Что такое романское искусство. Романская живопись

Первым из крупных исторических стилей, обозначивших основные этапы развития художественной культуры Европы, явился романский стиль, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII-XIII века. Это был стиль средневекового искусства, созданного новой феодальной цивилизацией, искусства, которое было и продолжением, и антитезой античного искусства. Термин был введен французскими археологами XIX в., считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства.

Особенности романского стиля

Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.

При сохранении местных особенностей романскому искусству присущи общие черты: ведущая роль архитектуры, отличавшейся суровым крепостным характером, подчиненность ей живописи и монументальной скульптуры, условных по стилю, назидательных и экспрессивных. Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.

Романская архитектура

Собор св. Петра в Вормсе.

Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура. Ее формирование связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, естественно, принимала укрепленный, крепостной характер. Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникавших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.

Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, в монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Интерьер романской церкви. (Мария-Лаах)

Композицию в средневековье понимали буквально, как складывание, составление нового из готовых форм. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление сводов для потолочных покрытий. Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”. Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества.

Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу. Как снаружи, так и внутри - ясность членений массивных форм, суровая непроницаемость толстых стен, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, то же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками. Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды, чувствуешь суровую мощь в каждой архитектурной детали, часто выявляющей и свою необходимость, и свою самостоятельность. Вещественность и устойчивость - как в зодчестве Древнего Рима. Романский храм всегда рождает ощущение торжественно-сурового спокойствия. Возникнув в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных отношений, он и должен был утверждать незыблемость, неизменность человеческого и божественного миропорядка.

Замок в Виртумбурге.

В эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка - жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, где в случае нападения спасались и жители окрестных деревень, крепостные этого феодала. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня - донжон - основное жилище феодала: нижний этаж ее служил кладовыми, второй - жильем владельца, третий - помещением для слуг и охраны, подземелье - тюрьмой, крыша - для дозора. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла, масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.

Замкнутую асимметричную композицию замка, живописную компактную группировку его ясных объемов часто завершали отвесные скалы, которые были естественной его защитой. Возвышаясь над убогими хижинами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.

Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. Преобладание темных цветов, сводчатые потолки, деревянные панели, полы из цветных терракотовых плит, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, - все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой и примитивной, изготовлялась она из точеных деревянных балясин. Ее было очень мало. Обстановку комнат составляли скамьи, кресла, широкие кровати с навесом над изголовьем, сундуки, столы, иногда украшенные резьбой или раскрашенные.

Романская скульптура

Капитель пилястры в романской церкви.

Пробуждение пластического чувства, осознание эстетической ценности камня и его декоративных возможностей приводит к возникновению монументальной, вырастающей из тела здания каменной скульптуры, которая развивается в это время под влиянием миниатюры и в которой проявляется синтез условно-декоративного начала и изобразительного. Расцвет монументальной скульптуры начался на рубеже XI-XII веков.

Рельефная скульптура не только украшала храмы, приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Основной темой романской скульптуры было прославление могущества Бога, его грозной и безграничной власти над смертными. Разрабатывалась тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий.

Связь с миниатюрой в рельефе просматривается в тех же деформациях пропорций фигур, в том же чрезмерном увеличении частей тела, выражающих жест или духовность персонажа - рук и глаз, в той же иерархии размеров фигур в зависимости от их идейной значимости (главные - большие, второстепенные - меньше, третьестепенные - крошечные), в той же угловатости движений и драпировок.

Однако целостность и четкость объемов и лаконичный геометризм профилей архитектуры требовали от скульптуры безоговорочного подчинения, и в результате в рельефе человеческая фигура подвергалась еще большей деформации, чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг верхнего контура властно подчиняет фигуры, заставляя их корчиться, на дверных же косяках фигуры непомерно вытягиваются.

С распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания, где главными действующими лицами становятся крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории. Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами. Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. Романская скульптура открыла новые стороны действительности - образы чудовищного и безобразного.

Статуй романская эпоха почти не создала. Если они и возникали иногда, то предназначались для интерьеров храмов и не были непосредственно связаны с архитектурой, - делались из иного материала, металла или дерева с металлической облицовкой, имели небольшие размеры и выполняли сугубо служебные функции - реликвариев, пультов для книг, подсвечников.

В романском искусстве нашла отражение распространенная в народе наивная вера в нечистую силу. Олицетворением зла становятся черти. Романское искусство создало устрашающее Изображение черта, который приобрел фантастический и отталкивающий облик. Чаще всего это лишь отдаленно напоминающее человека волосатое существо с оскаленной мордой зверя и когтистыми лапами.

Искусство дороманского Запада, как и византийское, не знало изображений чертей. В византийских и каролингских произведениях Сатана предстает в виде падшего ангела, отличающегося от небесных сил наготой или темной окраской тела, или в виде связанного пленника, а иногда походит на античного сатира.

Романская живопись

Изображение Христа из церкви
Святого Климента в Тауле.
Около 1123 года.

Количество храмов, в которых сохранились романские росписи, считается ничтожно малым. Во Франции насчитывается около 140 церквей и капелл, в которых сохранились более или менее значительные фрагменты фресок. Но даже в этой стране, кстати наиболее богатой по числу романских памятников, в замешательство приводит тот факт, что на некоторых территориях романские росписи не сохранились вовсе.

Сохранившаяся до наших дней романская стенная живопись относится к периоду, который начинается приблизительно в последней четверти XI в. и кончается, в зависимости от районов, между 1150 и 1250 гг.

Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм - алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Около 1200) и миниатюра. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи - полосатые фоны.

Большая часть сохранившихся монументальных росписей - ныне почти все они перенесены в музеи - украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок.1123-50). Центральный памятник каталонской живописи XII в. - росписи в Тауле. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах - Санта-Мария и Сан-Клементе. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).

В основу сюжетных программ настенных росписей и скульптурного декора, где доминирует повествовательное начало, была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека как выражения дьявольского зла, незыблемости мирового порядка, установленного Богом, который вершит Страшный суд в конце времен.

В технике росписей, в трактовке объёмов, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский канон, сильно, однако, искажённый местными влияниями. Примечательно, что в живописи, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, или наоборот, у них большая голова, из-за чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой". В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Создаётся впечатление, что художникам X-XIIвеков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, выразительность, экспрессия поз и жестов.

Романские росписи из-за слабости красочного грунта фресок сохранились фрагментарно. Большим числом представлены скульптурные каменные рельефы на порталах и капителях колонн, а также надгробия, алтарные преграды, триумфальные кресты, реликварии.

Романский орнамент

Орнамент романского стиля

Одной из основных отличительных особенностей романского декора являлось то, что в нем имела место полная сращенность орнаментального и изобразительного начал. Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство.

Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же время отличающаяся некой идолоподобностью. Романский декор своей пластикой напоминает древнеиндийское искусство – та же невероятная густота, плотность и в то же время насыщенность и дробность деталей, при которых декор как бы густо облепляет порталы, стены, колонны храма.

Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Также используются охра желтая, охра красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность.

Романский орнамент свободнее всего развивался в живописи в манускриптах, где блестящую обработку получали главным образом, большие заглавные буквы или инициалы. Здесь особенно выступал в самых чудных изображениях арабескового характера мир животных в соединении с завитками. Особенно, драконы и змеи, хитро переплетающиеся во множестве завитков, а иногда такие завитки составлены и из фантастических растений. При этом фон в более раннее время делался золотой, позднее - цветной.

Характер мотивов, взятых из Мира растений и животных, совершенно условный, что было и на Востоке, и в Византии; на стеблях и цветах делалось только некоторое оттенение, обозначавшее их круглоту. Символизм почти отсутствует.

Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI - XII столетиям, то есть к наиболее совершенному времени романского искусства; но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время: еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов. Инициалы в манускриптах X столетия, когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, скомбинированных с большой ловкостью; в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Вообще, смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов.

Основные элементы романского орнамента - геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.

В романскую эпоху в художественных ремеслах появляются сюжеты, ставшие впоследствии очень популярными: живописный бестиарий, состоящий преимущественно из фантастических существ (кентавры и кентаврессы, грифоны и сирены - птицы и рыбы). Особым пристрастием художников пользуются лев и орел (этот мотив ценится за декоративность), а также сфинкс, пеликан, василиск, гарпия, аспид. Павлин встречается редко.

В мозаичных полах чаще всего используются такие мотивы орнамента, как знаки зодиака, квадрат, шашечный узор, прямоугольник, ромб, «ласточкин хвост», круг, многоконечная звезда, все элементы которых располагаются симметрично относительно оси.

Изображения юных рыцарей, прекрасных дам, доспехов, щитов, мечей, французских лилий, элементов активно развивавшейся в этот период гербовой семантики придали орнаментике своеобразный романтический и в то же время более светский вид. Вместе с тем заметно меняется сама стилистика декора. Из него уходят каменная застылость, грубоватость, языческая «дикость», плотность и пестрота, сменяясь лаконичной графической отточенностью, остроумием, четкостью ритмов, связанными с развитием гербового искусства.

Но особенно много везде диковинных зверей, фантастических существ и чудовищ. Среди них экзотические животные и птицы - слоны, верблюды, страусы и заимствованные из античного Мира грифоны, единороги, сирены и множество других легендарных существ (псоглавы - люди с собачьими головами, одноногие сциаподы, четырехглазые эфиопы).

Пристрастие к чудесному - одна из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства. Некоторые из них имели символическое значение. Так, сирена, которая своим пением губит моряков, является символом мирских соблазнов, пеликан - символ Христа, единорог - целомудрия, аспид и василиск - сил зла. Следует заметить, что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – декоративность, сказочность, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым, но сочным юмором и выразительностью. Наиболее яркое воплощение эти черты нашли во второстепенных с точки зрения теологии персонажах и сюжетах, трактованных с большой правдивостью и наблюдательностью. Со временем орнамент, используемый в архитектуре и прикладном искусстве, усложняется и плавно приобретает готические формы.


Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11-12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика». Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.-как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга. Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры - к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus –

«человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в

Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в

других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека

и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно

развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма

наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал

прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не ограниченными

духовными и творческими возможностями.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и

образцом художественного творчества. Великое прошлое постоянно напоминавшее

о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда

как искусство Средних веков казалось неумелым варварским. Возникший в XVI в

термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего

классическую древность, античную культуру. Тем не менее, искусство

Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и

новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство

возрождения - явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно

заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды

искусства - живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно

изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной

ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись

обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций

человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений

искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной

мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с

монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения,

появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место ухе

выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то

время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная

одаренность мастеров Ренессанса - они часто работали в области архитектуры

скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией

с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной»,

личности стало впоследствии нарицательным.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и

художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был

неразрывно связан с возвышенной поэтической Красотой, в своём стремлении к

естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство

стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически

независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую

роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей

(правящих богатых семейств) - крупнейших покровителей и заказчиков

произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры

Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем - Падуя.

Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., - богатая

купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим.

Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили

прежнее значение.

Маньеризм- течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы (См. Болонская школа), с другой -Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «М.», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).

Северное возраждения: принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции первой трети XV-XVI вв.; для отдельных стран существует собственная периодизация), переходного от средневековой культуры к культуре нового времени. В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в том числе к интерьеру, натюрморту, пейзажу). Крупнейшие представители Северного Возрождения: Я. Ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Х. Босх, П. Брейгель Старший - в Нидерландах; А. Дюрер, Грюневальд, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший - в Германии; Ж. Фуке, Ф. Клуэ, Ж. Гужон - во Франции.

Связь христианства с язычеством славян:

Нам хорошо известно весьма негативное отношение христианства к язычеству, существующее до сей поры. В этом смысле весьма интересны высказывания Н.М. Гальковского в его двухтомной монографии “Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси”. Приведу лишь одну цитату: «Духовенство стремилось сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого, прежде всего, приходилось бороться со старыми привычками и любовью народа к играм, пляскам, песням, против остатков язычества, выражавшихся в почитании старых богов, рода и рожаниц и т.д. Обличения иногда бывали страстными, как, например, в Слове Христолюбца. Но проповедник обыкновенно не исследовал причин известного греховного обычая, ограничивался обличением его » 1 . Иными словами, на взгляд ученого, христианство хотя и боролось с язычеством, но не очень эффективно, лишь поверхностно, не докапываясь до истоков. Следовало бы бороться основательнее.

Ну а как относилось язычество к христианству? На первый взгляд тут трудно найти какой-либо ответ, поскольку с язычеством было покончено (так принято думать) с крещением Руси, то есть тысячу лет назад, и сейчас вряд ли можно найти какие-либо языческие источники. Более того, весьма сложно обстоит дело даже с ранними христиансткими источниками Руси, которые можно буквально пересчитать по пальцам. Так что данный вопрос выглядит чисто риторическим. А умозрительно можно предположить, что как аукнется, так и откликнется, и если христиане боролись с язычниками, то те им отвечали той же монетой, а возможно и сильнее, поскольку не имели представления о христианском смирении. У язычников, как принято полагать, всё было разнузданным, несдержанным, таковы же они вроде бы должны были быть и в своем праведном гневе против христиан.

Однако это предположения. От них я хотел бы перейти к той реальности, которая открылась в связи с обретением дара чтения руницы. Неосведомленному читателю поясняю, что руницей называлось докирилловское слоговое письмо славян, где каждый знак означал не один звук, а два, согласную и гласную, то есть целый слог. Это письмо изначально было сакральным, то есть предназначалось для священных текстов, а потому было не только весьма красивым и торжественным, но и довольно запутанным, так, чтобы его в состоянии были читать только жрецы. Оно существовало на Руси, и не только на Руси, а во всех славянских странах, и во многих неславянских странах Европы, где много тысяч лет писали по-русски, разумеется, не только до крещения Руси, но и до возникновения первых христианских общин древнего Рима. Писали им не только явно, но и тайно, используя его знаки в качестве отдельных элементов рисунков. Так было, например, у древних греков, о чем я недавно опубликовал заметку в журнале “Дельфис” 2 . То же самое существовало у древних римлян. Поэтому нет ничего удивительного, что тайные надписи стали делать и христиане, изображавшие знаки руницы главным образом складками одежды персонажей на иконах. Вот к подобному исследованию мы сейчас и переходим.

Романская скульптура как явление интересует множество искусствоведов по всему миру. И неудивительно: ведь данный вид искусства в эпоху романики переживал словно второе рождение, одновременно символизируя собой настроение целого исторического периода. И в данном случае не только общество повлияло на искусство, но и искусство - на общество.

Романское искусство

Романским искусством называют период европейского искусства с 1000 года до появления готики в 18 веке. Романская архитектура сохранила множество признаков римской архитектурной стилистики: цилиндрические своды, круглоголовые арки, пасиды, декор в виде листьев-аконтов. Романский стиль стал первым в истории направлением искусства, распространившимся по всей Европе. На романское искусство в дальнейшем также немало повлияло византийское искусство: особенно легко это проследить в живописи. Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты.

Характерные черты

Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль.

Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи - именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.

Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.

Предпосылки

В Европе наблюдался постепенный рост на пути к процветанию, и на искусстве это не могло не отразиться: творчество больше не было так ограничено, как в периоды оттоновского и каролингского возрождений. Религия по-прежнему играла большую роль в становлении искусства, однако теперь рамки стали менее жесткими. Художник становится намного более важной фигурой, как и ювелиры и каменотесы.

Хотя эта эпоха высшей точки развития феодолизма была достаточно смутной и тревожной, в то же время она стала созидательной. Этот период стал временем поиска индивидуального синтеза традиций и заимствований, которые, не сливаясь воедино, тем не менее значительно воздействовали на мировосприятие народа в раннем Средневековье. Синтез отыскал себя в искусстве, выразившись в нем в полной мере.

К началу 11 века стали появляться первые романские постройки. Эти древние памятники архитектуры имели крупную кладку из неотесанных камней. Фасады нередко были декорированы плоскими рельефами и глухими аркадами.

В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. Развитие романского сложным и необычным и имело множество направлений. Южная и западная части Европы испытывали сильное влияние античной культуры, опередив в этом вопросе области средней Европы. К этой группе относятся Бургундия, Каталония, а также области у руки Луары - именно отсюда берет свое начало новое искусство. Франция становится крупным очагом новой культуры, и именно этот факт сыграл одну из главнейших ролей в истории формирования романского стиля: здесь зарождались свежие идеи, которые могли дать толчок к развитию художественных и технических новшеств.

Идеал красоты, которым вдохновлялись романские творцы, отражал глубокие устремления. Хотя романский стиль нередко называют простонародным или брутальным в сравнении с затейливой арабской архитектурой или изысканным византийским искусством, все же романика имеет свои собственные прелести, несмотря на некоторую упрощенность и лапидарность. Перед лицом Востока и Византии Европа заявляла свою личную самобытность.

Нищета и сложный быт сказались на внешнем облике романского искусства, но не сделали его хуже. Переработав и использовав опыт соседних культур, Европа смогла грамотно отразить в своем творчестве свое собственное уникальное мироощущение.

Источники и стиль

На протяжении 11-12 веков церковь наиболее сильно влияла на жизнь общества. Она стала также главным заказчиком произведений искусства, используя эмоциональное влияние искусства на умы простых людей и тем самым способствуя прогрессу развития романского искусства. Церковь провозглашала идею греховности человеческого мира, который был полон зла и соблазнов, возвышая над ним мир духовный, находящийся под влиянием добрых и светлых сил.

Именно на этой основе в романике возник эстетический и этический идеал, противопоставленный античному искусству. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий - византийского, арабского или античных искусств.

Скульптура

К началу 12 века широкое распространение получило искусство в частности, рельефа. За византийскими образами следом пришли религиозные композиции, олицетворяющие сюжеты из евангелия. Скульптура была повсеместно использована в качестве украшений соборов и церквей: рельефы человеческих фигур и монументально-декоративные композиции встречались повсюду.

В основном романская скульптура применялась для воспроизведения целостной картины экстерьера соборов. Местоположение рельефов не имело особого значения: они могли размещаться как на западных фасадах, так и на капителях, архивольтах или близ порталов. Угловые скульптуры были значительно мельче, чем скульптуры в центре тимпана, во фризах они были более приземистыми, а на мощных несущих колонных - более удлиненными.

Романское искусство скульптуры было достаточно самобытным и узконаправленным. Перед ним стояла задача передать единый образ Вселенной и взгляд на нее европейского народа: искусство не стремилось к повести о сюжетах реального мира, скорее стремясь к чему-то более высокому.

Особенности романской скульптуры заключались в следующем:

  • Неотрывная связь с архитектурой: вне храма скульптуры нет.
  • Чаще это не именно скульптура, а рельефы и капители колонн.
  • В основном библейские сюжеты.
  • Столкновение противоположностей: Небо и Земля, Ад и Рай и т. д.
  • Многофигурность, динамика.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценности в скульптурных изделиях того периода имели весьма солидный статус: такие предметы искусства ценились даже сильнее, нежели картины. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов. К тому же изделия из металла сохранились намного лучше, нежели другие предметы искусства и быта. Так, до наших времен дошли такие светские детали, как шкатулки, ювелирные украшения и зеркальца. Множество ценнейших реликвий сохранилось с того времени - в основном все они были изготовлены из латуни или бронзы.

Металлические изделия нередко украшались эмалью или элементами из дорогой слоновой кости. были искусно созданы мастерами: нередко украшения были детализированы сложной резьбой или сложным способом литья. Рисунки включают в себя большое количество фигур известных пророков и других знатных лиц. Древние мастера отличались особой кропотливостью и изобретательностью.

Скульптура в украшении зданий

После падения Римской империи искусство резьбы по камню и направление практически изжили себя - по сути, они продолжали существовать лишь в Византии. Однако некоторые сохранившиеся скульптуры в натуральную величину были созданы из гипса или стукко, но, увы, до наших дней дошли лишь редкие экземпляры. Из наиболее известных из сохранившихся примеров скульптурной работы построманской Европы - деревянное распятие. Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода.

Позднее такие скульптурные композиции стали помещаться под аркой алтаря на балках - в Англии их стали называть алтарными распятиями. После 12 века такие кресты стали появляться в компании фигур Иоанна Богослова и Девы Марии.

Романская скульптура и готика

Нередко романику противопоставляют готическому стилю. Романская скульптура обладает более сдержанными признаками, контуры ее плавны и мягки, в отличие от более дерзкой и свободной готической: фигуры с опорой на одну ногу, улыбающиеся лица, ниспадающая одежда. Романская и резко отличается друг от друга, хотя по своей сути они закономерно исторически дополняют друг друга.

Историки искусства считают, что романика является закономерным продолжением раннехристианской архитектуры, в то время как готика стала пиком общеевропейского средневекового зодчества, которое было основано именно на романских, греческих, византийских, персидских и славянских архитектурных стилях.

Частое сравнение романики и готики указывает на сложную связь этих двух направлений, которая заметна даже при поверхностном изучении стилевых принципов. Это вполне объяснимо, ведь готический стиль стал отталкиваться именно от романского периода, одновременно развивая и отвергая его идеи.

Романская скульптура во Франции

В этой стране в 11 веке впервые проявились признаки возрождения монументальной скульптуры. Хотя техническое оснащение мастеров того времени было небогатым, первые скульптурные изображения стали появляться на притолоках порталов и на капителях колонн уже в начале столетия.

Хотя рельефы того времени были лишены стилистического единства, в каждом из произведений ясно прослеживалось влияние того или иного источника: к примеру, рельефы, декорирующие алтарь, подражали раннехристианскому саркофагу, а изображения апостолов напоминают античную надгробную стелу.

Центром сосредоточия скульптурного декора во Франции стал портал: он был расположен на границе двух миров - мирского и духовного - и должен был связать эти два метафизических пространства. Характерными для украшения подобного рода элементов стали изображения апокалипсических тем - именно Страшный суд восстанавливал единство мира, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Особенности романской скульптуры во Франции стали особенно заметны уже к концу 11 века. Можно было четко проследить влияние архитектурных школ в разных районах страны. К примеру, бургундская школа, которая стала чем-то вроде объединенного центра этого вида искусства - отличалась особой мягкостью черт, изяществом движений, одухотворенностью лиц и плавностью динамики в скульптурах. Скульптура сосредотачивала свое внимание на человеке.

Сюжеты

Романские художники, скульпторы и архитекторы не стремились к отображению реального мира, скорее обращаясь к библейским сюжетам. Основной задачей творцов и мастеров того времени стыло создание символического образа мира во всем его непостижимом величии. Особый акцент был сделан на иерархической системе, которая противопоставляла ад и рай, добро и зло.

Назначением скульптуры стало не только украшение, но и воспитание и просвещение, которое было нацелено на внушение религиозных идей. В центре учения стоял Бог, который в данном случае выступает суровым судьей, который должен вызывать священный трепет в глазах каждого человека. Картины Апокалипсиса и прочие библейские сюжеты также призваны внушать страх и повиновение.

