Что за религия буддизм. Буддизм: основные идеи и догмы

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама , известный как Будда Шакьямуни . Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место. Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма , сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна . Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна . Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна . Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

В нашем цикле статей о Непале есть несколько материалов, посвященных буддистским святыням (к примеру, ступа ), которые являются важными туристическими достопримечательностями страны. Многим туристам нравится посещать эти места, но про Буддизм россияне знают крайне мало, и многое им просто не понятно. Этот небольшой цикл статей даст вам некоторые знание об этой религии и сделает ваши экскурсии в интереснее.

Главное о Буддизме

Первое, что нужно знать, Буддизм – это не религия в традиционном понимании этого слова россиянами. Скорее вернее назвать Буддизм идеологией.

Буддисты не верят в существование Бога – высшего существа и творца вселенной. Конечно, в буддийской космологии можно найти “дэва”, которых иногда называют “богами”. Но это представление ошибочно. Дэва не сотворили этот мир и не вершат судьбы людей. Можно сказать, что они просто люди, но из альтернативной реальности.

Вы спросите: “Кто такой Будда?”. Он просто человек, великий учитель и реальный исторический персонаж, живший около 2 500 лет назад. Его имя Сиддхартха Гаутама, он был принцем одного из индийских княжеств.

Поэтому, вопрос: “Верите ли вы в Будду?” звучит также несуразно, как “Верите ли вы в Юлия Цезаря?” или “Верите ли вы в Ивана Грозного?”.

Подробно остановимся на сути понятия Будда, так как большинство людей ассоциируют его именно с Буддой Шакьямуни (Сиддхартхой Гаутамой), но это не совсем верно. Слово “будда” переводится как “просветленный” или “пробужденный”, и оно обозначает любого человека, достигшего просветления. Таких живых существ было очень много, и все они будды.

Обычно только Великих будд принято писать с большой буквы, а всех остальных с маленькой. Среди Великих есть Бадда Настоящего – это Шакьямуни и несколько Великих Будд прошлого. Прошлых Великих по канонам разных школ от 6 до 21.

Ветви Буддизма

В Буддизме есть три основные ветви: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.

Их правильно называть словом “течение”, и не стоит их ассоциировать с разделением церквей в Христианстве, что многие делаю.

Разделение церквей у христиан (Католическая, Православная и Протестантская) – это, прежде всего, организационное деление. У буддистов нет церквей и вообще единой организации.

Течения отличаются деталями идеологии, списком почитаемых боххитсатв, воззрениями на процессы очищения разума и просветления.

Всем известный Далай Лама не является лидером всех буддистов, и тем более не аналогичен Папе Римскому. Его зовут Тэнцзин Гьямцхо, и он является главным буддистским наставником для тибетцев и монголов. К примеру, в соседнем Китае буддисты его не признают, но уважают.

Ваджраяна очень немногочисленное течение, которое многие считают составной часть Махаяны. Образовано от слова “ваджра”, что переводиться как “алмаз”. Существует сакральный предмет с таким названием. Его можно посмотреть в Непале около ступы в Катманду.

Взаимоотношения школ Буддизма

Они всегда были исключительно мирными. Буддизм вообще очень мирная религия, запрещающая причинять любой вред живым существам.

Распространение школ по регионам

Тхеравада (или Махаяна, или Малая Колесница) считается самой древней школой и ее часто награждают эпитетом “ортодоксальный буддизм”. Тхеравада распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Количество последователей Тхеравады оценивается в 100-200 миллионов человек.

Махаяна (или Большая Колесница) распространена гораздо шире. Эта шкала Буддизма распространена в Тибете, Китае, Японии и Корее.

Количество последователей Махаяны оценить гораздо сложнее, так как нет точных данных о проценте верующих в Китае. Примерно количество последователей оценивается в 500 000 000 человек.

И отдельной большой веткой являются школы буддизма в Китае, многие из которых сложно куда-либо причислить.

Основные понятия философии Буддизма

Их очень много, мы немного остановимся на каждом из них, а в следующих статьях опишем их подробно.

Карма . Является основополагающим принципом, объясняющим причины и следствия всех действий и событий, которые происходят с нами. Вкратце принцип кармы можно охарактеризовать фразой “что посеешь, то и пожнешь”.

