Дора маар с кошкой пабло. Неизвестный пикассо

Пабло Пикассо - Дора Маар с кошкой.

Год создания: 1941

Dora Maar au Chat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 128.3 × 95.3 см

Частная коллекция

«Дора Маар с кошкой» (фр. Dora Maar au Chat) — картина Пабло Пикассо, написанная в 1941 году. На ней изображена Дора Маар, возлюбленная художника, сидящая на стуле с маленькой кошкой на плече. Работа входит в число самых дорогих картин мира.

Полотно (128.3 на 95.3 см) — один из многочисленных портретов Доры Маар, написанных Пикассо за почти десятилетнюю историю их отношений. Пикассо познакомился с 29-летней Дорой в 1936 году в возрасте 55 лет и вскоре стал жить с ней. «Дора Маар с кошкой» была создана в 1941 году, когда нацисты занимали Францию. В 1947 году полотно было приобретено чикагскими коллекционерами Мэри и Ли Блок. Они же продали картину в 1963 году другой чикагской паре, Уилларду и Адель Джидвицам, после чего картина не выставлялась на публику вплоть до начала XXI века.

В 2005—2006 годы «Дора Маар с кошкой» впервые за долгое время демонстрировалась на публике, будучи частью выставок Сотбис в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Картина была выставлена на продажу аукционным домом Сотбис 3 мая 2006 года в Нью-Йорке и стала самой дорогой картиной в мире после «Мальчика с трубкой» Пикассо, проданной в 2004 году за 104 млн долларов. Русский покупатель, пожелавший остаться неизвестным, приобрёл «Дору Маар с кошкой» за $95 216 000 при оценочной стоимости в $50 000 000.

Личность покупателя, потратившего в общей сложности US$100 миллионов (помимо картины Пикассо были приобретены морской пейзаж 1883 года Клода Моне и работа 1978 года Марка Шагала), стала темой многочисленных слухов. Было установлено лишь то, что в аукционе участвовал лишь агент истинного покупателя, а также что этот агент был новичком и наверняка имел русские корни. На середину 2007 года имя обладателя Доры Маар с кошкой оставалось тайной, но наиболее вероятной фигурой рассматривался грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили, продавший «Импэксбанк» за $550 миллионов за неделю до аукциона.

Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Имя Доры Маар, фотографа, работавшей в сюрреалистическом направлении, известно всему миру благодаря ее страстному роману с испанским художником Пабло Пикассо. Их отношения начались незадолго до начала Второй мировой войны. Она была необычайно красиво женщиной с изумительными глазами, скрывающими в себе загадку. Однако на портретах, созданных кистью Пикассо, образ Доры представлен нелепо, странно и нереалистично. Причина этому кроется в отношениях между художником и его возлюбленной. Они были наполнены страстью, противоборством двух талантов, двух гениальных умов.

Дора Маар на всех картинах Пикассо изображалась с непременными атрибутами - шляпкой и острыми ногтями. Головной убор говорил о причастности его возлюбленной к сюрреалистическому направлению. Пикассо нередко сравнивал свою подругу за ее свободолюбивый и непокорный нрав с дикой кошкой. В портрете «Дора Маар с кошкой» первое на что обращается внимание, как раз на острые длинные ногти синего цвета, что говорит, по мнению художника, о сильной и властной натуре.

Для писания прекрасных черт лица Доры художник использует методы и приемы кубического направления в живописи. В результате от реальной красоты женщины в портрете ничего не остается. Изображения лица в анфас и профиль соединены воедино, ухо каким-то образом оказывается под глазом, а рот становится перекошенным на бок.

Миниатюрная кошка, ласково положившая мордочку на плечо портретируемой, выглядит симпатично. Ее черный окрас, опять же по замыслу мастера, символизирует сексуальность и раскрепощенность, которой несомненно обладала Дора Маар. Даже в ее карикатурном и абстрактном образе каждый штрих, каждый мазок говорит о том, как сильно и страстно любил Пабло Пикассо свою музу.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
Дора Маар (фр. Dora Maar, настоящее имя Генриетта Теодора Маркович, Henriette Theodora Markovitch, 22 ноября 1907, Тур - 16 июля 1997, Париж) - французская художница и фотограф.
Дочь француженки из Турени и архитектора хорватского происхождения, выросла в Аргентине.


