Что произошло в южной осетии. Миротворческая операция в южной осетии как уникальный опыт


1989 –1991
.
«Парад суверенитетов» Панорама этнополитических противоречий на Кавказе на закате советской эпохи. Атлас этнополитической истории Кавказа


В августе 2008 года многолетний грузино-осетинский конфликт вылился в «пятидневную войну». За 17 лет это третье вооруженное противостояние между Грузией и Республикой Южная Осетия, де-юре признаваемой (в том числе и Россией до 26 августа 2008 года) частью грузинского государства.

Однако нынешнее противоборство качественно иное, чем два предыдущих, поскольку в нем напрямую участвовали Вооруженные силы Российской Федерации.

Если в период грузино-абхазской войны 1992-1993 мы имели дело с самодеятельностью отдельных военнослужащих РФ, то на сей раз действия Российской армии были не просто поддержаны на официальном уровне. Кремль оценил их как операцию по «принуждению Грузии к миру», призванную спасти осетинский народ от масштабной гуманитарной катастрофы.
В отличие от предыдущих грузино-осетинских вооруженных противостояний (1991-1992, 1992-1993, 2004), в нынешний конфликт активно вовлечены США и государства Европейского Союза. Активность продемонстрировала Украина, которая пыталась сдерживать действия российского Черноморского флота во время военной операции против Грузии.

В первый раз Тбилиси вел борьбу с сепаратистскими образованиями (Абхазией и Южной Осетией) одновременно – «на два фронта». События в Южной Осетии и вокруг нее стали едва ли не главным вопросом международной повестки дня. В первые сутки «пятидневной войны» Совет Безопасности ООН трижды собирался для обсуждения ситуации на Кавказе.
Грузино-осетинский конфликт был первым межэтническим противоборством в постсоветской Грузии, переросшим в масштабное вооруженное столкновение.

Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР – исторический предшественник непризнанного государственного образования Республика Южная Осетия – была образована 20 апреля 1922 года.
Ее территория составляла 6,5% территории Грузии (3,84 тыс. кв. км). Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в Юго-Осетинской АО проживали 98,5 тыс. человек. Из них 63,2 тыс. – осетины, 28,5 тыс. – грузины, 2,1 тыс. – русские, 0,9 тыс. – представители еврейских этнических групп.

Численность осетин в Грузии в 1989 году составляла 165 тыс. (порядка 3% населения) (42). Около 100 тыс. осетин проживали во внутренних районах Грузии (наиболее крупными были осетинские общины в Тбилиси, Гори, Рустави). Правовой статус Южной Осетии в докризисный период регулировался Законом о Юго-Осетинской АО, который был принят в 1980 году.
В своем развитии конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного значения.



Эскалация вооруженных конфликтов на Кавказе после 1991 года. Атлас этнополитической истории Кавказа


Первый этап (1988-1989) можно назвать идеологическим.
В этот период противоборствующие стороны обозначили главные претензии друг к другу, а также сформировали основополагающие этнополитические мифологемы будущего конфликта. Например, грузинские историки и журналисты стали говорить об осетинах как о «пришельцах на грузинской земле», «выходцах из Северного Кавказа», а осетины актуализировали тему «аланского братства» (в современном осетинском историко-политологическом нарративе аланы рассматриваются как предки осетин).

Второй этап (1989-1991) – политико-правовой. В течение двух лет грузинская и осетинская сторона вели другом с другом законотворческую («статусную») войну.

20 сентября 1989 года были опубликованы проекты законов Грузинской ССР, ущемлявшие права Юго-Осетинской АО. Чуть менее чем два месяца спустя, 10 ноября, на сессии народных депутатов Юго-Осетинской АО было принято решение о преобразовании области в автономную республику в составе Грузии. Эту акцию в Тбилиси восприняли крайне негативно, поскольку Южная Осетия повышала свой статус в одностороннем порядке.

16 ноября 1989 года Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отменил решение югоосетинского областного Совета. Еще через неделю прошел многотысячный антиосетинский марш грузинских националистов на Цхинвали, столицу Юго-Осетинской АО, появились первые жертвы.
Далее произошло ключевое для эскалации конфликта событие.

11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии принял решение об отмене автономного статуса Южной Осетии. Почти одновременно власти Советского Союза объявили о режиме ЧП в югоосетинской автономии, а грузинское руководство начало ее блокаду.
Третий этап – вооруженная борьба между Грузией и Южной Осетией (январь 1991 – июль 1992).



Зоны конфликтов в Южной Осетии (1990–1992...) и Северной Осетии (1992...). Атлас этнополитической истории Кавказа


6 января 1991 года внутренние войска МВД СССР отправляются из Цхинвали в казармы, в город входит шеститысячный отряд грузинских боевиков, появляются жертвы среди мирного населения. В ходе военных действий столицу Южной Осетии штурмовали трижды (февраль и март 1991, июнь 1992).

В конфликт вовлекается Северная Осетия (субъект РФ на Северном Кавказе), куда прибыли около 43 тыс. беженцев из самой Южной Осетии и внутренних областей Грузии. При этом североосетинские действия напрямую Кремлем не контролировались. Более того, условием подписания Федеративного договора Владикавказ ставил поддержку (в той или иной форме) Южной Осетии Москвой.
В конце мая 1992 года Северная Осетия перекрывает газопровод, ведущий в Грузию.

24 июня 1992 года президенты РФ и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписывают Дагомысские (Сочинские) соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.

14 июля 1992 года начинается миротворческая операция. Вводятся российский, грузинский и североосетинский миротворческий батальоны, боевые действия прекращаются, создается Смешанная контрольная комиссия (представители РФ, Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии) по соблюдению условий прекращения огня.

В результате вооруженного противоборства было сожжено 100 сел, убито более тысячи человек.
Таким образом, вооруженный конфликт был «заморожен». Начинается его четвертый этап, продолжавшийся до мая 2004 года
В отличие от Абхазии, Южная Осетия не знала масштабных этнических чисток грузинского населения. Вплоть до августа 2008 года здесь сохранялось совместное проживание грузин и осетин. В Конституции непризнанной Республики Южная Осетия грузинский язык был назван в качестве языка меньшинства. Перестрелки, блокады и провокации прекратились, удалось достичь относительного мира. До 2004 года между Тбилиси и Цхинвали действовало прямое автобусное сообщение, существовали рынки (Эргнети), где грузины и осетины торговали совместно, взаимно признавались автомобильные номера.

Следует заметить, что в послевоенных условиях основу экономики территории с «отложенным статусом» составляла контрабанда, в которую были вовлечены представители обеих этнических групп.
Но эта теневая экономика накрепко привязывала Южную Осетию к Грузии, она же, пусть и неформальным способом, формировала доверие двух конфликтовавших общин. Заметную роль в урегулировании конфликта играл и президент Северной Осетии Александр Дзасохов (избран в 1998), который имел прямые неформальные контакты с соратником по бывшему Политбюро ЦК КПСС Эдуардом Шеварднадзе. Все это позволяло разряжать обстановку.



1989–2003. Этническая карта. Миграционные тенденции и их постсоветская кризисная эскалация. Атлас этнополитической истории Кавказа

Более того, за 12 лет был наработан значительный позитивный потенциал в процессе мирного урегулирования.

Во-первых, миротворческую миссию несли совместно грузинский и российский батальоны.
Во-вторых, были подписаны важные документы, обеспечивавшие реабилитацию конфликтной территории.

