Бизнес план автомастерской. Как открыть автосервис: идея автобизнеса

Все автосервисы в чем-то уникальны, но при этом имеют общие черты и общие проблемы. О самых популярных пойдет речь в этой статье.

Способ 1. Специализация автосервиса.

Часто в небольшом автосервисе стараются выполнить любую просьбу клиента. Во-первых, хочется денег, а тут их дают, а, во-вторых, вроде бы ведь «клиент всегда прав»? В итоге получается только хуже: невозможно быть специалистом во всём, каждая марка автомобиля имеет свои секреты, каждый вид работ требует специнструментов и опять же умений. Так, например, один небольшой автосервис, специализирующийся на ходовке Honda решил «по-быстрому» заработать на смене двигателя на Toyota Camry. Оказалось, что двигатели 3S хоть и распространенные, но у них есть особенности крепления, и вместо четырех часов один из трех постов был занят разобранной машиной неделю. Легко можно подсчитать убытки этого сервиса.

Специализация бывает вертикальная, по производителю или даже модели автомобиля (например, Honda), и горизонтальная – по видам работ (ремонт и обслуживание ходовой части, двигателя, электрики, кузовной ремонт).

Определите, какие работы вы выполняете лучше всего, насколько востребованы такие работы в вашем городе и не бойтесь мягко отказывать вашим клиентам в непрофильных работах. А еще лучше – накапливайте информацию по автосервисам вокруг вас и рекомендуйте, к кому им обратиться. Люди очень ценят искреннюю помощь и когда им потребуются ваши услуги, обязательно обратятся именно к вам.

Способ 2. Клиенты, прямой контакт, повышение лояльности, сарафанное радио.

Весь ваш бизнес построен на клиентах, поэтому очень важно уметь правильно привлекать и удерживать клиентов.

По многократно подтвержденной статистике самая действенная реклама по привлечению клиентов – сарафанное радио. Слово, сказанное через рекламу автосервисом, всегда будет весить на порядок меньше, чем слово, сказанное знакомым. При этом существуют методики, которые позволяют управлять сарафанным радио. Управление – способ заставить человека рассказать про вас своим знакомым. Действительно, необходимо заставлять, так как люди поделятся скорее тем, что их обслужили плохо. Хорошее обслуживание воспринимается как само собой разумеющееся.

Получить клиента важно, но еще важнее удержать его. Для повышения лояльности клиента можно использовать ведение сервисной книжки за клиента, напоминания о необходимости произвести обслуживание, поздравление с праздниками и множество других способов.

Если у клиента стоит выбор между двумя автосервисами очень похожими по качеству работ, по ценам, по вежливости обслуживания, то он в итоге выберет тот, который предлагает дополнительные удобства. Посмотрите, как можно легко реализовать ведение сервисной книжки через .

Способ 3. Учет. А лучше – автоматизированный учет.

Мы запускаем серию постов о том, как открыть собственный автосервис. Сегодня мы хотим рассказать о том, сколько нужно вложить в открытие автосервиса, когда он выйдет на операционный ноль, когда инвестиции окупятся полностью и насколько рентабельным может быть техцентр.

Затраты на открытие

5,5 млн. рублей уйдет на открытие нового автосервиса на 6 подъемников. Это затраты на запуск оптимального для бизнеса и комфортного для клиента автосервиса. Средний сервис на 3 – 6 подъемников удовлетворит спрос в сегменте слесарного ремонта и ТО. В сумму входят затраты на аренду помещения, его ремонт, оборудование, запчасти на первый месяц работы, интернет, телефонию и мебель.

Оборудование для кузовного ремонта и двигателей обойдется на 1 – 2 миллиона дороже из-за дополнительных высокооплачиваемых специалистов, особого помещения и оборудования. Такой сервис рискует себя не окупить.

Подробно о затратах читайте в следующем посте.

Операционный ноль

Большинство частных автосервисов выходит на точку безубыточности через 1 – 2 года. Например, наш первый автосервис вышел в операционный ноль только через 18 месяцев. После того, как мы разработали и внедрили и наладили все процессы внутри системы, новые автосервисы сети выходят на самоокупаемость за 2 – 4 месяца (в зависимости от региона). Франчайзи Евгений Шерстнев из Алтуфьево вышел на операционный ноль после открытия за 2 месяца. Некоторым франчайзи это удается всего за месяц работы, например, Александру Михайленко из Красногорска.

