1. «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами».
2. «…очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой».
3. «…злая и чванная старуха, которая, поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека, угрюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке».
4.« Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее плечах».
5.« На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».
6.« Барин лет сорока с небольшим…еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбился в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, женился на ней и покинул министерство уделов, куда по протекции отец его записал».
7.« Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи».
8.«Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».
9.« В присутствии Одинцовой он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница между ними была гораздо значительнее».
10.«…ей пошел двадцать девятый год…Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист. Она непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами, и раза два тихо засмеялась».
11. « Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…».
12.« В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем… расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно…».
13. « На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове».
14.«…он вообще всю жизнь свою устроил английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения…И те и другие считали его гордецом…уважали его за отличные, аристократические манеры…за его безукоризненную честность…».
15.« Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с ней он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
ОТВЕТЫ.
1. 1. Катя 2. Одинцов, покойный муж А.С. Одинцовой. 3. Княжна Авдотья Степановна Х…я 4. Фенечка 5. Кирсанов Павел Петрович 6. Кирсанов Николай Петрович 7. Княгиня Р. 8. Базаров Евгений Васильевич 9. Аркадий 10. Анна Сергеевна Одинцова 11. Анна Сергеевна Одинцова 12. Арина Власьевна Базарова 13. Кукшина Авдотья Никитишна 14. Кирсанов Павел Петрович 15. Базаров Евгений Васильевич
К уроку №10 (главы I-XI)
- В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
- Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение.
- Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
- Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
- Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
- Нигилизм - nihil (лат.) - ничто - умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
- Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
- Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
- Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются на протяжении романа.
- Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»?
- Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей».
- Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в Х главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы?
- Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга?
- Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий… хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»?
- Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова?
К уроку №11 (главы XII-XIX)
- Какие новые действующие лица появляются в романе? Зачем они?
- Как называется имение Одинцовой?
- Назовите дату первого приезда гостей к Одинцовой
- Как зовут собаку Одинцовой?
- Определите героя по описанию:
- Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.
- Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят - нарочно, то есть не просто, не естественно.
- Он ласкал всех - одних с оттенком гадливости, других с оттенком уважения; рассыпался "en vrai chevalier francais" перед дамами и беспрестанно смеялся крупным, звучным и одинаким смехом, как оно и следует сановнику. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его "племянничком", удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно было разобрать, что "я..." да "ссьма"; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову; даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: "Enchante"
- Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
- Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами.
- Кто это сказал и о ком?
- Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа.
- Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
- Да, - отвечал Базаров, - баба с мозгом. Ну, и видала же она виды.
- Ты, брат, глуп еще, я вижу. ................. нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!..
- Что вы можете сказать о взглядах Базарова на любовь до знакомства с Одинцовой?
- Какие изменения происходят с Базаровым?
- Охарактеризуйте Одинцову
- Любит ли Одинцова Базарова? Почему она не может полюбить никого?
- Как складываются отношения Аркадия и Кати?
- Почему Базаров не хочет признаться себе самому в том, что влюблен?
- В чем, по мнению Базарова, причина общественных проблем? Как их исправить?
- Что такое человек, по мнению Базарова?
К уроку 12 (главы XX-XXVIII)
- Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
- Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
- Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношения дворовых в Марьине и отношения мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
- Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
- Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
- Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?
- В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
- Почему Тургенев на последней странице романа называет природу «равнодушной», а жизнь «бесконечной»?
Обобщающие вопросы:
- Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?
- Что такое базаровщина?
- Существует ли она в наше время?
- От чего предостерегает Тургенев личность и общество?
- Нужны ли Базаровы России?
К уроку 13. Стихотворения в прозе
- Что такое стихотворение в прозе? К какому роду литературы - лирике или эпосу - относится этот литературный жанр?
- Каковы причины обращения писателя к этому жанру?
- Какие темы поднимаются в цикле тургеневских стихотворений в прозе?
- Проанализируйте стихотворения в прозе "Воробей", "Мы ещё повоюем!", "Русский язык" по следующему плану:
- тематическая группа стихотворения
- основная мысль стихотворения
- особенности композиции
- основные образы
- изобразительно-выразительные приёмы и средства
Стихотворение "Воробей"
- Что символизирует образ собаки?
- Что заставило воробья встать на защиту своего детёныша?
- Что, по мнению автора, может быть сильнее смерти?
- Что даёт человеку осознание силы настоящей любви?
Стихотворение "Мы ещё повоюем!"
- Что символизируют образы воробья и ястреба?
- Как изменилось настроение автора после встречи со стайкой воробьёв?
