Дом Герцена (Литературный институт). Усадьба яковлева или литературный институт Дом герцена тверской бульвар 25

Незаконнорожденный сын московского барина, помещика Ивана Алексеевича Яковлева и Генриетты Вильгельмины Луизы Гааг из Штутгарта. Впоследствии, уже взрослым, Герцен приезжал сюда в гости к своему двоюродному брату, Алексею Александровичу Яковлеву.

В основе существующего дома Герцена сохраняются палаты первой половины XVIII века. На месте Тверского бульвара в те времена стояла крепостная стена Белого города с проездом вдоль неё, поэтому фасад палат выходил на Большую Бронную улицу. В 1796 году был устроен Тверской бульвар, и примерно в это время дом перестроили в классическом стиле и развернули к нему фасадом. Между 1806 и 1812 годами владение купил Александр Алексеевич Яковлев, дядя Герцена.

В 1840-е годы дом арендовал Дмитрий Николаевич Свербеев. С октября до весны, по пятницам, к 20-21 часу к нему приезжали все сколько-нибудь известные и интересные москвичи и гости города, преимущественно литераторы. Среди посетителей бывали Герцен, Гоголь, Боратынский, Хомяковы. Здесь обсуждались новости, вырабатывалось общественное мнение.

До 1917 года среди арендаторов в доме были Товарищество А. Гюбнера, контора А. И. Бутикова, Губернское акцизное управление и другие. До 1930-х годов продержалось Товарищество А. и И. Гранат и Ко, издававшее знаменитый энциклопедический словарь Гранат.

В 1920 году в доме поместили Всероссийский союз писателей и многочисленные литературные объединения. Тогда и вошло в обиход название «Дом Герцена», а в усадьбе появилась круглая мемориальная доска с профилем писателя, выполненная Н. А. Андреевым.

Этот дом послужил прообразом дома Грибоедова в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а реальные писательские организации, которые разместились в усадьбе в 1920-е годы, выведены там как литературное объединение «МАССОЛИТ». Во главе его стоял Михаил Александрович Берлиоз. Помимо литературных организаций, писательских квартир, музея и издательства, в доме, в первом этаже, в больших комнатах с росписью на сводах располагался ресторан. Он-то и стал тем самым рестораном Грибоедов с летней верандой под парусиновым тентом, в котором разворачиваются события романа: члены правления, заждавшиеся приезда Берлиоза, узнают о его трагической кончине, обезумевший поэт Иван Бездомный рассказывает о событиях на Патриарших, выпить ледяного пива заходят неразлучные Коровьев и Бегемот, которые после устроенной перестрелки заметают следы, предав Грибоедова безжалостному пожару.

Реальный дом, по счастью, не горел и сохранился до наших дней. В декабре1933 года в Доме Герцена открылся Литературный институт. Здесь преподавали или учились М. Шолохов, К. Паустовский, К. Симонов, Р. Гамзатов, Ю. Трифонов. Здесь нашли себе временный приют Андрей Платонов, В. Иванов, М. Пришвин, С.Клычков, Д.Благой, В.Парнах, писатель и меломан, ставший прототипом героя «Египетской марки» О.Мандельштама. В правом флигеле Дома Герцена в 1932-33 гг. жил и сам О.Мандельштам. Весной 1932 г. сюда переехали и . Благодаря доброй воле писателей И.В.Евдокимова и В.В.Слетова, поступившихся частью предназначавшейся для них жилой площади (каждый «отрезал» от предназначавшейся ему квартиры по комнате), Пастернаку была выделена маленькая тесная двухкомнатная квартира на первом этаже флигеля. В квартире не было электричества, и все необходимые работы были закончены только к сентябрю.

В 1959 году в усадьбе был открыт памятник А. И. Герцену (скульптор М. И. Мильбергер, архитектор К. М. Сапегин).

Сегодня я хотела бы рассказать о доме-музее Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Дом-музей Герцена находится в переулке Сивцев Вражек, в самом центре Москвы. Среди высоких зданий взгляд выхватывает уютный дом с мезонином, на котором висит памятная доска.

Он был построен в 1820-х годах, в стиле «ампир», прекрасный образец послепожарной архитектуры. Сейчас в этом районе практически не сохранилось подобных построек. Его первыми владельцами были Тучковы. В 1839 году его купил богатый помещик Иван Алексеевич Яковлев (1767-1846), отец Герцена. Брак Ивана Алексеевича с немкой Генриеттой-Вильгельминой-Луизой Гааг не был официально зарегистрирован, поэтому своему сыну они дали фамилию Герцен, что в переводе с немецкого означает «дитя сердца». Владение включало в себя три дома.

