, извлекать полутона и прочее. В общем, то, чего многие не знают и не хотят знать. Они берут дудук и идут, к примеру, играть в ресторанах или на свадьбах - больше им ничего не нужно, а мне всегда было нужно. Я хотел, чтобы дудук любили все. Сейчас много возможностей, чтобы показать себя, - интернет, телевидение. Кто угодно может записать дома свою игру и выложить в сеть, где все увидят. Так, конечно, гораздо легче быть заметным. У меня не было такого шанса, нужно было прикладывать больше усилий. Сейчас многие играют на дудуке, но устраивают с ним какие-то цирковые номера, а инструменту это не подходит.

У вас обычно грустные мелодии - это подходит инструменту или вам?

Я могу сыграть на дудуке все, что угодно, несмотря на то, что у него всего одна октава и плюс две ноты. Возможности маленькие, но я искал больше. Самое главное, конечно, тембр, он идет от сердца. Это не цирковой инструмент. Писатель Уильям Сароян даже говорил после моих выступлений, что это не игра, а молитва.

Можно разное играть: быстрое, медленное, танцевальное, лиричное. Армянские мелодии бывают и такими, и другими. Но дудук сам по себе действительно печальный. Когда мы играли в Москве в 1950-х годах, у меня спрашивали: что это за инструмент такой - 99 раз плачет, один раз смеется? Да и... история Армении такая. Моя история такая. Я родился в плохое время: началась война, отец ушел на фронт и не вернулся, мать скончалась, оставив троих детей.

Играть можно по-всякому, но мне кажется, самое главное - понимать дудук, его язык и вообще знать, что это такое. В Армении его раньше называли циранапох, то есть «абрикосовая труба». Я пробовал играть на дудуке из разных деревьев, но не звучит. То есть звучит, конечно, но не так, как нужно. Да и из абрикосовых деревьев тоже не все подходят. Никто в этом толком не разбирается, на самом деле, но я смотрю, слушаю и различаю - то дерево или не то. Иногда нет сочности, мягкости в звуке. Если дерево со мной не разговаривает, значит не мое.

Вы сами делаете дудуки?

Да, я вообще не играю на дудуках, которые сделал кто-то другой, даже в руки не беру. Мне привозят заготовки, деревянные трубки, а я их вытачиваю, обрабатываю, довожу до ума. Я знаю, как сделать, чтобы звук выходил красивый. У меня дома дудуков штук сто или больше и каждый звучит на свой лад. Они для меня как дети, я знаю все их особенности. Я много инструментов испортил, но и изобрел новый - бас-дудук, на одну октаву ниже, чем обычный. Их капризы надо понимать, с ними надо разговаривать. Как-то раз, когда мне было лет 25-30, в России обо мне показывали передачу по телевизору. Диктор тогда сказал: я не знаю, то ли Дживан играет на дудуке, то ли дудук играет на Дживане.

Это для музыканта главное?

Главное для музыканта - уметь импровизировать. Если не умеешь, то не станешь стопроцентным мастером. Читать ноты - это хорошо, конечно, но если вдруг одна сыграна не так, то вся мелодия будет испорчена. Как-то у меня в Европе были специальные концерты, где я и несколько других музыкантов из разных стран исключительно импровизировали. Пианист, к примеру, играет на рояле фразу, а ты должен продолжить. С нами был один итальянец с национальным инструментом: во время концерта его занесло куда-то не туда, и он все перековеркал. После него должен был заступить певец-еврей, тенор, большой мастер. Я слышу, что музыка, которая играет, ему не подходит. Как быть? Я на время отнял у него микрофон, заиграл на дудуке и привел его именно к той мелодии и к той тональности, которая ему была нужна. Ты не представляешь, дочь, как меня после концерта хвалили и благодарили за это. Это и есть важность импровизации.

Я могу одну мелодию сыграть сотней разных способов. Есть люди, которые, к примеру, знают шесть нот и всегда исполняют музыку только по ним, а я так не хочу. Если послушать мои записи одних и тех же композиций, окажется, что они все звучат по-разному. Мне говорят: это тебе, мол, Бог дает такое умение. Может быть. Его не продашь и не купишь - приходит что-то в голову и просто нужно выразить.

А ваши ученики умеют?

Учеников у меня, конечно, много было, не только армян, но и русских, американцев, итальянцев, немцев и так далее. Больше всего я не люблю, когда к инструменту относятся несерьезно. Не хочу, чтобы испортили. Играть надо так, чтобы любой человек любой национальности все понял. Я могу это делать.