Скульптура передавала торжественное волнение и тяжелые чувства, отрешенность от всего мирского. Дух подавляет телесные желания, находясь в своеобразной борьбе с самим собой.

Примеры

Ярким примером романской скульптуры стал рельеф, изображающий Страшный суд, в соборе Сен-Лазар в Отене. Он был создан в 1130-1140 годах. Рельеф разделен на несколько ярусов, демонстрирующих иерархическую систему: ангелы с добросовестными праведниками наверху (в Раю), черти с грешниками, ожидающими Суда - внизу (в Аду). Также особенно яркой выглядит сцена взвешивания хороших и плохих поступков.

Другой яркой романской скульптурой Средневековья является знаменитая скульптура, изображающая апостола Петра, которая является украшением портала собора Св. Петра в Муассаке. Вытянутая экспрессивная фигура выражает волнение, душевный порыв.

Очередной типичный пример романского стиля - Пятидесятница на тимпане Ла Мадлен в Везле, Франция. Данное произведение наглядно передает евангельское сказание и служит декоративным украшением.

Романское искусство, ставшее первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовало с X по XII в. Оно формировалось в сложное время, когда Западная Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. На территории бывшего Франкского государства начали формироваться нации: французы, итальянцы, немцы. Слабо развиты были ремесло и торговля - все необходимое для жизни изготовлялось в феодальных усадьбах или в крестьянских домах.

Большую роль в развитии искусства сыграли крестовые походы, которые познакомили народы Западной Европы с культурными традициями арабского Востока.

Самой влиятельной силой в эту эпоху в Западной Европе была христианская церковь. Именно она стала практически единственным заказчиком романских мастеров. Главным видом искусства являлась архитектура. Строилось множество величественных и прекрасных храмов и монастырей, в создании которых участвовали скульпторы и живописцы.

Немногие западноевропейские церкви смогли сохранить фрески того времени, хотя настенная живопись была очень популярна. Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи).

Витражная живопись сочетала две основные техники: роспись по наборному цветному стеклу и роспись гризайль - по бесцветному стеклу красками темных тонов, в основном серой и черной. Для скрепления отдельных частей использовали свинцовые перегородки.

Росписи, украшавшие стены храмов, теперь кажутся нам наивными и примитивными. В изображениях отсутствуют объемы, светотеневая моделировка. Живопись подчинялась исключительно религиозной тематике и имела свои характерные особенности: она была условна, стилизованна и аллегорична. Неправильные пропорции человеческих фигур, неестественные складки одежды, отсутствие перспективы - все это следствие мироощущения, царившего в ту эпоху.

Сюжеты росписей, изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер. Церковь ставила перед живописью задачу - привлечь городское и сельское население в храм. С целью устрашения грешной паствы художники создавали всевозможных чудовищ и ужасных, не существующих в реальности животных. Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей.

Ярким примером романской монументальной живописи являются многочисленные фрески, обнаруженные в храмах Франции под более поздними слоями росписей. Французскую фресковую живопись романской эпохи можно разделить на два основных направления, названные Школой светлых фонов и Школой синих фонов. Первая характерна для центральных и западных районов страны, вторая была распространена на юго-востоке Франции и в Бургундии и отражала влияние искусства Византии.

Представление о живописи Школы светлых фонов дают нам фрески церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату, дошедшие до нас почти в первозданном виде. Несмотря на отсутствие объемов и перспективы, эти росписи отличаются динамикой и большой выразительностью. Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». Хотя фигуры выглядят несколько неестественно, стремительность движений всадников и их вдохновенные лица говорят о скорой победе над ужасным чудовищем. Не обладая многими умениями, свойственными художникам более позднего времени, живописец, исполнивший эту фреску, сумел донести до современников и далеких потомков идеалы добра и справедливости, ради которых он и создавал свое произведение.

