Что такое сольфеджио, музыкальный класс. Что такое сольфеджио и зачем оно нужно? Что такое сольфеджио в музыкальной школе

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот - соль и фа, потому и звучит столь музыкально. Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Прежде всего - для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? - с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь . Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы . Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.

Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию . Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию . В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Теория музыки , сольфеджио и нотная грамота - это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.

Теория музыки и нотная грамота - это теория, в то время как сольфеджио - это практика .

Сольфеджио можно охарактеризовать как:

  • учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти , включающую сольфеджирование (сольмизацию ), музыкальный диктант , анализ на слух .
  • сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух ;
  • специальные вокальные упражнения для развития голоса , называемые также вокализами ;

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть - разучивание и пение гамм , а также номеров и упражнений с дирижированием.

При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами.

В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию .


Вопросом, зачем изучать сольфеджио и что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу или занимаются музыкой в рамках дополнительного образования. Почему дети, обучающиеся игре на музыкальном инструменте в обязательном порядке изучают сольфеджио? Какая между ними взаимосвязь?

Попробуем познакомиться с этой загадочной музыкальной дисциплиной поближе, возможно, многие вопросы, в том числе изучать или не изучать , отпадут у родителей сами собой.


«Сольфеджио » – красивое итальянское слово, которое сложилось из названий двух нот – «соль» и «фа» и в переводе означает «пение по нотам ». Это музыкальная дисциплина, основной задачей которой является развитие музыкального слуха – главного инструмента любого музыканта.

Воспитание музыкального слуха, а также развитие чувства ритма учеников достигается на уроках сольфеджио с помощью пения одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений, написания мелодических и ритмических диктантов, слухового анализа музыкального материала.


Самым тесным образом с сольфеджио связана теория музыки . Граница между ними очень условна, поэтому в школе они изучаются вместе, как две составляющих одного предмета: теория музыки теоретически объясняет, из чего и как устроена музыка, а сольфеджио – на практике тренирует навыки, необходимые музыканту.


Основными из таких навыков являются:

- Сольфеджирование – пение специальных одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений и номеров (отрывков из известных музыкальных произведений) с называнием каждой ноты. Таким образом развивается интонационный и гармонический слух.

Восприятие музыки на слух. Слуховой анализ различных созвучий, аккордов, ладов и других музыкальных структур.

Умение записать услышанную мелодию нотными знаками. Это достигается постоянной практикой написания музыкальных диктантов .

Непоседы Открытый урок - Сольфеджио

Занятия сольфеджио развивают слух: человек начинает различать самые тонкие звуковысотные, динамические и ритмические нюансы музыки, восприятие и исполнение музыки становится богаче и разнообразнее.


Уроки сольфеджио развивают навыки интонирования ("чистого", точного пения без фальши): человек может воспроизвести музыку и вслух и про себя, "слышать внутренним слухом".

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам , пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа , потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина , которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Обратите внимание!

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио , которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).

Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)

Что такое сольфеджио и чему там учат?

Очень часто я слышу от учеников и выпускников музыкальных школ мысль о том, что сольфеджио – это очень сложный предмет, который не всякому удается освоить. И более того, очень многие считают, что его и незачем осваивать. Думаю, это связано с недостаточным пониманием того, чему собственно учит сольфеджио, какое его практическое применение в жизни.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь. Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы. Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории. Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

Почему же, не смотря на такие замечательные результаты занятий сольфеджио, не так много учеников их осваивают. Причин, как мне кажется, здесь несколько.

Во-первых, для того, чтобы освоить данные умения, нужно делать много предварительных упражнений, причем на протяжении как минимум нескольких лет без явно заметного результата. Не у всех учеников хватает на это терпения.

Вторая причина связана с несколько поверхностным отношением к заданиям по сольфеджио. Для хорошего результата нужно уделять занятиям по сольфеджио время ежедневно, а не раз в неделю на уроке. А многие ученики считают, что раз уж они пришли на урок, значит их долг перед сольфеджио выполнен, а если еще и потратили 10 минут на домашнее задание – значит практически перевыполнен! Увы, огорчу, - для результата этого недостаточно.

Ну и третьей причиной являются особенности программы по сольфеджио. Дело в том, что программа курса ориентирована на подготовку профессиональных музыкантов, которые планируют поступать в музыкальные учебные заведения. И многие задания в курсе сольфеджио рассчитаны именно на подготовку к вступительным экзаменам по сольфеджио, на которых кроме диктанта и пения с листа с дирижированием, обычно бывают задания на построение и пение гамм, интервалов и аккордов от заданных нот, либо в тональности. Этим формам работы на уроке уделяется львиная доля времени, и естественно, что на вопросы подбора на слух мелодии и аккомпанемента времени не остается.

Последнее, что я хочу сказать: сольфеджио – это набор определенных навыков, доведенных до автоматизма. Для сольфеджио важнее уметь спеть трезвучие, чем выучить правила его построения! Хотя знание правил тоже не повредит, но основное – это выработка практических навыков и умений.

Думаю, все понимают, что приобретение этих навыков – дело постепенное и длительное, но, как я показала в этой статье, - результат того стоит!

Если у Вас появились вопросы, Вы можете задать их в комментариях к этой статье, или на форуме

Удачного обучения!

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

О теоретической части занятий

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть - это основы музыкальной грамоты .

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении... В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение - гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

О практической части занятий

В первую очередь мы активно развиваем слух - учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.

Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.

Следующий этап - воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык - умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель - научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки - ритм . Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых - одна из основных задач уроков сольфеджио.

Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.

Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

О сольфеджировании

Одна из форм развития всех навыков - сольфеджирование - пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

В старших классах добавляется музицирование - исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант - запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.

Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.

Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху - это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши .

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

О самой большой беде

Главная беда, которая встречается на практике, - родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя... Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно. Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного - получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы - хорошо, ну я и не буду...»

О главных качествах, которыми важно обладать ученику музыкальной школы

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, - процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное - не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!