В этом доме Герцен со своей семьей прожил совсем недолго — с осени 1843 по весну 1846 года, а затем навсегда был вынужден уехать из России. Тем не менее, именно в этих стенах он написал многие свои значительные произведения: «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?», «Дилентантизм в науке», «Письма об изучении природы», «Москва и Петербург» и другие. Здесь бывали друзья Герцена: П. В. Анненков, М. С. Щепкин, П. М. Садовский, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, И.С. Тургенев, И. И. Панаев и другие.

Одна из самых знаменитых московских дворянских усадеб – усадьба тайного советника обер-прокурора Святейшего Синода А.А. Яковлева. Главный дом был построен в начале XIX века и включил в себя здание XVIII столетия. Изначально въезд в усадьбу находился со стороны Большой Бронной улицы, к которой был обращен главный фасад. Когда создавалась парадная застройка вдоль Тверского бульвара, дом перестроили. Дворовой фасад превратился в парадный, его украсили коринфским пилястровым портиком с фронтоном. Конечно, Яковлев захотел, чтобы появился въезд со стороны модного Тверского бульвара, вдоль которого возвели белокаменную ограду с коваными решетками красивого рисунка.

В 1812 году случилось важное для нашей страны событие, связанное с домом Яковлева. Вы, конечно, подумали о нашествии Наполеона или знаменитом московском пожаре. Нет, об этих событиях уже много говорилось. 25 марта 1812 года здесь родился будущий писатель А. И. Герцен, внебрачный сын помещика И.А. Яковлева – брата владельца усадьбы – и семнадцатилетней уроженки Штутгарта Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг. Родители не оформили брак, и незаконнорожденный мальчик получил фамилию, придуманную отцом: Герцен – значит «сын сердца». Иван Алексеевич увековечил таким образом свою любовь.

Хоть Герцен и родился в доме своего дяди, увидел он его впервые только спустя много лет. Отец Герцена находился в открытом разрыве со своим братом. После смерти Александра Алексеевича в 1824 году усадьба осталась за его сыном Алексеем Александровичем. Он был нелюдим, не переносил женского общества. Единственной страстью Яковлева была химия, которой он занимался, вечно сидя за микроскопом. Одну комнату в доме он оборудовал под лабораторию. Кстати, именно в этой комнате и родился Герцен. Алексея Александровича хорошо знали в Москве и называли «химиком». Именно о нем сказано в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.

В середине XIX века хозяином усадьбы становится дипломат Д.Н. Свербеев. В его доме по пятницам собирался литературный салон, который считался центром культурной жизни Москвы. Свербеевские пятницы регулярно посещали П.Я. Чаадаев, Е.А. Боратынский Н.В. Гоголь, Н.М. Языков и многие другие. Часто на вечера к Свербееву приезжал и Герцен, которому, наверное, отрадно было возвращаться в свой «родной» дом. Еще в 1827 году Свербеев женился на княгине Е.А. Щербатовой, которая славилась необыкновенной красотой, живым умом и приветливостью нрава. Именно княгиня была центром литературного кружка.

Последней владелицей дома по адресу Тверской бульвар, 25 являлась Александра Герасимовна Найденова. Ее муж Александр Александрович Найденов, принадлежал к богатейшему купеческому роду. Самым ярким представителем этого рода был Николай Александрович Найденов – талантливый предприниматель, коммерции советник, потомственный почетный гражданин. Каждый из нас должен быть благодарен Николаю Александровичу за то, что он организовал масштабную фотосъемку всех сохранившихся храмов и монастырей Москвы и создал альбомы «Москва. Соборы, монастыри и церкви» – так называемые альбомы Найденова.

В течение XIX века боковые служебные корпуса усадьбы Яковлева, расположенные вдоль бульвара, развились в самостоятельные ансамбли. В 1882 году флигели были перестроены архитектором А.С. Каминским, который оформил также их фасады. Флигели сдавались хозяевами под различные конторы. До революции в левом от входа с бульвара строении находилось Датское телеграфное общество. В одном из корпусов усадьбы Яковлева располагалось издательство братьев Гранат, выпускавшее знаменитый Энциклопедический словарь, который выходил под редакцией К.А. Тимирязева, М.М. Ковалевского и С.А. Муромцева.