Среди них следует особо отметить Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте от 16 мая 1996 года и российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев от 3 декабря 2000 года
Пятый этап (2004-2008) можно охарактеризовать как «разморозку» конфликта.

Он начался с попыток официального Тбилиси пересмотреть сложившийся в Южной Осетии баланс сил и политико-правовой формат урегулирования. «Революция роз» в Грузии (октябрь-ноябрь 2003 года), ошеломляющая победа (97% голосов) на президентских выборах Михаила Саакашвили (январь 2004 года) произошли, как и в начале 1990-х, на основе мобилизации «патриотического» ресурса.
В выступлениях Саакашвили и его соратников звучали идеи воссоздания единой Грузии и реванша за «национальные унижения» в Южной Осетии и Абхазии. 31 мая 2004 года без согласования действий со Смешанной контрольной комиссией (СКК) под предлогом борьбы с контрабандой на территорию Южной Осетии были введены силы спецназа МВД Грузии (300 человек).

Эти действия члены СКК расценили как нарушение Дагомысских соглашений. С грузинской стороны прозвучали обвинения в адрес российских миротворцев в этнической ангажированности, а также криминальной деятельности. 20 июля 2004 года президент Грузии публично заявил, что не исключает возможность денонсации Дагомысских соглашений: «Если в рамках соглашений на территории Цхинвальского района нельзя поднимать грузинский флаг, я готов выйти из этих соглашений».





Этим заявлением Саакашвили продемонстрировал, что стремится к реализации трех целей:
  • интернационализировать грузино-осетинский конфликт, подключить к его урегулированию США, страны Европы;
  • переформатировать конфликт из грузино-осетинского в грузино-российский и представить его как проявление российского неоимпериализма;
  • отказаться от эксклюзивной роли России как гаранта мира в регионе.
Именно реализация данных целей стала квинтэссенцией пятого этапа грузино-осетинского конфликта. 8-19 августа 2004 года в Южную Осетию пришла вторая война.

В этом военном противоборстве использовалось не только стрелковое оружие, но и артиллерия. И хотя к концу месяца стороны удалось на несколько дней разъединить, август (роковое время в конфликте) 2004 года стал началом новой волны обстрелов, нападений, провокаций и перекрытий жизненно важных коммуникаций. С тех пор тактика «мелкого военного фола» стала в Южной Осетии повседневной реальностью.
Эта кратковременная война (забытая – особенно на фоне «горячего августа» 2008 года) стала в определенной степени переломным моментом российской политики в регионе.

До 2004 года Москва стремилась к объективности и нейтралитету, сохранению статус-кво как наилучшего выхода. После 2004 года Россия (понимая взаимосвязь ситуации в Южной Осетии с безопасностью всего Северного Кавказа) фактически становится на сторону непризнанной республики.

Во-первых, теперь Москва рассматривает Цхинвали как инструмент для воздействия на Тбилиси, ставшего к этому моменту не только на откровенно проамериканский, но и антироссийский путь.

Во-вторых, потеря Южной Осетии видится как угроза для самой РФ.

Не разрешенный до сих пор осетино-ингушский конфликт тесно связан с ситуацией вокруг непризнанной республики.
В 2004-2006 годах парламент Грузии принял целый ряд постановлений, которые признавали российскую миротворческую миссию «отрицательной», а действия РФ оценивали как «неприкрытую аннексию».

Осенью 2006 года Тбилиси запускает проект «альтернативной Южной Осетии», делая своим «знаменем» бывшего премьер-министра и министра обороны непризнанной республики Дмитрия Санакоева. Цель этого проекта – переформатировать переговорный процесс (фактически отказавшись от прямого диалога с Цхинвали).



Карта августовской войны 2008


В марте 2007 года Тбилиси создает на территории Южной Осетии «временную административную единицу». Это решение фактически поставило крест на переговорах между Грузией и непризнанной республикой. Тбилиси предпринимает попытки международной легитимации Санакоева (он участвует в форумах в Брюсселе и Страсбурге, его рассматривают как «конструктивного» представителя осетинской стороны в отличие от Эдуарда Кокойты).

Венцом политики «разморозки» стали переподчинение грузинского миротворческого батальона Министерству обороны Грузии (ранее он подчинялся командованию Совместных сил по поддержанию мира), а также неоднократные заявления министра по реинтеграции Грузии Темури Якобашвили о необходимости выхода из существующих форматов мирного урегулирования. Переговоры между конфликтующими сторонами прекратились.
В 2008 году Москва тоже внесла свою лепту в «размораживание» конфликтов в Грузии. 21 марта Государственная Дума приняла заявление, в котором обозначила два условия для возможного признания независимости Абхазии и Южной Осетии (вступление Грузии в НАТО, силовая операция против двух непризнанных республик).

После этого, в апреле, уходящий президент РФ Владимир Путин поручил федеральному правительству оказать «предметную помощь» населению Абхазии и Южной Осетии. Само это поручение предполагало среди прочего установление фактически прямых дипломатических контактов Москвы с Цхинвали и Сухуми. Незамедлительно последовала жесткая реакция Запада, который обозначил территориальную целостность Грузии в качестве одного из своих приоритетов.

Как бы то ни было, к 7 августа 2008 года статус-кво в Южной Осетии был нарушен. В ходе боевых столкновений 2004 года погибли порядка 70 человек, а в последующие годы число жертв с обеих сторон (по разным оценкам) составляло 100 человек.
В августе 2008 года количество перешло в качество. Тактика «повышения» уровня насилия привела к штурму Цхинвали и жесткой ответной реакции со стороны России (на которую, похоже, не рассчитывали ни в Тбилиси, ни на Западе). Таким образом, военно-политическая авантюра Саакашвили и прямое вмешательство России в грузино-осетинский конфликт были подготовлены всей логикой предыдущего этапа «размораживания конфликта».



Карта августовской войны 2008


В ходе «пятидневной войны» Южная Осетия с помощью РФ установила свой контроль над территориями бывшей Юго-Осетинской АО, которые с начала 1990-х годов и до 2008 года находились под юрисдикцией Тбилиси (Ахалгорский район, Лиахвский коридор). Около 15 тысяч этнических грузин были вынуждены покинуть Южную Осетию.

26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии. 17 сентября того же года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Южной Осетией (ратификация в Государственной Думе прошла 29 октября), а 24 октября назначен посол России в Цхинвали. В начале 2009 года институт полномочного представителя президента Южной Осетии в России трансформировался в посольство.

В то же время, кроме России и с известными оговорками Никарагуа, Венесуэлы и Науру, независимость Южной Осетии никто не признал. США, страны ЕС, ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ПАСЕ, НАТО по-прежнему рассматривают Южную Осетию как неотъемлемую часть Грузии.
Вместе с тем, представители Южной Осетии допущены к участию в многосторонних консультациях по вопросам стабильности и безопасности на Кавказе (известны как «Женевский процесс» или «Женевские переговоры»), которые начались 15 октября 2008 года В дискуссиях участвуют представители РФ, США, Европейского Союза, ООН, ОБСЕ, Грузии.

Югоосетинская и абхазская делегации не считаются официальными дипломатическими миссиями, однако они принимают участие в переговорном процессе по широкому спектру гуманитарных проблем и вопросов безопасности. Статусные вопросы в ходе «Женевских консультаций» оказались вне фокуса дискуссий.

Война в Южной Осетии, Вооружённый конфликт в Южной Осетии, Пятидневная война - вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой.

Этапы конфликта.

