Дружба между пьером и болконским. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов — друзья


Как выглядит искренняя и благородная дружба, построенная на духовной близости людей, можно понять, прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Такая дружба была между князем Андреем Болконским и графом Пьером Безуховым.

Пьер, прибывший из-за границы, встречается с Андреем в знатном светском салоне Анны Шерер. При встрече с Пьером, непосредственном и похожем на ребенка, Болконский чувствовал оживление. Он ценил Пьера за его живость и простодушие.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Князь Андрей говорил ему о том, что Пьер дорог ему как единственный «живой человек» из всего высшего общества, которое его окружает. Болконский любил и принимал Пьера таким, какой он есть.

Беседы их были всегда искренними и доверительными. Болконский проявлял интерес к делам Пьера, спрашивал у молодого друга о выборе: кем он будет – дипломатом или кавалергардом. Пьер был нерешителен и оттягивал выбор. Князь Андрей советовал, чтобы юноша решился как можно быстрее, так как этого ждал и отец Пьера. Андрей откровенно, не скрывая, объяснил Пьеру причину своего решения служить в армии. Он понял, что светская жизнь, полная сплетен, равнодушия и напыщенности, не для него. Болконский советовал Пьеру не торопиться с женитьбой, советовал узнать женщину лучше. У них был общий кумир – Наполеон. Юный Безухов восхищался им как великим полководцем. Князь Андрей хотел, как Наполеон, прославиться.

Пьер видел ценность своего старшего друга, считал его идеалом и надеялся на его помощь в будущем. Пьер Безухов считал Болконского человеком сильным и волевым. Князь Андрей отговаривал молодого друга от поездок к Курагиным, обращал внимание Пьера на то, что кутежи - это пустая трата времени.

Тяжелое ранение князя Андрея вынудило его поселиться в Богучарове. Мечты о славе остались в прошлом. Он впал в состояние апатии и утратил интерес к общественной жизни. Пьер, осознавая перемены, произошедшие с другом, всегда был рядом. Они беседовали о смысле жизни. Пьер видел счастье в наслаждении творить добро для всех, жить для других. Андрей же понимал счастье иначе. Жизненное счастье в его понимании – жить для себя и своих родных и близких, воспитывать сына.

Во время поездки в имение Лысые Горы у Пьера с Андреем был разговор о жизни и вере в лучшее. Лев Толстой пишет, что в тяжелый период жизни Андрея Болконского помощь Пьера Безухова помогла ему начать новую жизнь. Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением был очень важен. Болконский размышлял не только о своей жизни, но и о жизни других людей. Исход Бородинского сражения мог сильно повлиять на их судьбы.

Дружба князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова была построена на общности интересов, на общности духовных запросов – поисков смысла жизни.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Всегда ли знакомые друг с другом люди могут стать друзьями? Это всегда свободный выбор, он не касается родителей и детей, которых, как все мы знаем, не выбирают. Поэтому другом может быть только тот, кому можно всегда и во всем полностью доверять, уважать и считаться с его мнением. Но не всегда друзья думают одинаково. Ведь не зря говорится в пословице о том, что недруг будет поддакивать, а настоящий друг - спорить. В основе дружбы князя Андрея ­ и Пьера Безухова , совершенно разных по характерам, имеющих различные индивидуальности, лежит­ бескорыстность и искренность. Они готовы друг друга поддерживать, помогать в сложных ситуациях. У них много разногласий, но есть одно общее - это стремление к полезной деятельности. Их общая цель - это полноценная и осмысленная жизнь. Как притягиваются две противоположности, так и эти два человека в целой толпе нашли друг друга. Они встретятся на одном из великосветских вечеров, проводимых среди множествагостей, блеска драгоценностей и дорогих нарядов, где царит фальшивая любезность, искусственные улыбки, и ведутся «чинные» разговоры.­ Два непохожих человека, среди всех остальных найдут друг друга, они не расстанутся до конца дней одного из них.

Странной кажется дружба этих двух мужчин, утонченного аристократа -­ Болконского и незаконного рожденного сына знатного вельможи - Пьера. Болконский в этом обществе свой, он принят всеми в этом обществе, со своими безупречными манерами. Образованностью и гибким умом. А­ Пьер, впервые появившись в этой гостиной, без соблюдения правил этикета начинает спор о Наполеоне . Ему здесь все ново и поэтому интересно: и разговоры и люди, которые их ведут. Они искренне обрадовались встрече. Будучи знакомыми еще с детства,­ они несколько лет не встречали друг друга. Им есть о чем поговорить, даже, несмотря на эти годы и разницу в их возрасте. Что же может объединить их теперь, чем они интересны друг для друга? Оба молодых человека находятся на перепутье, их мысли не карьера, а­ смысл жизни, и полезная, достойная человека, деятельность. Они оба знают, чего хотят, к чему нужно стремиться. Этого не знает ни наивный Пьер, ни князь Андрей. Жизнь Болконского, которую он ведет, ему самому не нравится, он считает её неудавшейся и постоянно ищет выход из этого положения. Он старается влиять на Пьера, убеждать его в том, что он сможет быть полезным на разном поприще, предупреждает его о дурном влиянии компании Курагина и Долохова .

