Древнерусская литература. Сборник идеальных эссе по обществознанию Древнерусская литература егэ

  • 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
  • 6.Функции тгп.
  • 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
  • 1. Прецедент толкования
  • 8. Виды юридической практики.
  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 21.Предпосылки происхождения государства
  • 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
  • 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
  • Теория специализации
  • Восточный (азиатский) путь возникновения государства
  • Западный путь возникновения государства
  • 24.Основные закономерности развития государства и права
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Государство: понятие, признаки.
  • 27.Сущность государства
  • 28.Соц.Назначение госва
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 15. Общество: понятие, социальные институты

    Общество - совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных, общностью экономической, социальной, политической и духовной метни. единой государственной властью и правовой системой.

    Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, вхо­дящих в другие сообщества.

    Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности по отношению друг к другу, составляющей социальную жизнь.

    Люди - существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью.

    Институты

    Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства.

    Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты - племена.

    Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты .

    Исторически первым политическим институтом , самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

    Социальные институты

    Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы .

    Социальный институт в широком смысле - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; социальный институт в более узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Основнаяцель социальных институтов - достижение стабильности в ходе развития общества.

    Выделяют функции социальных институтов:

    1. Удовлетворение потребностей общества .

    Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности - церковью, потребности в познании окружающего мира - наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность - удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

    2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы – семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность ее распада.

    3. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов,но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания

    4. Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и безответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

    5. Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

    6. Коммукативные функции . Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику – формальные связи. У института средств массовой информации – это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим – в меньшей.

    Структуру социального института образуют:

      социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

      совокупность норм , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

      система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

      идеологические обоснования деятельности социального института;

      социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

    В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

      экономические институты - разделение труда, собственность , рынок , торговля , заработная плата , банковская система , биржа, менеджмент , маркетинг и т.д.;

      политические институты - государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

      институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

      институты культуры - школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

    Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

    Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.»

    В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле-дование, власть, собственность, семья .

    • Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи)
    • Потребность в безопасности и порядке (государство)
    • Потребность в добывании средств существования (производство)
    • Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования)
    • Потребности в решении духовных проблем (институт религии)

    Сферы жизнедеятельности общества

    Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
    Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
    Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
    Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
    Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.

    Институт родства (брак и семья) — связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи.

    Цели и функции социальных институтов

    Каждый социальный институт характеризуется на-личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

    Функции

    Ключевые институты

    Сферы общества

    Основные роли

    Физические черты

    Символичес-кие черты

    Другие институты данной сферы общества

    Забота, воспитание детей

    Семья,

    Наследование

    Социальная (семейно-брачные отношения)

    • Ребенок

    Обстановка

    Обручение

    Контракт

    Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.

    Добывание пищи, одежды, жилья

    Собственность

    Экономичес-кая сфера

    • Работодатель
    • Наемный работник
    • Покупатель
    • Продавец

    Деньги Торговля

    Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.

    Поддержание законов, правил и стандартов

    Власть

    Государство

    Политическая сфера

    • Законодатель
    • Субъект права

    Общественные здания и места

    Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.

    Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

    Религия

    Духовная сфера

    • Священник
    • Прихожанин

    Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

    Образование

    Духовная сфера

    • Учитель
    • Ученик

    Общественное мнение, СМИ и др.

    Внутри фундаментальных социальных институтов су-ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс-титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке-тинговые, организационно-управленческие институты. В сис-теме политических институтов современного общества, наря-ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

    Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

    • обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;
    • регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;
    • определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);
    • производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

    Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

    • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
    • Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
    • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
    • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

    Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие:

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений . Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
    2. Регулятивная функция . Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
    3. Интегративная функция . Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
    4. Транслирующая функция . Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
    5. Коммуникативные функции . Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

    Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

    Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) .

    В процессе некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

    Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

    Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

    • удовлетворение потребностей общества;
    • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

    Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

    Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

    Структуру социального института образуют:

    • и , призванные удовлетворять потребности групп, личности;
    • совокупность , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
    • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
    • идеологические обоснования деятельности социального института;
    • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

    К признакам социального института относятся:

    • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
    • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
    • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
    • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
    • общественно признанная миссия, цель, идеология.

    Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

    • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
    • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
    • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
    • здания, аудитории, учебные пособия;
    • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

    В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

    • экономические институты - разделение труда, биржа, и т.д.;
    • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
    • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
    • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

    Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

    Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

    Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

    Основные социальные институты

    К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

    - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

    — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

    — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

    Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

    — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

    — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

    Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

    Виды социальных институтов

    Деятельность социального института определяется:

    • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
    • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
    • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление .

    Важнейшими социальными институтами являются:

    • государство и семья;
    • экономика и политика;
    • СМИ и ;
    • право и образование.

    Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений , а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

    Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности :

    • реляционные;
    • регулятивные.

    Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

    Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

    В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

    Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

    Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

    Функции социальных институтов

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества .

    Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

    В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции , соответствующие специфике института.

    Общие функции:

    • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
    • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
    • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
    • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

    Отдельные функции:

    • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
    • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
    • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
    • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
    • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
    • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
    • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

    Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности , т. е. признания целесообразности их действий большинством населения . Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

    В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам . Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули .

    Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

    В ходе развития от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

    Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

    Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией . Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

    Экономика как социальный институт

    В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

    Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

    • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
    • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
    • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
    • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

    Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

    Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

    Деятельность и функции экономики как социального института

    Основными функциями экономики как социального института являются:

    • согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
    • удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
    • укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
    • поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

    Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание .

    Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

    Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

    Как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

    Как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.

    Минимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.

    Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.

    Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.

    1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.

    Общие понятия курса:
    Художественная литература как искусство слова;
    Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;
    Художественный образ. Художественное время и пространство;
    Содержание и форма. Поэтика;
    Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

    Проверка знаний учащихся (первичный тест).

    2. Основные понятия теории литературы.
    Литературные роды: эпос, лирика, драма;
    Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
    Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
    Сюжет. Композиция.
    Антитеза.
    Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
    Лирическое отступление.
    Конфликт.
    Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
    Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
    «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
    Пафос. Фабула.
    Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
    Сказ.

    3. Основные понятия теории литературы.
    Деталь. Символ. Подтекст.
    Психологизм. Народность. Историзм.
    Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
    Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
    Звукопись: аллитерация, ассонанс.
    Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
    Активизация знания текстов.

    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.

    4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
    Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».

    Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
    Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
    Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

    5. Русская драма эпохи классицизма.
    Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.

    6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
    Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
    Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
    Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий "герой", "главный герой", "система персонажей".

    7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».
    Понятие «Литературная критика».
    Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.

    8. Контрольная работа №1.
    Основные понятия теории литературы.
    Древнерусская литература.
    Литература эпохи классицизма.

    9. Романтизм.
    Лирика В. А. Жуковского.
    Элегия «Море», баллада «Светлана».
    Средства художественной выразительности.
    Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
    Романтизм и реализм.
    Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Погасло дневное светило...», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».

    10. Стихотворения А. С. Пушкина:
    «Няне», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «..Вновь я посетил…».
    Поэма «Медный всадник».

    11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
    Автор и его герои.
    Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
    Статья Белинского.

    12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Обобщение понятия «эпические жанры».
    Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».

    13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
    Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Поэма «Мцыри».

    14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Система образов в романе.
    Понятие «психологизм».
    Роль портрета и пейзажа.

    15. Н. В. Гоголь.
    Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.
    Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.

    16. Н. В. Гоголь.
    Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

    17. Контрольная работа №2.
    Литература 1-й половины XIX в.

    18. А. Н. Островский.
    Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.
    Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
    Статья Писарева «Мотивы русской драмы».

    19. Лирика А. А. Фета:
    «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

    Лирика Ф. И. Тютчева:
    «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

    20. Стихотворения Н. А. Некрасова:
    «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
    Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

    21. Жанровые разновидности русского романа:
    Роман-диспут И. С. Тургенева «Отцы и дети».
    «Календарный» роман И.А. Гончарова «Обломов».

    22. М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).

    Н. С. Лесков.
    «Левша». «Несмертельный Голован».

    23. Ф. М. Достоевский
    «Преступление и наказание».
    Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.
    Христианская символика в романе.
    Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».

    24. Л. Н. Толстой
    «Война и мир». Роман-эпопея.
    Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.25. Контрольная работа № 3. Литература 2-й половины XIX в.