Мой внук Дживан хорошо играет. Когда я о нем говорю, обычно называю учеником, а не внуком. Он много наград получал, даже специальный приз ЮНЕСКО. У него высшее музыкальное образование, играет очень красиво - не только армянские мелодии, но и другие. Я всегда думаю, что, когда внук будет исполнять музыку лучше меня, я перестану выступать. У него хорошо получается.

В этом году вам исполнится 88 лет. Вы довольны тем, как все сложилось?

Я очень рад. Жизнь пролетела как сон, как пять минут. Вы еще вспомните мои слова в будущем. Как-то раз я репетировал дома с учеником и сказал ему: пойди открой и закрой дверь. Он мне: «Дядя Дживан, а зачем?» А я снова: пойди и сделай. Он возвращается и смотрит на меня вопросительно. Тогда я говорю: вот так прошла моя жизнь.

Я всегда жил честно, никого не обманывал, никаких грехов на душу не брал. Детей тоже так воспитывал. За деньгами никогда не гнался: сколько заработали, на столько и жили. Никогда не завидовал чужим миллионам и миллиардам. Да мне не нужно. Я не голодаю, крыша над головой есть - что еще надо? Жить красиво - не значит иметь много денег. Приходишь домой, смотришь: все нормально, дети в порядке - тогда спишь спокойно, а утром снова идешь трудиться. Сколько получишь, столько тебе Бог дал. Я до сих пор так живу. Когда умер отец, у нас порой даже 30 копеек на хлеб не было, но как-то жили.

Не люблю себя нахваливать, но я никогда ни от кого не ждал помощи. Со мной хотели играть многие большие артисты - Лайонел Ричи, Стинг, Питер Гэбриэл, Людовико Эйнауди, Брайан Ино и так далее. Они сами меня находили, приглашали с ними работать, мы начинали дружить. Когда отмечали в Ереване мое 80-летие, многие ребята сами приехали в Армению и выступили совершенно бесплатно на юбилейном концерте: были и российские, и зарубежные звезды.

Где я только не играл: в Ла Скала, Карнеги-холл, Большом театре. У меня был сольный концерт в Большом, представляете? В истории театра такого никогда не было. А всего я 20 тысяч выступлений провел за эти годы!

Есть такие, которые вам запомнились больше других?

Как-то у меня были намечены два концерта в Токио (я уже не в первый раз приезжал в Японию). Один в закрытом зале, а второй - в открытом саду на тысячу мест. Хороший такой сад, японцы умеют это делать. Я отыграл в первый день, а во второй начался дождь, да такой, какого я в жизни не видел! Мне казалось, что концерт отменят - кто придет в такую погоду? Мы пили чай за сценой, расслаблялись. Когда до начала оставалось 10-15 минут, заходит менеджер и говорит: «Господин, вы будете переодеваться? Скоро выходить». Я удивился: «А кто-то есть?» Он замахал руками: «Все билеты проданы!» Я вышел на сцену и увидел народ: все стоят в белых плащах и под белыми зонтиками. Антракт решили не делать. Час и двадцать минут люди слушали дудук под дождем. Этого я никогда не забуду.

А в первый раз мы ездили в Японию, тоже в Токио, с коллегой Брайаном Ино. На концерте он должен был выступить в первом отделении, а я во втором. Я выхожу, играю один номер, а народ никак не отзывается, не хлопает. Думаю: это они такие или я плохо тружусь? 45 минут, 12 номеров. Когда закончил, я встал и ушел. Только через 2-3 минуты слушатели начали аплодировать. Я вышел обратно, и они 10 минут не давали мне уйти со сцены. Они привыкли так слушать камерную музыку. Это хлопанье им мешает.

У вас ведь двойное гражданство - армянское и американское. Часто бываете в Штатах?

Летом обычно в Армении, зимой - в США. У меня дочь там живет. Мы со всей семьей поехали в Америку в 1956 году, когда на родине было плохо. Через два года я вернулся. Что тут скажешь? Люблю я Армению. Люблю.

И армянского народа, знаменитого композитора и виртуозного музыканта, имя которого Дживан Гаспарян. Но лишь единицы, кто скорее причислит себя к фанатам и поклонникам музыканта, может рассказать своим друзьям о некоторых биографических фактах и пути становления Дживана Гаспаряна. Мы попытаемся разобраться кто он, каким был его путь и каковы его заслуги, чем он знаменит на весь мир и благодаря чему его популярность не угасает.

