Брат осириса в древнеегипетской мифологии. Воздвижение Креста и воздвижение Столба Осириса

Бог Осирис (Усир) – один из центральных персонажей египетской мифологии.

Это не просто бог подземного мира и судья душ усопших: Осирис почитался прежде всего как бог возрождения и воскресения, пробуждения и обновления природы и человека.

Неординарность этого божества подчёркивается изображением:

  • Осириса изображали в виде спеленутой мумии, имеющей зелёное лицо и свободно расположенные руки;
  • в руках бог держит хекет (скипетр) и нехеху (цеп) – символы царской власти.

Семья

Осирис – сын бога земли Геба и богини неба Нут. Другими словами, этот бог имел как земную, так и небесную сущность. Впоследствии Осирис удостоился чести быть владыкой подземного мира, с тех пор этот бог стал поистине всеобъемлющим.

Биография

Любопытно, что такое древнее божество, как Осирис, имеет насыщенную событиями биографию, сравнимую с жизнеописанием реально существовавших знаменитостей (царей, полководцев, героев). Основной миф об Осирисе – один из самых интересных во всей религиозной системе Древнего Египта.

Было время, когда Египтом правил Ра. Его сменил на троне сын Шу, а того – его сын Геб. После него на престол воссел Осирис – сын Геба. И правление его было весьма плодотворным для страны и её народа. Осирис научил египтян садоводству, земледелию и виноделию. Однако у Осириса был завистник – жестокий Сет, который захотел властвовать вместо него.

Сет был богом войны, смерти, хаоса и разрушения, и с благородным братом-правителем он не церемонился: убил его, после чего смог вполне законно занять трон. Тело Осириса он заблаговременно бросил в Нил. У умершего осталась верная супруга Исида, одновременно приходившаяся ему сестрой. Она нашла то, что осталось от мужа, и долго оплакивала его, пока великий Ра не сжалился над ней.

Он послал Анубиса – бога с шакальей головой, который собрал части тела Осириса, разрубленные Сетом, сложил их в единое целое и запеленал, чтобы получить мумию. Тело было собрано, но не хватало одной части – фаллоса. Исида изготовила его из глины и приложила к мумии мужа. Затем она превратилась в самку коршуна (в другом варианте – сокола), соединилась с мёртвым мужем и забеременела от него.

Так родился Гор, которому была уготована миссия мстителя. Гор поборолся с Сетом и победил его, отстояв своё право занять трон. В этой битве Сет выбил у него глаз, который превратился в священный Уаджет – магический символ. Гор дал его проглотить Осирису, и тот воскрес. Однако он решил не оставаться на земле, оставив её сыну, и отправился в царство мёртвых, где сменил на троне Анубиса.

Анубис же остался в царстве мёртвых в качестве проводника и привратника. Кстати, во время битвы с Сетом Гор отплатил ему как бы тем же, что сделал тот с Осирисом: он кастрировал его, лишив его основной божественной сущности.

За что отвечал Осирис

Осирис был покровителем целого ряда областей, и в зависимости от периода его ункции несколько изменялись.

  • Осирис – умирающее и воскресающее божество.
  • Покровитель производящих сил природы;
  • Покровитель царей;
  • Правитель царства мёртвых, судья, принимающий души умерших.

Сельскохозяйственное божество

На рисунках Осирис всегда или почти всегда изображался в окружении зелени. Даже его корона сплетена из стеблей папируса, а скипетр «джед» состоит из вставленных друг в друга связок тростника. Перед его троном растёт лотос, возвышаются деревья или вьётся виноградная лоза. Виноград особенно часто сопровождает изображения Осириса, который в некоторых случаях полностью увит его зарослями.

Земледельческая функция Осириса говорит о том, что божество это очень древнее – наверное, один из самых древних египетских богов. Умирание и воскресание Осириса – это тоже отражение наблюдений первобытных земледельцев за сменой климатических сезонов, к которым был привязан изначальный календарь. Ритуальные похороны божества символизировали посев семян, его воскрешение – появление всходов, а убийство – срезание колосьев.

Осирис был, пожалуй, первым известным умирающим и воскресающим богом.

  • Воскрешению Осириса предшествовало оплакивание мёртвого тела женщиной (Исидой), в похожем позднеантичном мифе о Геракле его труп оплакивают весталки);
  • После воскрешения божество не захотел оставаться на земле, а перенесся в царство мёртвых (у египтян оно находилось под землёй);
  • Из культа Осириса поздние религии (зороастризм, христианство и др.) позаимствовали образ весов, на которых бог в царстве мёртвых взвешивает добрые и злые дела умерших;
  • Осирис был богом в первую очередь социальных низов, которые надеялись на его справедливый суд и место в раю.

Мы некомпетентны описать все неисчислимые формы и тончайшие нюансы, которые египетский мистицизм выразил за 3000 лет истории и, возможно, миллион лет предыстории. Народное воображение и обычаи до бесконечности умножали основные символы, и в среднюю и позднюю эпохи смешали их с божествами народов Малой Азии, Европы и далекой Индии...

Мы возьмем в качестве простых примеров несколько божеств и символов египетского пантеона. Принимая во внимание сложность его символики, — результат длительного существования египетской религии, — изучать богов следует, анализируя их изображения и атрибуты.