Говоря о романской живописи, невозможно обойти вниманием знаменитый ковер из собора в Байё, выполненный по живописным картонам около 1120 г. На льняном полотне длиной почти семьдесят метров изображены сцены похода Вильгельма Завоевателя в Англию. Ковер настолько точно и правдиво рассказывает о событиях, снаряжении, одежде и оружии того времени, что по нему можно изучать историю. В то же время это произведение имеет и чисто декоративные элементы - по краям изображение обрамляет орнамент. Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная.

Монументальная живопись и миниатюра были развиты также в Германии и в Италии.

В романском искусстве отразились идеалы феодального мира Западной Европы, но уже в эту эпоху начали проявляться черты зарождавшихся национальных культур.

Рома́нский стиль - этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в 10-12 веках, в ряде мест до 13 века. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре : монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития в романский период достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Термин « романский стиль» был введен в начале 19 века.

Пиза. Соборный комплекс

Романский стиль впитал элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» , но, кроме того, и искусства античности, Византии, мусульманского Ближнего Востока. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль стал первой художественной системой средневековья, охватившей, несмотря на многообразие местных школ, большинство европейских стран. Единство романского стиля базировалось на интернациональной сущности католической церкви, которая была наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи. Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов-мирян - строителей и скульпторов.

Принципы романского стиля

Монастырь Мария Лах

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания гармонируют с природным окружением, их компактные формы и четкие силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек исполнен суровой силы; в создании такого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами , а также башни, которые в романском стиле стали одним из элементов архитектурных композиций.

Пятидесятница. Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле

Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи обособленную от остальных, что было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже - куполами), приходящими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Апостол Павел. Рельеф из аббатства в Муассаке

В раннем романском стиле господствовала настенная живопись . В конце 11 - начале 12 века, когда своды и стены получили сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, которые украшали порталы и фасадную стену, а в интерьере - капители. В зрелом романском стиле плоский рельеф стал более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но сохраняющим органичную связь со стеной. Для романского периода в средневековом искусстве характерен расцвет книжной миниатюры, отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд). В строго симметричных композициях доминировала фигура Христа, превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для романского стиля характерны отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).

Романский стиль в странах Европы

Монастырская церковь в Клюни. Южный фасад

Первоначальные формы романского стиля появились во французском зодчестве в конце 10 века. Во Франции получили распространение трехнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 - 12 век). Французское романское зодчество отмечено многообразием местных школ, к монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 век). В Провансе особенностью церквей являлся украшенный скульптурой однопролетный или трехпролетный главный портал, вероятносхожий с мотивом древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-1066). В светской романской архитектуре во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. Достижениями романского изобразительного искусства Франции считаются скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей в Везле, Отене, Муассаке, циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства, в том числе лиможские эмали.

Гент. Графский замок

В ранней романской архитектуре Германии выделялась саксонская школа: церкви с двумя симметричными хорами на западе и востоке, иногда с двумя трансептами, лишенные лицевой фасадной стороны, например Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (после 1001-1033). В зрелый период (11-13 века) в прирейнских городах построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе с применением так называемой связанной системой перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали две травеи боковых нефов. Отличительные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В «оттоновский период» (вторая половина 10 - первая половина 11 веков) стали временем расцвета немецкой книжной миниатюры, центрами которой были аббатство Рейхенау и Трир, а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романского стиля расширялось значение каменной и стукковой скульптуры.
В Испании, как нигде в Европе, в романскую эпоху развернулось широкое строительство замков-крепостей и городских укреплений, например, в Авиле, что связано с Реконкистой. Церковная архитектура Испании следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась простотой композиционных решений. Скульптура в ряде случаев предвосхищала сложные образные системы готики. В Каталонии сохранились романские росписи, отмеченные лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита.
После Нормандского завоевания (1066) в архитектуре Англии традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно богатство растительного орнамента. В Скандинавии большие городские соборы следовали немецким образцам, а приходские и сельских церкви отличались местным колоритом. За пределами Европы очагами романского стиля стали замки, возведенные крестоносцами в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 века). Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси, например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы.