Чарушина. Познавательное занятие в подготовительной группе "Эти забавные животные" по произведениям Е.И

Чарушин Евгений Иванович

Выполнила:

студентка 2б гр.,

Устьянцева Ксения




Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.

Однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А. Э. Брема «Жизнь животных».

Самая дорогая для Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь.


Родился на Урале, в Вятке в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.

После окончания средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, был призван в Красную Армию.

Вернулся домой и решил учиться на профессионального художника.

1922 – 1927 гг

Поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН).

При помощи С.Я.Маршака, он начал сам писать книги.


Известный художник и писатель, художник – анималист, иллюстратор.

Книги:

"Волчишко и другие«(1931), "Васька«(1934),

«Про сороку»(1936)

«Птенцы»(1930), «Облава»(1931),

«Цыплячий город»(1931), «Джунгли - птичий рай» (1931),

«Животные жарких стран» (1935).



Чарушин писал о зверях, птицах, об охоте, о детях.

Герои добры, обаятельны.

Они легко входят в сказочный мир.

Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.



В начальной школе изучается:

1 класс – «Почему Тюпу прозвали Тюпой»;

«Кролик».

2 класс – «Страшный рассказ».

4 класс – «Кабан».





Вывод: Мир животных посреди первозданной природы – родина Чарушина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

С огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам. Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку.


Детские годы Родился будущий писатель и художник в Вятке в семье губернского архитектора. В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес, приносил оттуда различные интересные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще ну, хотя бы жирафа или тапира. БЛАГОДАРЯ МОЕМУ ДЕТСТВУ!»


Чарушин рос, по собственному определению, "с карандашом и кистью в руках". Лет в четырнадцать Чарушин своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). Правда, с поэзией у него не заладилось. Другое дело рисунки. Чарушин рос, по собственному определению,"с карандашом и кистью в руках". А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери.


Годы учебы Очень рано почувствовал будущий писатель желание сохранить убегающий миг увиденного- "на помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин поступил в Петроградскую Академию художеств, которую закончил в 1926г. по живописному факультету.


В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А еще расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство. В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. Уже известный художник- иллюстратор он пробовал себя в скульптуре. И чарушинский фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, мягким и как нарисованные "зверенки". ТВОРЧЕСТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ


Чарушин Е.- ХУДОЖНИК Его влекло тогда многое: музыка и поэзия, театр и живопись. А за постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого художника прозвищем "Евгеша-изобретатель". Вместе с этими друзьями "Евгеша" отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.


Иллюстрации Чарушина И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея. В 1928 г. выходит первая книга с иллюстрациями Чарушина (рассказ В.Бианки " Мурзук"). За ней последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки- картинки "Вольные птицы" и "Разные звери".


Е.И.Чарушин - писатель и художник Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ "Щур" (1930). Чарушин стремился "понимать животное понимать его движения и мимику". И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.




Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей), Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. ХУДОЖНИК - АНИМАЛИСТ



Немаловажным условием в работе по ознакомлению дошкольников с творчеством Чарушина Е.И., является привлечение родителей.

Анкетирование родителей.

Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети.

«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Обсудить цели и задачи. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации ознакомления детей с творчеством Е.И.Чарушина.

Подбор библиотеки.

Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.

Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе).

Пополнить библиотеку книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий.

Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты).

Просвещать родителей.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых.

Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина.

Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения).

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.

Создание уголка развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина, развить память, творческое воображение и речь детей.

Оборудование: портрет Е. И. Чарушина, рисунки животных, сделанные Е.И. Чарушиным, книги с произведениями Е.И. Чарушина, мультимедийная презентация, мультимедиа проектор, экран

Предварительная работа : знакомство с произведениями и иллюстрациями Е.Чарушина.

Ход занятия

(Воспитатель предлагает детям пройти в книжный уголок и рассмотреть книги Е.Чарушина, после чего дети садятся за столы)

Воспитатель продолжает занятие с помощью мультимедийного проектора.

Слайд 2. Сегодня мы познакомимся с творчеством известного писателя – натуралиста, художника Евгения Ивановича Чарушина. Родился Е.Чарушин в городе Вятке 11ноября 1901года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Всё началось с детства. Отец Е.Чарушина был архитектором и часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.

Слайд 3 Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом всё это превращалось в чудо -сад. Вместе с мамой они выкармливали уток и тетерев, лечили зверей, выкармливали коз, индюшат, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.

Слайд 4. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать- рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Увлечения Е.Чарушина иногда доходило до смешного. Однажды он решил есть всё, что едят птицы. А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Физминутка «Котёнок»

Слайд 5. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон ит.д. Всё это надо наблюдать и почувствовать».

Слайд 6. В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы.

Слайд 7 . Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е.Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы – «Медвежата», «Волчишко» и другие.

Слайд 8. Много интересного о животных можно узнать из книг Е.Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители – это бобры и лисицы. Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов и раскроет вам эти лесные секреты Евгений Иванович Чарушин.

Слайд 9 .Прожил Е.Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым о добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.»

Е.Чарушин написал много рассказов для детей и нарисовал иллюстрации к этим рассказам. Воспитатель предлагает детям из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам(дети парами выкладывают иллюстрации).

Воспитатель предлагает ответить на вопросы викторины.

Слайд 10. Викторина «Ребятам о зверятах».

Слайд 11 .Какой зверь свалился на голову охотника.

Слайд 12. Ответ.

Слайд 13 .Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?

Слайд 14. Ответ.

Слайд 15. Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?

Слайд 16. Ответ.

Слайд1 7. Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание.

Слайд 18 .Ответ.

Слайд 19. Как называется книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и….

Слайд 20 . Ответ.

Слайд 21 .Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?

Слайд 22 .Ответ.

Слайд 23. Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»?

Слайд 24 .Ответ.

Слайд 25. Долго выбирал себе Е.Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?

Слайд 26. Ответ.

Слайд 27 .Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком?

Слайд 28. Ответ

Подведение итогов занятия.