На протяжении долгой истории Египта в разные времена разные города занимали главенствующее положение. Гермополь, Гелиополь, Мемфис и Бусирис (это их греческие названия) придавали особую значимость своим божествам: Тоту, Ра, Птаху и Осирису. Но все эти божества были выражениями почитания в разных местах и в разных формах Единого и Непознаваемого принципа, находящегося за пределами любой формы. Итак, в египетских религиозных центрах мы встречаем образ божественной Эннеады (Девятки). Эзотеризм эннеад раскрывается в экзотеризме триад, где представлены три корня Божества — Отец, Мать и Сын.

НУН . В эннеаде Гелиополя — Хаос и Изначальный Океан, порождающий Изначальные Воды, которые мы встречаем в священных книгах всех религий — Воды, содержащие семена и зародыши всего, что появится впоследствии. Обычно Нун представляется в виде большого существа, по пояс погруженного в Изначальные Воды, которое руками поддерживает всех богов, возникающих из Хаоса-Нуна.

ТУМ , или АТУМ . В эннеаде Гелиополя — «Создавший сам себя», он возникает на Красном Холме или обелиске, обозначающем начало времени. Его имя переводится как «He-Вещь»: А-Тум, что интерпретируется как «Суть Всего». Это дух, возникающий в глубинах Нуна и изображающийся в виде красного диска на холме. В этом случае он называется Атум-Ра и символизирует Ра как Солнце-Творца.

РА . Это Созидающее Солнце, порожденное «He-Вещью», связывается также с птицей Бен-Бен, одним из образов птицы Феникс, погибающей после каждого временного цикла и возрождающейся из собственного пепла, как жизнь из смерти.

Атум-Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство); от этой пары рождаются Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображается расположенной над Гебом, они соприкасаются только пальцами ног и рук, таким образом, создавая свод между небом и землей, где действует Ветер Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, описываемые как создатели людей.

В течение 12 дневных часов Ра обходил все земли Египта.

Предание гласит, что когда Ра состарился, Исида использовала подходящий случай, и, завладев его «Тайным Именем», унаследовала таким образом все его силы. Люди восстали против Ра, и он был вынужден направить против людей свое «Божественное Око» (Хатор-Сехмет), чтобы их уничтожить. Спаслись только последние семь человек, которые позже возродили новую расу.

Вечный противник Ра — змей Апоп, символизирующий затмение.

АМОН . Хотя его культ был распространен в Фивах, все же это гораздо более древнее божество, подобное таинственному Атуму, и не похожее на проявленного бога Ра. В то время как Ра — это Порождающее Солнце, видимое и активное, Амон является скрытым духом того же самого Солнца, Солнцем Справедливости. Амон-Ра принимает облик крылатого яйца, или крылатого солнца и тогда оно называется «Господином Дверей», напоминая о Солнце, проходящем двери Неба, подобно душе, проходящей через воплощения.

Наряду с Хнумом, древним Богом-Бараном, Амон является астрологическим символом ариев, «бодающимся» солнцем, которое заставляет отступить тьму.

Его тайный, мистический смысл был иногда заключен в размытости, нечеткости изображения его иероглифов. Как к богу Тайны и Молчания, как к защитнику, к нему обращались с молитвой: «Амон, Господин Тишины, быстро являющийся на зов несчастного! Я взываю к тебе в моей беде, и ты приблизишься, чтобы защитить меня, чтобы дать дыхание слабому, чтобы спасти меня, согнутого нуждой. Ты — Господин Фив, освободитель, истинный спаситель, тот, кто приходит издалека, чтобы помочь взывающим». А другая молитва гласит: «Благословен тот, кто умер в Фивах, месте Тишины и Справедливости, месте пребывания Амона; его душа станет божественной душой».

Его мистическая жена — Мут, одна из форм Мировой Матери, которая изображается с головой кошки. Ее сын Хонсу («Тот, кто пересекает») - «Небесный кормчий», «Путешественник», изображается с головой сокола, увенчанной месяцем. От Амона произошел также дар предсказаний и владения парапсихологическими силами.

ХАТХОР . Символизирует вселенскую Корову, небесную матку, дающую начало Жизни. Ее черты Жертвенной Матери основаны по большей части на женских божествах египетского пантеона. Она имеет сходство с Сехмет, вершительницей судеб, и с Исидой, увенчанной рогами и в наказание заключенной в материю.

Хатхор правила миром мертвых, и поэтому ее также называли Госпожой Запада. Также ее называли Госпожой Сикоморы и «Изумрудом Синая».

ОСИРИС . Одно из наиболее важных божеств египетского пантеона, пришедшее из Абидоса. Возможно, Осирис сменил другое более древнее божество, связанное с Огнем и Изначальным Солнцем. Осирис — солнечный и небесный бог; его цвет — голубой с красным или ярко-желтым. Его одежда — белые пелены, напоминающие о мумификации, на голове корона Верхнего и Нижнего Египта, в руках — плеть и крюк, символы наказания и притяжения, строгости и любви. На лбу у него находится урей, изображающийся в виде кобры, — символ, имеющий индийские корни, означающий власть над жизнью и смертью, внимание или пробужденное сознание. Этот бог — главный персонаж Мистерий Осириса. Мумификация, последовавшая за расчленением и собиранием по частям его тела — символ утраты человеческой природы ради выявления природы божественной; поэтому почти всегда об «осирификации» говорится как о синониме мумификации. Ранний уход Осириса связывает его также с богами мертвых и с возможностью управлять оккультными мирами. Это мужское божество плодородия и посевов, хранящее глубокое знание агротехники и ритуальных церемоний, связанных с пшеницей, вином и пивом. Он покровительствует росту физической и символической пшеницы, до семи локтей высотой, растущей в Аменти. Как благое божество Осирис дал людям законы, чтобы воспитать их и дать моральные нормы. Ежегодное повторение Мистерий Осириса позволяет кандидатам в мистерии индивидуально пережить его испытания.

