Что исследователи относят. Универсалии культуры и особенности их классификации

Понятие «универсалии культуры»

Для того, чтобы обозначить составляющие элементы общечеловеческой культуры в культурологи и социологии существует понятие «культурная универсалия».

Определение 1

Универсалии культуры - это существующие обычаи, традиции, ценности, правила и нормы, которые имеют универсальный характер, то есть они свойственны большинству культур и не зависят от времени существования, исторической эпохи, особенностей географического положения и социального устройства данного общества.

Элементы, составляющие универсалии культуры

Рассмотрим более подробно составляющие элементы универсалий культуры:

  1. Традиции – это коллективный опыт, особенности действий и отношений, нормы поведения, сохраняющиеся в течение достаточно длительного промежутка времени, передающиеся из поколения в поколение и обеспечивающие процесс сохранения и передачи культурной информации, ценностей и образцов поведения.
  2. Обычаи - это элементарный тип культурной регуляции, основывающийся на неписанные правила и привычные образцы поведения, которые совершаются по установленному поводу в определенный временной промежуток и в определенном месте.
  3. Обряды и ритуалы - это отдельные, частные случаи обычаев, которые обычно имеют этническую, религиозную или социальную специфику.
  4. Устои - это разновидность обычаев, которые имеют моральное значение. В данную категорию входит поведение свойственное данному обществу и попадающее под моальную оценку со стороны членов общества.
  5. Культурные нормы - это установившиеся в ходе исторического развития общества стандарты определенной деятельности, которые регулируют поведение и отношения людей, отражают их моральные установки на достойное и желаемое. Нормы могут отличаться обязательностью их выполнения и степенью свободы их выбора.
  6. Ценности - это определенные свойства предметов или явлений, отражающие уровень его значимости для эффективного удовлетворения интересов и желаний членов общества.

Виды ценностей

Каждый человек имеет свою, определенную систему ценностей. Существует классификация различных видов ценностей:

  • жизненные ценности, к которым относятся основные физиологические потребности человека (жилье, еда, вода);
  • социальные ценности, которые обуславливаются необходимостью в общественном признании достижений индивида его ближайшим окружением;
  • моральные ценности, к которым относятся дружба, честность, добро, взаимопомощь;
  • религиозные ценности, пропагандирующие веру в Бога, спасение, добродетельную жизнь и общечеловеческие ценности;
  • эстетические, к которым относятся красота, гармония, умение воспринимать прекрасное в окружающем мире;
  • политические, включающие в себя патриотизм, гражданские права и свободы.

На основе существующей в обществе системы ценностей формируются определенные ценностные установки, передаваемые из поколения в поколение при помощи воспитания и обучения.

Язык как одна из наиболее значимых культурных универсалий

Еще одной, пожалуй, наиболее значимой культурной универсалией является язык.

Определение 2

Язык – это совокупность знаков и символов, которые наделены определенным содержанием и организованы по определенным правилам. Язык является одним из важнейших носителей культуры, способом хранения и передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение культурных универсалий обусловлено единообразием жизни человека как единицы общества. Любой человек, к какой культуре он бы не относился, имеет практически одни и те же физические потребности , социальные проблемы, что и представители других культур. Эти проблемы и способы их решения ставит перед человечеством окружающий его мир.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурно-ценностные универсалии являются общечеловеческими ценностями. Они возникают потому, что все люди, в какой бы части света они не жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью.

Общечеловеческие ценности были и остаются проблемой для социальной науки. Их выявлением, описанием и интерпретацией занимаются многие исследователи. Подходов много, и они разные. Кто-то ищет общечеловеческие ценности в семантике ценностных терминов и в проверке на истинность, истину ценностных суждений. Кто-то обращается за помощью к генеалогии: чем древнее ценности, тем они «общечеловечнее». Кто-то видит выход в одобряющем мнении большинства и т.д.

Генрих Риккерт (1863 – 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства, помещает общечеловеческие ценности в особый мир трансценденции и объективной значимости, который находится по ту сторону субъекта и объекта, их привычной для нас взаимосвязи. Всех же миров у него три: мир действительности, мир ценностей и мир имманентного смысла (в последнем объединяются два первых).

В биогенетической концепции общечеловеческих ценностей, разработанной Б.К. Малиновским (1884 – 1942), универсальные феномены культуры обладают функциональной общностью, т.е. удовлетворяют жизненно важные потребности человека и общества, закрепляют социальные связи между людьми. Функциональная общность удовлетворения названных потребностей (в конечном счете – потребности выживания, приспособления к среде) распространяется на все без исключения культуры, это их тождественно-сущностная характеристика.

Луис П. Поджман общечеловеческие ценности называет ядром морали как таковой, так как они носят объективный или prima facie (принимаемый «с первого раза», «сразу же») характер. Отталкиваясь от разумной природы человека и рационально взвешивая различные моральные системы, он выделяет десять «кандидатов» в общечеловеческие ценности (коренные или базовые моральные принципы):

Не убивай невинных людей;

Не причиняй ненужной боли и страданий;

Смягчай, облегчай, где это возможно, боль и страдание;

Выполняй обещания и договоры;

Не покушайся на свободу другого человека;

Будь справедлив, относись равно к равным и неравно к неравным;

Принимай с благодарностью оказываемые тебе услуги, отвечай взаимностью;

Будь правдив и искренен;

Помогай другим людям;

Соблюдай справедливые законы.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религия, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычаи дарить подарки, спорт и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические и социальные потребности.

А. Маслоу (1908 – 1980) также выделял ценности, присущие каждому индивидууму: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Итак, в систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности, но все они делятся на две большие группы: материальные и духовные. Такая дихотомия ценностей обусловлена двоякой природой человека: материальной (телесной, биологической) и духовной (идеальной, сознательной).

Человек, как биологическое существо, живет материальной жизнью; у него имеются материальные (биологические, витальные) потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Именно эти материальные потребности обусловливают возникновение материальной ценности, составляющей одну из важных сфер ценностного сознания. Предметы и явления мира представляют для человека ценность лишь постольку, поскольку они служат средствами удовлетворения его материальных потребностей. То, что не является таким, не имеет никакой ценности для человека, как материального (биологического) существа.

Однако человек есть не только материальное (биологическое) существо; он становится человеком лишь тогда, когда сможет контролировать свои биологические потребности, подчинить их своему сознанию. Человек имеет так же духовные потребности , являющиеся основой духовной жизни, стимулирующие его к духовному становлению. Это так называемое поле духовности, где формируются личностные ценности, идеи и поступки под воздействием духовной реальности.

На каждом этапе развития общества складывается определенное «поле духовности», границы которого задаются через господствующие формы духовного опыта и знания, получаемого на основе данного опыта.

Специфика духовной ситуации нашего времени заключается в том, что современный человек, резко ощущая бездуховность своей эпохи, утратил некоторые исходные основы понимания духовности и остался с чувством самоутраты и полной потери жизненных ориентиров, когда ему не во что верить. Кризис духовности в современном обществе определяется и сопровождается рядом причин: теологическая – утрата религиозного чувства; метафизическая – девальвация абсолютных ценностей; культурологическая – общая дезорганизация жизни и потеря человеком ориентиров смысла жизни.

Человек нуждается в «ценностной вертикали», в соотнесенности с абсолютными ценностями и смыслами. Духовный поиск и движение к духовному совершенству связывались с устремленностью к абсолютным ценностям. К духовным ценностям по праву можно отнести религиозные ценности, затрагивающие глубинные уровни жизни человеческого духа.

Культурные универсалии

Культурные универсалии - это такие нор­мы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географиче­ского положения, исторического времени и социаль­ного устройства общества.

В 1959 году Джордж Мердок выделил более 70 уни­версалий: возрас­тная градация, спорт, нательные украшения, кален­дарь, соблюдение чистоты, общинная организация, тор­говля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда.

Универсалии происходят оттого, что в мире суще­ствует очень устойчивый порядок, образованный обще­ством. Общество - это большая совокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоян­ной связи.

Известный американский культуролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных уни­версалий нужно дополнить ценностями и образом мыш­ления. Однако Дж. Кларк решительно противился теории культурных универсалий, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры. Кларк Уислер выделил всего девять: речь; ма­териальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

Ценности и нормы как содержательные элементы культуры

Частью культуры являются ценности и нормы. Ценности – продукт взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного явления или процесса удовлетворять потребности, и интересы, желания личности, социальной группы или общества в целом и происходит её оценка. Именно они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нём признаётся добром, а что злом; какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие и насколько осуждаются. Конечно, не все люди в одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма, для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для другого честность и порядочность и т.д.

Нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так, в демократическом обществе: мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Нормы производны от ценностей и основываются на них. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии - своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, пра­вила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии представляют собой некие инварианты, общие для всех многообразий культур

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий

труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образо­ванию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи­озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.