Прозаическое
Прозаи́ческое
То, что связано с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни, что скучно, буднично, обыденно.
Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .
Смотреть что такое "Прозаическое" в других словарях:
сказание - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические (древнейшие) и исторические (более поздние) С. Разновидности С.: миф, предание, легенда, быль и др … Словарь литературоведческих терминов
новый роман - прозаическое произведение, которое в противовес традиционному романическому повествованию автор пытается создавать без малейших примесей политики, идеологии, морали, и т.д., ставя перед собой задачу чистого познания жизни. Рубрика: роды и жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия
Александр Афанасьевич (1835 1891) Один из выдающихся ученых лингвистов конца XIX в., оставивший глубокий след в различных областях научного знания: лингвистике, фольклористике, мифологии, литературоведении, эстетике, искусствознании. П. окончил в … Энциклопедия культурологии
ПРОЗАИЧЕСКИЙ, прозаическая, прозаическое; в качестве кратк. употр. прозаичен, чна, чно (книжн.). 1. только полн. Написанный прозою; ант. стихотворный (лит.). Прозаический перевод. 2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный… … Толковый словарь Ушакова
Одно из средств общения, основаное на способности человека производить звуки (артикуляция) и соотносить комплексы звуков с предметами и понятиями (семантика). Общение на языке называется речью. Потребности речи привели к изучению и описанию языка … Литературная энциклопедия
И; мн. род. зок, дат. зкам; ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Народные сказки. Волшебные сказки. Бытовые сказки. С. о царевне лягушке. С. о лисе… … Энциклопедический словарь
- (араб. повествование), литературный термин у народов Востока и Юго Восточной Азии. Обозначает любое чаще сюжетное поэтическое или прозаическое произведение, в узком значении жанр анонимного книжного прозаического эпоса. * * * ХИКАЯТ ХИКАЯТ… … Энциклопедический словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Молине. Жан Молине предлагает свою книгу Филиппу Клевскому. Миниатюра из рукописи прозаического переложения «Романа о Розе» Жан Молине (фр. Jean Molinet; 1435(1435), Девр 23 августа … Википедия
Предлагает свою книгу Филиппу Клевскому. Миниатюра из рукописи прозаического переложения Романа о Розе Жан Молине (фр. Jean Molinet, 1435 23 августа 1507) французский поэт, глава школы «великих риториков». Молине родился в Девре (Па де Кале),… … Википедия
Книги
- Александр Блок. Собрание сочинений в 6 томах (комплект из 6 книг) , Александр Блок , Собрание сочинений Александра Блока в шести томах включает в себя прозаическое и поэтическое наследие автора, драматические произведения, письма… Категория: Классическая проза Серия: Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах Издатель: Художественная литература. Ленинградское отделение ,
- Ostinato. Стихотворения Самюэля Вуда , Луи-Рене Дефоре , М. Гринберг , В книгу вошло итоговое прозаическое сочинение автора - "Ostinato", сочетающее жанровые черты автобиографической повести, лирического фрагмента и эссе о языке, памяти, писательском труде,… Категория: Современная проза Издатель:
ПРОЗАИЧЕСКИЙ
ПРОЗАИЧЕСКИЙ
2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный для прозы, а не для поэзии (лит.). Прозаическое выражение. Это выражение прозаично. «Порой дождливою намедни я завернул на скотный двор… тьфу! прозаические бредни!» Пушкин .
3. Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. «Скрепя сердце, обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического.» Григорович .
|| Скучный, будничный, самый обыденный. Прозаический разговор. Прозаические отношения. «Жизнь человека необеспеченного имеет свои прозаические интересы.» Чернышевский .
4. Деловой, практический, корыстный (ирон.). Преследовать прозаические цели.
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Синонимы :
Смотреть что такое "ПРОЗАИЧЕСКИЙ" в других словарях:
- (от слова прозаик). Непоэтический. В фигуральном значении: вседневный, будничный, однообразный. Прозаический взгляд. Практический, утилитарный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОЗАИЧЕСКИЙ 1)… …
См. будничный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. прозаический прил. 1. будничный … Словарь синонимов
прозаический - ая, ое. prosaïque adj. 1. Отн. к прозе 1, свойственный ей. БАС 1. Приводя в пример судьбу своего прозаического языка, г. Лемонте утверждает, что и наш язык не столько от своих поэтов, сколько от прозаиков должен ожидать европейской своей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПРОЗАИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. проза. 2. То же, что прозаичный. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
1) написанный прозой; не стихотворный; не поэтический; 2) * будничный; серый, скучный Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
Прил. 1. соотн. с сущ. проза, связанный с ним 2. Свойственный прозе [проза 1.], характерный для нее. отт. перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности. 3. Написанный… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Прозаический, прозаическая, прозаическое, прозаические, прозаического, прозаической, прозаического, прозаических, прозаическому, прозаической, прозаическому, прозаическим, прозаический, прозаическую, прозаическое, прозаические, прозаического,… … Формы слов
прозаический - проза ический … Русский орфографический словарь
прозаический - … Орфографический словарь русского языка
Ая, ое. 1. к Проза (1 зн.). П. перевод Слова о полку Игореве. П ое произведение. П ие жанры (например, комедийный, жанр записок и дневников и т.п.). 2. Будничный, обыденный; непоэтичный. П ое выражение. Задача самая п ая рассчитаться с долгами.… … Энциклопедический словарь
Книги
- Картины из истории народа чешского (комплект из 2 книг) , В. Мартемьянова , Владислав Ванчура , Дмитрий Горбов , Н. Аросева , Прозаический шедевр народного писателя Чехословакии Владислава Ванчуры (1891 - 1942) - "Картины из истории народа чешского" - произведение, воссоздающее дух нескольких столетий отечественной… Категория: Современная проза Издатель: Художественная литература. Москва ,
- Троянская война и её герои. Приключения Одиссея , Тудоровская Елена Александровна , Прозаический пересказ Еленой Тудоровской поэм "Илиада" и "Одиссея" Гомера рассказывает о великой Троянской войне, которая длилась десять лет и вспыхнула из-за прекрасной Елены; о приключениях… Категория: Эпос и фольклор Серия: По страницам времен Издатель:
Все мы изучали прозу в школе на уроках литературы, а кто может сейчас дать ответ на вопрос о том, что такое проза? Может быть, то, что прозой называют устную или письменную речь, вы помните, но наверняка забыли, что произведения в прозе не делятся на соизмеримые отрезки (проще говоря – стихи). В отличие от стихов, ритм прозаических произведений – это соотношение синтаксических конструкций (предложений, периодов).
