Дикой чувствует свою силу и власть. Кудряш

Островский умел создавать интересных и запоминающихся персонажей. Пожалуй, одними из самых известных его пьес являются «Бесприданница» и «Гроза». В каждой из них по-своему отображена проблема ограниченности общества, его материальности и бездуховности. На последней хотелось бы остановиться более подробно. Список действующих лиц этой драмы пестрит яркими образами. На страницах произведения можно встретить купцов-самодуров и несчастную мечтательную девушку, полоумную барыню и механика-самоучку, лицемерного юношу и трусливого купеческого сына. Главные. Герои выполняют сюжетообразующую функцию, а какова же роль второстепенных персонажей? Например, Вани Кудряша? Это сочинение будет посвящено характеристике Кудряша в пьесе «Гроза».

Начать следует с имени. Автор не просто так выбирает своим персонажам те или иные имена. Также нужно помнить о некой традиции, которая сложилась в русской литературе ХІХ века. Говорящими была фамилия Простаковых в «Недоросле» Фонвизина, наименование города Глупова в романе Щедрина, даже Раскольников и Девушкин Достоевского вписываются в эту парадигму. В «Грозе» действуют Дикой, Кабаниха и Тихон - тоже говорящие имена. При этом характер персонажа неразрывно связан с его именем. Так, о характере Кудряша можно судить зная его имя и фамилию. Имя «Иван» широко распространено в былинах и сказках. Постепенно образ Ивана-дурака отделялся от образа другого Ивана, предприимчивого молодого человека, который найдёт выход из любого положения и сможет обмануть самого чёрта. Так и здесь Ваня оказывается единственным человеком, который может ответить Дикому в его же манере. При этом Дикой побаивается Ваню именно потому, что у Кудряша отсутствует слепое подчинение и раболепие перед купцом.

Фамилия персонажа, Кудряш, также связана с этим образом, ведь у Иванов из сказок кудрявые волосы. К тому же это подчёркивает молодецкую удаль и доброту характера.

Ваня Кудряш - носитель национального характера. Он сильный, добрый, весёлый и удалой. Дело в его руках горит. Иван практичен и здраво смотрит на вещи. Несмотря на то что он тоже принадлежит к купеческой среде, в нём нет алчности и жажды наживы. Кудряшу чужда красота природы. Это видно из первой сцены - разговора Кудряша с Кулигиным. Ваня ценит свободу и боится её потерять. Скорее всего, именно это стало основным поводом для отношений с Варварой. Их чувства искренны. Они долгое время встречаются тайно. И Варвара, и Иван ценят эти отношения, оба этих персонажа остаются внутренне свободными. Во время ночных прогулок Варвара и Иван шутят, поют и веселятся. Благодаря этой паре стали возможными тайные свидания Бориса и Катерины. Нужно упомянуть, что изначально Кудряш отговаривал Бориса от общения с Катей, узнав, что возлюбленная Бориса замужем. В отличие от Бориса, Кудряш в «Грозе» борется за свою любовь. Он не бросает любимую, как Борис, а убегает вместе с ней.

Однако не стоит идеализировать образ Кудряша в пьесе «Гроза». В характере Кудряша много отрицательных черт. Иван сам признаётся, что «уж больно лих на девок». А значит, никто не может гарантировать того, что Варвара будет с ним счастлива. К его положительным качествам характера обязательно нужно добавить отрицательные: стремление к власти, самолюбование, хвастовство. Он тоже является представителем «тёмного царства», но хочет быть хозяином, а не рабом.

Ваня Кудряш является носителем народного характера – это человек цельный, смелый и веселый, который всегда сможет постоять за себя и за свои чувства. Данный герой появляется еще в самой начальной сцене, знакомя читателей вместе с Кулигиным с порядками и нравами Калинова и его жителей. Он не страшится ни жизни, ни таких городских тиранов, как Дикой , у которого он работает. Более того, он готов даже отучить «озорничать» Дикого – только «мало у нас парней-то на мою стать». Самое страшное для него – это потерять свою свободу и угодить в рабство таких людей, как Дикой.

С Варварой их связывают искренние отношения, они постоянно назначают друг другу тайные свидания. Также благодаря этой паре завязываются любовные отношения между Борисом и Катериной . Несмотря на свое простое происхождение,­ личность Кудряша, в отличие от Бориса, отличается благородством характера, добротой и чуткостью к чужим бедам. Так, например, узнав от Бориса, что тот назначил свидание замужней женщине, Кудряш начинает уговаривать ее бросить, так как он ее может «совсем загубить». Еще одно его положительное качество – он способен бороться за свою любовь. Он не оставляет Варвару, а убегает вместе с ней.

В 1859 году А. Н. Островским была написана пьеса «Гроза». К этому времени все русское общество затаилось в жутком страхе ожидания грядущих перемен. И действительно, все более ясно стал назревать социальный конфликт между старым миром консерваторов с патриархальным укладом, так называемым «темным миром» и новым миром молодых и прогрессивных сил. Старый мир в пьесе «Гроза» представляет богатая и очень злобная купчиха Кабаниха и злой, несносный купец Дикой. Конечно, их власть над окружающими еще очень велика, но и они начинают понимать, что постепенно в низших слоях начинает пробуждаться некая новая, чужая, непонятная и уже такая ненавистная им сила.

«Гроза». Характеристика Кудряша

Н. А. Добролюбов посвятит этой теме свою статью под названием «Луч света в темном царстве». Где он пишет, что темный мир самодуров, чинящих повсюду произвол, стал ощущать ростки другой жизни, с другими началами, хотя она еще хорошенько не видна.

Разбирая подробнее тему «"Гроза". Характеристика Кудряша», непременно надо отметить, что именно такое маленького города Калинова в пьесе представляют Катерина, Борис, Кудряш, Варвара и Тихон. Однако все ли они способны на борьбу и дать отпор тиранству властвующих над ними самодуров?

Характеристика Кудряша в пьесе «Гроза»

Может ли постоять за себя Ваня Кудряш, и кто он такой? Ведь, собственно, задана тема «"Гроза". Характеристика Кудряша». Кудряш - это один из второстепенных персонажей молодой человек, работающий в конторе грубого купца Дикого. Но Кудряш тоже слывет грубияном и не желает «рабствовать» перед своим хозяином. Он заявляет Кулигину и Шапкину, мол, «я его не боюсь, пущай лучше он меня боится», и хотя сам старается лишний раз не попадаться Дикому на глаза. Но если купец Дикой не выгоняет его, стало быть, они нуждаются друг в друге, и поэтому Кудряшу не нужно проявлять героизм для предъявления каких-то своих требований.

Заключение

Кудряш одним из первых персонажей предстает в пьесе и знакомит нас с укладом жизни города Калинова. Он смел, весел и самоуверен. У него есть своя пассия, с которой он тайком от ее матери Кабанихи по вечерам встречается. Кудряш с Варварой содействовали встречам замужней Катерины и свободного от супружеских уз племянника Дикого Бориса.

Заканчивая рассуждения на тему «"Гроза". Характеристика Кудряша», надо отметить тот факт, что когда все их тайные свидания вскрылись, то Борис не стал спасать Катерину и послушно уехал в Сибирь, куда его заслал дядя. А вот Кудряш не тот, он берет Варвару и убегает вместе с ней. Кудряш если поставил цель, то добивается ее, чего бы это ему ни стоило.

«Гроза» одно из самых известных произведений Островского. Пьеса написана автором в момент, когда общество притаилось в ожидании назревающих перемен. Вырисовывался явный конфликт между консерваторами, живущих по старым законам и миром молодого поколения, представляющего собой прогрессивную силу. Об одном из таких представителей молодежи, не боящегося перемен и идущего им навстречу, пойдет речь. Образ и характеристика Вани Кудряша в пьесе «Гроза» не настолько ярки, как у главных героев. Он второстепенный персонаж, но без него произведение не получилось бы таким целостным. Доброта и искренность Ивана привлекают читателя с первых минут. Он борец по жизни, несмотря на простоватую внешность, так противоречащую характеру.



Иван Кудряш – молодой парень. Возлюбленный Варвары Кабановой, дочери Кабанихи.