Осирис, будучи сыном Геба и Нут, также является загадочным сыном Небесной Птицы, которую римляне впоследствии называли «Гор Старший».

Он управляет Волей, Справедливостью (вместе с Маат); является божеством Мистерий и Солнца, на что указывают перья Амона на его голове. Также один из символов Осириса — Колонна стабильности, или Джед, символ того, что опирается на Землю.

ИСИДА . Исида — сестра и супруга Осириса. Она изображается на темном (обычно темно-красном) фоне, напоминающем животворящую кровь. Как аспект Космической Матери, Исида является Праматерью, божеством Любви, порождающим Жизнь. Богиня изображается в виде женщины, часто сидящей и кормящей грудью младенца Гора, своего сына. По своей природе она связана с праздниками весны и лета, изобилия, материнства. На спинке ее трона изображена лестница, символизирующая посредничество между Землей и Небом, так же об этом посредничестве свидетельствует факт ассоциации богини с Луной. Ее корона имеет форму лунных рогов. Исида имеет и другие атрибуты, например, узел, или пояс Жизни, и систр, который отгоняет злых духов своими магическими звуками.

Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония. Иногда богиня изображается закутанной в покрывало — аллегорию вуалей, скрывающих тайны Природы; иногда ее изображают бородатой — указание на импульс плодородия или андрогинное божество (напоминание о первоначальных расах человечества).

Ее имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Если Осирис является божеством темноты — Изначальным Светом, то Исида — это Мировые Воды, и их сын. Гор — Свет Разума, который люди способны воспринять.

ГОР . Будучи сыном Осириса и Исиды, образует третье лицо самой знаменитой триады Египта. Часто его изображают ребенком, которого кормит мать Исида; но со временем это ребенок вырастет и превратится в мстителя за своего отца, убитого и расчлененного Сетом.

Как мститель и «воскреситель» Осириса, Гор стал символом воскрешения для всех людей — Внутренний Гор, ведущий битву с темными сторонами своей личности. Аллегорически он представляет видимое Солнце разума, которое своим светом разгоняет все тени.

Гора чаще всего изображают в виде человека с головой сокола, короной и атрибутами или без них. Обычно его рисуют на золотисто-желтом фоне; иногда он несет посох Анубиса, чтобы ориентироваться в темноте, и жезл — символ власти и устрашения физических и психических чудовищ.

Будучи солнечным божеством, Гор поддерживает силы Человека движущегося по Пути. Часто он изображается в виде лодочника (это один из образов путешественника по миру), убивающего копьем крокодила — символ опасности и препятствий на Пути. Он изображается сидящим на корточках в Солнечной ладье, и прокладывающим дорогу с помощью анха (Ключа Жизни или Молота Гора, представляющего букву тау); этот молот воскрешает мертвых и будит спящих. Очищающая вода из сердаба (погребальной камеры в мастабе), извлеченная из Нила, жертвовалась Осирису, но взывая к помощи Гора. Сам Дом Бальзамирования назывался Домом Гора.

СЕТ-ТИФОН . Сет — древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой Тайной и Тьмой. Будучи в родстве с Осирисом и его светлым и благим аспектом, Сет символизирует мрак, засуху, бесплодную почву, наконец, эзотерическое как противоположность видимого и экзотерического.

Более поздние греческие версии превратили Сета в Тифона, сотворив «злого брата» Осириса и зло вообще, изображаемое в образе гиппопотама. Однако важно помнить, что в Древнем Египте зло представляли не как самостоятельную сущность, а лишь как тень добра, искаженного при воплощении. Итак, Сет, или Сет-Тифон, как его называли впоследствии — это лишенная сознания материя, темная и слепая, способная быть как хорошей, так и плохой.

В додинастические времена поклонялись Сету в форме вертикально стоящего камня, так же как Лингаму Шивы или еврейскому Йоду. Также он родственен черному козлу, над головой которого грешники призывали Сет-Тифона и исповедовались. Это объясняет что в римскую эпоху Тифона представляли как бегемота с козлиными ногами, что увеличило ряды современных символистов ищущих противоестественности в египетском пантеоне. Сет — тот, кто, согласно мифу, расчленил Осириса на 7 или 14 частей; и когда Гор пустился за ним в погоню, убегал, также в течение 7 дней, «верхом на осле». Здесь появляется образ осла, используемый, чтобы описать душу, упавшую в материю, так же, как в более позднем мифе Апулея. Осел в Египте назывался Лао, «темный производитель», так же как еврейский Лао, первичная материя, лишенная разума, материал для создания форм.

НЕФТИДА . Нефтида — сестра богини Исиды, и вместе они символизируют два аспекта Луны: Исида — видимую, светлую луну, Нефтида — темную и невидимую для людей. Имя Нефтида происходит от Неб Хет, «Госпожа Крепости»; её небесная резиденция — Луна.

ТОТ . Лунное божество, отец мудрости, письменности и культуры в целом, создатель всех наук и покровитель инициатических храмов в их схоластическом аспекте. Господин Тишины и Тайны, атрибутов инициатического знания. Он был первым из Великих Магов, и его имя было родовым для неисчислимых династий мудрецов. Тот изображался в виде человека с головой или лицом ибиса, а иногда в виде самой птицы, которая также могла носить на голове корону или урей. Он эквивалентен греческому Гермесу и римскому Меркурию; выполнял функции писца и посланника богов.

Птица ибис по своей природе представляет опасность для крокодилов: она питается их яйцами. Эта борьба, происходящая в природе, напоминает вечную борьбу между знанием и невежеством. Белый и черный ибис управляли — как индийский лебедь Калахамса — циклами времени, сменив до-династический символ земляной улитки.

Астрологически Тоту соответствует планета Меркурий, Будхи на Востоке, и египетские предания говорят, что будто бы между этой планетой и Солнцем есть еще одна маленькая планета, о существовании которой было известно посвященным и которая носила название Ибис.

Тота также изображали в виде кинокефала: обезьяны с собачьей головой. Эта ипостась бога отражала знание о прошлом, и, в свою очередь, таинственную необходимость забывать все ужасное, что произошло в истоках человечества. Как бог Памяти, он появляется в египетском ритуале взвешивания сердца умершего, актуализируя то, что выносится на суд, и погребая то, что человек уже искупил.

АНУБИС . Также является одним из древнейших божеств; изображается с человеческим телом и головой собаки или шакала, или непосредственно в виде шакала, иногда склоненного над ларцом и стерегущего папирус так называемой «Книги Мертвых».

Этот бог — проводник душ; он руководит душами, покинувшими тела и душами посвященных, закончившими человеческий этап эволюции.

Господин Западной Горы; его царство — ночь физическая и ночь души, как для человека, так и для мира, это и короткий сон, это и смерть, и конец цикла. Поэтому его связывают с пятым часом ночи (23 часа в нашем отсчете), с черной пирамидой, с входной дверью и со знаком Скорпиона, разрушающим материальные тела. Его небесные обители — звезда Сириус и планета Венера.

Тот изображается также в виде статуэток лучника, разрушителя тела, сообщающего о смерти. Его посох — символ способности идти в темноте, уничтожая злых змей низшей психической жизни.

Его древний культ был глубоко сокровенен; жрецы в масках проводили тайные ритуалы воскрешения Осириса, и святыни Анубиса были скрыты в храмах. Однако в эпоху Рамессидов, в битве с хеттами при Кадеше египетские войска несли его изображение на штандартах, что означало возросшую популярность его культа.

Анубис с Тотом и Нефтидой вместе с Исидой собирали и мумифицировали тело воскрешаемого Осириса в Мифе об Осирисе.

ХЕПРИ , или СКАРАБЕЙ . Символически родственен Амону-Ра, обозначает рождающееся Солнце. Однако Хепри больше связывается с духовным воскрешением и реинкарнацией души.

Одна египетская надпись гласит: «Невинная Душа, достигшая в своих странствиях праведности, должна соединиться со своим телом вечности, чтобы больше не разлучаться с ним». В древнем Кеме «сеятель зерен» изображается над своими небесными колосьями как скарабей, символизируя способность «воскрешения Осириса».

Скарабей символизирует также ученика, подобного тяжелому и неспособному летать насекомому, которое неожиданно расправляет крылья и легко поднимается вверх. Объясним, что под обычным воскрешением египтяне никогда не понимали воскрешение в теле, но придерживались наиболее распространенной у всех народов, включая христиан-коптов, доктрины реинкарнации. Под «воскрешением Осириса» понималась способность души путем мистерий или после множества воплощений «пробудиться», «вспомнить» и настолько расширить границы своего сознания, чтобы не нуждаться в опыте физической жизни. В этом процессе символ скарабея имел большое значение.

Одни фигурки скарабея служили амулетами для мумии; другие использовались в качестве печати; одни скарабеи изображались с расправленными крыльями, другие — с головой и плечами сфинкса, появляющегося из туловища жука; и наконец, самые распространенные — со сложенными крыльями и буквой «тау» на спине, в месте соединения надкрыльев.

Египетско-греческое слово — Хепри, — буквально означает «перестраивать», «становиться».

ПТАХ . Древний бог огня, связанный с древнейшими мистериями Живого Солнца, излучающего невидимый свет. Позднее Птах стал изображаться как искривленная, извилистая фигура, повторяющая изгибами своего тела языки пламени. В Мемфисе ему воздавали особые почести как покровителю ремесленников и художников, дающему свет и тепло нуждающимся в солнечном вдохновении для воплощения своих мыслей и идей.

МААТ . Богиня справедливости и космического порядка. Ее символика сходна с символикой индийского божества Махат, олицетворяющего Космический Разум.

Маат изображается с пером. Она — дочь Ра и советник богов. Как божество справедливости, она родственна Сехмет, богине с головой львицы, суровой исполнительнице непреклонной Судьбы. По словам ЕПБ, именно из Египта греки заимствовали идею Немезиды, а римляне — Фатума.

СЕХМЕТ . Сехмет — одна из древнейших ипостасей Богини-Матери Хатхор, олицетворявшая силу Судьбы в действии. Сехмет, как Око Правосудия Ра, мстила и наказывала людей, когда они восставали против Божественного Порядка.

В Египте ее называли «Могущественная», «Госпожа», и египетские воины считали ее своей покровительницей.

БАСТЕТ (Баст ). Богиня-кошка, покровительница города Бубастис, родственная May, Космической Кошке, чьим глазом является Луна. Бастет — Божество ночных чар, в физиологическом ключе представляет сексуальность, а в психологическом — деятельность Души в момент смерти.

Согласно преданию впервые кошки были одомашнены в Египте. В более поздние эпохи их культ деградировал до физического поклонения кошкам; при этом их первоначальное значение было забыто в основном из-за суеверий, спровоцированных греками и римлянами.

НЕХБЕТ . Богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут. Ее расправленные крылья символизируют защиту, особенно если они раскрыты под прямым углом.

ХНУМ . Бог с головой барана, наиболее почитаемый в местах расположенных близ водопадов. Хнум связан с плодородием Нила, который дарует жизнь землям Египта, подобно тому как солнечный свет проникает на тонкие планы, атакуя и рассеивая мрак. Подобно силе Солнца, Хнум является создателем как мирового яйца, так и самих людей.

ПТОЭРИС (Таурт ). Великая Богиня Материнства, изображаемая вечно беременной самкой гиппопотама, несущая плоды жизни. Имеет те же атрибуты, что и у Исиды: ключ Жизни или узел Исиды.

ХЕКЕТ или ХИКИТ . Богиня-лягушка, символ эмбрионального состояния, в котором зарождается жизнь; или Души, спящей в периоде ожидания нового рождения.

АПИС . Бог-бык, называемый «Росток от Жизни Птаха», поскольку его рождение связывается с падением огненного луча Птаха в нильский ил. Апис символизирует двойную природу человека, следствие соединения Небесной Силы с плодородной материей.

Его культ очень древний и происходит из Мемфиса (где находят удивительные мумии быков). Позднее образ Аписа трансформируется и связывается Фениксом и Сераписом.

Апис — священный земной образ Небесного Осириса, в связи с мифом о Осирисе производилась мумификация Аписа, священные быки-Аписы должны были иметь набор особых признаков: пятно треугольной формы — на лбу, в виде грифа с расправленными крыльями — на хребте, родимое пятно на правом боку, двойную косичку на хвосте, и т.д. Достигнув 20-летнего возраста, эти быки становились священными (т.к. Осирис был убит своим братом Сетом именно в этом возрасте), однако и до этого времени им поклонялись и о них заботились, и любое их движение было знамением, трактуемым жрецами.

Апис изображается в виде статуэток быка с солнечным диском между рогами, и с уреем, священным Змеем власти над жизнью и смертью и символом способности постоянно быть бдительным.

ХАПИ . Хапи — обожествленный Нил. Мог управлять видимым и невидимым миром, Нилом земным и Нилом Небесным, по которому плывет ладья Ра.

БЭС . Изображался в виде карлика атлетического сложения с громадной головой, облаченного в шкуру леопарда, хвост которой висел у него между ног. Это озорное, насмешливое и временами воинственное божество, друг шутников, вызывающий раздоры между людьми. Однако также способен отгонять злых духов. Возможно, Бэс божество азиатского происхождения.

АПОП (АПОПИС ). Змей тьмы, Первичной Субстанция Тьмы, свернутая в форме спирали. Апоп — вечный враг света Осириса. Он постоянно угрожает кандидату в мистерии, стремящемуся достичь состояния Осириса — то есть Теофании — и узнать Последнюю Тайну.

В астрологическом ключе Апоп — это Ночь, 12 часов темноты; по его волнообразному телу плывут ладьи великих богов, созданные лучами Солнца, или дыханием Амона-Ра. В храмах Египта находятся модели этих космических ладей, сделанные из редких пород дерева и драгоценных металлов.

ЧЕТВЕРО СЫНОВЕЙ ГОРА . Хранители четырех кардинальных точек пространства: в мастабах они охраняют ритуальные сосуды, содержащие внутренности мумифицированного тела, в память о Горе, хранившем останки Осириса. Это АМСЕТ с человеческой головой, который вместе с Исидой охраняет печень; ХЕПИ — павиан, вместе с Нефтидой охраняющий легкие; ДУАМТЕФ с головой шакала, охраняющий желудок вместе с Нейт; КЕБЕХСЕННУФ с головой шакала, вместе с Селкит, богиней-скорпионом, охраняющий кишечник.

ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЦА УМЕРШЕГО . Покинувший физическую землю предстает перед Осирисом и 42 судьями. На суде присутствуют Анубис и Гор; у весов стоит Тот, вызывающий воспоминания. Маат взвешивает сердце умершего, кладя на другую чашу весов перо Справедливости. Умерший направляется к 42 судьям, обращаясь к ним по имени и произнося «Исповедь отрицания», в которой подтверждает моральность и чистоту своей жизни. Если он готов отправиться в Аменти (Землю Амона, располагавшуюся на западной стороне неба), ушебти или «ответчики», принимают все его дела, день за днем, месяц за месяцем и год за годом. Душа, очищенная таким образом, больше не воплощается. Если при взвешивании сердце оказалось тяжелее пера, оно отдается на съедение чудовищу, которое представляет материю и материальные формы.