Проза возникла во времена античной литературы. С XIX века проза стала лидировать в словестности.
Поясним, что относится к прозе. Прозой называют обычную речь, простую, не мерную, без размеров. Однако существует мерная проза, похожая по своему звучанию на старинные русские песни.
У прозы также есть формы. Так вот, первоначально развились публицистическая, деловая, научная, религиозно-проповедническая, мемуарно-исповедническая формы.
Рассказы, повести и романы относятся к художественной прозе и отличаются от лирики своей эмоциональной сдержанностью, интеллектуальностью, философскими началами.
Из опредления в начале статьи легко понять, что проза - это противоположность стихотворению. Но тогда что такое стихотворение в прозе? Это текст очень складный, но без рифмы, почти всегда романтического содержания. Много стихотворений в прозе написал И.С Тургенев.
Прозаические жанры
Традиционно в число литературных жанров, относящихся к прозе, входят:
- Роман. Романом называют повествовательное произведение, большое по объёму и со сложным, развитым сюжетом.
- Повесть. Это род эпический поэзии, похожий на роман, который рассказывает о каком-нибудь эпизоде из жизни. В повести в меньшей степени, чем в романе, рассказывается о быте и нраве героев, она короче и сдержаннее.
- Новелла. Новеллой называют небольшой литературный повествовательный жанр. По объему она сопоставима с рассказом, но отличительной чертою является наличие генезиса, истории и структуры.
- Эпопея. Эпическое произведение, монументальное по форме, затрагивающее общенародную проблематику.
- Рассказ. Является малой формой художественной литературы. Объем текста маленький, так как в рассказе не охватывается большой промежуток времени и описывается какое-либо конкретное событие в конкретном временном промежутке.
- Эссе. Это сочинение прозаической формы на любую тему. По объему небольшое, композиция строго не обозначена. В эссе автор выражает свое индивидуальное впечатление и мнение по конкретному вопросу.
- Биография - всем нам известная форма изложения истории жизни и деятельности человека.
Определить тему и идею (главную
мысль) данного произведения; проблемы, затронутые в нём; пафос, с которым
произведение написано.
Показать взаимосвязь сюжета и композиции.
Рассмотреть субъектную организацию произведения (художественный образ
человека, приёмы создания персонажа, виды образов-персонажей, система
образов-персонажей).
Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения.
Определить особенности функционирования в данном произведении литературы
изобразительно-выразительных средств языка.
Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге,
при этом в работе представить также:
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев
произведения, их поступков и переживаний.
Развернутое обоснование выводов.
1. История создания.
При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить
внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо
при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в
последнем случае имеются в виду:
- литературные направления эпохи;
- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в
этот период;
- творческая история произведения;
- оценка произведения в критике;
- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
- оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве
произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план
содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это
сделать).
Концептуальный уровень художественного произведения (тематика,
проблематика, конфликт и пафос).
Тема - это то, о чём идет речь в произведении, основная проблема,
поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание
в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые
отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени?
Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема;
совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и
та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема
крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема
взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема
социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых
в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться
главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или
указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех
проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому,
отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий,
оправдывающий, возвышающий...).
2. Сюжетные линии:
выделить, пронумеровать и назвать для
каждой линии:
- действующие лица;
- события.
3. Сюжетная схема
(не все компоненты обязательно будут
присутствовать):
Экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению
конфликта (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной";
может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения);
знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами
действия.
Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов
жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между
личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и
скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта.
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о
событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается
редко).
Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт,
развиваются последующие события.
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу
развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия
проявляются всё яснее и острее.
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта,
кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев
предельно ясно, после неё действие ослабевает.
Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его
решения. Заключительный момент в развитии действия художественного
произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется
его принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается
направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда даётся оценка
изображённому); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими
лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
4. Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов,
эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов),
разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер,
лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний
монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика,
повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
Композиционные принципы и элементы:
Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная,
кольцевая, "нитка с бусами"; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные средства композиции:
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя
по поводу изображённого (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой
жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или
объяснение своей цели, позиции).
Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом
произведения).
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают,
предваряют дальнейшее развитие событий.
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или
произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.
Композиционные приёмы - внутренние монологи, дневник и др.
Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и
конфликтов.
В произведении
могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти
элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе,
сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий "сюжет" и
"фабула":
1) сюжет - главный
конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;
2) сюжет -
художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий
Сюжет может излагаться:
- в прямой хронологической последовательности событий;
- с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и "экскурсами" в
будущее;
- в преднамеренно изменённой последовательности (художественное время в
произведении).
Несюжетными элементами считаются:
вставные эпизоды;
лирические (авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору
высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не
связаны напрямую с сюжетом.
5. Образы действующих лиц (главных):
характеры, взаимоотношения между персонажами,
типичность (уникальность) персонажей.
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от
лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).
1) Художественный образ человека
- рассматриваются типические явления
жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие
персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
- внешние черты - лицо, фигура, костюм;
- характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим
людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.
Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж;
- изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
- изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует
персонаж;
- наличие или отсутствие прототипа.
2) Основные приёмы создания образа-персонажа:
- характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
- портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское
отношение к персонажу);
- прямая авторская характеристика;
- психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей,
побуждений, внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет
изображение "диалектики души", т.е. движения внутренней жизни
героя;
- характеристика героя другими действующими лицами;
- художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа
действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать
как детали-символы);
3) Виды образов-персонажей:
- лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли
героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается,
преимущественно, в поэзии);
- драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои
действуют "сами", "без помощи автора", т.е. автор
использует для характеристики персонажей приём самораскрытия,
самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
- эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает
героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут,
отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах,
новеллах, очерках).
4) Система образов-персонажей:
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их
взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее
лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении
(многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки
зрения).
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и
время, изображенное автором.
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и
объёмным;
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет,
прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или
хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое),
длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в
пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определённой
исторической эпохи).
Позиция автора и способы её выражения:
- Авторские оценки: прямые и косвенные.
- Способ создания художественных образов: повествование (изображение
происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление
отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог,
монолог).
- Место и значение художественной детали (художественная подробность,
усиливающая представление о целом).
Уровень внешней формы.
Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста.
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации;
индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять
отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения
синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов,
варваризмов, профессионализмов).
Приёмы образности (тропы - использование слов в переносном значении) -
простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение,
аллегория, литота, перифраз).
6. Стиль:
специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный
опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и её раскрытие;
- использование художественных средств;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык.
7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический, социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направления), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания.
8. Жанровые особенности:
эпос вообще - это чередование сюжетных
событий.
рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него
сгруппированы действующие лица, характеры действующих лиц в сформированном
виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как
правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный
финал, лаконичность.
Виды:
- новелла событий;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом.
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека
в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой
промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер,
много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих
персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее
распространённая в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно
выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда, социально
обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего мира
человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем человеческого
бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования
человека и человечества;
- роман-антиутопия, роман-притча, роман-хроника одной
семьи, роман-анекдот и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто
охватывает все слои населения, значительный объём, выбирается момент истории,
важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
В чем отличие стихотворения от прозаического произведения?
Эпос и лирика вообще относятся к разным родам литературы. Так, стихотворение относится к лирике, а проза относится к эпосу.
Отличие можно увидеть визуально, посмотрев на текст. Думаю, каждый понимает, как пишется стихотворение и, например, рассказ, который относится к прозе. Проза - это сплошной текст, а стихотворение пишется в стихотворной форме, то есть стихотворными строчками. Стихотворении нет автора, а есть лирический герой. В стихотворении выражается чувство, внутренняя реакция на впечатление.
Есть, правда, стихотворения в прозе, которые внешне выглядят как проза, но в нем используются звуковые переклички, повторение ритмически подобных синтаксических конструкций, средства выразительности, то есть все то, что используется в речи стихотворной.
Основное отличие, безусловно состоит в наличии рифмы. Второе требование, у стихотворения обязательно должна быть ритмическая структура. Следует заметить, что существуют ещ, так называемые, белые стихи, в которых отсутствие рифмы, как бы компенсируется определнным размером (белый ямб, анапест или дольник).
В стихотворении наблюдается ритм, такт, рифмовка и стихотворные стиль и форма. А прозаическое произведение пишется сплошным текстом. У стихотворения есть лирический герой, чьи переживания и описаны в произведении, а в прозе героев может быть бесконечно много (роман-эпопея. например). А еще в прозаическом произведении можно охватить большой промежуток времени, много переживаний героя от разных поступков. В прозе раскрываются характеры многих персонажей одновременно.
Стихотворения отличаются от прозы наличием рифмы, стилистикой, ритмичностью и написанием (стихи пишутся в столбик). Правда есть еще белые стихи без рифмы. Проза же отличается от стихов отсутствием ритма.