Воплощения . Принцип перерождения одних живых существ в других. Эта доктрина немного отличается от принципа “переселения душ”, так как не признает существования постоянной души, как, к примеру, “атман” у индуистов. Карма в результате перевоплощений переходит от одного живого существа к другому.

Четыре благородные истины . Были сформулированы Буддой Шакьямуни и являются основой идеологии Буддизма. Их перевод на русский язык очень неточен, так как между языками существует серьезная разница понятий. В одной из следующих статей мы расскажем об этом подробно.

Мы приведем четыре благородные истины, но просим вас не понимать их слишком буквально.

1. Вся наша жизнь – неудовлетворенность и страдание.

2. Причина страданий – жажда.

3. Прекращение страданий – уничтожение жажды.

4. Способ – восьмеричный путь.

Как вы заметили, эти определения весьма общие, их можно и нужно расшифровывать, чем мы и займемся в одной из следующих статей.

Просветление . Состояние разума, очищенного от негативных мыслей, эмоций и побуждений, позволяющее увидеть все вещи такими, какие они есть на самом деле, и достичь нирваны.

Нирвана . Состояние, которое не может быть описано языком людей. Поэтому мы его и описывать не будем.

Сансара . Или “колесо жизни”. Это состояние, в котором прибывают все живые существа, кроме просветленных умов.

В следующих статьях мы подробно расскажем обо всем этом. .

Читайте о Непале на нашем сайте

Основные идеи буддизма. Мифы и заблуждения

В Индии более 2500 лет назад возникло учение о духовном пробуждении, известное как буддизм.

Это самая мирная и гостеприимная из мировых религий, однако, самая малая по численности.

Именно благодаря своей открытости, популярность буддизма растёт во всём мире и сейчас число его приверженцев достигает уже свыше одного миллиарда человек.

Однако далеко немногие способны понять суть буддистских практик. Основные идеи буддизма трактуются неверно по различным причинам.

Мы рассмотрим самые распространённые заблуждения и постараемся их опровергнуть.

Буддизм - типичная религия

Говорить о буддизме как о типичной религии, по меньшей мере, некорректно, поскольку в нем отсутствуют основополагающие религиозные понятия, такие как вера в Бога, священное писание, грех.

В буддизме нет призыва к отречению от иных верований, как в других мировых религиях, таких как, например, христианство. Также отличается буддизм и отсутствием служителей культа, хотя возникшая ритуальность в нем имеет скорее сходство с религией, пожалуй, только внешнее.

С осторожностью можно назвать буддизм религией опыта, в которой полученное понимание - это результат проб и ошибок, т.е. анализа знаний, полученных на практике, в отличие от других религий, где краеугольным камнем является вера.

Можно считать буддизм философской концепцией, поскольку это законченное и логичное мировоззрение. Но здесь снова приходим к тому, что только практика может привести к пониманию сути явлений целиком, используя при этом не только силу интеллекта, но и подсознание, эмоции, чувства, речь.

Это в свою очередь приводит к положительной трансформации человека, в отличие философии, объясняющей суть явлений на формальном уровне понятий и слов.

Поступательно осознавая природу явлений, естественным образом приходим к конечному результату практики - состоянию совершенства вне концепций.

Все буддисты - пацифисты

В основные идеи буддизма вхожа идея пацифизма - исчезновения всякого насилия как явления, противодействия войнам исключительно посредством осуждения их аморальности. Идея же и практика ненасилия — совсем не то же самое.

Буддисты, конечно же, практикуют ненасилие, но в случае непосредственной угрозы применяют активные действия для предотвращения насилия, направленного против них. Есть много примеров, когда монахи практикуют боевые искусства и, когда невозможно избежать боя, без сомнений и колебаний демонстрируют свои умения.

Все буддисты медитируют

Наверняка многие считают, что медитировать, значит, сидеть в позе лотоса и методично «мычать», сосредоточившись и концентрируясь на своих внутренних ощущениях.

На самом деле, это целый комплекс методов, позволяющих достичь физического и морального самосовершенствования.

Это обобщенное название совокупности основных духовных практик, направленных на развитие самонаблюдения, внимательности, достижения просветления и нирваны.

Конечно же, далеко не все буддисты медитируют, а точнее, как показывают исследования, только небольшой процент монахов, представляющих данную конфессию.

Далай-лама буддистский Папа

Проводить параллели между далай-ламой и Папой Римским не совсем корректно. Далай-Лама по учению о реинкарнации является воплощением одного и того же бодхисаттвы Авалокитешвары, отказавшегося от полного просветления для спасения, защиты и покровительства всех живых существ на земле.

Поиск нового перевоплощения далай-ламы всегда представляет собой целый ритуал. Происходящие сверхъестественные явления, связанные с его рождением, указания оракулом признаков, по которым разыскивается избранный кандидат, все это является частью ритуала. Тем не менее, считаясь духовным учителем и наставником, далай-лама не является руководителем тибетской школы Гелуг.

Формально эту выборную должность занимает Ганден Трипа. Папа Римский для католиков является полным сувереном Святого Престола, владея тремя нераздельными функциями власти.

Будда - веселый толстяк

Один из самых популярных персонажей, воплощенных в скульптуру сидящего в позе лотоса и смеющегося толстяка, отнюдь не является Буддой.

Это, на самом деле, один из семи божеств счастья - Хотей, Будай. Также он считается одним из воплощений бодхисаттвы Майтрея, будущего учителя человечества. Согласно многочисленным легендам, туда, куда приходил Хотей, он приносил достаток, здоровье, удачу, а также помогал исполнению желаний.

Буддисты язычники

Если исходить из того, что все дохристианские и нехристианские религии являются языческими, то и буддизм можно назвать таковым.

Основные идеи буддизма также имеют родственные связи с язычеством, что обусловлено традицией отсутствия правила исключенного третьего, что определяет особое положение буддизма среди мировых религий, оставаясь терпимым к другим верованиям.

Однако, с другой стороны, буддизм принципиален в отношении необходимости уничтожения причин бытия на Земле, а семейно-родовые отношения, любовь к Земле являются в этом случае несомненным препятствием на пути к личному спасению - на этом буддизм разрывает связи с язычеством. Далай-лама даже как-то заявил: «Религия — это то, без чего мы, вероятно, можем обойтись».

Страдание - главная цель духовной практики буддиста

Естественно, приверженцы буддизма не стремятся себя истязать физически до смерти. Основные идеи буддизма - это четыре истины: “Есть страдание, есть причина страдания, есть конец страдания, есть путь практики, кладущий конец страданию” .

Рассматривая их все вместе, целиком, совсем не напрашивается такой уж пессимистический вывод, что жизнь-страдание. Да, в буддизме страдание - это характеристика бытия, оно сопровождает все, даже приятные моменты жизни. По сути, страдание - это привязанность к физической форме, чувствам, восприятию, мыслям, и сознанию. И буддизм рассматривает проблему всего человечества в целом и предлагает пути к ее решению.

Будда, испытав безусловное счастье, указывает людям на причину страданий и пути их преодоления. То есть, полностью положить конец страданиям можно самостоятельно с помощью исследования и понимания их причин.

Все буддисты - аскеты и вегетарианцы

Чрезмерный аскетизм, предполагающий отказ от всяких желаний ради достижения личного духовного идеала, был осужден самим Буддой, как абсолютно бесполезный. В результате аскет приобретал сверхъестественные способности, но служили они эгоистическим интересам.

Идеалом же является бодхисаттва, который заботится о благе других людей. Поощрялся самоконтроль за физическим состояниями тела в качестве средства достижения полного контроля над сознанием. Соответственно, совершенно необязательно придерживаться вегетарианства и строго ограничивать себя в еде.

Поедание мяса не приравнивается буддизмом к участию в убийстве. Таким образом, поощряется, когда человек стремится сбросить со своего ума своего рода сон с мясом и его поеданием это коррелирует, но довольно слабо.

Вера буддистов в реинкарнацию

Вера в переселение душ феноменальна. Однако не все буддисты верят в постоянный цикл перерождения. Скорее, речь идет о повторном воплощении, т.е. помещение сущности живого существа в другое тело.