Разговаривают эти два друга не только о своих личных проблемах, имя Наполеона, которое вызывает не только возмущение, но и страх, тогда было на устах у всего придворного общества. По-другому воспринимают его рузья. Так, Пьер, горячо защищающий, оправдывает его жестокость как необходимость для сохранения завоеваний французской революции. Князю Андрею привлекательна в Бонапарте­ его неординарность, как великого полководца, который благодаря своему таланту поднялся на самую вершину славы.­ Во многих вопросах друзья не соглашаются друг с другом, но право на собственное суждение и выбор они сохраняют за собой. Князь Болконский, как­­ более опытный, опасается за своего друга, за то негативное и развращающее влияние, которое может оказать среда, в которой оказался Пьер. Для Безухова его друг - образец всех совершенств, но он не слушает его советов, поэтому учится на своих собственных ошибках. Судьба не раз будет испытывать друзей, но они никогда не забывали друг о друге, в какой бы сложной ситуации они не находились. Борьба с самим собой происходит у каждого, они то побеждают в ней, то терпят поражение, но все равно её упорно продолжают, никогда не сдаются. В романе мы видим двух разных людей, которые все время поддерживали друг друга, становились лучше, где-то справедливее и чище душой. О такой дружбе и взаимовыручке можно только мечтать в наши дни.

Роман «Война и мир» стал ничем другим как шедевром не только русской, но и мировой литературы. Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои романа постоянно в поисках своего места в жизни. Возможно, благодаря общим целям их отношения переросли в настоящую дружбу, в которой они искренне доверяли друг другу.

Оба на перепутье. Оба думают не о карьере, а о смысле жизни, о полезной, достойной человека деятельности. Они еще не знают, чего хотят, к чему надо стремиться, не понимает этого не только наивный Пьер, но и князь Андрей, однако Болконский знает точно, что жизнь, которую он ведет, не по нему. Он считает, что жизнь не удалась, мечется, ищет выхода. Однако это не мешает ему попытаться повлиять на Пьера, убедить его, что на любом поприще тот «будет хорош», только надо держаться подальше от компании Долохова и Анатоля Курагина. Волнуют их не только личные проблемы.

И Пьер, и князь Андрей в свое время проходят через увлечение Наполеоном, причем если Безухова этот человек привлекает как «наследник» французской революции, то Болконский связывает с именем Наполеона собственные мечты о великой славе и подвиге. Убедиться в фальшивости, несостоятельности этого идола и Пьеру, и Андрею помогает наблюдение и общение с простым русским народом, солдатами во время исторических событий войны 1812 года.

Толстой ведет своих героев через непрерывный ряд увлечений тем, что кажется им наиболее значительным в жизни человека и общества, но очень часто эти увлечения приводят героев к разочарованию, поскольку то, что вначале их привлекает, на деле оказывается мелким и ничтожным. И лишь в результате жестоких столкновений с миром, в результате освобождения от «миражей» друзья открывают то, что, с их точки зрения, является истинным, подлинным.

Однако интереснее всего то, что и Андрей Болконский, и Пьер Безухов, неповторимо, каждый по- своему и даже в разное время приходят к результатам, поражающим своей общностью. Так, по мере более глубокого проникновения в истинную сущность окружающего их общества, им становится тесно в узком, фальшивом и бессмысленном пространстве света, который ограничивает и отягощает их, и они уходят оттуда в поисках новых человеческих ценностей.

Страницы «Войны и мира», посвященные дружбе таких разных и таких одинаково прекрасных людей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, незабываемы. Ведь на наших глазах эти люди, поддерживая друг друга, становятся лучше, чище, справедливее. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый.

Как известно, первоначально Л.Н.Толстой задумал роман о декабристе, который возвращается с каторги в пореформенную Россию. Но писатель решил рассказать и о восстании декабристов, чтобы выявить причины этого события для судьбы родины. Однако это событие потребовало от него также обращения к истокам декабризма — отечественной войне 1812 года.

Сам писатель говорил, что для него было невозможно рассказывать о времени русских побед, не обратившись к эпохе «срама и поражений» — войне 1805-1807 годов. Так появился роман «Война и мир». Как видно из этой истории, в романе изначально был один герой — Пьер Безухов.

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Образ Андрея Болконского появился из сцены гибели молодого офицера на поле Аустрелица. Итак, в «Войне и мире» два положительных героя, которые близки автору и во многом осмысляют события так, как осмыслял их автор.

Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, ведет светскую жизнь, женат, но

«та жизнь, которую он ведет не по нему».

Этим он объясняет причину своего желания ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но, зная его отца, старого князя Болконского, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание князя Андрея было суровым, он, скорее всего, не знал ласк матери. Но в то же время от отца он унаследовал огромное чувство долга, патриотизм, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.