В 1920-е годы в усадьбе Яковлева начинается бурная жизнь. И вновь, как и шестьдесят лет назад, дом становится одним из литературных центров Москвы. Вся огромная усадьба была отдана бесконечному множеству литературных объединений, союзов, содружеств и кружков. Здесь поселялись, одновременно или сменяя друг друга, первое творческое объединение профессиональных пролетарских писателей. Самым мощным объединением была Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), преобразованная в 1923 году в Московскую ассоциацию пролетарских писателей (МАПП). Она занимала сразу несколько комнат дома Яковлева.

По образцу МАПП М.А. Булгаков создал МАССОЛИТ из «Мастера и Маргариты». В романе дом по адресу Тверской бульвар, 25 называется домом Грибоедова, хотя еще в XIX веке среди москвичей было известно другое название – дом Герцена. Булгаков объясняет это так: «Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – А.С. Грибоедова. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе».

Нижний этаж дома занимал известный в московских литературных кругах ресторан, завсегдатаями которого были многие писатели и поэты того времени. Именно этот ресторан сожгли Коровьев и Кот Бегемот в романе «Мастера и Маргариты». Во флигелях бывшей усадьбы Яковлева разместилось писательское общежитие. В начале 1920-х годов в левом флигеле в небольшой комнате жил О.Э. Мандельштам со своей женой. Сейчас на этом доме установлена мемориальная доска. В писательском общежитии в разное время жили В.В. Иванов, Б.Л. Пастернак, Д.Л. Андреев. Более двадцати лет здесь прожил крупнейший писатель XX века А.П. Платонов.

В 1933 году по инициативе А.М. Горького был основан Вечерний рабочий литературный университет Союза писателей с привлечением к обучению лучших рабочих-литкружковцев. Университет разместился в доме Герцена. В 1936 учебное заведение переименовали в Литературный институт имени А.М. Горького. Началась новая значимая веха в жизни дома на Тверском бульваре, которая продолжается и по сей день. Одно перечисление известных писателей и ученых, которые преподавали в Литературном институте, занимает не один абзац. Среди них К.Г. Паустовский, М.А. Светлов, С.М. Городецкий, Ю.Д. Левитанский, В.С. Розов, А.А. Реформатский, С.И. Радциг, А.А. Тахо-Годи.

Литературный институт – это единственный вуз, где обучаются мастерству прозаики, поэты, драматурги, критики, литературоведы – люди почти всех литературных профессий. Обучение ведется по двум направлениям: общегуманитарному и творческому. Раз в неделю проходят специальные творческие семинары, во время которых студенты под бдительным оком мастера обсуждают и разбирают произведения друг друга. Но не надо думать, что в Литературном институте готовят будущих гениев русской и мировой литературы. Талантами наша страна была богата всегда – и до 1933 года в ней появилось немало писателей и поэтов первой величины.

Институт создает благоприятную среду для творчества, формирует литературный вкус. У талантливых студентов (а здесь талантливы если не все, то большинство) появляется круг таких же искренне влюбленных в литературу товарищей. А это крайне важно для творчества. В Литературном институте, конечно, не забыли о родившемся здесь Герцене. И не только потому, что в 1957 году во дворе был установлен памятник писателю. Выяснили даже, «на какой кафедре» появился на свет Александр Иванович, – в кабинете кафедры русской классической литературы и славистики. Сколько в Москве мертвых дворянских усадеб, которые стоят как призраки ушедшей в прошлое эпохи!

В разное время в Литературном институте учились: Ч.Т. Айтматов, Б.А. Ахмадулина, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Е.И. Носов. В.О. Пелевин, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов, К.М. Симонов, Ю.В. Трифонов и многие другие известные писатели. Благодаря студентам и преподавателям усадьба Яковлева живет и даже молодеет. Литературная история дома на Тверском бульваре началась с Герцена, прошла через Свербеевские пятницы, разломала каменную стену МАССОЛИТа и продолжается до сих пор. Теперь ее творит следующее поколение писателей и поэтов, которые по-прежнему любят и ценят русскую литературу.

Усадьба на Тверском бульваре, 25 была построена в XVIII веке. В начале XIX столетия она принадлежала сенатору А.А. Яковлеву.

В 1840-х - 1850-х годах усадьбой владел дипломат Д.Н. Свербеев. У него часто собирались известные литераторы и общественные деятели - П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский и многие другие.