СФИНКС . Древнейший теологический символ, ровесник пирамиды, или Инициатической Горы. Одно из его египетских названий, дошедшее до нас — Хар-эм-Ху, или «Солнце на Горизонте». ЕПБ разъясняла, что эзотерически это означает «Бог, сам себя рождающий», подобно Ом-Мани-Падме-Хум у индо-тибетцев. Сфинкс с человеческой головой символизирует триумф человека над своим телом или проход через 4 этапа преодоления животной формы. Знаменитые четыре животных, входящих в образ Сфинкса в Гизе также символизируют четыре элемента: Огонь, Воздух, Воду и Землю.

Большой Сфинкс Гизы был сильно поврежден и много раз реставрировался еще в египетскую эпоху. Его возраст, как и возраст Великой пирамиды и других монументов, определялся очень искусственно. Хронология Египта имеет «белые пятна», которые каждый исследователь может заполнять по своему вкусу, в соответствии с собственными предположениями и предпочтениями.

Осирис – главный правитель царства мертвых в мифологии древнего Египта. Его уважали и боялись, пытались умилостивить и ждали встречи с ними. Именно бог Египта Осирис решал, чья душа после смерти получит вечную жизнь, а чья окажется в забвении. Все самые интересные факты об этом великом и могучем собраны в данной статье.

Как узнать бога Осириса: описание внешнего облика

Изображения этого бога сохранились до наших дней на фресках. Египтяне боялись загробной жизни и своей участи после смерти, поэтому готовились к ней заранее. Поэтому особо почитаем был Осирис как владыка царства мертвых.

Характерные черты изображения бога Осириса:

  • Белая корона из папируса «атеф» с красными перьями страуса.
  • Руки и лицо зеленого или темного цвета, что символизировало плодородие почвы Нила.
  • Ноги замотаны в специальную ткань – мумию.
  • Самый высокий среди всех остальных богов.

Осирис считается покровителем земледельцев и виноградарей, всех тех, кто работает на земле.

По легенде, бог Осирис был сыном Геба, бога земли, и богини неба Нут. Стал мужем Исиды, известной богини плодородия. Во времена, когда Египтом правили боги, он был великим царем. Считалось, что именно он принес египтянам знания о садоводстве, земледелии и виноделии, врачебном деле, строительстве.

Но младший брат Осириса Сет хитростью заманил его в ларец, закрыл крышку, чтобы тот не смог никогда выбраться, и бросил в воды Нила. Богиня Исида, узнав об этом, спрятала тело умершего мужа в дельте реки. Сет, когда обнаружил это, разорвал труп брата на 14 частей, но с помощью богов верная жена собрала останки и создала мумию. Тогда Исида чудесным образом родила от мужа сына Гора, которому было суждено воскресить отца. Но Осирис не пожелал вернуться на землю, оставшись царем в мире мертвых.

Судья умерших

В представлении древних египтян смерти нет, есть лишь глубокий сон. Поэтому людей погребали со всем необходимым для полноценной жизни в загробном мире. Первое, что ожидало покойника, - была встреча с богом Осирисом. Именно он вместе со своими подчиненными (42 божественными судьями) совершал посмертное правосудие, которое проходило в несколько этапов:

  1. Исповедь. Строилась она на отрицании своих грехов: «я не украл, не убивал и т.д.».
  2. Взвешивание души. На одну чашу весов помещалась душа, а на другую – перо богини истины, которое было очень легкое. Считалось, что чем больше дурных дел совершил человек при жизни, тем больше будет весить душа, отягощенная этими деяниями.
  3. Осирис решал судьбу страдальца, и в случае оправдания тот получал вечную жизнь в райских кущах богини Иару. Те, кто был проклят богами за свою грешную жизнь, подлежал полному забвению и небытию. Ада, огненного котла не существовало в представлении древних египтян.

Осирис, или как его называют на родине Усури, был одним из самых почитаемых богов Египта. Поэтому неудивительно, что его образ в полной мере и в мельчайших подробностях сохранился до наших дней.

В Древнем Египте существовало много центров, где служители культа богу Осириса проводили ритуалы и жертвоприношения. Всего было около 14 святилищ.

Столь большая популярность вышла за пределы страны, в Древнем Риме и Древней Греции об Осирисе не только знали, но и упоминали в своих произведениях. Среди них были Тибулл, Диодор, мыслитель Плутарх и Геродот. Последний связал античного бога земледелия и виноделия Диониса с Осирисом, найдя в них много общего.

Именно с легенды об Осирисе в Египте появилась тенденция к мумифицированию и бальзамированию тела после смерти.

В культуре египтян и всех народов планеты Египта Осирис остался как «благодетель», мудрый, таинственный и талантливый, который не просто строг и справедлив, но и милостив к людям. До сих пор сохранился культ этого бога, потому как он олицетворяет собою силу, возрождение и тайну вечной жизни, которая навсегда останется притягательной загадкой для многих поколений людей.

Бог плодородия и царь загробного мира. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, отец Гора (Хора), муж и брат Исиды. Став взрослым, Осирис унаследовал трон бога Геба и титул верховного владыки земли. Он обучил людей обрабатывать землю, ыращивать урожаи, соблюдать законы общежития, поклоняться богам. Он дал также людям письменность, знание основ ремесел и искусств. После этого на земле установился золотом век изобилия и счастья.