    26. Понятие «модернизм».
    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
    А. П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
    А. М. Горький «Старуха Изергиль».

    27. Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» и драма А. М. Горького «На дне».
    Серебряный век русской литературы.
    Активизация знаний о литературных размерах. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

    28. Основные поэтические течения серебряного века.

    А. А. Блок.
    Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

    О. Э. Мандельштам.
    Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

    А. А. Ахматова.
    Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

    В. В. Маяковский.
    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

    Б. Л. Пастернак.
    Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

    С. А. Есенин.
    Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!. «, «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

    М. И. Цветаева.
    Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

    29. Проза XX века.

    М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ-эпопея «Судьба человека».

    М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

    Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

    А. П. Платонов. Рассказ «Юшка».

    А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

    30. Тема войны у А. Т. Твардовского.
    Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

    Обзор литературы второй половины ХХ века (краткие сведения).

    Проза второй половины XX века (обзорно).
    Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.

    Поэзия второй половины XX века (обзорно).
    Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

    Драматургия второй половины ХХ века (обзорно).
    А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

    31. Контрольная работа № 4. Литература XX в.

    32. Итоговое занятие: вопросы и ответы, уточнение недопонятого, финальное тестирование.

    Древнерусская литература

    «Слово о полку Игореве»

    Из литературы XVIII в.

    Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»

    Г.Р. Державин Стихотворение «Памятник»

    Литература первой половины XIX века

    А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»

    В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

    А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Hазговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

    М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про... купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

    Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

    Литература второй половины XIX века

    А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

    Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

    И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

    М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

    Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

    Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

    И.А. Гончаров роман «Обломов»

    Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого).

    А.Н. Островский драма «Гроза»

    Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

    Литература конца XIX - начала XX века

    А.П. Чехов комедия «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

    Из литературы первой половины XX века

    И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

    А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

    М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

    М. Горький драма «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

    С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

    Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

    О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

    В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

    А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

    М.А. Шолохов роман-эпопея «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

    М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

    А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

    А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

    А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

    Из литературы второй половины XX века

    Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

    Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

    Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)


    Еще многие просят названия произведений второй половины XX века, тех авторов, что просто перечислены. Составил для вас список:

    Проза второй половины XX века:

    Ф.А. Абрамов ("Деревянные кони"), Ч.Т. Айтматов ("Плаха"), В.П. Астафьев ("Царь-рыба"), В.В. Быков ("Сотников", "Обелиск"), В.С. Гроссман ("Жизнь и судьба"), С.Д. Довлатов ("Заповедник", "Компромисс"), В.Л. Кондратьев ("Сашка"), В.П. Некрасов ("В окопах Сталинграда"), Е.И. Носов (Рассказы, 1959), В.Г. Распутин ("Прощание с Матерой"), В.Ф. Тендряков ("Расплата"), Ю.В. Трифонов ("Дом на набережной"), В.М. Шукшин (Рассказы) (произведения не менее трех авторов по выбору)

    Поэзия второй половины XX века:

    Б.А. Ахмадулина ("Осень", "Ночь", "Мы расстаемся"),

    И.А. Бродский ("Не выходи из комнаты", "Элегия", "Стансы"),

    А.А. Вознесенский ("Сага", "Заповедь", "Песня Офелии"),

    В.С. Высоцкий ("Песня о друге", "Я не люблю", "Грусть моя, тоска моя"),

    Е.А. Евтушенко ("Мой пёс", "Женщинам", "Цензура равнодушием"),

    Н.А. Заболоцкий ("Не позволяй душе лениться", "В новогоднюю ночь", "Старая актриса"),

    Ю.П. Кузнецов ("Цветы", "Стихия", "Русский лубок"),

    Б.Ш. Окуджава ("Грузинская песня", "У поэта соперников нету"),

    Н.М. Рубцов ("Поэт", "Березы", "В горнице"),

    В.А. Солоухин ("Не прячьтесь от дождя"),

    А.А. Тарковский ("Малиновка", "Стань самим собой"). (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

    Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов ("Таня"), А.В. Вампилов ("Утиная охота"), А.М. Володин ("С любимыми не расставайтесь"), В.С. Розов ("В добрый час"), М.М. Рощин ("Анна Каренина") (произведение одного автора по выбору).