Затем владельцами усадьбы были представители купечества. В этот период усадебные здания неоднократно перестраивались. Помещения сдавались в аренду различным учреждениям.

Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан, а часть его занимало издательство братьев Гранат, выпускавшее энциклопедии и словари.

В 1933 году в главном доме на Тверском бульваре, 25 открылся Вечерний рабочий литературный университет, созданный по инициативе А.М. Горького. В 1936 году он был преобразован в Литературный институт имени А.М. Горького. В правом флигеле с 1930-х годов до 1988 года находилась редакция журнала «Знамя».

В 1920 году на доме установили мемориальную доску с барельефом А.И. Герцена, выполненную известным . Впоследствии она была перенесена на столб ворот, где находится и сейчас. В 1990-х годах появились мемориальные доски в честь А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама и Д.Л. Андреева.

Во дворе здания по адресу Тверской бульвар, 25 в 1959 году был открыт памятник А.И. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.

Предлагаем ещё посмотреть:


Всего 23 фото

Михаил Булгаков сделал Дом Грибоедова или МАССОЛИТ одним из самых примечательных мест действия романа «Мастер и Маргарита». Именно отсюда направились Михаил Александрович Берлиоз, «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала» и поэт Иван Бездомный на Патриаршие пруды навстречу своей судьбе… Именно здесь располагался воспетый Булгаковым литературный ресторан «Грибоедов».

Странным образом у меня все фото этой усадьбы почему-то сняты именно поздней осенью и зимой. Возможно потому, что иначе сделать фото главного дома усадьбы Яковлева со стороны Тверского практически невозможно из-за густой зелени во дворе … И вообще, пост получился из-за осенне-зимних съемок каким-то грустноватым, несмотря на траги-комические события, что происходили в нем на страницах романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Давайте, однако, немного коснемся истории усадьбы и событий в романе «Мастер и Маргарита», что происходили здесь.


Примечательно, что эта усадьба Яковлева практически полностью сохранилась и не претерпела обычных уродливых реконструкций в истории новейшей Москвы. На первом этаже, в залах "с росписью" на сводах находился роскошный ресторан, который вошел в роман как «Грибоедов».
02.

«…Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом…»...
03.

«Усадьба Яковлева» - одна из самых знаменитых московских дворянских усадеб - усадьба тайного советника обер-прокурора Святейшего Синода А.А. Яковлева. Главный дом был построен в начале XIX века и включил в себя здание XVIII столетия. Изначально въезд в усадьбу находился со стороны Большой Бронной улицы, к которой был обращен главный фасад. Когда создавалась парадная застройка вдоль Тверского бульвара, после сноса стен белого города, дом перестроили. Дворовой фасад внутреннего двора превратился в парадный, - его украсили коринфским пилястровым портиком с фронтоном.
04.

Яковлев, конечно, захотел, чтобы появился въезд со стороны модного Тверского бульвара, вдоль которого возвели белокаменную ограду с коваными решетками «красивого рисунка».
05.

25 марта 1812 года здесь родился будущий писатель А.И. Герцен, внебрачный сын помещика И.А. Яковлева - брата владельца усадьбы - и семнадцатилетней уроженки Штутгарта Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг.
06.

Иван Алексеевич Яковлев

Родители не оформили брак, и незаконнорожденный мальчик получил фамилию, придуманную отцом: Герцен - значит «сын сердца» (нем.).
07.

Хоть Герцен и родился в доме своего дяди, увидел он его впервые только спустя много лет. Отец Герцена находился в открытом разрыве отношений со своим братом.
08.

Герцен Александр Иванович

После смерти Александра Алексеевича в 1824 году усадьба осталась за его сыном Алексеем Александровичем. Он был нелюдим, не переносил женского общества. Единственной страстью Яковлева была химия, которой он занимался, вечно сидя за микроскопом. Одну комнату в доме он оборудовал под лабораторию. Кстати, именно в этой комнате и родился Герцен. Алексея Александровича хорошо знали в Москве и называли «химиком».
09.

В середине XIX века хозяином усадьбы становится дипломат Д.Н. Свербеев. В его доме по пятницам собирался литературный салон, который считался центром культурной жизни Москвы. Свербеевские пятницы регулярно посещали П.Я. Чаадаев, Е.А. Боратынский Н.В. Гоголь, Н.М. Языков и многие другие. Часто на вечера к Свербееву приезжал и Герцен. Еще в 1827 году Свербеев женился на княгине Е.А. Щербатовой, которая славилась необыкновенной красотой, живым умом и приветливостью нрава. Именно княгиня была центром этого литературного кружка.