Однако молочный брат Осириса Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ящик по росту Осириса и пригласил к себе на пир гостем. Украшенный драгоценностями ящик должен был достаться тому, кто сможет удобно разместиться в нем. Когда Осирис по примеру других гостей улегся в него. Сет и его сообщники внезапно закрыли крышку ящика, обвязали веревками и бросили его в реку. Ящик вынесло в открытое море и принесло волнами к фини-кийскому берегу. Там его и нашла Исида. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Здесь оно было случайно обнаружено охотившимся Сетом. Он разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Блягодаря этому Осирис воскрес. Он благословил Гора на борьбу с Сетом, а сам спустился в подземное царство и стал его владыкой. Перед Осирисом взвешивалось сердце умершего человека на весах, чтобы определить меру греховности последнего. Ежегодно в Египте справлялись прадзнования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы.

(УСИР) - бог жизненных сил природы и плодородия, возрождения, царь посмертного существования.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды и Сета, отцом Хора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Атум-Ра, деда Шу и отца Геба. Осирис, правил на Земле и центром его благословенной земли был Египет. Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе как реальном культурном герое истории зародились еще в каменно-медном веке - неолите. египтологи на сегодня могут приблизительно описать это время промежутком между VI-V тысячелетиями до.н.э. Связный рассказ об Осирисе, Исиде, Сете и Горе можно изложить так. Родился у Геба и Нут первенец на радость им и владыке Вселенной Ра,который возвестил о появлении могучего бога, владыки земли, творящего добро. Следующим ребенком был Сет, сильный и выносливый, а за ним - две сестры: Исида и Нефтида.
Став царем, Осирис вывел людей из дикости, обучив земледелию и ремеслам. Женой его стала Исида, владевшая духовным искусством и магией. Люди прославляли своего мудрого и доброго царя. Однако был у него злобный завистник - Сет, мечтавший завладеть троном.
В то время как Осирис выступил походом в Азию, Сет приказал сделать роскошно украшенный ящик. Когда, одержав победу, Осирис вернулся домой и устроил пир, туда явился Сет со своими сторонниками, принеся этот причудливо украшенный ящик. Сет объявил, что подарок достанется тому, кому он придется впору. Саркофаг был специально построен по мерке Осириса.
Когда ничего не подозревавший Осирис лег в ящик, Сет со своими приспешниками быстро захлопнули крышку, заколотив ее. Ящик бросили в воды Нила. Однако течением его в море не вынесло: куст вереска задержал у берега, обхватив ветвями. Благодаря ясновидению, Исида сумела отыскать саркофаг с телом мужа, извлекла посредством духовных практик жизненную силу из тела Осириса и таким образом зачала от него. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и затем родила сына Гора. Гор зачат и рожден для того, чтобы выступить единственным законным наследником последнего и мстителем за смерть отца.
Исида спрятала тело Осириса в потаенном месте в дельте Нила. Однако там его обнаружил охотившийся Сет. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по разным частям Египта. (Предполагается, что таким образом жрецы объясняли существование гробниц с телом Осириса в 14 номах страны.) Исида смогла собрать все части воедино и похоронить Осириса в Абидосе. В некоторых мифах погребальная церемония осуществлялась богом Анубисом.
После того как в поединке Гор отобрал у Сета Око и вернул его Осирису, последний воскрес. Он стал владыкой подземного царства, богом-хранителем умерших и их судьей, взвешивающим на весах количество добра и зла, совершенных человеком при жизни. В результате решалось, попадет ли душа на благодатные райские поля. После сражения, или по другим вариантам длительного суда перед Великой Девяткой Гор признается богами правомочным наследником Осириса и получает царство Египет.
Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его фетиш «Джед» состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы. Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
В связи со смертью и воскрешением Осириса в Египте происходили торжественные церемонии.
Существовал погребальный обряд, в процессе которого символом возрождения умершего в царстве мертвых служили зерна, посаженные во влажную землю, заполняющую глиняную форму. Появление всходов отождествлялось с возрождением под покровительством Осириса. Празднование воскрешения Осириса происходило в последний месяц сезона разлива Нила, когда вода начинала спадать.

Осирис (греч.) - Усир (егип.)

Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.
Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.

Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса.

Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.
Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - "Прорастающий Осирис". В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение.

Центры культа. Главные культовые центры - Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.
Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства - Ра. В Древней Греции - Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот.

Миф об Осирисе и Исиде

Согласно мифам, во главе пантеона египетских богов стоял бог Солнца Амон-Ра. В мифах рассказывается также о божественной паре - боге земли Гебе и богине звездного неба Нут - у которых родилось четверо детей: боги Осирис и Сет и богини Исида и Нефтида. Египтяне утверждали, что Осирис и его супруга, прекрасная Исида, были их первыми правителями.

Божественная чета передала людям знания о земле, способной давать всходы, посвятила в таинства искусства и ремесла, научила письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой. Осирис и Исида приоткрыли им таинства жизни и смерти и смысл их собственного существования. Они пробудили в душах любовь к Мудрости и тягу к познанию. Для людей это было самое прекрасное и счастливое время.

Как рассказывают мифы, в 17-й день месяца атир, когда солнце пересекало созвездие Скорпиона, на земле совершилось великое бедствие. Брат Осириса бог Сет, стремясь захватить власть над миром, умертвил Осириса и бросил его тело в Нил.