Буддийская философия отрицает существование души, соответственно, и реинкарнации. Есть понятие сантана— протяжённость сознания, не имеющая никакой опоры, однако связанная с постоянными изменениями.

Пребывание сознания в мире живых, как и после смерти, определяется психическим состоянием и определяется кармой.

Особое значение в тибетском буддизме приобретают далай-ламы, которые сохраняют линию перерождения.

Сиддхартха Гаутама - божественное существо

Одно из заблуждений о буддизме - это то, что Будда есть божественное существо. Это неверно. Являясь духовным учителем для своих последователей, Будда Шакьямуни был человеком и никогда не претендовал на божественность. При рождении он получил имя Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой (буквально «пробудившимся»), когда истина открылась ему после длительных поисков.

Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение - донести истину до людей. Наличие же или отсутствие Бога Будда не считал существенным.

Заблуждения о Дхарме

Понятие Дхармы не имеет однозначного аналога, это основополагающий свод законов и правил, соблюдение которого необходимо для развития космоса и общества, неделимая единица бытия. Это центральная категория в буддизме, наверняка самая сложная и бесспорно многозначная. Природа Дхармы непостижима, но живущие по ее устоям могут достичь нирваны.

Зачастую некоторым людям кажется, что можно выбрать какие-то ситуации и моральные принципы, которые нравятся, а остальные, которые сложно понять, принять, можно исключить или отбросить. Существуют различные обеты, которые запрещают принимать отдельные части учения и пренебрегать другими. Другая ошибка - вера в возможность усовершенствовать практики, получив в результате перерождения снова человеческую жизнь.

Карма - некоторый аналог судьбы

Идею кармы в буддизме переоценить невозможно. Если о карме говорить совершенно упрощенно, то это будет примерно так: позитивные деяния ведут к счастью, а негативные - к страданию.

Таким образом, избегая всего негативного и совершая только позитивные действия, человек закладывает основу для достижения состояния абсолютного счастья.

Человек имеет возможность совершенствоваться тем самым совершенствовать свою карму, так как в учении буддизма проведена прямая причинно-следственная связь между настоящей жизнью человека, его прошлым и будущем воплощением.

Однако зачастую человек заблуждается, считая, что карма - это нечто такое же как и судьба, что все уже предопределено, иначе, собственно, и не было бы никакой возможности изменить что-либо.

На самом деле, чем глубже понимание взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего, тем более вероятно эффективное вмешательство и изменение привычек, переживаний, что может изменить карму.

Самое сложное - увидеть связь между причиной (факторы, эмоции, внешние действия) и соответствующим следствием из-за возможного большого временного промежутка между ними.

Все наши действия оставляют отпечаток в подсознании, и это знание может быть промежуточным шагом для понимания, какие действия нужно практиковать, какие избегать в продолжение кармического пути.

Заблуждений о буддизме значительно больше, чем было перечислено. Основные идеи буддизма ошибочно описываются в связи с трудностью понимания, особенностями различных школ и так далее.

Буддизм краткое описание

Слово "буддизм" произошло с санскрита и означает "учение для просветления". Суть духовной практики буддизма заключается в пробуждении духовных свойств человека для достижения им нирваны. Ключевой фигурой в буддизме является Гаутама Сиддхартха - принц, достигший нирваны и принесший людям свой опыт для передачи знания.

Это реальная историческая личность, он родился в Индии в середине VI века до н. э. Это было особенное время в развитии духовности Востока. Именно тогда в мире воплотилось огромное количество выдающихся философов и духовных учителей: в Китае это Конфуций и Лао-Цзы, в Иране - Заратустра, в Греции - Пифагор и Гераклит, в Индии - Гаутама Сиддхартха.

В основе буддистской религии - учение Четырёх Благородных Истин (Чатур Арья Саттьяни): "О страдании", "О природе страдания" (закон кармы), "О прекращении страдания путем устранения его источников" и "Об истинных путях прекращения страдания".