Последней владелицей дома по адресу Тверской бульвар, 25 являлась Александра Герасимовна Найденова. Ее муж Александр Александрович Найденов, принадлежал к богатейшему купеческому роду. Самым ярким представителем этого рода был Николай Александрович Найденов - талантливый предприниматель, коммерции советник, потомственный почетный гражданин. Именно он организовал масштабную фотосъемку всех сохранившихся храмов и монастырей Москвы и создал альбомы «Москва. Соборы, монастыри и церкви» - так называемые альбомы Найденова.
10.


В этом двухэтажном особнячке (строение 7) с правой стороны, если смотреть на усадьбу с Тверского сейчас находятся читальный зал, учебно-научные и административные помещения литературного института.

В течение XIX века боковые служебные корпуса усадьбы Яковлева, расположенные вдоль бульвара, развились в самостоятельные ансамбли. В 1882 году флигели были перестроены архитектором А.С. Каминским, который оформил также их фасады. Флигели сдавались хозяевами под различные конторы. До революции в левом от входа с бульвара строении находилось Датское телеграфное общество. В одном из корпусов усадьбы Яковлева располагалось издательство братьев Гранат, выпускавшее знаменитый Энциклопедический словарь, который выходил под редакцией К.А. Тимирязева, М.М. Ковалевского и С.А. Муромцева.
11.


12.

В 1920-е годы в усадьбе Яковлева начинается бурная жизнь. И вновь, как и шестьдесят лет назад, дом становится одним из литературных центров Москвы. Вся огромная усадьба была отдана бесконечному множеству литературных объединений, союзов, содружеств и кружков. Самым мощным объединением была Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), преобразованная в 1923 году в Московскую ассоциацию пролетарских писателей (МАПП). Она занимала сразу несколько комнат дома Яковлева.

По образцу МАПП М.А. Булгаков разместил здесь МАССОЛИТ из «Мастера и Маргариты». В романе дом по адресу Тверской бульвар, 25 называется домом Грибоедова, хотя еще в XIX веке среди москвичей было известно другое название - «Дом Герцена». Булгаков рассказывает о нем в романе: «…Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - А.С. Грибоедова. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе…».
13.

Нижний этаж дома занимал известный в московских литературных кругах ресторан, завсегдатаями которого были многие писатели и поэты того времени. Именно в этот ресторан заявился преследовавший Воланда поэт Иван Бездомный и который сожгли Коровьев и Кот Бегемот.
14.

Некоторые источники сообщают, что этого ресторана не было в Доме Грибоедова, но, позвольте, как это не было?!)
15.

"...ровно через минуту после происшествия на Смоленском и Бегемот и Коровьев уже оказались на тротуаре бульвара, как раз напротив дома Грибоедовской тетки. Коровьев остановился у решетки и заговорил:

Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.

Как ананасы в оранжереях, - сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки..."...
16.


...Во флигелях бывшей усадьбы Яковлева разместилось писательское общежитие. В начале 1920-х годов в левом флигеле в небольшой комнате жил О.Э. Мандельштам со своей женой. Сейчас на этом доме установлена мемориальная доска. В писательском общежитии в разное время жили В.В. Иванов, Б.Л. Пастернак, Д.Л. Андреев. Более двадцати лет здесь прожил крупнейший писатель XX века А.П. Платонов.
17.
21.


22.


Автор фото неизвестен

В разное время в Литературном институте учились: Ч.Т. Айтматов, Б.А. Ахмадулина, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Е.И. Носов. В.О. Пелевин, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов, К.М. Симонов, Ю.В. Трифонов и многие другие известные писатели.
23.

Прибежище счастливых литераторов МАССОЛИТа было сегодня для нас каким-то зимним, пустынным и грустным. Давным давно закончились "известные события" "Мастера и Маргариты", давным давно сгорел приветливый и любезный "бездне писателей" ресторан Дома Грибоедова. И только кажется, что Москва замерла в зимнем бреду, вздрагивая от холода. И, хоть, "...горожане сильно изменились, внешне, ... как и сам город...", по сути не изменилось ничего - "великий город" помнит и знает своего Мастера, кто создал ту Москву, которая восхищает, которая волнует, которая удивляет..., которая совершая ошибки и творя "беззакония", всегда стремится к Свету...

Источники:

Портал "Шагаю по Москве".
Википедия


Vladimir d’Ar, 2016