В 1920 приехала в Париж, училась живописи, затем фотографии, познакомилась с Брассаем, Картье-Брессоном, сблизилась с сюрреалистами (Бретон, Батай и др.). Была ассистенткой Мана Рэя, в 1935 открыла собственное фотоателье. Её фотомонтаж «Папаша Убю» (1936) стал своего рода визитной карточкой сюрреалистического искусства.
В 1936 в парижском кафе «Дё маго» Поль Элюар познакомил Маар с Пикассо, чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет. Маар много фотографировала Пикассо (особенно в период его работы над «Герникой»), под его влиянием обратилась к живописи. Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар, в его творчестве она навсегда осталась «плачущей женщиной».
В 1945, после разрыва с Пикассо, Маар пережила тяжелый душевный кризис, лечилась в психиатрической клинике у Жака Лакана. После выставки живописных работ (1957) на долгие годы затворилась в своей квартире, писала стихи и картины, была почти забыта.
В полной мере живописное наследие Маар, высоко оцененное публикой и критикой, было представлено лишь на посмертной ретроспективной выставке.

В Салоне 1882 года Эдуард Мане, идущий теперь вне конкурса,
выставил большую картину "Бар в Фоли-Бержер" , импозантную
композицию, написанную с необычайной виртуозностью. Он еще
раз показал силу своей кисти, тонкость наблюдений и смелость не
следовать шаблону. -

О том, что Пабло Пикассо успел поработать еще и в этом направлении искусства вспоминают не так уж часто. Может быть, потому что на фоне остальных работ, эти выглядят недостаточно яркими. А может, просто потому что их цена никогда не доходила до тех скандальных цифр.


Le Grand Faune brooch of 23k gold, 20/20 edition François Hugo after Pablo Picasso, 1973 (private collection of Diane Venet)

Несколько ювелирных работ великого художника предстали перед публикой только в 1998 году. Хотя эти изделия много лет пролежали дома у Доры Маар, возлюбленной художника - мало кто знал о их существовании. Украшения попали на аукцион лишь спустя год после ее смерти.


Ink and color pencil drawing by Picasso set in frame-shaped pendant for Dora Maar, c. 1936-1939

Марк Блондо - основатель аукциона Sotheby"s помогал каталогизировать украшения в начале 1998-го года в квартире Доры Маар на Rue de Savoie в Париже, где она жила с 1936-го по 1945-й годы, во время своей любовной связи с Пикассо.



Ady, Marie Cuttoli, her husband, Man Ray, Picasso and Dora Maar, photographed by Man Ray in the South of France, 1937 (photo by Man Ray)

"Ювелирные изделия были повсюду: под кроватью, в старых обувных коробках…" - рассказывает Блондо. "Она хранила их бережно, с ревностью, как память о Пабло".


Portrait of Dora Maar engraved on brass plate of Juvénia watch inserted in chromium-plated metal ring, c. 1936-1939

Даже эксперты в ювелирных работах модернистов не представляли до этой находки, что Пикассо занимался украшениями задолго до своего коммерческого сотрудничества с ювелиром Франсуа Гюго в конце 1950-х и 1960-х.



Среди изделий были брошь, четыре подвески, часы и кольца, готовые оправы, в которые художник вставлял миниаютюрные портреты, в основном самой Доры Маар.


"Dora Maar au foulard" pencil drawing on board by Pablo Picasso, set in large open-worked steel brooch with simulated marcasite border, c. 1936-1939

Шесть гравюр были сделаны на обычной гальке, которую Пикассо подобрал на пляже. Рисунок нанесен карманным ножом. Два лета подряд влюбленная пара провела в Жуан-Ле-Пен на юге Франции. Почти все гравюры из терракота, некоторые с отверстиями в верхней части, так что Маар могла носить их как амулеты.

Tête de Faune pendant amulet of engraved soft stone and Femme Qui Pleure engraved terra cotta amulet made by Pablo Picasso for Dora Maar, c. 1937

"Многие художники - даже кое-кто из великих - делали украшения для своих близких. И эти изделия были абсолютно неинтересны, с точки зрения ювелирного искусства - только как часть истории" - говорит Тони Гринбаум, историк искусства в Нью-Йорке, специализирующийся на ювелирах-модернистах. "Сам по себе факт, что Пикассо сделал эти украшения и сделал их для Доры Маар невероятно интересен, независимо от того, что они собой представляют в плане стиля и эстетики. Безусловно, подобная находка - это эпохальное событие".

Основная часть украшений сделана с 1936-го по 1939-й, в первые три года романа Пикассо и Маар. Единственное письменное упоминание об этих изделиях, которое парижские исследователи смогли найти, появляется в биографии Пикассо и Одры, написанной Джеймсом Лордом, который жил в Париже после ВОВ и дружил с обоими участниками истории.


Portrait of Dora Maar in ink and color pencil by Picasso set in carved yellow gold ring and polychrome enamel band, c. 1936-1939

По словам Лорда, первое украшение Пикассо сделал для Маар, чтобы утешить ее после потери кольца с рубином. Золотого кольца, полученного в обмен на одну из его акварелей.

"Во время прогулки, переходя мост, между влюбленными завязался спор. Пикассо упрекал Дору в том, что она уговорила его отдать произведение своего искусства в обмен на безделушку.

В какой-то момент Дора решительно сняла с пальца кольцо и бросила его в Сену, заставляя Пикассо замолчать. Позже она расстроилась, что поступила так импульсивно."



Pablo Picasso - "Trefle (Clover)", 1971, Jewelry, 23 Carat Gold Pendant

"Через несколько месяцев в этом месте реки проводили работы по углублению русла. И в течении нескольких дней Дора дежурила на мосту, в надежде найти кольцо. Но оно было потеряно навсегда. И все по вине Пикассо."

"Дора не могла забыть эту историю до тех пор, пока Пикассо не сделал кольцо собственного дизайна для нее. Оно было слишком драгоценным и слишком хрупким, чтобы его носить Конечно, к какой-то степени это была его месть."



23kt Gold Pendant, Pablo Picasso, "Visage géométrique aux traits"

Название, англ. : Dora Maar with Cat.
Оригинальное название : Dora Maar au chat.
Год окончания : 1941.
Размеры : 128 × 95 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Частная коллекция

Портрет «Доры Маар с кошкой» несомненно является одним из самых необычных изображений возлюбленной Пикассо Доры Маар, которая в течение почти десяти лет была его музой, моделью и любовницей. Портрет написан в 1941 году в мастерской Пикассо на улице Великих Августинцев (Rue des Grands Augustins) в оккупированном немцами Париже, когда отношения между любовниками уже дали основательную трещину. Пикассо использовал этот исполненный в абстрактных формах портрет как средство выражения своих внутренних переживаний. Позже художник признался, что в период написания картины Дора стала для него «персонификацией войны». Пикассо в своих многочисленных полотнах изображал Маар в основном враждебно - как меланхоличную и даже безумную женщину с искаженным лицом, неестественными глазами и дикими позами, - но портрет «Доры Маар с кошкой» считается наименее агрессивным ее представлением, в котором открывается самая загадочная и непростая любовница великого испанского гения.

В картине модель царственно восседает на большом деревянном кресле с черной кошечкой позади плеча. Маар выглядит словно языческая богиня благодаря позе, в которой усадил ее Пикассо. Кресло же в свою очередь представляет трон. Яркая палитра и резкие цветные плоскости ее платья создают драматическое впечатление, будто Дора Маар правит этим мелким внутренним пространством, которое ограничивается всего лишь покатым деревянным полом и угловатым стулом. Граненые плоскости тела модели вместе со слоистыми мазками поверхности придают монументальные и скульптурные качества данному полотну. Живописная композиция выделяется необыкновенным вниманием к деталям. Художник использовал необычайно выразительную цветовую гамму в представлении углов деревянного кресла и сложного узорчатого одеяния Маар. Прибегая к кубическим методам, Пикассо перерабатывает красивое овальное лицо Доры до неузнаваемой и деформированной карикатуры - ухо уложено под глазом, рот искривлен в легкой улыбке, само лицо поставлено одновременно с фронтальной и профильной стороны. Позади модели на спинке кресла изображена маленькая кошка, позиция которой несколько неопределенная - она вроде и забавная, но черный окрас добавляет устрашающего впечатления. Известно, что Дора не любила представителей семейства кошачьих, однако Пикассо сравнивал очарование Маар с характером «афганской кошки». В искусстве соединение кошки с женщиной было намеком на бесконечную комбинацию сексуальной агрессии и женской хитрости. Нет никаких сомнений, что в этой картине кошка является символом бурных отношений между любовниками, а также огненной личности самой Маар. Вдобавок Пикассо обращает особое внимание на длинные пальцы модели с острыми ногтями, которые напоминают когти дикой неприрученной кошки. В реальной жизни у Маар были удивительно красивые руки, исключительно тонкие и изящные пальцы с длинными ногтями. Хорошо сделанный маникюр считался одной из ее самых красивых и отличительных особенностей, но здесь этот элемент взял другую, более сильную характеристику - синие ногти словно изображают обладание определенной мощью и насилием. Наиболее украшенный и символический элемент в образе модели - шляпка. Это самый известный аксессуар Доры, символизирующий ее причастность к Сюрреалистическому движению. Напоминая корону, что церемонно разместилась на ее голове, шляпка украшена красочными перьями и выделена ярко-красной полосой.