Однажды, услышав виртуозное исполнение одного из музыкантов, Гаспарян был настолько очарован этой игрой, что, преодолев смущение, попросил поиграть на инструменте музыканта. Тот, увидев неподдельный интерес маленького мальчика, разрешил. Именно с этого момента и до сегодняшнего дня, по словам самого Гаспаряна, он не расставался с музыкой. По началу, было трудно, ведь никто не учил Гаспаряна тонкостям игры на дудуке, все делалось по какому-то внутреннему чутью и наитию. Вскоре, научившись вполне достойно играть, Гаспарян показал свои умения тому музыканту и был вознагражден за свой труд первым, собственным дудуком. Много лет спустя, Гаспарян сокрушался, что так и не смог показать тому музыканту каких высот он достиг и чему научился.

В настоящее время, дудук слышал каждый, да и видели его многие. Благодаря Гаспаряну, дудук больше не считается народным инструментом. Но есть ведь люди, которые не знают, что представляет из себя «этот дудук». Дудук - это духовой музыкальный инструмент в виде трубки с девятью отверстиями. Особенностью армянского дудука является изготовление инструмента из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево является лучшим материалом для дудука из-за способности резонировать, и тем самым, издавать мягкие, вместе с тем, глубокие и проникновенные звуки. Считалось, что у каждого дудукиста(музыканта, играющего на дудуке) должен быть лично изготовленный им инструмент. В последнее время, это конечно, легко решаемая задача - можно сделать инструмент на заказ, либо приобрести его в специализированных магазинах.

Постигая азы игры на дудуке, Дживан уже тогда знал, что свяжет свою жизнь с музыкой. Так и произошло. В 18 лет никому не известный, провинциальный мальчик играл с Ансамблем Национальной песни и танца, затем с Филармоническим Оркестром города Еревана. Постепенно, многие узнавали Дживана и восхищались его игрой. Исполнял Дживан фольклорные мелодии, армянские песни. Немного позже стал сочинять сам, но в то время этот талант Гаспаряна был не замечен.

В первый раз Гаспарян был замечен и награжден часами, после своей сольной игры в Москве в 1948 году. Выступление было перед Политбюро и перед Иосифом Сталиным. Гаспарян до сих пор вспоминает этот момент с волнением: «Я играл, и глаза боялся на Сталина поднять. Изредка посматривал исподлобья, как Сталин слушал меня, курил. После того, как закончил, я не нашел ничего лучше, как просто взять и убежать. Волнение, конечно, сделало свое дело. Стоя за кулисами, я уже готовился к худшему, ведь так дерзко себя повел. И тут, на этой мысли, ко мне подходят двое в костюмах и зовут пройти с ними. Я, правда подумал, что это конец и меня ведут на расстрел. А оказывается, меня отвели в какую-то комнату и вручили красную коробочку, в которой были часы «Победа». Сам Иосиф Виссарионович подарил мне часы. На следующий день, я продал их, о чем до сих пор жалею». Эта история, как ничто лучше иллюстрирует талант Гаспаряна. Ведь всем известно, что угодить Сталину было практически невозможно. Невозможно это было для всех, но не для Гаспаряна. Своей искренней, душевной игрой, идущей от сердца, Дживан смог произвести впечатление на такого властного и жесткого человека, как Сталин.

В 1957 году Гаспарян, вместе с ансамблем «Березка» впервые отправился на зарубежные гастроли в Америку. Ни для кого не секрет, что в Америке, как и других странах мира, проживают эмигранты из Армении, для которых услышать звучание дудука на чужбине равносильно маленькому путешествию в свою родную страну и на свои земли. Поэтому выступление Гаспаряна ждали давно и его, как родного, встретили на чужбине. После этих гастролей в Америке, Гаспарян зарекомендовал себя, как профессионал своего дела. Также с этим визитом Гаспаряна связан очень скандальный для местных газет случай, после которого очень многие газеты применяли к Гаспаряну такой синоним, как «дудукист-убийца». Закончив свое выступление в одном из калифорнийских залов, и уже направляясь за кулисы, Гаспарян встретился с весьма пожилым армянином, который попросил сыграть для него. Рассказав историю о том, как в 1915 году всю его семью вырезали турки в ходе , старик попросил Дживана исполнить старинную армянскую мелодию, которую Гаспарян исполнил на концерте. Как показалось Дживану, старик заслушаясь, заснул, а Дживан, проникся историей и, не решаясь нарушать сон слушателя, играл и играл мелодию. Позже выяснилось, что старик тихо скончался под звуки дудука. Выслушав претензии жены усопшего о том, что Гаспарян убил ее мужа, Вильям Сароян, американский писатель армянского происхождения, встал на сторону музыканта и решительно возразил супруге, сказав, что «Для настоящего армянина умереть под такое волшебное исполнение дудука - Божий подарок и Божье прощение. Поэтому Дживан не убил, а лишь «сыграл» молитву для вашего супруга». На следующее утро и вышли те самые газеты, с таким неприятным для любого человека прозвищем.