Окупаемость / возврат инвестиций

Вложения полностью окупятся через 14-16 месяцев. Такой срок возврата инвестиций у наших станций. В автосервисах все процессы контролирует : финансовый учет, работу персонала, оборот запчастей, соблюдение стандартов качества. Маркетинговые задачи решает управляющая компания, которая обеспечивает все автосервисы сети стабильным потоком клиентов уже с 1 дня работы.

Благодаря порядку и эффективности, которые вносит в непрозрачный и сложно контролируемый бизнес по ремонту автомобилей, наши СТО очень быстро начинают приносить и увеличивать прибыль.

Рентабельность

При эффективной организации работы, автосервис может приносить 10 – 25% прибыли от оборота.

Показатель автосервиса в Москве и Московской области

Рентабельность автосервиса «Вилгуд»

2-4 месяц 6-8 месяц 12-15 месяц 16 и больше
Оборот, руб. 2 000 000 3 000 000 4 000 000 5 000 000
Количество сотрудников в смену 7 8 9 12
Маржинальная прибыль 65% 65% 65% 65%
ФОТ с учетом налогов 30% 25% 22% 20%
Аренда 20% 14% 10% 8%
Отчисления в Управляющую компанию* 10% 10% 9% 8%
Прочие расходы 5% 5% 4% 4%
EBITDA 0% 11% 20% 24%

*Если СТО открыта по франшизе Вилгуд

Оборот растет, расходы на содержание автосервиса снижаются (аренда, ФОТ, другие расходы), рентабельность – растет.

Средний оборот СТО, входящего в сеть «Вилгуд» по Москве – 4 -5 млн. рублей, в регионах – 2,5 млн. рублей.

90% частных автосервисов не имеют подобной системы, поэтому как бы хорошо ни работали там мастера, прибыль таких сервисов колеблется у нуля. К сожалению, независимому автосервису слишком дорого создавать и содержать маркетинговый отдел. Ему выгоднее присоединиться к сети, у которой уже выстроена

Из года в год количество автомобилей на дорогах лишь растет, армия автомобилистов ширится, следовательно, возрастает потребность в услугах по качественному техническому обслуживанию машин.

Поэтому если вы задумались над тем, как открыть СТО, и будет ли данный бизнес приносить вам доход, то внимательно оцените свои финансовые возможности, проанализируйте ситуацию на данном рынке и набросайте бизнес-план будущего предприятия. Конечно, сейчас открывается очень много станций техобслуживания, но и количество желающих быстро отремонтировать свое авто не уменьшается, наоборот, оно постоянно растет.

Определяемся с видом предприятия

А теперь давайте подумаем, какую именно мастерскую вы сможете потянуть.

Первый вариант – это крупное предприятие, часто являющееся авторизованным сервисом определенного производителя. Здесь вам необходимо будет связаться с известным брендом и оформить франшизу, то есть вы начнете работать от имени узнаваемой марки, что привлечет к вам клиентов, привыкшим доверять зарекомендовавшей себя крупной компании. Такой способ требует солидных финансовых вливаний. Кроме того, вы должны доказать, что сможете поддерживать те сервисные требования, которые утверждены держателем бренда.

Второй вариант того, как открыть СТО, обойдется вам дешевле. Вы просто открываете средних размеров предприятие, которое бы удовлетворяло основные потребности клиентов в обслуживании: ремонт, покраска, шиномонтаж, мойка. Возможна организация небольшой зоны отдыха для клиентов.

Совсем скромный и по вложениям, и по сервису вид мастерской – это небольшая станция, владелец которой является и мастером.

Оформляем документы

Определившись с масштабом будущей компании, подумайте над тем, какую организационную форму вы выберете для своего СТО. Документы готовьте согласно этим условиям.

Для крохотной станции вполне сгодится статус ИП – индивидуальный предприниматель. А вот более крупный бизнес лучше оформить как общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Пока регистрируете свое дело, сразу же вставайте на учет в налоговой инспекции. Выбирая режим налогообложения, неплохо было бы получить квалифицированный совет от специалистов.