Образ и характеристика

Иван молодой, статный и сильный юноша. Работает на Дикого конторщиком.

Единственный, кто не боится и может дать отпор купцу , держащему в страхе городское население.

«…Чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею…»

Грубый. Иван не из тех, кто пресмыкается и лебезит. Ответит, так ответит, мало не покажется. Речь его без изысков, зато понятна каждому.

«Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Дикого все устраивает. На грубость Ивана помещик закрывает глаза, не обращая внимания на амбициозного парня. Все прощает. Не наказывает, не прогоняет. Видимо оба нуждаются друг в друге. Кудряшу это на руку, не приходится проявлять героизм, пытаясь что-то доказать.

Бойкий. Бесстрашный. Ивана ничем не запугать. Страх ему несвойственен. Даст отпор любому, кто попробует на него голос повысить. За словом в карман не лезет.

«Он - слово, я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним раболепствовать не стану».

«Я за свою…да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!».

Талантлив. Иван музыкально одарен. Парень не выпускает гитару из рук, постоянно наигрывая какие-то мелодии и что-то напевая себе под нос.

«…Берет несколько аккордов на гитаре».

С таким талантом ему самое место в музыкальной консерватории, а вместо настоящих ценителей музыки приходится развлекать местную публику.

Ветреный. Несмотря на то, что у Ивана есть девушка, парень все равно заглядывается на других. Знает эту слабость, но ничего поделать не может. Против природы не попрешь.

«Больно лих я на девок-то…».

Простоват. Кудряш отличается простотой, что думает, то и говорит. Выражает чувства откровенно, без фальши и притворства.

Свободолюбив. Самое страшное для Ивана потерять свободу, которую парень очень ценит. Все его нутро протестует против рабства и слепого подчинения.

Целеустремленный. Доводит начатое до конца. Не пасует перед обстоятельствами. Идет вперед навстречу мечте.



Отношения с Варварой. Иван и Варвара встречаются давно. Насколько серьезны их чувства непонятно. Может это баловство, может в дальнейшем пара создаст семью. Время покажет. Некоторая холодность присутствует на их тайных свиданиях. На Варю постоянно нападает зевота от скуки. Парень тоже сдержан. Проявление чувств ему не свойственно. Он ко всему относится с долей холодного равнодушия. Иван в разговоре с Варей не церемонится, бывая груб.

«Ты что так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!».

Они больше похожи на закадычных друзей, чем на сгорающих от страсти влюбленных. В финале произведения молодые сбегают из дома вместе. Иван не бросил Варвару, как поступил Борис. Еще раз доказав, что способен на поступки и привык подтверждать слова делом.

Совестливый. Кудряш шибко переживал, узнав, что Борис увлекся Катериной. Женщиной, состоящей в браке. Он считал, что это не по-людски.

Жалко ему ребят от души. После долгих раздумий, невзирая на угрызения совести в итоге идет навстречу, вместе с Варварой участвуя в организации свидания молодых.

«Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?» - эта фраза стала бы замечательным эпиграфом к одному из произведений Островского. Конфликт трагедии реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, драматург показал ущербность устоявшихся порядков, конфликт патриархального строя и новой, свободной жизни. Этот аспект реализовывается на уровне таких персонажей, как Кулигин и Катерина. Если говорить кратко, то существование, а уж тем более сосуществование людей чувствующих, справедливых, стремящихся к духовному обогащению и честному труду невозможно рядом с обозлёнными, обделёнными и лживыми обитателями Калинова. Причём нужно сделать оговорку, что Калинов - вымышленное пространство, а значит пространство становится условным. Во-вторых, показана душевная драма Катерины в «Грозе».

В этом случае речь идёт о конфликте внутри персонажа. Такие типы конфликтов всегда интересны, ведь противоречия делают образы живыми, многогранными. Островский сумел создать персонаж, который вызвал совершенно противоположные мнения среди критиков. Добролюбов называл главную героиню пьесы «лучом света в тёмном царстве» и искренне полагал, что в Катерине воплощены самые лучшие качества русского человека. А вот Писарев вступил с Добролюбовым в полемику, заявив, что проблемы Катерины были надуманными и решаемыми. Однако обоих критиков так или иначе заинтересовала душевная драма Катерины Кабановой.

Катя живёт с мужем, его сестрой и свекровью. В таком составе семья впервые появляется на сцене. Пятое явление начинается с разговора Марфы Игнатьевны с сыном. Тихон во всём поддерживает мать, соглашается даже с откровенной ложью. Муж Кати, Тихон Кабанов, слабый и безвольный человек. Ему надоели истерики матери, но вместо того, чтобы хоть раз высказать своё мнение или же защитить жену от жестокости и злых слов, Тихон идёт выпивать с Диким. Тихон похож на взрослого ребёнка. Он любит Катю, потому что ощущает в ней внутреннюю силу, вот только его чувства не взаимны: Катя чувствует к Тихону только жалость.

Варвара, кажется, единственный человек, который хоть как-то интересуется Катериной. Она беспокоится за Катю, старается ей помочь. Однако Варвара не понимает насколько тонко Катерина чувствует этот мир, Варвара практична, ей невдомёк почему Катерине так тяжело научиться «врать во благо», почему Катя хочет стать птицей, почему чувствует приближающуюся смерть.

Сама Катя ценит моменты, когда ей удаётся побыть одной. Она жалеет, что у неё нет детей, ведь тогда она любила бы и заботилась о них. Счастье материнства позволило бы Кате реализовать себя как женщину, как мать и как человека, ведь воспитанием занималась бы она. Детство самой Кати прошло беззаботно. У неё было все, о чём она могла мечтать: любящие родители, посещение церкви, свобода и чувство жизни. До замужества Катя чувствовала себя по-настоящему живой, а теперь мечтает стать птицей, чтобы улететь из этого места, которое лишило девушку внутренней лёгкости.

Итак, Катя живёт в доме со свекровью, склонной к тирании и манипуляциям, и мужем, который во всём подчиняется матери, не может защитить жену, любить выпить. Вдобавок к этому, в окружении девушки нет человека, с которым бы она могла поделить своими переживаниями, который не просто слушал её, а услышал бы. Согласитесь, в такой обстановке жить довольно трудно, если учесть, что воспитание и чувство собственного достоинства не позволяют ответить агрессией на агрессию.

Ситуация усугубляется с появлением Бориса, а точнее, чувств Кати к Борису. В девушке была заложена огромная потребность любить и отдавать свою любовь. Возможно, в Борисе Катя увидела того, кому бы смогла отдать нереализованные чувства. Или же она увидела в нём возможность наконец-то быть собой. Скорее всего, и то, и другое. Чувства молодых людей вспыхивают внезапно и развиваются стремительно. Катерине было очень сложно решиться на встречу с Борисом. Она долго думала о муже, о своих чувствах по отношению к Тихону, о том, что к чему всё может привести. Катя бросалась из одной крайности в другую: либо смириться с несчастливой семейной жизнью, забыв Бориса, либо развестись с Тихоном, чтобы быть с Борисом. И всё же девушка принимает решение выйти в сад, где её ждал возлюбленный. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - такой была позиция Кати. Она пренебрегает законами христианства, совершая грех, но девушка твёрдо уверена в своём решении. Катя берёт на себя ответственность за свою жизнь: «что меня жалеть? Сама на то пошла». Тайные встречи, продолжавшиеся десять дней, завершаются с приездом Тихона. Катя боится, что правда о её измене вскоре станет известна мужу и свекрови, поэтому сама хочет рассказать им. Борис и Варвара стараются уговорить девушку молчать. Разговор с Борисом открывает Кате глаза: Борис такой же человек, как все те, от кого она мечтала сбежать. Крушение иллюзий было для Катерины очень болезненным. В таком случае получается, что выхода из «тёмного царства» нет, но жить тут Катя больше не может. Собрав все силы, Катя решает прекратить свою жизнь.

Душевная драма Катерины из пьесы Островского «Гроза» состоит в несоответствии реальной жизни и желаний, в крушении надежд и иллюзий, в осознании безысходности и неизменности положения. Катерина не могла жить в мире невежд и обманщиков; девушку разрывало противоречие долга и чувств. Этот конфликт оказался трагическим.