Тем не менее, самым запоминающимся, по мнению самого Гаспаряна, стал вовсе не этот случай. Находясь на гастролях в Токио, перед самым выходом на сцену, пошел просто ужасающий ливень. Это было словно испытанием для музыканта и для тех, кто пришел его послушать. От стихии, на открытом стадионе, мог защититься, построенным козырьком, только лишь присутствующий на сцене, зрители же были обречены быть вымокшими до нитки. Выйдя на сцену, Дживан был просто ошеломлен тем, что все зрители стояли в дождевиках и ждали его выступления. Учитывая менталитет зрителей, это было настоящим чудом.

Настоящий расцвет музыкальной карьеры Гаспаряна случился после приглашения написать музыку для неоднозначного фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Критиками фильм был принят весьма прохладно и, раскритиковав все, что можно было, не тронутым и даже восхваленным, осталась музыка Гаспаряна. С этих пор, Гаспарян был принят не только, как виртуозный исполнитель, но и как тонко подмечающий все нюансы композитор.

Связав себя обязательствами и контрактами, Дживан был ответственен не столько перед компаниями, сколько перед людьми, в него верящими. Постоянные выступления, гастроли, запись альбомов - все это было сконцентрировано в Америке, и Дживан принял решение перевезти в Лос-Анджелес всю свою семью. Но, тем не менее, отвечая на вопрос: «Где ваш дом?», Гаспарян, не задумываясь, отвечает: «В Армении».

В 2000 году Гаспарян принимает приглашение написать музыку для нового фильма «Гладиатор». В соавторстве с композитором Хансом Циммером, Гаспарян создает трек, который позже получил премию «Золотой Глобус» за лучший саундтрек к фильму.

Многие считают, что Гаспарян прославился лишь «Гладиатором», при этом показывая свою неосведомленность. Саундтреки Дживана звучат в таких знаменитых фильмах, как «Страсти Христовы» и «Код да Винчи»

В настоящее время, у Гаспаряна множество учеников по всем миру, которые просто боготворят своего учителя. Дживан сокрушается, что передать свое мастерство некому - он отец двух дочерей, а игра на дудуке - исконно мужское занятие. Но Гаспарян не теряет надежды и обучает мастерству исполнению своего внука.

Дживан Гаспарян до сих пор дает концерты, активно гастролирует и полон планов на дальнейшую творческую жизнь. Только вот уходить из музыки Гаспарян не собирается. «Как можно устать от любимого дела? Отдыхать нужно тогда, когда ты устал. Я совершенно не устал ни от дудука, ни от ритма своей жизни».


Дживан Гаспарян - армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.


- Джон Парелес, New York Times

"Эмоциональная вовлеченность в эту музыку так сильна, что даже мельчайший посторонний шум выглядит как нечестивое осквернение доверительных отношений между публикой и музыкантом"
- Los Angeles Weekly

"Без сомнения, одна из самых красивых и одухотворенных записей, которые я когда-либо слышал" (I Will Not Be Sad In This World)
- Брайан Ино

"Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память"
- Ханс Циммер, автор музыки к фильму "Гладиатор".

Дживан Гаспарян

Он родился в небольшой деревне Солаг неподалеку от Еревана в 1928 году. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на первом, подаренном ему известным в ту пору в Армении музыкантом Маркаряном, дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

И лишь 1948 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на сморе мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. Интересно, что на этом концерте присутствовал сам Сталин, который (наверное, будучи потрясенным игрой юного музыканта) после концерта подозвал Дживана к себе. Мальчик очень испугался. Но Иосиф Виссарионович, добродушно улыбаясь, подарил ему золотые часы. Дживан, краснея и стесняясь, взял подарок, а после, изголодавшись вместе с друзьями, продал его.

В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке. В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.

В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон.

С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.

В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает музыкант.Только не радовала музыканта благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.

Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории. В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”.

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.

Дядя Дживан принимал участие в создании саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” и “Доктор Живаго”.

В июле 2001 года Гаспарян выступал вместе с Геворгом Дабагяном и Араиком Бахтыкяном на Фестивале дудука “Мелодии армянских гор”, посвященном празднованию Арменией 1700-летия со дня принятия Христианства. А в ноябре того же года он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” - так впервые в звучание “Аквариума” вплелась трагически-печальная музыка дудука.

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, он становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

В 2003-ем Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, "Фрески", повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения. Музыка Гаспаряна из этого фильма была позднее издана на одноименном альбоме.

Творческий путь Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”. Солирующие волшебные звуки дудука теперь можно услышать не только в народной и духовной музыке, но и в world music, и в симфонической музыке, и в джазе, и в роке, и в голливудских блокбастерах… И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному человеку - Дживану Гаспаряну, “королю дудука” или просто “дяде Дживану”, как с уважением и любовью его называют.

"Гаспарян превращает все свои концерты в захватывающие, грустные, страстные, ностальгические и благоговейные драмы"
- Джон Парелес, New York Times

Детство Дживана Гаспаряна было тяжелым: он рос в детдоме -мать мальчика скончалась, отца забрали на фронт. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на своем первом дудуке, подаренном ему известным в ту пору в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин. Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» - рассказывает сам Маэстро. « Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».

В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.

В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.

В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.

В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро. Только не радовала Дживана Гаспаряна благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.

Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории.
В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан автор саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” , “Доктор Живаго”, ”Фрески”, он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” .

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, Дживан Гаспарян становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

"В 2006 г. Маэстро записывает саундтреки к фильмам «Снег и Пепел» и «Сириана» (США).

Творческий путь Почетного гражданина Армении, лауреата ордена Месропа Маштоца, Дживана Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”.

Дживан Гаспарян - один из самых знаменитых армянских музыкантов, живая легенда мировой музыки, виртуоз дудука, национального армянского древнего деревянного духового музыкального инструмента, немного похожего на гобой, сделанного из абрикосового дерева и способного издавать монотонные звуки течение долгого времени. Говорят, что ничто другое не в состоянии передать чувства и эмоции армянского народа так, как дудук. В руках настоящего мастера дудук рисует пейзажи Армении и рассказывает об армянском народе.

Дживан Гаспарян родился в 1928 году, в Солаге, в деревне близ Еревана. С малых лет он начал играть на дудуке, с каждым годом приобретая все больше навыков и знаний. Гаспарян завоевал Золотую Медаль на Четвертом Международном фестивале под эгидой ЮНЕСКО, в котором он участвовал в 1959, 1962, 1973 и 1980 годах. Он получил звание народного артиста Армении в 1973 году.

Будучи профессором Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке. Преподавание приносит ему истинное наслаждение, равно как и сознание того, что благодаря его усилиям традиции и культура исполнения на дудуке не будут утеряны.

Гаспарян гастролировал в Европе, Азии и Среднем Востоке. В Америке он выступал в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе (где он играл c местным филармоническим оркестром). Его запись самых красивых народных армянских песен и баллад под названием "I will not be sad in this world", посвященная жертвам землетрясения в Армении, завоевала мировое признание. Он сотрудничал с Лайонэлом Ричи и записал саундтреки для РУССКОГО ДОМА, ВОРОНА, фильма Атома Эгояна КАЛЕНДАРЬ, американо-венгерского телефильма БУРЯ И ПЕЧАЛЬ, в 1999 году СЭЙДЖ (Брюс Уиллис, Дензел Вашингтон), ОНЕГИНА (Ральф Финнес) и в 2000 году ГЛАДИАТОРА. Саундтрек к ГЛАДИАТОРУ, в который Гаспарян внес огромный вклад и является соавтором нескольких пьес, даже получил ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС 2001 за лучшую музыку к фильму года.

На гастролях ему обычно аккомпанируют еще два исполнителя на дудуках, предлагающих публике весь спектр дудуков (сопрано, тенор, баритон и бас), также доол (бубен). Кроме того сам Дживан поет и играет на флейте и зурне. Репертуар Дживана Гаспаряна в первую очередь состоит из традиционных армянских народных мелодий. Кроме того, он хорошо известен как певец и композитор. И кроме своих композиций и аранжировок традиционных тем Гаспарян зачастую исполняет собственные песни на стихи Вахана Дериана и свои собственные.