- Что даёт человеку ощущение жажды жизни?
Стихотворение "Русский язык"
- Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе?
- Определите пафос данного стихотворения.
- Какими эпитетами характеризует Тургенев русский язык?
- Какие чувства испытывает Тургенев по отношению к своему народу, его истории, культуре, языку?
- Как вы понимаете последнее предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием?
- Почему почти в конце своей жизни Тургенев решил посвятить одно из стихотворений в прозе своему родному языку?
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РОМАНУ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
1..КОМУ ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА
А) «И ЕСЛИ ОН НАЗЫВАЕТСЯ НИГИЛИСТОМ, ТО НАДО ЧИТАТЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ». (ТУРГЕНЕВ И.С.)
Б) «УМЕРЕТЬ ТАК, КАК УМЕР БАЗАРОВ, ВСЁ РАВНО, ЧТО СДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ». (ПИСАРЕВ Д.И.)
В) «ЭТО НЕ ЧЕЛОВЕК, А КАКОЕ-ТО УЖАСНОЕ СУЩЕСТВО, ПРОСТО ДЬЯВОЛ, ВЫРАЖАЯСЬ ПОЭТИЧЕСКИ, АСМОДЕЙ». (АНТОНОВИЧ М.А.)
Г) « БОЖЕ МОЙ! ЧТО ЗА РОСКОШЬ «ОТЦЫ И ДЕТИ» ! (А.П.Чехов)
2. ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ? НАЗОВИТЕ ГЕРОЯ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
А) «Она была удивительно сложена: её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал; во всём её лице только и было что хорошего что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, - но их взгляд, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что – то необычайное светилось в нём даже тогда, когда язык её лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Он встретил её на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в неё страстно». (княгиня Р.)
Б) «Женщина высокого роста в чёрном платье, остановившаяся в дверях залы. Она поразила достоинством своей осанки.Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий: спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из –под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою.» (Одинцова).
В) «..человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету» (Базаров).
Г) «..человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять.) (Павел Петрович Кирсанов).
Д) «Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее.» (Прокофьич).
Е) «Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами.
Она держала в руках корзину, наполненную цветами.» (Катя)
3. КОМУ ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?
а) Рафаэль гроша медного не стоит» (Базарову).
б) «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры». (Павлу Петровичу)
в) «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». (Базарову).
г) «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип». (Аркадий).
д) « Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.» (Базарову).
е) «он хищный, а мы с вами ручные.» (Катя)
4. КТО ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА
а) « подарил кольцо с вырезанным на камне сфинксом» (Павел Петрович).
б) «вышла замуж не по любви, а по убеждению» (Одинцова А.С.)
в) «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». (Павел Петрович).
г) «…сибаритствовал, а…… работал». (Аркадий, Базаров)
д) «всеми силами души своей возненавидел Базарова». (П.П.)
е) «не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой»… (Прокофьич).
ж) «играл на виолончели..с чувством «Ожидание» Шуберта, и мёдом разливалась по воздуху сладостная мелодия» (Николай Петрович).
з) «сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход». (Аркадий)
к) « поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор..)(Аркадий).
л) « была настоящая русская дворяночка, сына своего любила и боялась несказанно» (Арина Власьевна)
5 . ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА:
а) «Вся моя повесть направлена против дворянства как ………………..класса» (передового) И.С.Тургенев
б) «Я нужен ……. Нет, видно, не нужен.» (России. Базаров)
в) «Природа не храм, а……….., и человек в ней работник.» (мастерская. Базаров)
г) «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего…… -мы отрицаем». (отрицание. Базаров)
д) «Я хочу только сказать, что …………….-принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». (аристократизм. Павел Петрович).
е) «Каждый человек сам себя …………. должен – ну, хоть как я, например». (воспитать. Базаров)
«Сила тургеневского портрета - в сменяемости всех его разноплановых деталей. Но в этом же и его слабость: одна деталь не создает у Тургенева достаточного впечатления о внешнем облике героя. Оно зависит от других - как цвет в спектре солнечного луча: изъять один - белого не получится. В отличие от прозы Льва Толстого в прозе Тургенева не психическая жизнь определяет внешний облик, а скорее внутренняя жизнь», - писал Е. И. Шаталов.
Портреты у Тургенева детализированы, писатель дает подробное описание роста, телосложения героя, костюма, прически, выражения лица, глаз и т.д. Этой подробностью тургеневский портрет напоминает нам портрет Лермонтова, однако у Лермонтова каждая деталь внешности сопровождается определенным выводом - авторским комментарием, у Тургенева же такого комментария нет - как замечает Г. Б. Курляндская, читатель здесь должен самостоятельно сделать выводы о характере, привычках героя. Описание внешности у Тургенева лишь намечает социально-психологические черты персонажа, но не называет их.
Вот, например, портрет Павла Петровича Кирсанова. Это «человек среднего роста, одетый в темный, английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов».
В этом описании Тургенев подчеркивает изысканность и утонченность Павла Петровича, его щегольство и холеность. Все эти черты выдают в этом герое породу, его аристократическое происхождение. Внешняя привлекательность, изящество героя подчеркнуты сравнениями («волосы отливали темным блеском, как новое серебро», «лицо, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом»). Кроме того, писатель здесь использует особый прием характеристики (через частное, конкретное передается общее, понятийное («то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов»). Такого рода характеристика - излюбленный прием стиля Л.Н. Толстого. Так, описывая сближение Наташи с Пьером («Война и мир») после разрыва ее с Болконским, Толстой замечает: «ей никогда в голову не приходило, чтоб из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь... но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров».
К утреннему завтраку Павел Петрович выходит в изящном утреннем костюме, на голове его - маленькая феска. Тугие воротнички рубашки, безукоризненно выбритый подбородок говорят о его строгости, консерватизме, приверженности традициям, о чем впоследствии Кирсанов сам заявляет в разговоре с Базаровым.
Исследователи неоднократно отмечали, что внешняя безукоризненность, красивость Павла Петровича - «прекрасные темные глаза», «красивая голова», «красивая рука с длинными розовыми ногтями» (в процессе повествования Тургенев настойчиво употребляет эти эпитеты) - контрастирует с определенной духовной ограниченностью Кирсанова, с его «неромантизмом». Павел Петрович - сух и рационален, в его «англоманстве», в строгой приверженности принципам, в неспособности разделить чувства другого человека есть что-то закоснелое, мертвое, неподвижное, противостоящее живой русской жизни. И Тургенев также отмечает это в портрете. Так, в «прекрасных темных глазах» Павла Петровича отражаются лишь картины внешнего мира, но не собственные чувства его. «Красивая, исхудалая» голова его похожа на «голову мертвеца».
По замечанию Г. Б. Курляндской, в описании внешности тургеневских героев есть лейтмотив, отражающий доминирующую черту характера. В портрете Кирсанова - это его «душистые усы», отражающие «аристократизм», внешний лоск и безукоризненность героя. Этой постоянно повторяющейся деталью портрет Павла Петровича напоминает нам портреты, созданные Толстым в романе «Война и мир». Такими деталями там являются шрам на виске Кутузова, молодые, блестящие глаза Николая Андреевича Болконского, короткая верхняя губка Лизы Болконской.
А. Г. Цейтлин замечает, что в портретах, созданных Тургеневым, имеется некая доминанта, «идея портрета». Например, в описании внешности Базарова писатель подчеркивает самоуверенность и ум героя. Базаров «высокого роста», с «темно-белокурыми волосами, длинными и густыми», в длинном балахоне с кистями. Лицо его, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».
Базаров умен и любознателен, интеллект героя автор подчеркивает такими деталями, как широкий лоб, «крупные выпуклости просторного черепа». Еще одна характерная деталь внешности Базарова - «обнаженная красная рука», говорит о его демократизме, пренебрежении правилами хорошего тона, о привычке к труду.
Другая характерная деталь внешности героя - «большие зеленоватые глаза» - свидетельствует о впечатлительности Базарова. И черта эта действительно присутствует в нем. После знакомства с Одинцовой Базаров «с негодованием» обнаруживает в себе романтика: сердце у него так и рвется, ему слышится таинственное шептание ночи, воображению его представляются «гордые губы» и «умные глаза», останавливающиеся на его глазах...
В романе «Отцы и дети» замечательны и женские портреты. В этих портретах нет ярких, насыщенных красок, четких, законченных линий: полутона и легкие штрихи - это характерные черты тургеневского стиля. Отличительная черта женских портертов у Тургенева - воздушность, акварельность. Однако в воображении читателя женские образы, созданные писателем, всегда вырастают «до истинно художественной законченности ».
Великолепен по своей живописности портрет Фенечки. Это милая, застенчивая и простодушная молодая женщина, аккуратная и опрятная. Черты эти подчеркнуты в описании ее внешности. Необходимую законченность портрету Фенечки здесь придает то впечатление, которое производит на присутствующих ее появление. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».
Тургенев использует здесь эмоциональные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передающие авторское отношение к героине: «вся беленькая и мягкая», «детски-пухлявыми губками и нежными ручками», «миловидного лица».
Спокойствие и рассудочность Одинцовой, простота ее и достоинство, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
Стоит отметить, что Тургенев обычно дает один большой портрет героя в романе. В дальнейшем писатель отмечает изменения прически, костюма, краткими, скупыми фразами описывает мимику и жесты персонажа в данной, конкретной, ситуации. Получается, что внешность героя все же дана в динамике, однако изменения эти неглубоки, ситуативны. В целом же портрет героя у Тургенева остается неизменен. Этим тургеневские портреты схожи с портретами Достоевского и отличаются от портретов Толстого.
Так, в романе неоднократно описывается внешность Одинцовой. Сначала писатель дает один большой портрет, затем - несколько небольших зарисовок. Вот как выглядит героиня, когда она принимает приятелей в Никольском: «На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу».
По-иному выглядит Анна Сергеевна, когда она вместе с Базаровым возвращается с прогулки. «Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели, и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие светлые ленты шляпы прильнули к ее груди». Здесь передано смущение и неловкость героини, которые примешиваются к ее «чувству острого любопытства», влекущему ее к Базарову.
Совсем иной предстает Одинцова во время ее вечерних свиданий с Базаровым. Здесь передано впечатление героя, Одинцова изображена в его восприятии, «увидена» глазами влюбленного мужчины. Анна Сергеевна здесь предстает таинственной и романтичной. «Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажною сеткой. Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками; едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенных».
В динамике дана в романе и внешность Кати. Первый портрет ее - это общее описание внешности. «Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, небольшими темными глазами».
Затем почти сразу Тургенев дает еще один портрет героини, где описываются уже манеры Кати, ее мимика. Здесь писатель как будто передает впечатления Базарова от внешности девушки. «Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух».
Совсем другой предстает эта юная девушка, сидя за фортепьяно: «Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув зубы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось, и маленькая прядь волос упала на темную бровь».
Иногда Катя «уходит в себя», «прячется», и тогда лицо ее совершенно меняется, приобретая «выражение упрямое, почти тупое». В этих описаниях подчеркнута недоверчивость героини, ее неловкость, «диковатость», порожденная жизненными обстоятельствами.
В романе «Отцы и дети» писатель представляет нам и «сатирический портрет, близкий к гоголевской манере, с использованием приема косвенной характеристики или постепенного, концентрического раскрытия образа». Таков в романе портрет «эмансипированной женщины» Евдоксии Кукшиной.
Свой рассказ об этой «провинциальной нигилистке» Тургенев начинает с описания ее жилища. Здесь писатель обращает наше внимание на множество выразительных деталей: «криво прибитая визитная карточка», «бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам», «везде белели разбросанные окурки папирос». Как отмечает П.Г. Пустовойт, уже по этим деталям обстановки читатель может составить вполне определенное представление о характере Кукшиной.
Первое впечатление читателя подкрепляется уже непосредственным описанием внешности героини. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевной косынкой на голове». Портрет этот одновременно является и психологическим. Растрепанность, неопрятное платье говорят о неаккуратности, неряшливости, безалаберности Кукшиной, ее желании быть истинно «эмансипированной» женщиной, что в ее представлении, видимо, исключает заботу о своем внешнем виде.
Кукшина у Тургенева демонстративно некрасива: у нее «круглые глаза», между которыми сиротливо краснеет «крошечный вздернутый носик», когда она смеется, ее верхняя десна обнажается над зубами.
И далее к общему авторскому описанию присоединяется впечатление Базарова. «Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: „Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пру-жишься?" И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко... все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». Здесь Тургенев вновь использует прием характеристики персонажа путем обобщения ее черт, поведения («все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно»).
Неловкая развязность манер Кукшиной, неестественность ее поведения отражают неуверенность этой героини, ее нервозность, порожденную недостатком женского очарования. И Тургенев прямо говорит об этом в сцене бала. Когда Аркадий и Базаров не обратили на Кукшину никакого внимания, то она «нервически злобно... засмеялась им вслед: ее самолюбие было глубоко уязвлено...».
Сатирический портрет использует Тургенев при описании внешности Ситникова. Портрет этого героя дан в восприятии Аркадия Кирсанова. «Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».
Таким образом, портреты в романе подробны и детализированы, отличаются большой содержательностью и психологической глубиной. Тонко подмечая малейшие изменения внешности персонажа, произведенное им впечатление, Тургенев предстает перед нами истинным мастером портретной живописи.