Beethoven биография. Людвиг ван Бетховен: биография

Людвиг ван Бетховен (1770─1827) – немецкий композитор и пианист, ярко представлявший «классическую венскую школу», входит в число самых исполняемых мировых композиторов. Писал сочинения для хоров, музыку для драматических спектаклей и опер. Самыми значимыми его произведениями считают концерты и сонаты для скрипки, виолончели, фортепиано.

Детские годы

16 декабря 1770 года в Бонне появился на свет мальчик, которому дали имя Людвиг. На следующий день его окрестили в католической церкви святого Ремигия.

Папа мальчика, Иоганн Бетховен, был певцом, пел в придворной капелле в качестве тенора. Мама Людвига, Мария-Магдалина (девичья фамилия Кеверих), была дочерью повара, её отец служил при дворе в Кобленце. Иоганн с Марией поженились в 1767 году, за время супружества у них родилось семеро детей, но выжили лишь трое, Людвиг был старшим ребёнком в семье.

Деда по отцовской линии тоже звали Людвиг, в его жилах текла, помимо немецкой, и фламандская кровь. Он тоже был певцом, служил в той же капелле, куда позднее взяли его сына Иоганна. Свою музыкальную карьеру он закончил на должности капельмейстера и был очень уважаемым человеком.

Детские годы Людвига Бетховена прошли в нищете, так как отец сильно пил и почти всё жалование спускал на выпивку и девиц. В то же время ему хотелось вырастить из сына второго Моцарта, и он обучал его игре на скрипке, фортепиано и клавесине.

Но чудо-ребёнок из Людвига не получился, скрипкой он владел неуверенно, а на фортепиано не столько осваивал технику исполнения, сколько импровизировал.

Отец отдал Людвига на обучение своим приятелям и коллегам, один занимался с мальчиком скрипкой, второй органом.

Но по-настоящему его обучил игре на музыкальных инструментах органист и композитор Кристиан Нефе, приехавший в Бонн в 1780 году. Ему сразу удалось разглядеть в ребёнке талант.

Юность

Когда умер дедушка, семье совсем стало тяжело в материальном плане. Людвигу пришлось прекратить обучение в школе и пойти работать. Уже в 12-летнем возрасте он помогал придворному органисту. А учёбу продолжил самостоятельно, выучил латынь, итальянский и французский языки, очень много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, Гёте, Шиллера и Шекспира.

На это же время приходятся и первые написанные музыкальные произведения Бетховена. Пока он ничего не печатал, позднее он переработал многие свои юношеские сочинения.

В 1787 году Людвигу выпала возможность побывать в Вене – музыкальной столице Европы. Там его импровизации слушал сам Моцарт, который и предрёк парню большое будущее.

К сожалению, юноша был вынужден вернуться домой, при смерти была его мама, а на нём оставались два младших брата и беспутный отец.

Когда умерла мать, Бетховен ещё в течение пяти лет жил и работал в Бонне. Просвещённые городские семейства обратили внимание на одарённого юношу и благодаря его пылкой натуре, жадности к музыке, Бетховен быстро стал вхож в любые музыкальные собрания.

Семейство Бройнинг особенно помогало талантливому молодому композитору, они способствовали тому, чтобы он всё-таки продолжил обучение в Вене.

И в 1792 году Людвиг уехал в Вену, где остался до конца своей жизни.

Вена

Приехав в Вену, Людвиг принялся искать себе учителя. К сожалению, Моцарт умер за год до этого. Сначала Бетховен занимался с Гайдном, потом его наставник уехал в Англию и передал ученика Альбрехтсбергеру. Позже Людвиг стал заниматься с Антонио Сальери.

Бетховен быстро обрёл в Вене друзей-меценатов, князь Лихновский ввёл молодого композитора в кружок, где собирались и профессиональные, и титулованные любители музыканты. Людвиг играл, поражая слушателей, ─ и постепенно к нему пришла слава виртуозного пианиста.

Людвиг совмещал в себе добрый нрав с весьма суровым характером. Однажды во время его игры на фортепиано кто-то начал разговаривать с соседом. Бетховен прекратил играть, сказав: «А для таких свиней я не играю!» И никакие уговоры не помогли вернуть его к инструменту.

Чем ещё он отличался от молодых людей того времени, так это небрежным внешним видом. Он всегда ходил непричёсанный и неуклюже одетый.

Но ни дерзкий характер, ни внешние данные не помешали ему творить уникальные произведения:

  • ораторию «Христос на Масличной горе»;
  • около двадцати сонат и три концерта для фортепиано;
  • Первую и Вторую симфонии;
  • восемь сонат для скрипки;
  • балет «Творения Прометея».

Его сочинения широко издавались и имели огромный успех.