Дживан Гаспарян родился в 1928 году в деревне Солаг недалеко от Еревана. В шесть лет он начал самостоятельно играть на дудуке и постигать основы искусства, слушая старых мастеров. В 1948 г. Дживан Гаспарян присоединился к Tatool Altounian Ансамблю Национальной песни и танца, тогда же состоялось его первое профессиональное выступление в качестве солиста с Ереванским Филармоническим Оркестром. Репертуар Гаспаряновского дудука первоначально включал в себя традиционные фольклорные армянские песни, хотя он сочинял оригинальные песни на основе поэзии Vahan Derian.

Известность среди Западной аудитории постепенно пришла к Гаспаряну после саунд-трека к фильму Питера Габриэля "Последнее искушение Христа", в котором дудук вплетался в классически-роковые музыкальные темы. С тех пор за неполные десять лет Дживан Гаспарян озвучил семнадцать фильмов, среди них: фильм "Русский Дом", "Гладиатор", "Ворон", художественно-публицистический фильм Александра Гутмана "Фрески". Саундтрек к "Гладиатору", в котором Дживан Гаспарян выступил соавтором композитора Ханса Циммера, получил "Золотой глобус" за лучшую музыку к фильму в 2001 году. Дживан Гаспарян играл на альбомах Питера Гэбриэла, выпустил диск на фирме Real World - главном фольклорном лейбле мира. Пиратские варианты его дисков легко найти на "митинских" лотках, где они лежат рядом с бутлегерскими Deep Forest, Era или Sacred Spirit. "Ладно, если бы делали хорошо!" - возмущается Гаспарян. Будучи профессором Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке.

Дживан Гаспарян интенсивно гастролирует по Европе, Азии и Америке. После 15-летнего перерыва в 2002 Гаспарян выступил в Москве и Санкт-Петербурге дал несколько аншлаговых концертов. Его пластинка с записями самых красивых народных армянских песен и баллад под названием "I will not be sad in this world", посвященная памяти жертв землетрясения в Армении, завоевала мировое признание.

Четыре раза (1959, 1962. 1973, 1980) Гаспарян становился обладателем Золотой Медали всемирно известного конкурса, организованного ЮНЕСКО. Гаспарян - единственный музыкант, которого в 1973 г. правительства Армении удостоило титула "Народный Артист Армении".

Гаспарян выступал с Кронос-Квартетом (Kronos Quartet), Венским, Ереванским и Лос-Анжелесским симфоническими оркестрами, работал с такими музыкантами как Лайонел Ричи (Lionel Richy),Брайан Ино (Brian Eno),Питер Гэюриэл (Peter Gabriel). Совместно с Майклом Бруком Гаспарян записал альбом "Black Rock".

Дудук – армянская цилиндрическая деревянная флейта. Западные учение прослеживают его существование свыше 1500 лет, хотя Советские армянские музыковеды обнаружили очевидную дату рождения инструмента 1200 лет назад. В его диапазоне только одна октава, однако, он требует определенного навыка, чтобы играть на нем, его динамика контролируется постоянным регулированием губ и пальцев. Он имеет 8 дырочек для пальцев и одну для большого пальца. Изобретенный в III веке инструмент, в 20х годах XX века, был слегка модернизирован и сегодня существует в двух основных разновидностях (их тон отличается на один тон). В Армении, дудук всегда делался из абрикосового корня и изготавливался трех размеров. Самый маленький – 28 см, с трубкой 9 см длинной; средний размер модели около 33 см с трубкой 12 см; и самый большой размер – 40 см. с 14 см трубкой. Настройка в основном неутвержденная и диатоническая, хотя спектр нот может быть найден частичным закрытием дырочек. Инструмент относится к специфическому типу двойной трубки, относящейся к категории щелевой трубы. В Армении используется камыш для изготовления трубки, который растет в избытке на берегу реки Аракс.

Дудук имеет теплый, мягкий, легкий носовой тембр и используется в фольклорных песнях и танцевальной музыке. По крайней мере, два игрока могут играть вместе, второй инструмент cодержит тоновый гудок, называемый дам, этот игрок называется дамкаш.

Тот дудук, на котором играет Дживан Гаспарян, живет у него уже сорок лет. Кроме того, маэстро играет на зурне, свирели, кларнете и поет высоким голосом.