Не имея определенного опыта, сложно сходу понять, что выгоднее: патент, упрощенка или ЕНВД (тем более, что данная форма применима не ко всем регионам).

Найдите время и обзаведитесь необходимыми лицензиями на проведение техобслуживания, выполнение смазочных и заправочных работ, диагностики.

Контролирующие органы

СТО как бизнес, связанный с различными техногенными рисками, требует соответствующего контроля со стороны служб, отвечающих за безопасность. Вам придется заручиться разрешением со стороны санитарной инспекции, которая проверяет соблюдение основных гигиенических стандартов, и договориться с пожарниками, которые выдадут свои предписания относительно техники противопожарной безопасности.

Да и вам будет гораздо спокойнее, если на вашем предприятии будут в полной мере соблюдаться меры по охране труда. Это куда дешевле, чем выплаты в случае получения вашими сотрудниками травм.

Местоположение

Перед тем как открыть СТО, нужно согласовать с муниципальными властями вопрос аренды земли. Вряд ли вам будет позволено обосноваться в жилом помещении или общественном здании. Обычно под подобные предприятия либо приходится переоборудовать старые производственные помещения, либо брать в аренду (приобретать в собственность) земельный участок и возводить на нем здание с нуля. Подбирая себе место, старайтесь уцепиться за то, которое находится неподалеку от ведущих магистралей. Чем оживленнее, тем лучше. Так вы сразу же заполучите себе клиентов.

Помещение

Конечно, масштабы вашей деятельности определять только вам: согласно им вы будете рассчитывать необходимые площади. Вам придется выделить несколько обязательных зон.

Во-первых, это производственно-ремонтный участок. Во-вторых, административная часть: место руководителя, обеденная зона, медицинский пункт, душевая и туалет. В-третьих, вам следует отделить зону приема клиентов. Здесь нужно найти местечко для оформления документов и заказов. Если вы решили заодно торговать запчастями, то тут же могут быть выставлены стеллажи с продукцией.

Кроме того, вам понадобится небольшое складское помещение, где бы вы могли держать необходимые материалы, инвентарь, шины, жидкости, инструменты. Не обойтись и без вспомогательных технологических секций (трансформаторное, отопительное оборудование, насосные, компрессорные, вентиляция и система кондиционирования).

Да и об организации парковки придется позаботиться.

Устанавливаем оборудование

Итак, начало положено. Есть место и помещение. Теперь необходимо приобрести оборудование, чтобы проводить полноценное обслуживание автомобиля.

Что входит в минимальный набор:

  • пост с подъемником (есть модели, рассчитанные на малую грузоподъемность, а есть и такие, что вполне потянут вес до 4 тонн);
  • стенд развала-схождения;
  • воздушный компрессор;
  • диагностический сканер;
  • вытяжка;
  • трансмиссионная стойка, домкраты, траверсы.

Ну и те механизмы и автоматика, что могут понадобиться для оказания тех или иных услуг по ремонту, покраске и техническому сервису.

Инструменты для автосервиса

Список инструментов, которые нужно будет приобрести, гораздо обширнее. Здесь и приспособления для замены резинотехнических изделий, навесного оборудования, ремней ГРМ.

Для шиномонтажа, ремонта электрооборудования, двигателя, КПП и систем питания и выхлопа необходимы стенды, ключи, отвертки, станки, паяльное оборудование, дрели и многое другое. Работы с подвеской потребуют установки слесарных тисков, стоек, покупки угловой шлифмашинки (болгарки).

В отличие от основного оборудования инструмент подлежит частой замене. Не стоит экономить ни та том, ни на другом. Разумнее сразу наладить контакты с добросовестным поставщиком, который гарантирует качество и сервисное обслуживание сложных агрегатов.

С каждым днем число автомобилистов неуклонно растет как в крупных городах, так и в небольших поселениях. Многие из них - это занятые люди, которые не любят тратить свободное время на самостоятельный ремонт машины, даже если он просто необходим. По этой причине многие водители готовы заплатить любые деньги за сервисное обслуживание автомобиля. Так почему на этом не заработать? Как открыть автосервис с нуля? Бизнес-план какого формата нужно использовать?