Глухота, уединение, смерть

В 1796 году у Людвига началось воспаление внутреннего уха, и стал пропадать слух. В отчаянии он уединился в маленьком провинциальном городке Хайлигенштадте, его даже посещали мысли о самоубийстве. Однако осознав, как много он ещё мог бы сотворить, Людвиг прогнал от себя эти глупости. В это период он приступил к работе над Третьей симфонией, которая потом получила название Героическая, так как писал её глухой композитор.

Из-за глухоты Людвиг редко выходил из дома, он стал угрюм и нелюдим. Но именно на этот период и приходится создание его лучших произведений.

Бетховен был довольно влюбчив, но никогда не получал в ответ взаимности. Свою знаменитую «Лунную сонату» он посвятил молодой графине Джульетте Гвиччарди. Ему очень нравилась эта девушка, и он даже подумывал сделать ей предложение, но вовремя остановился, решив, что глухой композитор не самая подходящая партия для молодой красавицы.

Последние годы жизни Бетховен сочинял заметно реже. Он взял под опеку своего племянника после смерти брата, всячески старался дать ему достойное образование, но юношу интересовали лишь бильярд и карты. Людвиг очень переживал по этому поводу.

К глухоте и нервным переживаниям добавились проблемы с печенью. Здоровье композитора стало резко ухудшаться. В середине марта 1827 года у Людвига воспалились лёгкие. 26 марта композитора не стало. Похоронен он на Центральном Венском кладбище, за гробом шли 20 тысяч человек, и звучал его любимый «Реквием».

Крохотный мальчонка со всклокоченными всегда волосами и грустными тревожными глазами, родившийся в музыкальном семействе, даже представить не мог, что пройдет совсем немного времени и о нем заговорит весь мир. Более того, даже спустя несколько веков его творчество не забыли, а произведения помнят и ценят во всех странах. Людвиг ван Бетховен был необычным человеком, наверное, потому и судьба его сложилась не так, как было принято по тем временам. Он умудрился сделать строгую классическую музыку понятной и доступной для широких масс. Романтизм его произведений зашкаливает, трогает самые потаенные глубины человеческой души.

Принудительная музыка Бетховена: биография композитора «из-под палки»

Вопреки расхожим заблуждениям, в детстве будущий выдающийся музыкант, композитор и органист не страдал от расстройства слуха. Заболевание возникло позже. Он очень рано научился играть на клавесине – отцу не давала покоя слава гениального Моцарта. Он желал сделать из своего сына знаменитость. В семь лет крохотный худенький мальчик с копной непокорных волос уже самостоятельно выступал на сцене, причем к тому времени освоил скрипку и орган. Кто такой Бетховен, тогда знали только в его родном городке, но вскоре о нем заговорит мир.

Несмотря на то, что больших материальных трудностей семейство не испытывало, мальчику пришлось работать с ранних лет. Уже к двенадцати годам он трудился на должности концертмейстера придворного театра и герцогского органиста. Приблизительно в то же время юный композитор Бетховен издал свое первое самостоятельное произведение – вариации на тему марша Дресслера. Это сделало его известным в родном городе, но до настоящей славы было еще далеко.

Кратко о композиторе Бетховене

Относиться к музыке этого сочинителя можно по-разному: кому-то она нравится, приносит удовлетворение и радость, а кому-то – только раздражение или скуку. Однако значимость ее от этого совершенно не меняется. Гайдн считал, что Бетховен пишет странные и даже мрачные произведения. Виртуозную игру этого человека редко кто мог повторить на практике. Слушатели, которым посчастливилось побывать у него на концерте, отмечали необычную манеру исполнения и сильнейшие эмоции, которые нельзя было не испытать, пока его пальцы легко касались клавиш.

Многие считали его грубым, самовлюбленным и даже пренебрежительным по отношению к окружающим, но это было только первое впечатление. Именно так ранимая душа композитора пыталась уберечься от опасностей окружающего мира. С друзьями и в домашнем кругу он становился открытым, дружелюбным и добрым, всегда готовым прийти на помощь. Невероятные произведения творца – Лунная и Патетическая сонаты, Христос на Масличной горе, Первая и вторая симфонии, Творение Прометея – и в двадцатом веке любят и ценят потомки.

В тридцатилетнем возрасте у него начались проблемы со слухом, но и это не смогло сломить этот железный характер и несокрушимую волю. Из-за упрямого и крутого нрава, а также острого языка у него были постоянные проблемы с властями, но даже короли не смели тронуть музыканта Бетховена. Им не позволяла величина его таланта, непревзойденный гений которого порой толкал его на опрометчивые поступки.

Первые годы Людвига

Зачастую знаменитые люди имеют смутное или неизвестное происхождение, что затрудняет понимание сложившихся черт характера, побуждений и поступков. Прежде чем разбираться с жизнью и судьбой музыканта, следует сказать несколько слов о его предках. Дедушка композитора родом был из небольшого, но живописного городка Мехелена, который раскинулся на холмах Южных Нидерландов. Он обладал невероятно низким и «густым» басом, а также великолепным музыкальным слухом, потому его взяли в придворные музыканты. Долгие годы он пел для прусского короля хоралы, сонаты и фантазии, а потом удостоился чести стать руководителем певческого коллектива.

Отец будущего гения, Иоганн, появился на свет в середине восемнадцатого века, а точнее – в 1740 году там же, где родился Бетховен несколько лет спустя. Семейство никогда ни в чем не нуждалось – дед зарабатывал довольно хорошо. Сам малыш Йоган от природы имел чистый и красивый тенор, а также папашу капельмейстера, что позволило без труда устроиться в тот же небольшой музыкальный ансамбль (капеллу) при дворе. Женился он в 67-м году на дочке главного придворного кашевара герцогского замка в Кобленце, Марии-Магдалине, в девичестве Кеверих. 17 декабря 1770 года в фамильном доме в городке Бонн она произвела на свет младенца, назвать которого решено было Людвигом.

Парнишка рос смышленым, но ему часто попадало за проказы и проделки. Правда, особо шалить было некогда – впечатленный славой мальчика-музыканта Моцарта, отец решил сделать из своего сына нечто подобное. С четырех лет он стал обучать кроху игре на клавесине и скрипке. Все это легко давалось мальцу, но «обезьянку за роялем» из него сделать так и не удалось. В возрасте восьми лет он уже давал свой дебютный концерт в Кёльне. «Папашка» тем временем стал выпивать, водить домой приятелей и даже не брезговал поднять Людвига с постели, чтобы порадовать собутыльников игрой на клавикорде, установленном в одной из комнат.

Юность смелого музыканта

Трудное детство оставило неизгладимый след на характере и образе жизни Бетховена. К девяти годам, разобравшись, что заработать на «феноменальном» мальчике не получиться, папаша перепоручил его своим приятелям. Они учили его играть на скрипке и органе, но лучшие годы его детства наступили, когда в Бонн прибыл известный композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе в 80-м году. Он мгновенно распознал у юноши настоящее дарование, потому взял в ученики, познакомил с творениями Генделя, Баха, Гайдна и Моцарта, которые настолько сильно впечатлили парня, что он даже потерял сон.

В одиннадцать лет Людвига устроили придворным органистом, а в двенадцать уже было опубликовано его первое сочинение. Он посещал школу, но, когда умер дед, материальное состояние резко пошло вниз, и пришлось бросить учебу. Однако к тому времени смышлёный мальчишка уже освоил французский, итальянский и латынь, а также запоями читал книги. Он зачитывался Гомером и Плутархом, Шиллером, Гёте и Шекспиром, хотя назвать их интересными для мальчишки достаточно трудно.

Как раз тогда он стал активно писать музыку, но старался не афишировать свои работы, которые в будущем неоднократно станет переделывать и улучшать. Из его детского творчества, которое сохранилось в необработанном виде, можно назвать три сонаты и парочка простеньких песенок. Когда композитору исполнилось шестнадцать, кто такой Бетховен, не знал еще никто. В семьдесят восьмом он впервые посетил Вену, а услышавший неординарную манеру игры юноши Моцарт, поразился и сказал, что его ожидает великое будущее. Там же он впервые узнал о произошедшей во Франции революции. Это событие так вдохновило Людвига, что он даже написал «Песню свободного человека».

Становление таланта: чем известен Бетховен

Жарким летом восемьдесят седьмого года, как раз тогда, когда будущий гений собирался ехать брать уроки у Моцарта, заболела его матушка, а вскоре и скончалась. К тому времени отец уже ни на что не годился, работал лишь формально, и получал жалкие гроши жалования. Смерть супруги была для него последним, сокрушительным ударом. Все заботы о благосостоянии семьи (у него были младшие братья), легли на плечи Людвига. Он устроился в ансамбль (оркестр) на должность альтиста. Тут играли сочинения самых известных, ставили наиболее прославленные оперы, потому он ощущал себя «на своем месте».

Приблизительно в 1789 году, направляясь из Англии, в родном городке композитора, останавливается сам великий Гайдн, творчество которого молодой человек чрезвычайно уважал. Не упуская случая, Людвиг отправился прямиком к нему и, услышав лестные оценки своего труда, решил последовать за ним в Вену. Прославленный маэстро соглашается работать с подающим надежды юным музыкантом. Однако уехать из Бонна удалось только в девяносто втором году, так как на нем «висела» вся семья.

Разбираясь, на чем играл Бетховен, где он это делал, и кто давал ему уроки, не стоит забывать о Гайдне. Позже сам композитор сказал, что эти занятия ничего не дали ему как ученику, и только раздражали его наставника. Мэтр так и не смог полностью привыкнуть и разобраться в странной, порой чрезмерно мрачной, музыке своего подопечного. Это казалось непопулярным и даже диким. Он написал ему однажды, что что тот слишком угрюм, а это не может не отражаться на его музыке.

Прошло немного времени, и Гайдн решил возвращаться в Лондон, а своего ученика «сбросил» на прославленного органиста Иоганна Георга Альбрехтсбергера. Но тот вскоре тоже самоустранился, понимая, что ничему не сможет научить талантливого молодого человека. Тогда Людвиг решил сам подобрать себе преподавателя и отправился к Антонио Сальери, который имел великолепную репутацию.

Особенности творчества гения Бетховена

Как только он перебрался в Вену, слава о нем разнеслась по всему городу. Он слыл великолепным пианистом, способным на невероятные вещи. Однако по внешнему виду сложно было определить в нем виртуоза – неопрятное и невыглаженное платье, всегда полубезумные глаза, мрачный взгляд и всклокоченные волосы, торчащие в разные стороны. При этом самомнения у него было вполне достаточно. Людвиг мог спокойно встать и уйти, если в зале кто-то начинал лишь слегка шушукаться. Была даже полулегендарная история о меценате и графе Карле Алоисе Лихновском, которому композитор написал, что аристократов существует тысячи, а Бетховен всего один. Музыка его и правда отличалась от всего, что делали раньше.

  • В первые венские годы Бетховен без страха сочетал крайние регистры, пользовался педалью, и повсеместно внедрял массивные аккордовые созвучия. Именно на этом этапе он фактически создал обновленный и оригинальный фортепианный стиль, каковым мы его знаем в наши дни. Тогда была написана знаменитая Лунная соната (No 14), а также предшествующие ей. За первый десяток лет тут было написано несколько десятков сонат для клавикорда, фортепиано, скрипки, пару крупных концертов, многочисленные квартеты, сложные оратории и даже балеты.
  • К 76-му году композитора постигает катастрофа – у него развивается воспалительный процесс в среднем ухе (тиннитус), из-за чего он начинает стремительно глохнуть. Но мужчина продолжает упорно работать, переселившись по рекомендации врачей в более тихий и спокойный городок Хайлигенштадт. Тут он приступает к написанию Героической третьей симфонии, которую собирался посвятить Наполеону. Однако, когда тот объявил себя императором, Бетховен резко в нем разочаровался.
  • Третьим этапом в творчестве гениального композитора можно назвать поздние и последние годы, когда он занялся написанием своей единственной и неповторимой оперы, названной «Фиделио». Однако успех к этому произведению пришел гораздо позже, когда Людвиг уже не сможет ее услышать.

В 1814 году последнее крупное сочинение творца было поставлено в Вене, затем в Праге и только после этого добралось до Берлина, где за дирижерским пультом стоял сам прославленный Карл Мария фон Вебер.

Педагогическая деятельность и поклонники творчества

Если кратко, жизнь Бетховена была насыщена событиями, несмотря на то, что не продлилась долго. Еще проживая в Бонне, он уже начал давать уроки, чтобы прокормить семью. Именно там он впервые встретил Стефана Брейнинга, который до конца дней останется его верным другом и помощником. Одна из наиболее прославленных пианисток в Германии того времени, загадочная Доротея Эртман, тоже брала уроки у великого маэстро, когда он был почти еще мальчишкой. В конце 1801 года учеником Людвига стал Фердинанд Рис, который устраивал наставнику постоянные «встряски», но все равно оставался трогательно любимым.

В то же время, что и Рис, в доме Бетховена появился еще один ученик – девятилетний мальчишка Карл, сынок знаменитого Венцеля Черни, который впервые увидев будущего учителя, принял его за Робинзона Крузо. Он занимался у мэтра на протяжении пяти лет, а потом (единственный из всех!) даже получил сертификат – бумагу о завершении обучения за личной подписью композитора. Обладал он не только неординарным талантом, но и отличной памятью, что позволяло держать в голове колоссальное количество нот и партитур.

В двадцать втором к Черни пришел мужчина и привел своего сына, который плохо представлял себе правила игры на фортепиано, да и на любых иных инструментах. Однако тот сразу же увидел дарование юноши, и уже через полтора года был организован первый его концерт, на котором был и Бетховен. После завершения он подошел и поцеловал юного Ференца Листа, а это был именно он, в макушку, чего никогда не позволял себе с другими. Именно этот молодой человек унаследовал оригинальную бетховенскую манеру исполнения. Позже он на собственные деньги, полученные от концертов, выстроит в Бонне своему великому вдохновителю красивый памятник.

Личная жизнь влюбленного в музыку

Пребывая в Вене, композитор зачастую останавливался в доме Брунсвиков. Там он познакомился с прелестной юной девушкой, родственницей хозяев по имени Джульетта Гвиччарди. В 1801 году он провел в этом доме целое лето, увлеченный нежной и трепетной красоткой с ангельским голоском (сопрано). Он посвятил ей свою гениальную Лунную сонату и даже решил было жениться. Однако девушка в мужчинах разбиралась плохо, и как оказалось, в музыке еще хуже. Потому выбрала предложение графа и композитора Венцеля Роберта фон Галленберга, которого впоследствии часто обвиняли в кошмарном плагиате. Зато он был светским человеком, всегда с иголочки одетым, статным, красивым и галантным, в отличие от «мужлана» Людвига.

Но композитора Бетховена не сломила эта неудача, тем более, что он никогда не страдал от заниженной самооценки, а талант, дарованный провидением, считал принадлежащим ему по заслугам и заработанным трудом. Кузина прекрасной Джульетты — Терезия Брунсвик — скрасила его последующие годы. Сперва он вообще не замечал девушку, потом отношения их стали теплее, но предложения так и не последовало. Многие считают, что аристократическое происхождение графини и баронессы никак не допускало подобного брака. Отношения меж ними навсегда остались дружескими, почти родственными.

После такой встряски Людвиг увлекся юной сестрицей Терезии – Жозефиной. Меж ними разгорелись нешуточные страсти, но родители девушки сказали твердое нет. Некоторые историки связывают рождение ею в 1813 году младенца (девочки Миноны) вне брака напрямую имеющим отношение к композитору, но достоверных сведений об этом нет. Дитя умерло в младенческом возрасте. Чуть позже в жизни Бетховена появилась Беттина фон Арним, в девичестве Брентано. Женщина была замужем и придерживалась крайне пуританских взглядов, потому влюбленность композитора можно трактовать как чувства платонического характера. Он так никогда не женился и не оставил потомства.

Огромная утрата для всего мира: в память о великом музыканте

В середине двадцатых годов девятнадцатого века у композитора неожиданно скончался брат, и он взял заботы о племяннике на себя. Мужчина поместил его в лучшее учебное заведение Вены, желая, чтобы тот стал ученым, артистом или экспертом. Но того интересовали только деньги, карты, бильярд и женщины с плохой репутацией. Однажды он даже пытался пустить себе пулю в лоб, да и то неудачно. Все это отражалось на Бетховене, состояние здоровья которого неожиданно значительно ухудшилось.

Скончался Людвиг ван Бетховен на пятьдесят седьмом году жизни 26 марта 1827 года от странной болезни печени (цироз?). Многие эксперты считают, что с двадцатилетнего возраста он уже страдал от этого недуга и виной всему отравление свинцом. Вероятно, утрата слуха – тоже один из симптомов. Современные ученые проверяли волосы и ногти мэтра и убедились: норма превышена более, чем в сотню раз. Возможно, композитор любил пить из свинцовой кружки, да и сами трубы водопровода делали тогда из этого металла. По иной версии, лечащий врач прикладывал мазь, содержащую вещество, к проколам, что делал в брюшине для выведения жидкости.

Многие деятели искусства впоследствии неоднократно обращались к образу Бетховена. Ромен Роллан в своем сочинении «Жан Кристоф» вывел главным персонажем именно образ знаменитого композитора. За него и получил в пятнадцатом году Нобелевскую премию. Поэма Пенчо Славейков и роман Антонины Згоржи тоже повествует именно о великом мастере “слуховых оттенков”. Есть множество художественных и документальных кинолент, повествующих историю жизни композитора. Американский музыкант Чак Берри посвятил ему песню, которая вошла в пять сотен лучших хитов человечества по версии журнала Rolling Stone.

Людвиг ван Бетховен вынужденно бросил учебу в школе в одиннадцатилетнем возрасте. Потому он так и не успел научиться умножать. Когда ему нужно было это сделать, он пользовался сложением, а когда ему указывали на это, сердился и даже обижался.

В связи с тем, что после тридцати лет прославленный мэтр оглох, он продолжал писать музыку «по памяти» и так же ее «слушать».

Самым ужасным кошмаром для Людвига с раннего детства было расчесывание волос. Процесс казался ему чрезвычайно болезненным, потому и в зрелости он этого очень не любил, старался делать пореже.

Слабость здоровья у Бетховена была с ранних лет. Он умудрился переболеть всеми детскими болезнями, а ко всему еще оспой и тифом. В зрелом возрасте он тяжело переносил ревматические боли, страдал от анорексии, так как не мог есть.

Композитор имел собственную точку зрения на политику, государства и правителей. Он никогда не стеснялся высказывать свои «социалистические» идеи. Вероятно, из-за его большого таланта крамольные речи оставались безнаказанными.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН И БЕССМЕРТНАЯ ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ВЕЛИКОГО ГЛУХОГО

Людвига ван Бетховена считают ключевой фигурой западной музыки в период между классицизмом и романтизмом. Даже сейчас он – один из самых исполняемых композиторов в мире. Непревзойденный мастер сонат, хотя писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Она – его первая настоящая любовь, которой он посвятил гениальную сонату. И хотя в жизни великого немецкого композитора были и другие женщины, именно эту юную прелестницу называют его бессмертной возлюбленной.

Первый учитель Людвига ван Бетховена

Один из трех «венских классиков» появился на свет 1770 года в немецком городе Бонне. Годы детства можно назвать самыми тяжелыми в жизни будущего композитора. Гордому и независимому мальчику было трудно пережить то, что его отец, грубый и деспотичный человек, заметив музыкальный талант сына, решил использовать его в корыстных целях. Заставляя маленького Людвига с утра до ночи сидеть за клавесином, он и не думал, что сыну так необходимо детство. В восемь лет Бетховен заработал свои первые деньги – он дал публичный концерт, а к двенадцати годам мальчик свободно играл на скрипке и органе. Но вместе с успехом к молодому музыканту пришли замкнутость, потребность в одиночестве и необщительность.

В это же время в жизни Людвига появился Кристиан Готлиб Нефе, его мудрый и добрый наставник. Именно он привил мальчику чувство прекрасного, научил понимать природу, искусство, разбираться в человеческой жизни. Нефе обучил Людвига древним языкам, философии, литературе, истории, этике. Впоследствии, будучи глубоко и широко мыслящим человеком, Бетховен стал приверженцем принципов свободы, гуманизма, равенства всех людей.

В 1787 году Людвиг приезжает в Вену. Город театров и соборов, уличных оркестров и любовных серенад под окнами покорил сердце юного гения. Но именно там молодого музыканта поразила глухота: сначала звуки казались ему приглушенными, потом он по несколько раз переспрашивал не расслышанные фразы, затем понял, что окончательно теряет слух. «Я влачу горькое существование, – писал Бетховен своему другу. – Я глух. При моем ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».

«И солнце в нем – Джульетта»

Она появилась в его жизни внезапно. Юная провинциальная графиня, приехавшая в австрийскую столицу из Италии вместе с семьей в 1800 году, была прелестна.

Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре она пожелала брать уроки у кумира венской аристократии, тем более что Бетховен был близок с ее кузинами и кузеном, молодыми венгерскими графами Брунсвик. И, конечно, не устоял – он стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, юна, общительна и неустанно кокетничала со своим 30-летним учителем.

Он импонировал Джульетте своей популярностью и даже странностями. При всей строгости взглядов, Бетховен был неравнодушен к женской красоте и никогда не отказывался давать уроки молодым красивым девушкам. Не сказал «нет» он и на этот раз. Он не брал с нее денег, а она дарила ему рубашки – под тем предлогом, что собственноручно их для него вышивала. Во время занятий композитор нередко раздражался и даже швырял ноты на пол, но, тем не менее, быстро поддался очарованию своей ученицы.

И вот представьте: сидят они перед инструментом совсем близко, так, что чувствуют дыхание друг друга… Музыка наполняет пространство романтикой, эмоциями и тайной… Подкрадывается вечер. Свеча, освещающая нотные листки, теплым огоньком озаряет лица учителя и ученицы… Бетховен нежно берет руку девушки, чтобы правильно поставить на клавиатуру, и его сердце трепещет от волнения…

Угрюмый и нелюдимый композитор понимает, что полюбил. Полюбил страстно, безрассудно. Полюбил так сильно, всем сердцем, что готов был без малейшего промедления отдать жизнь за любимую. Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть, – все мысли Бетховена были о Джульетте Гвиччарди. Она стала для него той соломинкой, за которую он всеми силами старался удержаться. Она, казалось, готова была ответить взаимностью. Людвиг снова почувствовал прилив сил, надежду на выздоровление. Счастье было так близко.

Бетховен пишет своему другу юности Францу Вегелеру: «Теперь я чаще бываю в обществе. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую люблю я».

«Ты едва поверишь, как одиноко и печально провел я последние два года: глухота, точно призрак какой-то, являлась мне повсюду, я избегал людей, казался мизантропом, на которого так мало похож. Раньше я постоянно хворал, а сейчас – телесные мои силы, а вместе с тем и духовные с некоторого времени все больше крепнут. Вы должны видеть меня счастливым. Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся. О, как прекрасно жить тысячекратной жизнью!» Это письмо тоже написано Вегелеру, но несколько месяцев спустя.

Бетховен влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он не молод! Но она, как ему казалось, совершенство и может стать для него утешением в болезни, радостью в буднях и музой в творчестве. Бетховен всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства. Но все чаще композитор ощущает свою беспомощность из-за прогрессирующей потери слуха, его материальное положение неустойчиво, он не обладает титулом или «голубой кровью», а ведь Джульетта аристократка!

Время сонаты

Буквально раздавленный в октябре 1802 года Бетховен уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание».

Страх, крушение надежд порождают в композиторе мысли о самоубийстве. Но Бетховен собрался с силами, решил начать новую жизнь и практически абсолютно глухим создал великие шедевры.

Прошло несколько лет, Джульетта вернулась в Австрию и приехала на квартиру к Бетховену . Плача, она вспоминала о прекрасном времени, когда композитор был ее учителем, рассказывала о нищете и трудностях ее семьи, молила о прощении и просила помочь деньгами. Будучи человеком добрым и благородным, маэстро дал ей значительную сумму, но просил уйти и никогда не появляться в его доме. Бетховен казался равнодушным и безразличным. Но кто знает, что творилось в его сердце. В конце жизни композитор напишет: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем…»

Открытый, прямой и честный, Бетховен презрительно относился к лицемерию и угодничеству, поэтому часто казался грубым и невоспитанным. Нередко он выражался непристойно, отчего многие считали его плебеем и невежественным хамом, хотя композитор просто говорил правду.

Последнее «прости» Людвига ван Бетховена

Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 1827 года гениальный скончался.

После его смерти в ящике стола нашли письмо «К бессмертной возлюбленной». Бетховен сам озаглавил так послание. Там были строки: «Мой ангел, мое все, мое я…».

Потом будут споры о том, кому именно адресовано письмо. Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с письмом хранился крохотный ее портрет, выполненный неизвестным мастером.

ФАКТЫ

Когда Джульетта Гвиччарди, будучи еще ученицей маэстро и заметив, что у Бетховена не так повязан шелковый бант, перевязала его, поцеловав при этом в лоб, композитор не снимал этот бант и не переодевался несколько недель, пока друзья не намекнули на не совсем свежий вид его костюма.

По преданию, «Лунная соната» была написана в Венгрии в имении Брунсвиков Коромпа. Там сохранилась беседка, в которой великий композитор и создал свое гениальное произведение. То лето, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для композитора Людвига ван Бетховена .

Обновлено: Ноябрь 25, 2017 автором: Елена

«Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии», - говорил Людвиг ван Бетховен. Это убеждение помогло композитору пройти сквозь все несчастья, которые обрушивались на него, и в тоже время внести внести грандиозный вклад в историю музыки.

Бетховен родился в Бонне в семье придворного музыканта. Будущий композитор вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет новым Моцартом и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. Отец был очень строг к маленькому Людвигу, который «за инструментом частенько бывал в слезах».

Куда большую роль в становлении будущего великого композитора сыграл придворный органист Кристиан -Готлоб Нефе. Он стал для Людвига вторым отцом и не только наставлял его в музыке, но и был его другом.

Именно Нефе разглядел потенциал юного музыканта. Именно он помог Бетховену в 1787 году (в возрасте 17 лет) поехать в Вену, к Моцарту.

Неизвестно, встречались ли они на самом деле, однако легенда приписывает Моцарту слова, сказанные в адрес юного Бетховена: «Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе». Вероятно, это было первый подъем в биографии Людвига. Похвала маэстро открывала серьезные перспективы, однако Бетховену так и не суждено было стать учеником Моцарта. Вскоре он вынужден был вернуться обратно в Бонн из-за болезни матери. Вскоре она умерла, и Бетховен вынужден был взять на себя заботу о семье.

В 1792 году, после смерти отца, Бетховен вновь поехал «штурмовать» Вену, столицу классической музыки. Он учился здесь у Гайдна, Альбрехтсбергера и Сальери - последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена.

Первое выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная акция в пользу вдов и сирот музыкантов. Вскоре пришло признание Бетховена как композитора. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет он создал 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. В Вене он получил славу и популярность блестящего исполнителя и импровизатора. Он стал учителем музыки в некоторых домах венских вельмож, и это дало ему средства для жизни.

Однако стремительный подъем закончился печальным падением. В 26 лет Людвиг ван Бетховен начал терять слух, что для музыканта означало конец карьеры. Лечение не давало облегчения, и Бетховен начал думать о самоубийстве. Но с помощью воли и любви к музыке он все-таки преодолел отчаяние.

В так называемом «Гейлигенштадськом завещании», написанном в то время его братьям, он говорит: «... еще немного - и я покончил бы с собой, меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем я выполню все, к чему я чувствовал себя призванным». В другом письме к своему другу он писал: «... хочу схватить судьбу за горло».

И ему это удалось. В этот период он пишет самые значительные произведения, в частности почти все симфонии, начиная с третьей, - «Героической», пишет увертюры «Эгмонт», «Кориолан», оперу «Фиделио», много сонат, в том числе сонату «Аппассионата».

После окончания наполеоновских войн меняется жизнь всей Европы. Наступает период политической реакции. В Австрии устанавливается тяжелый меттерниховский режим. Эти события, к которым добавились тяжелые личные переживания - смерть брата и болезнь, - привели Бетховена к тяжелому душевному состоянию. Он фактически остановил свою творческую деятельность.

В 1818 году Бетховен почувствовал, несмотря на усиливающуюся глухоту, новый подъем сил и с воодушевлением отдался творчеству, написав целый ряд крупных произведений, среди которых особое место занимает Девятая симфония с хором, «Торжественная месса» и последние квартеты и фортепианные сонаты.

Девятая симфония была не похожа ни на одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хотел воспеть богатство миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. Но композитор не слышал аплодисментов и восторженных криков публики. Когда одна из певиц повернула его лицом к публике, он, увидев всеобщее восхищение слушателей, от волнения потерял сознание. К тому времени Людвиг ван Бетховен окончательно потерял слух.

Последние годы Бетховен боролся с тяжелым заболеванием печени, фактически прекратив творческую деятельность. 26 марта 1827 года в пять часов дня великий композитор скончался. Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народу собралось для прощания с великим человеком, ни один император не хоронился с таким почтением.

(1770-1827) немецкий композитор, пианист, дирижер

Людвиг Ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошел по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым.

Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Можно сказать, что Бетховен был многим обязан той благоприятной обстановке, которая сложилась при дворе курфюрста Кельна Франца Максимилиана. Людвиг прошел хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Людвиг Ван Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Ее столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт , учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Но Людвиг Бетховен не смог долго задержаться в Вене из-за болезни матери. Правда, после ее смерти он вновь приехал туда, на этот раз по приглашению другого композитора - Гайдна.

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живет в Вене. Вскоре он приобрел славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Время пребывания в австрийской столице было весьма плодотворным для начинающего композитора. За первое десятилетие пребывания там он создал 2 симфонии, 6 квартетов, 17 фортепианных сонат и другие сочинения.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжелый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжелый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжелые переживания и огромную любовь к жизни и музыке, Людвиг Ван Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

Его мировоззрение определили идеи Великой французской революции 1789 года. Поэтому главными в его творчестве становятся темы жизни и смерти, братства и равенства людей, героический подвиг во имя свободы. Эти темы впервые прозвучали в его хоровой песне «Свободный человек», написанной под впечатлением революционных событий.

Творчество Бетховена явилось переходным этапом от канонической музыки Баха и Генделя, в которой еще сильны были догматические рамки церковной музыки, к музыке нового времени. Поэтому современники приняли не все сочинения Людвига Бетховена. Некоторых пугал накал страстей, мощь передаваемых эмоций, глубина философской проблематики. Другие говорили о сложности исполнения.

Людвиг Бетховен был не только величайшим композитором, но и замечательным пианистом. Поэтому столь выразительны его сонаты, которые современники называли «инструментальными драмами». В музыке иногда видят песни без слов. На первом месте стоит «Аппассионата». Бетховен ввел здесь особую форму, основанную на повторении мелодических циклов. Тем самым усиливалась основная мысль произведения и нарастал драматизм передаваемых разнообразных чувств.

В знаменитой «Лунной сонате», с наибольшей полнотой раскрылась личная драма Бетховена, из-за невозможности брака с графиней Юлией Гвиччиарди, которую композитор глубоко и страстно любил.

В Третьей симфонии Бетховен продолжил поиски иных выразительных средств. Здесь он вводит новую для своего творчества тему жизни и смерти. Драматическая основа повествования отнюдь не означала появления пессимистических настроений, а, напротив, звала к решительному изменению действительности. Поэтому данная симфония больше известна под названием «Героическая». Ей присущи масштабность форм, богатство и скульптурная рельефность образов, выразительность и ясность музыкального языка, насыщенного волевыми ритмами и героическими мелодиями.

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжелыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством. Симфония была впервые исполнена 7 мая 1824 года. Ее основная идея - единение миллионов. Об этом говорится и в хоровом финале этого гениального произведения на текст оды Ф. Шиллера «К радости».

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Только в XX веке русские композиторы Д. Шостакович и А. Шнитке смогли достичь высот творческого духа Бетховена.

Почти одновременно с Девятой симфонией композитор создает «Торжественную мессу», где также проводит идею мира и братства человечества. Вместе с тем он выходит за рамки традиционного музыкального сопровождения торжественной службы, вводит мысль о необходимости конкретного воплощения единения всех людей. Монументальность, тщательная проработанность вокальных и инструментальных партий сделали это произведение новаторским.

Людвиг ВанБетховен написал всего одну оперу - «Фиделио» (1805). В этой героической опере монументальные сцены чередуются с бытовыми, нередко комедийными, зарисовками. Любовная история стала основой для передачи глубоких чувств и в то же время явилась откликом на революционные события своего времени.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Брамс, Мендельсон и Вагнер восхищались Бетховеном и считали его своим учителем.