Долго, не зная усталости, искала Исида своего божественного супруга по всей земле. Найдя тело Осириса, она спрятала его на берегу Нила в зарослях тростника. Но охотившийся ночью Сет нашел его и разрубил на четырнадцать частей, которые рассеял по всей египетской земле. Вновь пустилась Исида на поиски. Там, где богиня находила части тела Осириса, она возводила святилища в память о своем божественном супруге. Четырнадцать святилищ, возведенных богиней Исидой, в исторические времена станут священными центрами всей страны.

Вокруг них, на местах, которые определили сами боги, будет строиться и развиваться Египет. Так во все времена Египет представлял собой тело божественного Осириса, расчлененного его братом Сетом на 14 частей. Как повествует дальше миф, вскоре у Исиды и Осириса чудесным образом рождается сын - бог-сокол Хор, который должен был восстановить справедливость. Сын Исиды вступает в битву с силами мрака. В одном из сражений с Сетом Хор теряет око. Взамен боги даруют ему Уджат - глаз внутреннего. Зрения Хор побеждает Сета, а с помощью Уджата возрождает отца своего Осириса.

Глаз Хора становится одним из основных символов Египта - символом справедливых действий, сострадания и милосердия. Сын Исиды Хор был последним из богов, правивших на Земле. С его уходом на небо заканчивается век царствования богов. Пройдут тысячелетия, прежде чем появится первый исторический фараон и земная власть перейдет к земному царю.

Бог Осирис (егип. Усир) – считается верховным божеством, богом плодородия, а также владыкой загробного мира. Египтяне отождествляли его с древнегреческим богом Дионисом Появился на свет от союза бога жителей земли Геба и богини неба по имени Нут. Повзрослев Осирис унаследовал престол и статус верховного владыки земли на котором до его пришествия властвовал Ра, Шу и его отец .

Занимался общеполезной деятельностью, вывел людей из состояния необразованности, сделал первый плуг для обработки полей, правильному уходу за урожаем, соблюдению принятых культурных норм общежительства, поклонению духовным нравоучителям, пивоварению и виноделию, научил добывать золото и медную руду, врачеванию и даже постройке целых городов.

Бог Осирис и мифы связанные с ним

Наиболее известным мифом, связанным с Осирисом является история о том, что его родной брат по имени Сет, захотев незаконно унаследовать трон, убил его. После этого Исида, которая по совместительству была его женой — отыскала изуродованное тело, и в паре с сестрой Нефтидой оплакивала его. С небес был послан богом солнца Ра шакалоголовый Анубис, для того чтобы помочь богиням собрать рассыпанные (в другой версии — расчлененные Сетом) останки бога, и изготовил мумию. Была одна часть тела, которую Анубис вместе с и Нефтидой не смогли найти, это был пенис, который съели рыбы. Но даже в этой ситуации Исида не растерялась, она своими руками сделала глиняную копию.

Приняв облик Хат, Исида укрыла своими крыльями мумию покойного бога, проговорила волшебные слова впоследствии чего, был зачат Гор.

По истечении небольшого времени, Гор был признан законным наследником трона своего отца, получив царство. Воскресил Осириса, накормив его своим оком. В свою очередь Осирис решил сделать своего сына полноправным владыкой земного царства, оставшись править в царстве мертвых. Смерть и воскрешение Осириса торжественно отмечались каждый год.

Гор ведет умершего к трону Осириса.

Миф об Осирисе унаследовал в себе отражение многих закономерных этапов вознесения духовенства в египетском обществе. Головной убор Осириса представляет из себя обруч сделанный из листьев папируса, из того же материала была изготовлена его священное судно, символизирует его так называемый джед – который состоит из связок стеблей папоротников вставленных друг в друга. В последствии почти всегда изображался вблизи какого-либо растения, зачастую это были деревья высаженные в ряд, виноград либо лотос произраставший перед его престолом, иногда изображался вместе с виноградной лозой обвивающей его стан.

Нефтида испытывала жаркие чувства к Осирису, и тайно обернувшись Исидой, соблазнила его. Побоявшись ревности со стороны супруга (Сета) Нефтида, оставила новорожденного младенца в зарослях камыша и бамбука, где в последствии его нашла богиня Исида. начал помогать Исиде, искать части тела Осириса и участвовал в подготовке восстановленного тела к бальзамированию.

Места почитания и память о божестве

Главным западным божеством того периода был Анубис, до становления культа Осириса. В последствии Анубис становится сопроводителем душ умерших по Аменти (Запад) близ Дуата, именно через нее душа Осириса попала на Суд.

Будучи владыкой Дуатта и судьей умерших до окончания периода Старого Царства. Немного погодя функции верховного правителя и господствующего божества переходят к Осирису. В Книге Мертвых Анубис помогает Осирису судить души мертвых.

Творческая элита того времени показывала в своих шедеврах этого бога в образе усопшего царя, обернутого в повязки, с царской короной на голове, держащего царский скипетр.

С памятью об Осирисе близко ассоциируются два небольших города: город Бусирис, где находится позвоночник бога, и город Диодос, который известен тем, что там была погребена голова Осириса. Абидос, прослыл одним из духовных мест в . Почти каждый набожный египтянин мечтал быть погребенным в месте скопления энергетики, простиравшейся от царской гробницы, что завещал своим оставшимся в живых родственникам захоронить его останки в Абидосе. Другие же просили поставить надгробия неподалеку от места погребения умершего и чудесным образом ожившего бога, чтобы и они могли вкусить с ним вершину духовенства.