Идея открытия СТО очень актуальна и перспективна, если правильно при ее осуществлении. Для этого лучше всего использовать бизнес-план автосервиса с расчетами, который мы сегодня и рассмотрим.

Сфера обслуживания

На данный момент автопарк в России увеличился в три раза, что привело к расширению структуры рынка автообслуживания. На данный момент туда входят:

    Частные услуги по ремонту. Таких индивидуальных мастеров сейчас огромное множество; их услуги являются самыми дешевыми, но не всегда самыми качественными.

    Одиночные автосервисы. Один из самых популярных сегментов рынка, рекламирующий себя за счет идеального сочетания «цена-качество».

    Специализированные автосервисы. Они работают с определенной маркой автомобиля, что сильно уменьшает число потенциальных клиентов, но выделяет четкую целевую аудиторию.

В зависимости от ваших возможностей, личных целей и обстановки на рынке необходимо выбрать один из этих сегментов для работы.

Если в вашем городе большую популярность имеют коммерческие перевозки, то резонно использовать бизнес-план грузового автосервиса с расчетами, пример которого поможет определить средний размер вложений.

Частные и одиночные автосервисы более выгодны с позиции первоначальных затрат, однако окупаемость у них может пострадать из-за серьезной конкуренции с более крупными компаниями. Особенно остро данная проблема чувствуется в больших городах.

Сетевые СТО лучше всего открывать в местах, где нет популярного бренда в этой сфере. Здесь основные затраты уйдут на рекламное продвижение марки.

Автосервис по франшизе отрекламирован ей самой, но за это хозяин сети накладывает на бизнесмена определенные требования, начиная от поддерживания определенного внешнего вида офиса, заканчивая тактикой подбора каждого сотрудника. В данном случае бизнес-план (образец с расчетами) автосервиса может меняться, так как вложения на рекламу тут сокращаются.

Анализ рыночной ситуации

Новый автосервис имеет хорошие шансы на успех при правильной оценке среды, в которой ему придется работать. Для того чтобы правильно выбрать направление деятельности, возможную спецификацию и территориальное расположение, необходимо провести анализ рыночной ситуации, без которого бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса не будет актуален.

Для начала стоит объективно оценить количество ваших конкурентов, спектр услуг, которые они оказывают, их стоимость и целевую аудиторию. Если вы чувствуете, что ваша СТО не сможет выиграть на фоне соседних автостанций, вам лучше выбрать другую специализацию, есть ряд работ, которые вы будете выполнять на более высоком уровне или по более низкой цене, либо сосредоточьтесь на определенной марке автомобилей, которую хотите обслуживать.

Узнав все слабые места конкурентов, вы можете спокойно использовать бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса в своих целях. Примерный расчет вложений поможет вам сориентироваться в возможности организации подобного бизнеса.

Оказываемые услуги

Бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого мы рассматриваем, рассчитан на осуществление широкого спектра услуг: капитальный ремонт основных узлов автомобиля, диагностика и ремонт электрической части, кузовные и слесарные работы, шиномонтаж, покраска и многое другое. В качестве дополнительных услуг стоит рассматривать работы по подбору и установке акустики, сигнализации, газобаллонного оборудования, аэрографии, нанесения винила, перетяжки салона и т. п.

Самыми выгодными из этого списка являются ремонтные работы с коробкой скоростей, двигателем, сцеплением, рулевым редуктором. Меньший доход приносит однако отказаться от нее просто невозможно.

Лучше всего для СТО выбрать узкую специализацию, что сократит расходы на техническое обслуживание бизнеса. Однако, такая тактика может сильно сократить количество потенциальных клиентов.

Помещение

После того, как вы определились с направлением коммерческой деятельности, вам необходимо подобрать помещение, в котором вы будете ее осуществлять. В данный момент для бизнесмена доступны аренда или строительство.

Последний вариант используется крайне редко, так как он требует оформления дополнительных соглашений с местной администрацией, ожидания решения комиссий и затем выкупа прав на аренду. Таким образом, получается, что само строительство требует вложения 600-900 тысяч рублей, а аренда земельного участка - около 200 тысяч рублей в год за 7-9 соток.

Арендовать помещение дешевле, однако найти подходящий вариант сложно, так как многие из них либо не отвечают требованиям бизнесмена, либо не соответствуют пожарным нормативам. Если повезет, то арендовать нужную площадь под СТО можно за 200-300 тысяч в месяц.

Во всех случаях бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса должен учитывать будущий размер цехов и необходимую площадь для отделов по шиномонтажу и работ с электроникой.

Оборудование

В полученном помещении ничего, кроме голых стен, не будет, поэтому следующий этап - это подбор оборудования. Основные траты здесь уходят на диагностику (90-150 тысяч рублей), верстаки (от 20 тысяч рублей), подъемник (90-120 тысяч рублей), крупные инструменты (от 140 тысяч рублей). Также не стоит забывать, что для работы требуются и мелкие инструменты: молотки, тиски, бокорезы и т. п., на которые может уйти до 30 тыс. рублей.

На самом деле бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого здесь указан, включает в себя стандартные характеристики СТО, которые можно усовершенствовать путем вложения более внушительных сумм.

Персонал

От того, кто будет работать на СТО, зависит не только качество работ и количество клиентов, но и имидж самой компании. Поэтому к выбору персонала следует отнестись внимательно. На небольшой автосервис достаточно 2-3 мастеров, управляющего и специалиста по работе с клиентами. Таким образом, на штат из 5 человек заработная плата в среднем составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Эту сумму тоже стоит включить в первоначальные расходы, так как в начале бизнес может не приносить желаемых доходов.

Если СТО будет нести другую направленность, то штат стоит расширить. Так, бизнес-план грузового автосервиса требует наличия, как минимум, 10-15 человек.

Законодательство

Закон требует четкого выполнения предписания насчет СТО. Так, функционирование автосервиса должно быть согласовано с пожарной службой, ГИБДД и санитарно-эпидемиологическим надзором. Помещение, в котором производятся работы, должно быть подключено к центральной канализации и находиться не ближе, чем в 50 метрах от жилых домов.

Особое внимание необходимо уделить охране труда. СТО - это место повышенной опасности, поэтому соблюдение трудового кодекса, а именно глав, посвященных обеспечению безопасности персонала, требуется очень строго. В интересах самого бизнесмена соблюдать правила пожарной безопасности, не уменьшать площадь помещения в целях экономии, ввести правила хранения горючих веществ, обеспечить работников формой и средствами защиты.

Реклама

Если СТО работает не под крылом франшизы, то стоит в статье расходов выделить отдельную главу, посвященную рекламе. В число методов продвижения можно включить объявления в газетах и журналах, раздачу информационных флаеров, наружную рекламу на баннерах и в транспорте, рекламу по ТВ и радио, оформление и раскрутку сайта. Такой комплексный набор может обойтись в 400 тысяч рублей. Однако, в условиях небольшого СТО можно уложиться и в 50-100 тысяч рублей ежемесячно. Потом расходы будут плавно уменьшаться, так как появится собственная и запустится так называемое «сарафанное радио».

Итоговый подсчет

Тем, кто думает, как открыть автосервис, бизнес-план лучше использовать, как рекомендацию. Постоянные изменения курса валюты, экономически события, рост конкуренции могут влиять на размер вложений, которые требуются для открытия бизнеса. На данный момент реальность такова.

Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса включает следующие статьи расходов:

1. Первоначальные расходы:

    покупка и установка специализированного оборудования — 1,5 млн. рублей;

    согласование с другими инстанциями — 50 тыс. рублей.

аренда помещения — 200 тыс. рублей;

зарплата для сотрудников — 15 тыс. рублей.

расходные материалы — 100 тыс. рублей.

Итак, вложения в первый месяц работы будут составлять около двух миллионов рублей. При правильной ежемесячная выручка СТО может превышать 600 тыс. рублей, из которых около 200 тыс. рублей — это чистая прибыль.

Таким образом, на вопрос о том, как открыть автосервис даже примерного характера смог дать ответ.

Если вы хотите получать прибыль от бизнеса, без качественного маркетинга и просчетов не обойтись. Давайте разберемся, как рассчитать заработок на услугах по техобслуживанию автомобилей.

Способы зарабатывания денег в автосервисе

На многопрофильной станции техобслуживания перечень предоставляемых услуг может быть следующим:

  • диагностика, ремонт, ТО – стандартные регламентные работы от замены масла до капремонта ходовой;
  • тюнинг – «апгрейд» автомобиля от аэрографии до перечиповки двигателя;
  • дополнительные услуги – от сезонного хранения покрышек до предпродажной подготовки;
  • автомагазин – продажа аксессуаров, комплектующих, ;
  • финансово-консультационная деятельность – автострахование, автокредитование и пр.

Как рассчитать прибыль

Размер чистого дохода зависит от множества показателей, над каждым из которых следует упорно потрудиться. Ниже представлена формула, по которой рассчитывается чистый доход:

Прибыль = Маржа*Выручка.

1. Маржа – это величина, выражающая разность между ценой предоставляемой услуги и ее себестоимостью. Измеряется в процентах.

Например, замена масла ГУР стоит 800 руб., при этом специалист СТО зарабатывает на данной услуге 200 руб.

Чистая прибыль = (Цена – Себестоимость)/Цена, т. е. (800–200)/800 = 0,75 или 75 %.

Эта цифра будет еще точнее, если вычесть затраты на коммунальные услуги, налоги, зарплаты, аренду и т. д. В итоге выйдет 60-65 %.

2. Выручка – это вся сумма денег, полученная от клиентов за определенный промежуток времени.

Итак, на размер месячной выручки автосервиса влияют три фактора: средняя стоимость наряд-заказа (чека), условное количество заказов на одного клиента, общее количество обслуженных клиентов.

Допустим, в течение месяца на автосервисе обслужили 200 клиентов. Из них 80 человек оплатили по 2000 руб., остальные 120 – по 3500 руб.

Рассчитаем средний чек: (80*2000 + 120*3500)/200 = 2900 руб.

Из этих 200 клиентов, 120 приезжали дважды, а 80 – однократно, значит, среднее количество заказов на одного клиента составит: (80*1 +120*2)/200= 1,6.

Выручка = Кол-во клиентов *Средний чек*Среднее кол-во заказов на клиента=200*2900*1,6=928000.

Вывод: между каждым показателем и выручкой существует прямая зависимость, т. е. увеличение/спад будет двигаться в одну сторону.

Теперь разберемся, что может повлиять на количество обслуженных клиентов. Не следует думать, что к вам приедут все потенциальные клиенты, позвонившие по телефону, чтобы проконсультироваться. При этом не стоит забывать, что чем культурнее и профессиональнее оператор телефонной службы поговорит с потенциальнім клиентом, тем эффективнее станет входящий звонок. Научным методом вероятность «попадания в точку» можно определить по проценту конверсии.

Общее число полезных клиентов = Количество обращений*Процент конверсии.

Например, в день вы получили 10 телефонных звонков, 5 обращений вживую и 3 заявки через веб-сайт. Итого на автосервис обратилось 18 человек, среди которых вы получили часть реальных клиентов: из дозвонившихся – двоих, из приехавших – троих, а из онлайн-беседы – одного. В общей сложности – 6 человек.

Отсюда следует, что процент конверсии равен 6/18 = 33,3 %.

И наконец, выводим полную формулу расчета чистого дохода.

Прибыль = LG (количество обращений) *LC (конверсия) *TR (среднее количество наряд-заказов) *TV (средняя сумма одного наряд-заказа) *M (маржа).

Если вас интересует, сколько конкретно приносит бизнес в сфере техобслуживания автомобилей, то обещают 30 млн. руб. чистого заработка ежегодно, а если смотреть на вещи реально, то 10-15 млн. руб. в год вам обеспечены.

Помните, что на 90% доход вашего автосервиса – результат грамотного управления и просчетов. Поскольку вы, вероятнее всего, – новичок среди акул бизнеса, не скупитесь на услугах профессионального маркетолога, который поможет вывести автосервис на достойный уровень и поддерживать его в дальнейшем, увеличивая вашу же прибыль.

Для того предоставлять качественные услуги советуем приобретать только качественное и другого оборудования.