О детстве Пьера мы тоже знаем мало. На его судьбу накладывает отпечаток то, что он незаконорожденный сын крупного екатерининского вельможи. Пьер возвращается из-за границы, где он и воспитывался. Заграничное воспитание заложило в него гуманистический подход к проблемам человечества. Мы знакомимся с героями на вечере Анны Павловны Шерер. И Пьер, и Андрей выделяются из всех присутствующих на вечере:

  • Андрей — тем, что ему откровенно скучно, он только выполняет обязанность светского человека,
  • а Пьер — тем, что наивно нарушает установленный порядок искренностью и естественностью. Пьер плохо знает жизнь и плохо разбирается в людях.

Мир героев Толстого — это мир патриархального дворянства. Позицию лучших представителей дворянской интеллигенции и пытается понять писатель.

И для Пьера, и для Андрея характерны:

  • мучительные раздумья о цели жизни,
  • раздумья о судьбе родины,
  • благородство, искренность,
  • осознание единства своей судьбы и судьбы народа и родины.

Отношение писателя к войне выражает князь Андрей в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением:

«Война — самое гадкое дело на свете».

Толстой проводит каждого из героев мучительной дорогой поисков истины. Принципиально важно, что писатель не боится показать ошибки и провалы героев.

Жизненный путь князя Андрея

  • отвращение к светской жизни (» … эта жизнь — не по мне», характеристика автора: » Он все читал, все знал, обо всем имел понятие»)
  • война 1805-1807 гг., мечты о славе («Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»)
  • небо Аустерлица («Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…»)
  • жизнь в Лысых горах, воспитание сына (Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя)
  • возрождение к жизни: разговор с Пьером на пароме, ночь в Отрадном, дуб (» Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»)
  • сближение и разрыв со Сперанским — любовь к Наташе и разрыв с нею — («Я простить не могу»)
  • отечественная война 1812 года, единение с народом, ранение, поиски вечности, прощение врагов (Курагина) — любовь к («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде») — открытие вечности.

Важнейшее, что выносит читатель из судьбы Андрея Болконского, — познание истины требует от человека отказа от индивидуализма и эгоизма, истина же, по Толстому, в прощении и примирении с жизнью.

Пути Андрея и Пьера постоянно пересекаются, но интересно, что герои почти никогда не находятся в одной точке: периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами спада у князя Андрея.

Путь духовных исканий Пьера Безухова

Посмотрим на путь духовных исканий Пьера Безухова. Женитьба на Элен — первое жизненное испытание Пьера. Здесь проявилось не только незнание жизни, неумение противостоять давлению, но и внутреннее чувство, что в том, что произошло что-то неестественное. Дуэль с Долоховым — переломный этап в жизни Пьера: он в свою очередь понимает, что та жизнь, которую он ведет, не по нему

(» … свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь»)

Но причину в том, что произошло герой Пьера видит прежде всего. Вину он берет на себя. В этот момент и происходит его встреча с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Безухов начинает видеть смысл жизни в необходимости делать людям добро. Но Пьер еще не знает жизни, поэтому так легко его обмануть, как обманывают его приказчики и управляющие в его имениях. Он еще не может отличить правду от лжи. Разочарование в масонстве приходит к герою, когда он сталкивается с представителями высшего света в масонской ложе и понимает, что для них масонство — только возможность сделать карьеру, получить выгоду. Примечательно, что любовь к Наташе приходит к Пьеру тогда, когда Наташа совершила ужасную ошибку, встретив Анатоля Курагина. Любовь делает человека лучше, чище.

Любовь Пьера к Наташе, вначале безнадежная, возрождает героя к поискам истины. Бородинское сражение переворачивает его жизнь, как и жизнь многих русских людей. Безухов хочет быть простым солдатом,

«скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира».

Наивное желание убить Наполеона, принести себя в жертву, спасение девочки, плен, расстрел, потеря веры в жизнь встреча с Платоном Каратаевым — этапы духовного становления Пьера в романе «Война и мир» стремительно меняются. Герой учится у Платона умению жить в любых обстоятельствах, принимать жизнь, ощущать себя частицей огромного мира

(«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»).

Примечательно, что после плена Пьер обрел умение общаться с людьми и понимать их, его уже невозможно обмануть, ему внутренне присуще понимание хорошего и плохого. Встреча с Наташей, взаимное чувство любви возрождает Безухова, дает ему счастье. В эпилоге романа Пьер увлечен идеями радикальных изменений общественного устройства России — он будущий декабрист.

Раскрытие характеров Пьера и Андрея в романе

Особо следует отметить, что образы Пьера и Андрея не дублируют друг друга: перед нами два разных человека, два разных характера. Появление в романе не единственного положительного героя дает Толстому возможность показать, что поиски смысла жизни, духовные искания были свойственны лучшим дворянам России.

Характер героев Толстого раскрывается:

  • в столкновении с другими персонажами (сцена объяснения Пьера и Элен),
  • в монологах героев (размышления князя Андрея по дороге в Отрадное),
  • психологического состояния героя («О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых не мог разрешить и не мог перестать задавать себе»- о Пьере),
  • на духовное и душевное состояние героя (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное).

Вся жизнь писателя Толстого была направлена на постижение Истины. Таковы и любимые его герои — Пьер и Андрей, которые как бы задают читателю высокую планку постижения смысла жизни, заставляют мучительно переживать падения и взлеты, постигать жизнь и самого себя.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь