Что должен знать каждый фотограф. Что необходимо знать начинающему фотографу

Урок №10. Использование Photoshop– это не жульничество

Фотография – это искусство, и редактирование цифровых изображений это очень важный аспект. Так же как художник может использовать какие угодно материалы для создания своей картины, так и фотограф имеет право добиваться нужного ему результата любым способом. Фотошоп – это не жульничество до тех пор, пока вы начнете скрывать факт его использования.

Урок №11. Оборудование

Не покупайте нового оборудования, пока вы не достигли потенциала использования старого. Редко можно встретить фотографа с опытом меньше года, который «вырос» из своего китового объектива. Не то что бы фотографии новичков не стали лучше, если у них в арсенале есть более качественный объектив, но существует еще более важных вещей, которым нужно научиться до того, как кто заметит крохотную разницу в резкости его фотографий. Кроме того 99 % проблем с резкостью вызваны неумелой техникой съемки, а не дешевизной объектива. Когда фотограф постигнет основы фотографии, новый объектив станет важной инвестицией и резкость, конечно, заметно улучшится. Подобные рассуждения справедливы для многих видов фотооборудования. Не нужно покупать макро-объектив за 1500$, если вы не достигли предела использования макро-кольца. Оборудование это крайне важно, но грустно слушать фотографов, рассуждающих о том, что они ограничены своим недорогим оборудованием, хотя на самом деле все, что им нужно – это больше снимать.

Урок №12. Дешевый рефлектор поможет вашим портретам больше, чем дорогой портретный объектив

Освещение – это все! Но просто удивительно, как много фотографов потратили 2,500$ на объектив 70-200mm f/2.8 до того, как купить несколько простых и дешевых аксессуаров.

Урок №13. Предоплата

Практически каждый фотограф, долго работающий в свое сфере, обжигался подобным образом. Брать предоплату и все возможные контакты клиента до того, как вы внесете его в свое расписание, должно стать непреложным правилом в фотобизнесе.

Урок №14. Делайте множество разных кадров, а не 10 копий одной сцены.

Данный совет может быть оспорен. Многие фотографы, включая великих мастеров, делаю по 10-15 практически идентичных снимков. Однако, существует и другая позиция – каждый сделанный кадр должен чем-то отличаться от предыдущего: экспозиций, ракурсом и т.д. Стоит снимать таким образом, пока вы не найдете наилучший ракурс.

Урок №15. На чем фокусироваться, снимая группу людей

Очень важно! Если по какой-то причине вы хотите использовать небольшую глубину резкости, фокусируйтесь на том человеке, который находится ближе всего к камере. То же правило действует, если вы снимаете пару, и один из них стоит чуть впереди другого. Если вы сфокусируетесь на человеке, стоящем во втором или третьем ряду, то весь снимок будет казаться размытым.

Имея возможность обратиться за советом к профессиональному фотографу либо преподавателю фотоискусства, большинство новичков спрашивают о «правильном» фотоаппарате или «лучшем» объективе, или о «главном совете», как в один момент стать в 50 раз лучше. Такие вопросы кажутся вполне логичными, когда вы впервые берёте в руки фотоаппарат.

Но начинающему фотолюбителю стоит держаться подальше от этих вопросов... по крайней мере, некоторое время. Фототехника важна и вы узнаете от профи массу полезных советов, но необходимо сохранять в приоритете первостепенные вещи.

Следуйте этим семи советам и начните свой путь в фотографии с правильных шагов.

Первая поездка на поезде. Автор фото: Spragues

1. Образование – первично, техника – вторична

Знаете, как говорят, «тратьте деньги на опыт/впечатления, а не на вещи». Научные исследования поддерживают это высказывание. Дело в том, что даже мимолётный опыт останется частью вашей личности, а не просто предметом, которым вы владеете.

Это не только отличный совет для жизни, но и совершенно недооцененная рекомендация для фотографов. Выбирая между новеньким фотоаппаратом или объективом и семинаром или поездкой в удивительное место, большинство начинающих отдадут предпочтение технике. Не совершайте эту ошибку.

Посещайте хорошие семинары или отправляйтесь в фототуры по незнакомым местам. Знаменитый фотограф National Geographic Джим Ричардсон однажды сказал: «Если хочешь быть лучшим фотографом – будь там, где происходит что-то интересное».

Canon EOS-1D X не принесёт вам никакой пользы, если вы не знаете, как его использовать... и если только у вас во дворе нет чего-то такого, что нужно фотографировать на скорости 14 кадров в секунду. Тратьте деньги на образование, копите опыт, забудьте на время о фотоаппаратуре.

Новое фото профиля. Автор фото: Валентин Коуба

2. Снимайте для себя, а не для других

Если вы снимаете с целью создать нечто похожее на другие популярные изображения, собрать лайки или комментарии, то вы не на правильном пути. Это относится ко всем видам искусства, особенно когда вы новичок. Ваш главный зритель – это вы сами.

Снимайте то, что вы любите. Сфокусируйтесь на тех вещах, которые вас вдохновляют. Это должно приносит радость в первую очередь вам. Люди заметят и оценят ваш творческий потенциал и индивидуальность.

Маленький фотограф. Автор фото: Яромир Чалабала

3. Создайте для себя искусственные ограничения

Один из лучших способов для новичка улучшить навыки это ограничить себя. Можно и в жанре, но сейчас речь о технике.

Попробуйте снимать исключительно на смартфон в течение месяца и посмотрите, как изменится ваша способность визуализировать композицию кадра, когда вы перестанете думать о качестве изображения. Или ограничьтесь одним объективом на два-три месяца, и вы заметите, как ваше понимание фокусного расстояние растёт не по дням, а по часам.

Ограничения – это один из лучших способов роста. Преднамеренные границы в использовании оборудования, съёмка лишь в определённое время суток, чёрно-белая фотосъёмка на протяжении месяца – это отличные варианты искусственных границ.

Действенный способ развить в себе мастерство, это осваивать новые грани ремесла, устанавливая себе лимиты.

Сними меня, фотограф! Автор фото: Вадим Трунов

4. Найдите свою нишу

Это первый совет, который я даю каждому новичку, хотя они редко к нему прислушиваются.

Каждый начинающий фотограф мечтает о том, что Джимми Чин, Стив МакКарри, Анри Картье Брессон и Пол Никлен одновременно воплотятся в его лице. Но вы не можете стать мастером одновременно в уличной и travel–фотографии, в портретном жанре и в съёмке дикой природы... или можете, но когда-нибудь потом, не сразу.

Поэкспериментируйте в различных направлениях фотоискусства, не нужно делать выбор сиюминутно. Но как только вы найдёте то, что вам больше нравится, сфокусируйтесь на этом. Вы удивитесь, насколько ускорится ваш рост, когда вы избавитесь от навязчивой потребности делать всё.

Определите свою специализацию. Найдите собственную нишу и сосредоточьтесь на ней. Познавайте глубину своего жанра вместо того, чтобы поверхностно охватывать все направления.

Нечего терять. Автор фото: Педро Куинтела

5. Замедляйтесь

Одна из тех вещей, которые мы потеряли с бурным развитием цифровой фотографии, это признание ценности потраченного времени. Когда на карте памяти умещаются до 1000 изображений в формате RAW, почему бы не установить режим серийной съёмки и не записывать по 14 кадров в секунду, правильно? Нет, не правильно.

Да, скорость действительно порой помогает запечатлеть отличный кадр, но это напоминает поговорку: «Даже слепая белка может случайно найти жёлудь». Не будьте слепой белкой. Учитесь спокойно дышать, разведывать местность, тщательно составлять кадр, терпеливо снимать.

Нажатие затвора должно стать кульминацией обдумывания и подготовки. Вы намечаете композицию, которую хотели бы запечатлеть? Заблаговременно разведываете местность и определяете наилучшее время суток или даже сезон, чтобы сделать кадр? Оцениваете съёмочный потенциал увиденной сцены, даже не находясь на съёмках?

Цифровая фотография принесла с собой массу возможностей и мы не предлагаем от неё отказаться. Просто начните снимать так, словно ваш фотоаппарат заряжен катушкой плёнки на 36 кадров. Замедляйтесь, это того стоит.

Юные буддистские монахи. Автор фото: Саравут Интароб

6. Присоединяйтесь к сообществу

Выберите понравившееся сообщество и присоединитесь к 500px или Facebook, или Google+, или др.

Приобщение к группе фотолюбителей имеет неоспоримые преимущества. Вам скорее укажут на промахи, которые вы допустили, или предложат интересные перспективы, о которых вы сами могли не догадаться.

Кроме того, невероятно приятно разделить свою любовь к фотографии с другими фотографами и целым миром. Не увязая в соревнованиях по популярности, продолжайте снимать для себя. Но в сообществе ваш профессионализм начнёт расти быстрее.

Многие люди, решившие заняться фотографией, раздумывают над вопросом о том, что же им нужно приобрести для самодостаточного обучения фотографии.

На помощь приходят, как всегда, мои "любимые" фото- форумы со своими советами о необходимости приобретения:

  • Собственно зеркалки
  • Навесной вспышки
  • Отражателей
  • Пары - тройки объективов
  • Штатива
  • Свето- и цвето- фильтров
  • Фотосумки или лучше фирменного рюкзака НатГео

Бедный начинающий фотограф теряется от такого обилия всего, что нужно по заверениям более "опытных" фотографов.

Однако, коль этот блог регулярно развенчивает популярные мифы о "начинающей" фотографии и о том, как нужно правильно фотографировать, то пойдем по порядку.

О необходимости покупки зеркалки мы спорить не будем. Да, я знаю, что существуют потрясающие "мыльницы" у Leica и цифрозумы, как класс фотокамер у той же Sony. Но, мы будем говорит о зеркалках.

Зеркалку нужно будет купить, если вы это еще не сделали.

BODY или KIT!?

Купить зеркалку вы можете в комплектации "Body" или "Kit". В первом случае, вам потребуется приобретение отдельного объектива, что подарит вам еще несколько дней головной боли по поводу того: А какой объектив покупать?! А почему!? А чо так дорого?!

Во втором случае, вы получаете, в комплекте с камерой, объектив 18-55 мм или 18-105 мм. Сам объектив вам обойдется примерно в 3-5 тысяч рублей в стоимости комплекта. К слову сказать, вполне прекрасная цена.

Однако, если вы решили купить недорогую зеркалку Canon, то советую покупать BODY и подбирать объектив отдельно. Это сложно, но есть веская причина сделать именно так: отвратительное качество "китового" 18-55 мм объектива у Canon"а на младших моделях.

Подобной неприятности подвержены дешевые и фотоаппараты среднего ценового сегмента.

Никоновская система в виде зеркалка + китовый объектив 18-105 мм выглядит достаточно убедительно, если вы желаете все сразу.

А какой объектив покупать?!

Обычно, при решении подобного вопроса, возникает нешуточная дискуссия по поводу выбора объектива. Кто ратует за портретники, кто за фиксы, кто за тревел-зумы.

Правду можете знать только вы, но у вас еще нет опыта, чтобы понять и судить.

Забавно получается, верно?!

Я могу посоветовать приобрести объектив в 17-70 мм или 17-50 мм. Первый более предпочтительней, ибо вы более-менее комфортно сможете снимать как городские свалки и архитектуру, так и своих нетрезвых друзей в стандартной хрущевке.

Наиболее универсальный объектив для повседневности и начинающего фотографа. Минус только один: цена гораздо выше, чем у китового объектива.

Однако плюсов неизмеримо больше.

Что может дать этот объектив начинающему фотографу?!

  • Неплохое качество фотографий. Оно гораздо выше, чем у китового
  • Он большой и черный/серый/белый на вид. Особенно если накрутить бленду.
  • Достаточно широкий угол для пейзажей и съемки общим планом
  • Достаточно сильный зум для портретов и вуайеризма

Возвращаясь к началу статьи, теперь вы видите, что необходимости в куче объективов на начальном этапе занятий фотографии нет. Итого на данном этапе у вас уже есть зеркалка и объектив.

Достаточно ли этого для занятий фотографией?!

И да, и нет.

Поговорим о свето- и цвето- фильтрах. Я не буду долго распространятся о их плюсах и минусах, скажу только одно: они нужны. Точнее, нужен только один из всего многообразия видов и цветовых спектров.

Это поляризационый фильтр или "полярик", как его ласково кличут фотографы.

Сия штука весьма эффективно, при соблюдении пары правил, устраняет блики на предметах при съемке. Он возвращает первоначальный вид на фотографии:

  • Синему небу и рисунку облаков
  • Мокрому асфальту
  • Поверхности воды
  • Металлическим и стеклянным поверхностям
  • Придает фотографии больше контраста

Так что, как вы видите, сия штука весьма полезна в нынешнем мире, который сверкает стеклом и металлом.

И именно полярик, я считаю, третьим и окончательным элементом некоей самодостаточной "фото- системы" начинающего фотографа. И именно сборки в виде "зеркалка + объектив + поляризационный фильтр" уже более чем достаточно для успешной фотографии, по-моему разумению.

По крайней мере, именно таким комплектом я фотографирую и не могу сказать, что в чем-то стеснен при съемке.

Посмотрите на фотографию в начале статьи. Для ее создания достаточно было веселого случайного сюжета, зеркальной фотокамеры, китового объектива 18-55 mm и поляризационного фильтра. Как видите этого набора вполне достаточно для прекрасных и интересных фотографий.

Чем отличается начинающий фотограф от обычного человека, что взял фотокамеру в руки и нажал несколько раз на кнопку спуска затвора?

Любой здравомыслящий человек скажет, что начинающий фотограф обладает какими-то познаниями в области самой фотографии, что и позволяет ему получать более интересные и качественные снимки.

Но, так ли это?

Судя потому, что я вижу на многочисленных фото- пабликах, абсолютно нет.

Любой человек, взявший фотокамеру в руки первый раз, сразу же объявляет себя начинающим фотографом и отправляется творить шедевры. Естественно, что хороших снимков при таком подходе и не будет, о чем и не преминут сообщить вам разные фото- критики и просто зрители.

Однако, что нужно знать начинающему фотографу, чтобы иметь возможность называть себя начинающим заслуженно?

Не столь много, как могло бы и показаться.

С чего начинать?!

А начинать нужно с фото- литературы, что даст вам понимание следующих аспектов современной цифровой фотографии:

  • Композиция
  • Правило третей
  • Линейная перспектива
  • Воздушная перспектива
  • Кадрирование
  • Экспозиция
  • Глубина резкости
  • Диафрагма
  • Выдержка
  • Сюжет
  • Эмоции
  • Настроение

Это самый минимальный набор того, что должен знать, понимать и использовать начинающий фотограф. Однако, не стоит опасаться этого количества, ибо суть одного входит в часть другого.

Предлагаю кратко пробежаться по этим терминам и попытаться понять, что их использование может дать вашим снимкам.

Композиция

Правила композиции позволят вам получить композиционно верный снимок. Они позволят вам управлять взглядом зрителя и фокусировать его внимание на тех значимых местах вашего кадра, что вы и желаете ему показать.

Самыми простыми и распространенными правилами композиции можно считать: Правило третей, линейную перспективу и воздушную.

Экспозиция

Умение настраивать экспозицию позволит получить правильно проэкспонированный снимок. Снимок, где тень будет тенью, а не провалом черного цвета и светлый блик будет светлым бликом, а не засвеченным пятном, кои можно наблюдать в большом ассортименте на работах «начинающих фотографов».

Также, умение подбирать экспозицию поможет вам при съемке в светлом и темном ключе.

Диафрагма и выдержка

Глубина резкости и оперирование диафрагмой легко добавят художественности вашим снимкам. Это, как минимум, те самые передний, средний и задний план.

Да, кстати. Через изменение диафрагмы также можно сделать этот ваш размытый задний план.

Ну а оперирование выдержкой может добавить эффекты движения или его заморозку.

Сюжет и эмоции

Понимание же сюжета, эмоциональности снимка и его настроения восходит уже к той самой художественной фотографии., которую столь любят упоминать "начинающие", чаще всего, совершенно не к месту.

Все это не позволит вам сделать шедевр по первому спуску затвора, но хорошую фотографию, к которой будет сложно придраться критикам, вы получите, несомненно.

Поверьте на слово.

Ну и по традиции, про фотографию из поста. Ее я сделал с своего балкона, когда шел сильный дождь. Это достаточно простой, в плане композиции и всего остального, снимок. Все, что тут было использовано это правило третей и воздушная перспектива. Остальное доделал дождь и правильная экспозиция кадра.


В наши дни фотоаппараты есть у всех. Современные модели смартфонов укомплектованы всевозможными камерами - от просто нормальных до очень крутых - поэтому каждый, у кого есть мобильный телефон, может смело называть себя фотографом-любителем.

Впрочем, если вы собираетесь стать хорошим фотографом, а не просто «еще одним», не стоит полагаться на интуицию и снимать наобум. Настоящий профессионал разбирается в законах физики, знает, что такое экспозиция, чувствует цвет, умеет обращаться со светом и понимает, как устроен фотоаппарат. Вам не обязательно претендовать на лавры Энни Лейбовиц, но если вы хотите улучшить свои навыки в фотографии и освоить базовые принципы, то вы попали в правильное место. Мы собрали 10 основных терминов и понятий, с которыми должен быть знаком каждый человек, претендующий на звание фотографа.

Ну а когда вы будете готовы показать свои работы миру, выберите , разработанный нашими дизайнерами специально для фотографов, и создайте свое красивое портфолио.

Объективно говоря

Объектив нужен не для приближения объекта съемки, а для того, чтобы фотографировать в разных условиях и получать разную, но качественную картинку. Потратив время на изучение оптики, вы поймете, какой объектив вам нужен для достижения того или иного эффекта. Если хотите, чтобы ваш фотоаппарат работал на полную, обязательно изучите понятия «фокусное расстояние», «диафрагма» и «угол обзора».


Экспозиция, господа

Очень важный момент! Экспозиция - это количество света, падающее на матрицу фотоаппарата в момент съемки. Если света много, то фотография получается слишком светлой, а если мало, то снимок выходит темным. К счастью, экспозицию можно контролировать. Комбинация трех параметров - диафрагмы, выдержки и ISO (да, вы должны знать, что это такое) - поможет вам отрегулировать количество света и сделать хороший кадр.

Да будет свет

Освещение в фотографии - еще один непростой момент. Работая со светом, вам нужно учитывать его направление и цвет, выбирать между жестким и мягким, искусственным и естественным. Хотите снимать как профессионал? Тогда вам нужно понимать, как то или иное освещение влияет на снимок. Разобравшись с этим, вы сможете использовать свет для своих задач, и ваши работы станут гораздо лучше.


Отражатели

Свет - товарищ непростой, но его направление и мощность нетрудно отрегулировать с помощью отражателей. Их размер, цвет, форма и положение влияют на количество света, а значит - и на качество снимка. Кстати, отражатель можно сделать . Так вы не только поймете, как он работает, но и сэкономите кучу денег.

Ракурс и точка съемки

От этих вещей зависит композиция всего кадра. Вы должны понимать, из какой точки лучше вести съемку, и знать плюсы и минусы разных ракурсов. Для получения интересного снимка можно использовать дополнительное оборудование и аксессуары, но если ничего подобного нет - подумайте, как можно выкрутиться: заберитесь повыше или соорудите подставку из подручных предметов.


Баланс белого

Замечали, что цвета на фотографиях отличаются от того, что мы видим в жизни? Все потому, что вы не следите за балансом белого. Этот параметр учитывает цветовую температуру источника освещения и делает так, чтобы цвета выглядели правдоподобно. Во многих цифровых фотоаппаратах есть режим, в котором баланс белого определяется автоматически, но амбициозный фотограф должен уметь выставлять его вручную для съемок в разных условиях.

Фокусировка

В отличие от любителя, профессиональный фотограф умеет работать с фокусом. Новички часто не понимают, что для получения резкой фотографии не нужно менять объектив на более дорогой, а разобраться с возможностями своего: узнать, что такое фокусное расстояние и понять, как оно влияет на перспективу. Знание - сила, это правда.


Правило третей

А теперь - немного геометрии. Мысленно поделите любой снимок тремя горизонтальными и тремя вертикальными линиями. Если ключевые элементы композиции находятся рядом с точками пересечения этих линий, значит - ваша фотография хорошо скомпонована.

Композиционные приемы

Объект съемки можно подчеркнуть, если поместить его в условную «рамку» - на фон витрины, в центр группы людей или в угол комнаты. В общем, поставить какие-то границы для обрамления и создания контекста. В зависимости от окружения объект меняется и смотрится по-разному, так что смело пользуйтесь этим приемом при выстраивании общей композиции.