Портрет является одним из самых ценных изображений возлюбленной Пикассо. В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле (Pierre Colle). Он мог получить работу напрямую от Пикассо, а с другой стороны от Доры Маар. Точной информации по этому поводу не имеется. В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок (Mary & Leigh Block) покупают портрет у Пьера Колле. Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил $15 000. С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц (Adele and Willard Gidwitz). После этого картина не показывалась на публику около 40 лет. И вот 3 мая 2006 года аукционный дом Cотбис (Sotheby"s) выставляет портрет на продажу с оценочной стоимостью в $50 - $70 млн. Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за $95,216,000 (включая премиальные аукционистов). Счастливчиком оказался грузинский политический и государственный деятель Бидзина Григорьевич Иванишвили.

1. На первом месте портрет Адели Блох-Бауэр I (Adele Bloch Bauer I), написанный Густавом Климтом (Gustav Klimt) в 1907 году. Картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». В 2006 году американский предприниматель и президент Нью-Йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма Рональд Лаудер (Ronald S. Lauder) приобрел ее за 135,000,000 долларов США.

2. Полотно Пабло Пикассо (Pablo Picasso) 1905 года «Мальчик с трубкой» (Garçon à la Pipe) продано в 2004 году на аукционе Sotheby’s за $104,100,000.

3. Другая картина Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой» (Dora Maar with cat, 1941) продана на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за 95,2 миллиона долларов.

4. «Портрет доктора Гаше» (Portrait Of Dr Gachet) Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh) был продан на аукционе Christie’s за 82,5 миллионов долларов в мае 1990 года. Картина изображает доктора Ван Гога и была закончена за несколько недель до самоубийства художника в 1890 году. Картина была куплена японским промышленником Риоеи Саито (Ryoei Saito).


5. На том же аукционе Риоеи Саито купил картину Bal Au Moulin de la Galette, написанную французским живописцем Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir) в 1876 году, за $78,000,000.


6. На шестом месте в этом рейтинге полотно «Избиение младенцев» (The Massacre Of The Innocents), написанное Питером Паулем Рубенсом (Peter Paul Rubens) в 1611 году. Картина была куплена Кеннетом Томсоном (Kenneth Thomson) за $76,700,000 в 2002 году

7. Portrait de l’Artiste sans Barbe, автопортрет Винсента Ван Гога «без бороды» был создан в сентябре 1889 и был продан за 71.5 миллионов в 1998 году


8. Картина Rideau, Cruchon et Compotier Поля Сезанна (Paul Cézanne) написана в 1893-1894 и продана за $60,500,000 одной из самых богатых семей Америки Whitney в 1999 году.

9. «Женщина со скрещенными руками» (Femme aux Bras Croisés, 1901) Пабло Пикассо была продана за $55,000,000 на нью-йоркском аукционе Christie’s.


10. Картина «Ирисы» (Irises, 1889) Винсента Ван Гога была продана за $54,000,000 австралийскому коллекционеру Алану Бонду (Alan Bond) в 1987 году.

Еще одна картина, которую стоит отметить, это «Номер 5. 1948» (No. 5, 1948) Джексона Поллока (Jackson Pollоck). По неподтвержденным данным, она была продана за 140 миллионов долларов, что поставило бы ее первой в этом списке.