ΙΙ Апогей конфликта. 9- 12 августа. (Российско-грузинское военно-морское столкновение, вход российских войск в грузинский портовый город Поти.)

2. Структура конфликта (количество участников и их основные качественные характеристики).

В августе 2008 года многолетний грузино-осетинский конфликт вылился в «пятидневную войну». За 17 лет это третье вооруженное противостояние между Грузией и Республикой Южная Осетия, де-юре признаваемой (в том числе и Россией до 26 августа 2008 года) частью грузинского государства.

Участники конфликта: Грузия с одной стороны и Южная Осетия, Абхазия, и Российская Федерация.

Силы Грузии: общая численность грузинской армейской группировки, собранной для атаки Южной Осетии, составила около 12 000 человек, 75 танков Т-72. Силы МВД Грузии насчитывали до 4 тысяч человек с несколькими десятками бронеавтомобилей Cobra.Непосредственно вблизи Цхинвали размещался грузинский миротворческий батальон, состоявший на тот момент из 11-го легкого пехотного батальона 1-й пехотной бригады (два других ее батальона были в Ираке) и механизированной роты отдельного танкового батальона. На позиции также были выведены самоходные артиллерийские орудия и реактивные системы залпового огня артиллерийской бригады.

После «революции роз» новое руководство Грузии во главе с Михаилом Саакашвили смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи. В 2005-2007 годах ВВП Грузии рос с темпом свыше 9 % в год. В 2006 году Всемирный банк заявил, что Грузия является мировым лидером по темпам улучшения делового климата: в индексе качества инвестиционного климата Всемирного банка Грузия заняла 37-е место. Грузия находилась в выгодно политическом и экономическом положении.

Россия: 9 тыс. личного состава: 10 тыс. в Южной Осетии 9 тыс. в Абхазии

При численности 58 армии СКВО в 70 тыс. военнослужащих. В 2000-2008 годах в России наблюдался рост российской экономики, инвестиций, доходов населения, чему способствовали проведённые реформы, политическая стабильность, а также повышение цен на товары российского экспорта (особенно минерально сырьевой базы). Россия находилась в стабильном политическом положении, занимал устойчивое место в мировой политике.

Южная Осетия: 3000 личного состава не меньше 20 танков и 25 САУ неизвестное количество ополченцев и добровольцев. численность вооружённых сил Южной Осетии составляла 3 тыс. человек; в резерве находилось 15 тыс. человек. На вооружении Южной Осетии имелось, по одним данным, 15, по другим данным - 87 танков Т-72 и Т-55 (по информации «Новой газеты», 80 из них «остались после российских учений „Кавказ-2008“»), 95 орудий и миномётов, в том числе 72 гаубицы, 23 реактивные системы залпового огня БМ-21 «Град», 180 бронемашин, в том числе 80 боевых машин пехоты, а также три вертолёта Ми-8.

Российские и грузинские силы, участвовавшие в конфликте

Виды вооружений

Грузинские войска

58-я армия

Живая сила

Около 6 тысяч военнослужащих и военных полицейских

8-10 тысяч солдат и офицеров

Танки

100 Т-72

150 Т-62 и Т-72

Бронемашины

70 БМП, БТР

300 БМП, БТР, МТЛБ

Артиллерия

70, в том числе 3 САУ: "Пион","Дана", "Акация"

100 гаубиц, полевых орудий и САУ

Авиация

12 штурмовиков Су-25

Авиация СКВО

Абхазия: 5 тыс. личного состава и сотрудники внутренних войск.

Первоначально считалось, что война велась между грузинскими войсками и осетинскими сепаратистами, тыл которых укрепляли «миротворческие силы России» . Но уже 8 августа 2008 года, после того, как премьер-министр России Владимир Путин, осудил «агрессивные действия» Грузии, и указал, что нельзя оставлять эти действия без ответа, Россия официально подключилась к войне, заявила о вводе в регион собственных военных подразделений, и открыто осуществляла бомбежку как территорий зоны грузино-осетинского конфликта, так и других нейтральных территорий Грузии, которые, по сути, не имели никакого отношения к Цхинвальскому регион у. 9 августа Россия, совместно с Абхазией открыли второй фронт по «защите Южной Осетии», атаковали Кодорское ущелье, затем вошли в Западную Грузию и разместились на других территориях страны. Несмотря на неоднократные предложения грузинской стороны, соглашение о прекращении огня, было достигнуто только при посредничестве президента Николя Саркози и других европейских стран 12 августа. В Тбилиси соглашение подписали — 15, а в Москве — 16 августа. Президент России Дмитрий Медведев 12 августа уже отдал приказ о прекращении огня, однако бомбежки и беспредел, который чинили российские военные на территории Грузии не прекратился до конца августа 2008 года. Лишь спустя несколько дней, после подписания соглашения, Россия начала вывод своих войск с территории Самегрело и Шида Картли, и создала т.н. буферные зоны в Абхазии и Южной Осетии, но оставила наблюдательные пункты в Поти, Сенаки и Переви. …В результате российско-грузинской войны погибло 188 мирные жители. 168 военнослужащих, 16 полицейских, 3 журналиста… …В результате военных действий ранено 1747 граждан, среди них — 973 военнослужащих, 547 мирных жителей и 227 полицейских… …Пропавшими без вести считаются 10 военных и 14 полицейских… 26 августа Россия признала независимость Абхазии и т.н. Южной Осетии. А началу войны предшествовали провокации осетинской стороны…

1 августа 2008 года На рассвете, в Цхинвальском регионе, на объездном пути Эредви-Хеити завязалась интенсивная перестрелка между подразделеньями вооруженных сил Грузии и вооруженными силам сепаратистской Южной Осетии. Погибло 6 человек, а 21 получили ранения.

2 августа 2008 года На протяжении ночи, осетинские сепаратисты обстреливали грузинские села. Есть жертвы. Власти Грузии призывают югоосетинскую сторону незамедлительно прекратить огонь. На этом фоне, сепаратистские власти начали вывод из Цхинвальского

региона в Северную Осетию женщин и детей. Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили встретился с командующим миротворческими силами России Маратом Кулахметовым. Якобашвили потребовал встречу с лидерами осетинского сепаратистского режима, но осетинская сторона отказалась от встречи.

3 августа 2008 года Российские власти дали разрешение на въезд в страну населения из Южной Осетии. В этот же день из региона выехало 20 автобусов с беженцами . Грузия готова к переговорам безо всяких предварительных условий. Глава МИД России поздравил Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II с днем ангела. Поздравительное письмо доставил Патриарху все Грузии посол России в Грузии Вячеслав Коваленко. Во Владикавказе прошел митинг в поддержку т.н. Южной Осетии. В это время, абхазские сепаратисты принимают решение о прекращении обучения детей на грузинском языке в Гальском районе Абхазии.

4 августа 2008 года Пять батальонов 58-ой российской армии расположились у Роккского тоннеля со стороны Северной Осетии. Абхазская сторона отказалась от участия во встрече с группой стран-друзей ООН. Встреча должна была пройти 15 августа в Берлине. Со своей стороны, лидер осетинских сепаратистов Эдуарда Кокойты заявил о том, что он «не начнет переговоров с Грузиеи без России». Т.н. министр ВД сепаратистского режима Михаил Миндзаев, заявил о том, что Цхинвали готов открыть огонь . Позицию грузинской стороны озвучил государственный министр Темур Якобашвили, который заявил, что «Грузия не намерена ввязываться в боевые действия», и вновь призвал Цхинвальский режим к переговорам. Однако, это предложение вновь осталось без ответа. Российский батальон, расположенный в зоне грузино-осетинского конфликта переведен на полную боевую готовность. Кокойты заявил из Цхинвали, что Южная Осетия готова уничтожить Грузию . В это же время, во Владикавказе казаки объявили готовность прийти на помощь Южной Осетии. Атаман казаков Виктор Водолацкий, направил Кокойты обращение, в котором указал, что казаки находятся в полной готовности к бою.

5 августа 2008 года Осетинские сепаратисты продолжают обстрел грузинских сел. В свою очередь, утром 5 августа абхазская сторона заявила о готовности отрыть второй фронт .. Из южной части России, в Цхинвали направляются добровольцы. Министерства иностранных дел различных государств призывают Грузию и т.н. Южную Осетию к разрешению конфликта мирным путем. ОБСЕ распространило заявление, в котором обвиняет сепаратистов в осложнении обстановки. Распространилась информация о том, что 7 августа, Темур Якобашвили направится для переговоров в Цхинвали.

6 августа 2008 года Продолжаются обстрелы грузинских сел. По заявлению Грузии, грузинская сторона потеряла БТР, в результате чего были ранены трое грузинских миротворцев. В этот же день, в результате перестрелок погибло 4 человека, после чего грузинская сторона возобновила ответный огонь. В Цхинвали направился посол Великобритании Денис Киф, который провел переговоры с Эдуардом Кокойты. Жители, начинают покидать Цхинвали. Грузинская сторона подвила к административной границе танки и артиллерию. Села Нули и Авневи обстреляны сепаратистскими ополчениями. Есть жертвы . МИД России провел чрезвычайное заседание, в результате которого ночью 6 августа Юрий Попов был направлен в Тбилиси «для ознакомления с ситуацией». Попов заявил, что встреча Якобашвили и Чочиева пройдет при содействии российской стороны. В этот же день, Попов заявил, что «Россия не останется в стороне, в случае силового развития событий в Цхинвальском регионе». Осетинская сторона перенесла встречу с грузинской стороной назначенную 7 августа на 9 августа

7 августа 2008 года Обстрелы грузинских сел принимают более острые формы . Утром 7 июля, происходит беспрерывная бомбежка грузинских сел Эредви, Приси, Двани и Нули, расположенных в Пронском ущелье. Грузинская сторона не ведет ответный огонь . Однако, после того, как сепаратисты открыли огонь из крупнокалиберного 12 миллиметрового оружия, грузинская сторона открыла ответный огонь. Грузинская сторона еще раз заявила, что «она не намерена вводить чрезвычайные меры в зоне конфликта и готова к диалогу». Президент Грузии выступил с чрезвычайным обращением и заявил, что грузинская сторона готова к максимальной сдержанности. МИД Грузии призвал Россию оказать влияние на сепаратистов с тем, чтобы они отказались от бомбежек мирного населения. Параллельно, Багапш, созвал чрезвычайное закрытое заседание т.н. Совета безопасности Абхазии. Юрий Попов и Темур Якобашвили не смогли достичь договоренности о проведении переговоров в Цхинвали. После завершения встречи, Якобашвили направился в зону конфликта. В зону конфликта направился и Юрий Попов для встречи с Кокойты и командующим российскими миротворческими силами Маратом Кулахметовым. Продолжаются обстрелы грузинских постов и мирного населения. Беспрерывно ведутся обстрелы малого Лиахвского ущелья. Сепаратисты безрезультатно попытались занять Сарабукскую высоту. Якобашвили встретился с Маратом Кулахметовым в штабе миротворцев в Цхинвали и вернулся в Тбилиси. Детали встречи не разглашались. 7 августа, по заявлению МВД Грузии погибло 10 военнослужащих. К концу дня, президент Грузии заявил о прекращении огня с грузинской стороны. «В зоне конфликта идет снайперская война против жителей деревень. В этот момент ведется интенсивная стрельба из артиллерии, танков, и других артиллерийских систем, которые нелегально находятся в зоне конфликта», — заявил Михаил Саакашвили в ходе прямого телевизионного обращения в 19:30. Он призвал стороны к переговорам «в любом формате» и заявил что условие того, что Южная Осетия получит полную автономию, остается в силе. Кроме этого, он объявил амнистию сепаратистов, а так же призвал международное сообщество к посредничеству в переговорах между сторонами. В прямом эфире, Саакашвили еще раз предложил Российской Федерации сыграть роль посредника в конфликте. Осетинская сторона прервала огонь. Вечером того же дня, Юрий Попов заявил, что 8 августа состоится встреча Темура Якобашвили и Бориса Чочиева. После этого, Марат Кулахметов заявил, что Тбилиси и Цхинвали договорились о прекращении огня до проведения двухсторонней встречи. Саакашвили начинает телефонные переговоры с лидерами других государств. Вечером, осетинская сторона нарушила соглашение о прекращении огня. Началось наступление на село Тамарашени. Есть жертвы . В 23:30, грузинская сторона начала ответную военную операцию, которая, по словам Кулахметова, ставила цель «установление конституционного порядка» в регионе. До начала военных действий грузинской стороны, 58 армия и боевая техника, через Рокский туннель, зашла на территорию Цхинвальского региона. Российская сторона начала вводить танки

8 августа 2008 года Осетинская сторона не прекращает огонь. Есть жертвы среди мирного населения. Премьер-министр России Владимир Путин, который находился на открытии Олимпиады в Пекине, осудил «агрессивные действия» Грузии , и заявил, что Россия не оставит эти действия без ответа. В 09:30 президент Медведев провел срочную встречу с членами правительства России по поводу плана действий в зоне конфликта. Военная техника и вооруженные лица из России, находятся на территории Грузии . Правительство Грузии призывает сепаратистов прервать вооруженные действия и сесть за стол переговоров. В 11:40 по приказу Саакашвили, началась мобилизация резервных вооруженных сил Грузии. Правительство Грузии: «В связи с сложившимся положением, для безопасности мирного населения и для пресечения нападения, власти Грузии вынуждены принять адекватные меры » Грузинские подразделения заняли позиции в селах Мугути и Дидмуха. Грузинские подразделения заняли Дмениси. Грузинские подразделения находятся на подступах к Цхинвали. Первое заявление Вашингтона: Официальный представитель госдепа США Гонсало Галегос заявил, что Вашингтон призывает «Россию оказать влияние на сепаратистов, с тем, чтобы они прекратили огонь». Ведутся интенсивные бои у села Тквиави. Несмотря на крайне обостренную ситуацию, грузинская сторона вновь заявляет о готовности к переговорам. Грузинские войска контролируют в зоне конфликта восемь деревень — Дмениси, Мугути, Дидмуха, Сарабуки, Верхний Никози, Атоци и Врехнюю и Нижнюю Окана. Фактически на всех стратегических подходах к Цхинвали развеваются грузинские флаги. Грузинские подразделения вошли в Цхинвали. В это время Кокойты со своим окружением, находятся в чрезвычайном штабе в Джавском районе. Российская авиация начинает бомбить города Грузии. Посольство Грузии в России оцепил т.н. ОМОН. Посольство продолжает работу. Вооруженные силы Грузии, смогли оттеснить назад войска российской 58-ой армии, которые предприняли попытку продвижения в Джавский район. Грузинским войскам сдались 10 наемных боевиков. Грузинская сторона контролирует 70% региона. Грузинская сторона объявляет мораторий на перестрелку с 15:00 до 18:00 и предлагает мирному, и не только мирному населению «мирный коридор» для перехода в Гори и гарантии безопасности. Боевой самолет ВС России сбросил две бомбы на военную базу в Вазиани. Российский военный самолет сбросил бомбы на военные аэродромы в Вазиани и Марнеули. Подразделения 58-ой российской армии, находятся на подступах к Цхинвали. Президент Грузии ознакомил мировых лидеров с сложившейся ситуацией. Парламент Грузии перешел на чрезвычайный режим работы. Грузинская сторона соблюдает условия моратория и не открывает огонь. Министерство транспорта России с 00:00 прекратило воздушное сообщение с Грузией. Российская авиация три раза бомбила авиационную базу в Марнеули. Есть жертвы. Фактически президенты всех ведущих стран мира и международные организации, делают заявления в поддержку Грузии, и призывают Россию к прекращению огня. Военная техника России разместилась в Джави. Они пытаются прорвать окружение грузинских вооруженных сил. «Тройка» Евросоюза, обсуждает ситуацию в Грузии.

9 августа 2008 года Военная авиация России сбросила бомбы на военную базу в Сенаки и порт Поти. Есть жертвы. Погибло 13 грузинских военнослужащих. 10 ранено. Два российских штурмовика сбросили бомбы на грузинскую артиллерию возле Гори. 5 человек погибло, когда бомба упала на жилой корпус в городе Гори . Подразделения 76 й воздушно десантной дивизии из Пскова входят в Цхинвали По заявлению грузинской стороны, сбито 10 российских штурмовых самолетов. В 11:10 президент Грузии объявил в стране военное положение сроком на 15 дней. Парламент Грузии в 90 голосов поддержал распоряжение президента. В 12:30 в Цхинвали высадился российский парашютный десант. В 13:41 по информации российских СМИ, осуществлена бомбежка Кодорского ущелья. Глава МИД Литвы Петрас Вайтекунас вместе с главой МИД Грузии едет в Горийский регион. По заявлению Вайтекунаса, размеры разрушений и жертв, вызывают шок . В связи с создавшимся положением «Голос Америки», удваивает вещание на Грузию. СБ ООН не смог принять решения по создавшемуся положению. Вновь осуществлена бомбежка Поти . Принято решение о вызове тысячи грузинских военнослужащих из Ирака. Католикос-Патриарх Грузии призывает мировое сообщество оказать помощь в мирном разрешении ситуации в Грузии. Российская авиация осуществляет авиаудары по всем деревням Лиахвского ущелья. Есть жертвы. Население ущелья просит помощи. В Грузию приезжают представители различных международных миссий. МИД Грузии заявляет, что российская агрессия осуществляется под прикрытием т.н. «гуманитарной помощи» и «операции по принуждению к миру». Президент США Джордж Буш, призывает Россию прекратить военные действия. Ужесточаются бои в Цхинвали. Российская авиация сбросила бомбы на села Цедиси и Бари в районе Они. Есть жертвы и раненые. Главы других государств заявляют о поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии. По данным Министерства здравоохранения, погибло 55 человек . Среди них 15 мирных жителей и 40 военных. Россия сбросила бомбы на грузинскую часть нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Представители Красного Креста, не могут попасть в зону конфликта для оказания помощи раненым. В результате массовых бомбежек с российской стороны, становится опасным въезд в Цхинвали. Российская авиация сбросила бомбы на села в Верхней Абхазии: Омариши, Сакени, Квебчера и Чхалта. Грузинская сторона нанесла удар по Рокскому тоннелю. 9 августа, согласно официальной информации грузинские силы котролировали Цхинвали и его окрстности.

10 августа 2008 года в 6:20 часов Грузия потребовала прекращение огня и предложила России переговоры. Россия подтвердила, что принимает это предложение. Президент Франции Николя Саркози разработал план по урегулирования ситуации в Южной Осетии, и предложил его российской стороне. Владимир Путин прервал визит на Олимпиаду в Пекине и приехал в Северную Осетию. Из Владикавказа Путин потребовал вывода грузинских войск из Цхинвали. Путин заявил, что действия Грузии являются преступными, а действия России — совершенно логичны . Грузинские подразделения полностью контролируют ситуацию в Цхинвали и прилегающие стратегические высоты. Российская авиация и артиллерия начинают массовый обстрел Цхинвали . Секретарь СБ Грузии Александр Ломая, в ходе чрезвычайного брифинга подтвердил, что в результате беспрецедентной атаки российских войск, грузинские военные отступили за Цхинвали. Правительство Грузии призвало абхазский народ не поддаваться на российские провокации. Глава МИД Франции привез в Тбилиси план Саркози о стабилизации ситуации в Южной Осетии. Сергей Багапш заявил о всеобщей мобилизации. Президент Грузии заявил, что в Абхазии находится морской военный флот России. В этот же день, российская авиация нанесла удар по международному аэропорту Тбилиси . Российское ведомство, назвало это сообщение грузинской стороны «очередной дезинформацией». В 22:00 Грузия дала согласие на ввод российских миротворцев в Зугдиди. Лидеры мировых держав призвали Россию прекратить огонь. В Европейских странах, перед посольствами России проходят акции протеста. Российская авиация вновь нанесла удар по Гори и его окрестностям. По распоряжению президента Грузии вооруженные силы прекратили огонь в Цхинвальском регионе. Российская авиация наносит удар по авиационному заводу в Тбилиси. По официальным данным погибло 94 человека, из них 47 мирных жителей и 47 военных. Лидеры мировых держав выступают с заявлениями в поддержку Грузии.

11 августа 2008 года Глава МИД России Сергей Лавров, в телефонной беседе с госсекретарем США Кондолизой Райс заявил что Саакашвили «должен уйти». В Тбилиси приезжают лидер и вторые лица мировых держав. Российская авиация вновь нанесла удар по Верхней Абхазии. Открыт артиллерийский огонь. Российская авиация нанесла удары по пригородам Тбилиси. Российские силы заняли грузинскую военную базу в Сенаки. По заявлению МВД Грузии, полиция Зугдиди так же находится под контролем российских военных. Генерал Сергей Чабан из Абхазии поставил ультиматум грузинской стороне и потребовал сдать оружие. МО России подтвердило информацию о переводе из Чечни войск спецназначения «Запад» и «Восток» . Прервана почтовая связь между Грузией и Россией. Грузинская сторона безрезультатно ожидает ответа российской стороны по поводу создания гуманитарного коридора. В Грузию приехал Бернар Кушнер. В России начинаются аресты граждан Грузии. В течение двух дней в Москве убито 7 этнических грузин, 20 пропало без вести. Президента Грузии и европейских дипломатов, в срочном порядке вывозят из Гори. Владимир Путин заявил, что Россия доведет свою миссию до логического конца. Российская авиация нанесла удар по селу Тквиави. Село Хурча заняли абхазские и российские подразделения. Российская авиация бомбит военную базу и аэропорт Сенаки. Президент Грузии призвал население собраться «завтра, в 15:00 перед зданием парламента»

12 августа 2008 года Российская сторона создает 50 километровую «буферную зону» вокруг порта Поти. Президент США вновь призывает Россию сделать шаги для преодоления кризиса. Главы МИД «большой семерки» требуют от России безоговорочно прекратить огонь. Оккупационные силы России начали спецоперацию в Верхней Абхазии. Российская авиация бомбит село Тортиза в Горийском районе. Полностью выведено население Кодорского ущелья. Российская авиация нанесла удар по авиационному радару на Тбилисском море. Сергей Лавров открыто заявил о необходимости смены властей Грузии. Президент России заявил о завершении операции «по принуждению Грузии к миру » Грузинская сторона не получала официальной информации со стороны России о прекращении огня. Шесть человек погибло в результате бомбежки Гори. Российские войска разгромили инфраструктуру военной базы в Сенаки. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к президенту России с призывом прекратить огонь и приступить к мирным переговорам. Российская военная авиация продолжает бомбить территории Грузии. Бомбежкам подвергались города Гори, Хашури, Агара и Каспи, а так же регион Сванети. Президент Грузии заявил населению, которое собралось перед парламентом, о том, что Грузия объявляет войска России — оккупационными войсками, а Абхазию и Цхинвальский регион — оккупированными территориями. Российские военные заняли штаб миротворцев в Зугдиди и другие административные здания. Президенты Франции и России разработали план из 6 пунктов, для выхода из ситуации. Грузия внесла иск в Гаагский суд «Грузия против России». Грузия обвинила Россию в этнической чистке. Несмотря на решение Медведева, российская авиация продолжает бомбить грузинские села. Президент Франции приехал из Москвы в Тбилиси. В Грузии находятся президенты Эстонии, Польши, Литвы и Украины, а так же премьер-министр Латвии. По последним данным погибло 175 человек. Генсек НАТО заявил о том, что, несмотря на конфликт, Грузия остается страной-кандидатом на членство в НАТО. В личной беседе с президентом Франции Владимир Путин заявил, что собирается «подвесить Саакашвили за яйца ».

13 августа 2008 год а В Грузии объявлен трехдневный траур. Гори контролируют российские войска, которые занимаются мародерством. Российские оккупанты ушили из Поти. Российские войска перекрыли автомобильную дорогу возле Гори. Россия нарушила соглашение о прекращении огня, и вновь бомбит Гори. Российские танки, которые шли на Тбилиси, свернули в Уплисцихе. Российские военные расправляются с мирными жителями Гори.

14 августа 2008 год а Российские оккупанты ушли из Местийского района. В Тбилиси находится 28 тысяч беженцев из Цхинвальского региона.

15 августа 2008 года Российские войска перекрыли автомобильный мост на реке Цхенисцкали. Патриарх Грузии вошел в Гори. Кондолиза Райс приехала в Тбилиси. Президент Грузии подписал соглашение о прекращении огня. Российские вертолеты сбросили бомбы на а Боржомский заповедник и Цеми .

16 Aавгуста 2008 года Во многих городах мира проходят акции против России. Российские оккупанты ввели из Гали в Зугдиди 50 танков. Российские военные по-прежнему остаются в Гори. Оккупационные войска заминировали и подорвали железнодорожный мост в Каспи. Дмитрий Медведев подписал договор о прекращении огня. Российские вертолеты сбросили бомбы в Сурамском лесу.

17 августа 2008 года В Тбилиси прилетел американский сенатор Байден. Ангела Меркель прибыла в Тбилиси. Медведев пообещал Саркози, что завтра начнет выводить войска из Грузии.

18 августа 2008 года Российские войска штурмовали телевизионную вышку в Гори и расстреляли обслуживающий персонал. Российские войска сожгли лагерь патриотов в Ганмухури.

19 августа 2008 года Сенатор Джо Байден попросил Конгресс выделить Грузии миллиард долларов. Дата вывода российских оккупационных войск вновь перенесена на один день. Погибло 215 человек. Ранено — 1469 человек. 70 военных пропали без вести . Медведев пообещал вывести войска 22 августа Оккупанты подорвали военную базу в Осиаури.

20 августа 2008 года Российские оккупанты заняли село Переви Сачхерского района. Российские вертолеты сбросили бомбы в лесу Кикети в пригороде Тбилиси.

21 августа 2008 года Президент Румынии прибыл в Грузию. Начались переговоры об обмене пленными. «Humman rights watch» обвинил Россию в использовании запрещенного оружия.

22 августа 2008 года Российские войска начали выходить из Хашури и Гори. По предварительной информации уничтожено 500 га уникальных лесных массивов. Россия расположила на Ингури 18 блок постов.

23 августа 2008 года Подразделения оккупационных сил покинули базу в Сенаки. Эдуард Кокойты обратился к России с просьбой признать независимость т.н. Южной Осетии.

24 августа 2008 года Российские оккупанты остаются в селе Переви Сачхерского района. В селе Мандши Сенакского района оккупанты вырыли окопы.

25 августа 2008 год а Совет Федерации РФ порекомендовал Медведеву признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Дума РФ поддержала идею признания независимости Абхазии и Южной Осетии. В Гори начался новый этап обмена военнопленными.

26 августа 2008 года Российские оккупанты по прежнему остаются в Переви, на Крестовом перевале. В Сенаки остаются открытыми два российских блок-поста. Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии. Россия призвала другие страны последовать ее примеру. Медведев не принял во внимание призыв международного сообщества не принимать к рассмотрению рекомендации Совета Федерации и Думы России, о признании сепаратистских регионов в качестве независимых государств.

Картирование конфликта.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии происходил в августе 2008 года, 7-16 августа. Конфликт происходил на территории республики Южная Осетия, на границе Грузии и России. Соответственно в конфликте принимали участие Грузия с одной стороны и Россия, Южная Осетия, Абхазия с другой стороны.

Источники Страны-участники

Южная Осетия

Во многих источниках относительно Южно Осетинского конфликта наблюдается обвинительная позиция к Грузии. Бесспорными участниками, т.е. явными, в данном конфликте, на основе публикаций СМИ, являются Грузия, Южная Осетия., Россия. Но прослеживается тенденция к введению в этот конфликт такого участника как США.

Анализ ресурсов сторон: со стороны Грузии – вооруженные силы Грузии и предположительно участие иностранных инструкторов или наемников. Со стороны Южной Осетии – Вооруженные силы Южной Осетии, а так же 15 тыс. личного состава России.

Экономические ресурсы: в экономическом плане Грузия находилась на хорошем уровне, что создало почву для создания необходимой военной мощи. В ходе конфликта Грузия понесла значительные экономические убытки в военном отношении. Южная Осетия же в экономическом плане, на мой взгляд сама по себе несколько слаба, но покровительство России в сыграло важную роль в этом конфликте.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии возник по причине:

Согласно официальной позиции Южной Осетии, России и Абхазии: Ответ на агрессию Грузии против мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев. В южноосетинской интерпретации, война вызвана агрессией Грузии против Южной Осетии, произошедшей в канун Олимпийских игр. Кодовое название блицкрига - «Чистое поле» - раскрывает суть планов Грузии - провести этническую чистку, превратить в «чистое поле» всю Южную Осетию.

Согласно официальной позиции Грузии: Проведение военной операции в Цхинвальском регионе в ответ на провокации южноосетинских вооружённых формирований; агрессия России против Грузии, которая началась с территории Украины за 6 дней до боевых действий в Южной Осетии. Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

Конфликт Грузии и Южной Осетии это не только вооруженное противостояние в августе 2008 года, этот конфликт имеет давнюю историю и появление данного конфликта как таковое выделить трудно. Рост конфликта происходил в течении многих лет и самый пик его настал в августе 2008 года. Во многом на рост конфликта повлиял не только тот факт что Южная Осетия автономизировалась от Грузии, но факт неблагоприятных отношений России и Грузии.

В начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией.

6 марта 2008 года было объявлено, что Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией; решение Москвы было расценено МИД Грузии как «поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытая попытка посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии».

В конце июля - начале августа происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Утром 8 августа 2008 года, спустя несколько часов после начала артиллерийского обстрела грузинскими войсками города Цхинвали и позиций российских миротворцев, Россия потребовала немедленного созыва чрезвычайного заседания Совета Безопасности ООН для выработки совместных действий по прекращению насилия «в связи с агрессивными действиями Грузии в отношении Южной Осетии - международно признанной стороны конфликта».

В ходе боевых действий погибли не только члены вооруженных сил противников, но так же многочисленное мирное население и российские миротворцы.

Уже 12 августа 2008 г.было сделано заявление о прекращении миротворческой операции Россией «по принуждению Грузии к миру» и о восстановлении безопасности мирного населения и миротворцев. При встрече с представителями ЕС был создан план об урегулировании конфликта (план Медведева-Саркози):

1. Не прибегать к использованию силы.

2. Окончательно прекратить все военные действия.

3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.

4. Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.

5. Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.

6. Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

Главным итогом всего конфликта стал факт сецессии и признание Россией независимости Южной Осетии.

На данный момент ситуация со статусом Южной Осетии так и осталась «висеть в воздухе». Многие аналитики придерживаются мнения что она так и останется непризнанной республикой. Прогноз конфликта таков что противостояние Грузия- Южная Осетия возможно еще продолжится, т.к. за Грузией стоит США, а за Южной Осетией – Россия, эти две силы сами по себе тоже являются противоборствующими сторонами, поэтому ситуация отношений Грузия – Южная Осетия останется неизменной.

Список литературы:

1. М. Макарычев «Кавказский узел. Трагедия в Южной Осетии», Российская газета, 29 декабря 2008 г.

2. Российская газета, «Барак Обама: Россия действует вразрез с международными нормами права», 8 декабря 2008 г.

4. «Американские журналисты опровергли версию грузинского руководства о начале войны в Южной Осетии», 10 ноября 2008г.

5. ООН о конфликте в Южной Осетии.

6. Georgia – South Ossetia conflict escalates

8. Материалы ru.wikipedia.org

15.07.2015

В памяти народа Южной Осетии слово «миротворец» всегда будет связано с благородством, честью и беззаветной готовностью жертвовать собой ради мира и спокойствия на земле

В июне 1992 года в Дагомысе было подписано четырехстороннее (Россия, Грузия, Северная Осетия и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, согласно которому были созданы Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), включавшие по одному батальону от каждой стороны – всего 1500 человек.

А уже 14 июля в 1992 году российские миротворцы в составе трехсторонних Смешанных сил по поддержанию мира вошли в блокадный Цхинвал и обескровленную многолетней войной Республику. Народу Южной Осетии, провозгласившему независимость, приходилось все это время в одиночку сопротивляться превосходившим его количеством и силой грузинским агрессорам, что привело к тысячам убитых и раненых среди мирного населения и защитников Отечества.

Население встречало российских миротворцев со слезами на глазах, женщины, как в далеком 1945-м, бросали цветы на броню. Непривычная тишина установилась на земле Южной Осетии. И хотя никто не верил, что мир наступил надолго, все же теперь появилась надежда на стабильность и защиту.

Формат ССПМ был уникальным, потому что обычно в других странах миротворцы представляют из себя военные формирования третьих стран, не участвовавших в войне. А здесь, помимо России, в состав миротворческих сил вошли и вооруженные формирования самих сторон, участвовавших в конфликте Южной Осетии и Грузии. Хотя это было неожиданностью для многих, вплоть до прихода к власти в результате антиконституционного переворота в Грузии Михаила Саакашвили такая схема себя оправдывала, и деятельность миротворческих сил отличалась слаженностью, редкой для миротворческих операций, к тому же в таком необычном, уникальном формате.

Впоследствии три батальона объединили под единым командованием, которое возглавил российский генерал-майор Анатолий Меркулев. Служба в зоне конфликта была сопряжена с постоянной опасностью, время от времени происходили инциденты на дорогах, на приграничных территориях, неизбежно сопровождаемые кровопролитием. Грузинские бандиты захватывали мирных граждан в заложники, требуя за них выкуп, в районах компактного проживания грузинского населения местные и заезжие экстремисты перекрывали движение по дорогам, добиваясь освобождения задержанных преступников, пытали и расстреливали попавших к ним в руки осетинских военнослужащих и миротворцев. Чаще всего только российским миротворцам удавалось остановить кровавые стычки, предупреждать эскалацию конфликта, рискуя собственными жизнями.

Важным элементом в процессе мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта являлась Смешанная контрольная комиссия (СКК), образованная в соответствии с Соглашением о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта от 24 июня 1992 года и Протоколами к нему в целях обеспечения контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, обеспечением режима безопасности в зоне конфликта, а также за поддержанием мира и недопущением возобновления боевых действий, осуществлением координации совместной деятельности сторон по стабилизации обстановки, политическому урегулированию конфликта и экономическому восстановлению пострадавших районов, возвращению и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев.

СКК изначально состояла из трех частей – российской, северо-осетинской и грузинской. Южная Осетия вначале не была признана стороной в конфликте. Смешанной контрольной комиссии были приданы Смешанные силы мира и правопорядка, которые были призваны выполнять решения СКК. А эти решения принимались по принципу консенсуса. То есть, если даже одна сторона не согласна за какое-то решение, то оно не принимается. СКК, созданная в 1992 году, свою задачу по разведению сторон и водворению мира выполнила и наступила пауза в работе СКК.

Однако начиная с 1994 года начали раздаваться призывы к ее возобновлению. Южная Осетия с этим была не согласна, так как не имела непосредственных рычагов влияния на принимаемые решения. Руководство Республики согласилось только после того, как Южная Осетия получала международно признанный статус равноправной стороны в переговорном процессе и право непосредственно влиять на принимаемые решения. Таким образом, в СКК появилось уже четыре стороны. В работе СКК на регулярной основе получила право участвовать СБСЕ (ныне – ОБСЕ), которая была не стороной в переговорах, а имела статус участника. Также по мере необходимости на заседания СКК и встречи сопредседателей приглашались представители УВКБ ООН, Еврокомиссии и некоторых других международных организаций.

Смешанной контрольной комиссией в разные периоды ее деятельности от юго-осетинской стороны руководили Габараев В.Н., Шавлохов А.А., Тибилов Л.Х. С 2001 года сопредседателем СКК от юго-осетинской стороны был министр по особым делам РЮО Борис Чочиев.

Работать в рамках этого органа было не просто. Грузия признала формат миротворческой операции под военно-политическим давлением и поэтому ее представители не горели желанием выполнять достигнутые договоренности. Да это и неудивительно, еще недавно Грузия была стороной, которая проводила государственную политику уничтожения или изгнания осетин с родной земли, реализовывала мероприятия по всесторонней изоляции и блокаде Южной Осетии. «Вся наша политика в рамках переговорного процесса была построена на неукоснительном соблюдении международного права, ранее подписанных соглашений, поэтому в глазах российских и международных представителей наша позиция обоснованно выглядела всегда более аргументированной и заслуживающей уважения и доверия», – так характеризовал сущность работы СКК ее сопредседатель от РЮО Б.Чочиев.

Хрупкий мир держался до прихода к власти режима М.Саакашвили в 2004 году. В Грузии нагнетается антироссийская и антиосетинская истерия, усиливается милитаризация страны. Начинается открытая трансформация грузинского миротворческого батальона в обычную грузинскую военную структуру, постепенно вышедшую из подчинения единому командованию ССПМ. Более того, грузинское руководство стало рассматривать эту структуру как ударную силу в готовящемся новом вооруженном нападении.

Уже в августе 2004 года была предпринята неудачная попытка покорить Южную Осетию силой. Но все последующие события наглядно указывали на то, что грузинское руководство не сделало правильных выводов из августа 2004 года.

Российским миротворцам приходилось прилагать немало усилий для сохранения механизма ССПМ в зоне конфликта, хотя вынужденное сотрудничество с открытым врагом становилось все опасней – грузинские солдаты в мундирах «голубых касок» совершали бесчисленные попытки дискредитации российских коллег, провоцировали их на противостояние, всеми силами пытались доказать неправомерность их присутствия в зоне конфликта.

Не отставали от военных ястребов и грузинские политики.15 февраля 2006 г. парламент Грузии принял постановление, в котором деятельность миротворцев оценивается негативно, а действия России – как попытка аннексии Южной Осетии. В этой связи правительству поручалось начать процедуру пересмотра подписанного в Сочи 24 июня 1992 г. российско-грузинского соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, в т.ч. в целях замены российских миротворцев на «эффективную международную миротворческую операцию».

В этот же день МИД России выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что данное решение грузинских парламентариев чревато ростом напряженности в зоне конфликта, подтвердил, что российская сторона будет продолжать действовать исходя из собственной ответственности за поддержание стабильности и безопасности в регионе, высказался в пользу сохранения действующего переговорного формата.

20-21 февраля 2006 г. в Москве состоялась консультативная встреча российского, югоосетинского и североосетинского сопредседателей СКК. Принято заявление, в котором выражается озабоченность в связи с деструктивной политикой Грузии и провокациями в отношении российских миротворцев, а также содержится призыв к грузинской стороне отказаться от линии на слом существующего формата СКК и подрыва ССПМ, воздержаться от перевода в практическую плоскость вопроса о прекращении миссии миротворцев, приступить к совместной разработке документа о гарантиях безопасности и невозобновлении военных действий и совместной программы действий по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

На то, что Тбилиси готовится к войне, косвенно указывала и частая ротация грузинского батальона ССПМ в зоне конфликта, что позволило Грузии к лету 2008 года «прогнать» через Южную Осетию практически все свои общевойсковые соединения. Знание местности, расположения российских постов и позиций югоосетинской армии во многом и предопределили относительно успешное начало августовской грузинской агрессии в ее первые часы.

Маски были окончательно сброшены в августе 2008 года: грузинские наблюдатели покинули штаб накануне агрессии, а батальон вместе с регулярными войсками, вторгшимися в город, открыл огонь по Цхинвалу и по расположению российского миротворческого контингента. Многочисленные очевидцы и международные комиссии подтвердили впоследствии, что самые первые снаряды были сброшены на расположение российских миротворцев, потерявших 15 человек уже в первые часы крупномасштабной военной операции против Южной Осетии.

Миротворческим батальонам – российскому вместе с осетинским – пришлось занять оборонительные позиции и вести бои на выживание, на защиту мирного населения. И только благодаря проведению войсковой операции по принуждению агрессора к миру Россия остановила истребление мирного населения и своих миротворцев. В благодарной памяти народа Южной Осетии слово «миротворец» отныне всегда будет связано с благородством, честью и беззаветной готовностью жертвовать собой ради мира и спокойствия на земле.

После признания независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 17 сентября 2008 года и Соглашением о совместных усилиях в охране государственной границы от 30 апреля 2009 года в Южной Осетии сформирована 4-я российская военная база и Пограничное управление ФСБ РФ в РЮО.

С утверждением нового контура безопасности с участием российских регулярных воинских подразделений нахождение миротворцев в зоне конфликта потеряло свою актуальность. Теперь возникли проблемы с военнослужащими расформированного осетинского батальона из состава ССПМ, которые фактически остались не у дел и не были обеспечены положенными льготами. Эта ситуация долгое время не разрешалась, лишь с приходом к власти команды Л. Тибилова вопрос пенсионного обеспечения воинов-миротворцев стал ставиться на повестку дня. Президент Л. Тибилов по опыту своей работы в СКК прекрасно понимал и ценил тот вклад, который внесли осетинские миротворцы в дело сохранения мира в Республике. И уже в 2014 году граждане Южной Осетии, проходившие службу в составе североосетинского миротворческого батальона Смешанных сил по поддержанию мира и правопорядка (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта, получили право на льготы в исчислении выслуги лет при назначении и выплате пенсий за период чрезвычайного положения в Южной Осетии в 1992-1996 гг.

С вступлением в силу принятого постановления бывшие миротворцы будут иметь возможность оформить пенсии согласно принятым в 2012 году законам о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел и их семей и о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей.

В Южной Осетии день 23-ле-тия ввода миротворческого контингента отмечается традиционными торжествами – руководством Республики возлагаются венки к месту гибели российских миротворцев в августе 2008 года, представители администрации Президента и Правительства Южной Осетии посещают семьи погибших миротворцев, проходят митинги и праздничные концерты. В Пионерском парке пройдут спортивные соревнования, а на Театральной площади состоится праздничный концерт

Прошло семь лет, как миротворческая операция в зоне грузино-осетинского конфликта завершилась. Но память о миротворцах, их повседневной деятельности и воинском подвиге бережно хранится в сердцах жителей нашей Республики.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»

На сегодняшний день в Республике зафиксировано три случая с лабораторно подтверждённым диагнозом «свиного» гриппа, - об этом нам сообщила заместитель министра здравоохранения и социального развития Алла Чочиева. «С начала текущего 2019 года на территории Республики было выявлено три случая с лабораторно подтверждённым диагнозом гриппа А(H1N1), то есть со «свиным» гриппом. Два человека выздоровели, но, к сожалению, третий случай был с летальным исходом», - сказала Алла Чочиева. Гражданам надо максимально обезопасить...

13.03.2019

В Санкт-Петербурге состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Южная Осетия в Российской Федерации Знаура Гассиева и Врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, - об этом нашему изданию сообщила Пресс-служба Посольства. В ходе встречи обсуждены различные вопросы социально-экономического характера, а также ход реализации намеченных программ. В частности речь шла о разработке и подписании Соглашения между Правительством Республики Южная Осетия и Администрацией Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Обсуждались возможности привлечения...

Состоялось первое заседание Попечительского совета (далее Совет) Фонда содействия льготному кредитованию малого предпринимательства, - сообщает официальный сайт Правительства Республики Южная Осетия. Председатель Совета, начальник Управления социально-экономического планирования и прогнозирования Министерства экономического развития Нонна Бибилова отметила, что всего с начала года в Совет поступило около 90 заявок на получение кредитных средств по программе льготного кредитования. Из них в приоритетном порядке рассмотрены проекты в сфере сельского хозяйства. Из 14 проектов предварительно одобрены...

12.03.2019

В необходимости создания этого материала нас убедил вопрос подвозившего меня водителя такси: «Никогда не слышал. А где находится эта улица Губаевых в Цхинвале?». Общество нуждается в героях, а героям (в данном случае семьям погибших) необходимо народное признание. Несмотря на новое название улицы, мало кто называет ее улицей Братьев Губаевых. Недавно кто-то даже скинул трафарет с надписью «ул. Братьев Губаевых» на многоквартирном жилом доме и крупными буквами написал на стене «ул....