Учение о карме и сансаре

Учение о карме - одна из основополагающих доктрин буддизма. Само по себе слово «карма» означает «действие», а вовсе не не как «судьба» или «предопределенность», как привыкли у нас считать. Карма - это именно действие, за которым следует результат. Совокупность всех дел, совершенных человеком в жизни - и есть результат, который проявляется в следующем воплощении как отправная точка, с которой душа начинает свой новый виток развития или деградации. Таким образом, карма может быть благоприятной или неблагоприятной.

Сансара - это "колесо" перевоплощений человеческого духа из одной физической формы в другую, которое воспринимается как школа взросления духа. Итогом проживания сансары является достижение высшей точки духовного бытия - просветления. При этом воплощения на пути к нирване могут быть самые разные. Кроме человеческого, концепция буддизма предполагает возможными ещё несколько форм существования: божество (дэв), воин (асур), человек - это благоприятные формы рождения, а также животное, голодный дух (прета) и обитатель ада - это, мягко говоря, неблагоприятные формы рождения.

Основная концепция буддизма

Буддизм на продолжении длительного исторического периода был ведущей духовной традицией большинства районов Азии, а именно: страны Индокитая, Китай, Тибет, Непал, Шри Ланка, Корея и Япония. Так же, как и индуизм в Индии, буддизм оказал огромное влияние на культурное и ментальное развитие этих стран. Но в отличие от индуизма, в основе которого лежит поклонение бесчисленному множеству богов, учение буддизма воспринимает Бога как абсолютную энергию творения и не имеет традиции поклонения Богу как воплощенной личности. Буддизм видит бога в каждом человеке, он повсюду, всё сущее есть проявление Творца. И если индуизм первостепенное внимание уделяет мифологии и ритуалу, то буддизм, напротив, сродни современной психологии - он заботится о состоянии человека, его духовном прогрессе как пути к достижению вечного блаженства, нирваны. Способ достижения этого блаженства заключается не столько в том, чтобы удовлетворить человеческое любопытство относительно происхождения мира и природы божественного, а скорее в том, чтоб понять причину страданий и пути их преодоления.

На протяжении веков буддизм претерпел множественные изменения, "оброс" различными сектами и ответвлениями, но по прежнему остается одной из самых многочисленных религий мира.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.

Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

Что же, начнем.

Что такое буддизм

Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

Кто такой Будда

В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.


Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.


Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.


Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

  • – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
  • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
  • – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.


Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  1. Есть дукха – страдание.
  2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  4. Эта тропа – .

Восьмеричный путь предполагает правильное:

  • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
  • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
  • речь – соблюдение чистоты слов;
  • поступки – действия, которые приносят только благо;
  • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
  • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
  • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
  • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.


Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

  1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  2. Не воровать и не присваивать чужого.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать никому.
  5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».


«Трипитака» состоит из нескольких томов:

  • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
  • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
  • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

  • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
  • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
  • количество миров бесконечно;
  • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
  • нет безоговорочных догматических правил;
  • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
  • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
  • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и .

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.


Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Как стать буддистом

«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

В прибежище принимают три драгоценности:

  • Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
  • Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
  • Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.

Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

  • неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
  • желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
  • гнева и злости.

На пути истины буддист вооружается специальными методами:

  • изучение Дхармы – в этом должен помочь наставник, учитель или гуру, чтобы подсказать перечень текстов для исследования, ответить на вопросы, направить на правильную тропу;
  • размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
  • практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.


Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

Буддийские монахи

Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.


Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

Школы

С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

К трем основным школам буддийской философии относятся:

1. Хинаяна – Малая Колесница

В современности чаще употребляется название – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.


Тхераваде присущи следующие черты:

  • Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
  • Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
  • Нет пантеона будд и бодхисаттв.
  • Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
  • Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.

2. – Большая колесница

Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.


Отличительные черты:

  • Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
  • Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
  • Святые выстраиваются в пантеон.
  • Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
  • Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
  • Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.

3. – Алмазная Колесница

Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.


Особенности:

  • направленность на самосознание;
  • большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
  • медитативные и йогические практики;
  • чтение мантр;
  • разнообразные обряды, праздники, службы.

Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

Очень популярное сейчас на Западе направление – . Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».


Японский монах дзен-буддизма

К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

  • неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
  • отсутствие священных сутр, проповедей;
  • цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.

Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

Пусть истина, любознательность и доброта сопутствуют вам на жизненной тропе. Если вам понравилась статья, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.