Бахрушины. Кто что собирает (1916 год)

Семья П.А. Бахрушина: стоят слева направо - А.П. Бахрушин, К.П. Бахрушин, Н.П. Бахрушин; сидят слева направо - П.А. Бахрушин, Е.И. Бахрушина, Д.П. Бахрушин. Фото 1880-х гг.

Сегодня наш рассказ будет посвящён ещё одному коллекционеру, представителю московского купеческого рода – Алексею Петровичу Бахрушину. Фамилия эта, наверняка, на слуху у многих наших читателей; но с ней в первую очередь ассоциируется не коллекционер книг, а его младший двоюродный брат, создатель Театрального музея в Москве - Алексей Александрович Бахрушин. Об Алексее Александровиче мы тоже вспомним, но позже. А начнём с эпиграфа:

«Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит
хорошую вещь (какую бы то ни было) в чужих
руках, тотчас же старается её приобрести…»

А.П.Бахрушин.

Алексей Петрович Бахрушин родился в 1853 году в Москве, в семье кожевенного фабриканта Петра Алексеевича, старшего из братьев знаменитой фирмы «Алексея Бахрушина сыновья». Кожевенным делом Бахрушины занимались с XVIII века, их завод, связанный в основном с военными поставками кожи и сукна, считался самым большим России, и в середине XIX века занимал значительную территорию московского района Кожевники (в настоящее время это кварталы от Павелецкого вокзала до Дербеневской набережной). Как и многие другие «купеческие сыновья» (мы снова и снова обращаем ваше внимание на этот интереснейший эпизод в истории российского купеческого сословия) Алексей Петрович Бахрушин ещё в молодости увлёкся коллекционированием. Но, в отличие от П.Щапова и Н.Хлудова, Бахрушин никогда не отходил от семейного дела, не передавал управления другим членам семьи и до самой смерти занимался кожевенным производством.
В 1878 году Алексею Петровичу было 25 лет – тогда-то он и очертил круг своих интересов: русская литература и история, русская и славянская старина, отдельно выделив историю Москвы.
Первой книгой бахрушинской коллекции стал «Сборник рукописей представленных Его Императорскому высочеству государю наследнику цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (СПб., 1872). За 25 лет А.П. Бахрушин собрал более 20 тысяч книг, около 20 тысяч картин, рукописей и гравюр.
Известный историк, главный редактор «Русской Старины» М.И. Семевский видел коллекции Бахрушина ещё в то время, когда Алексей Петрович жил в Кожевниках: «Побывал я, например, в городке из фабрик суконных, кожевенных, нашёл дом Бахрушиных и посетил его. Купец Алексей Петрович Бахрушин – самородок, в нём, кроме занятия непосредственно ему принадлежащим торговым и промышленным делом, развита любовь к художеству, к истории, к библиофильству. Я любовался его библиотекой, в которой соединено до 9 тыс. томов книг, и всё это с любовью и заботливостью описано…»
К сожалению, Семевский ошибался: при жизни владельца коллекции не было составлено какого-либо каталога или книжного инвентаря.
Собрание Бахрушина было на редкость разнообразно и не ограничивалось библиотекой. В числе сокровищ сам Алексей Петрович выделял коллекции медалей, миниатюр на кости, гравюры, литографии, фарфор, стекло, майолику.
Два предмета из коллекции Бахрушина получили особенно большую известность ещё при жизни коллекционера. Это живописный портрет Петра I и грамота Петра о вольных аптеках.
В 1892 году М.И. Семевский в «Русской старине» подробно описал и свой новый визит к Бахрушину, и портрет Петра: «В углу комнаты, на видном месте, как святыня, поставлен портрет великого Петра, и это действительно настоящая для каждого русского святыня, потому что портрет написан с самого Петра в бытность его в Голландии. Царь Пётр изображён в красной куртке, в голландском матросском костюме, сидит и покуривает трубку на отдыхе после своих работ… Владелец подлинника-портрета купил его совершенно случайно, на рынке за Сухаревою башнею, за 15 руб. и заботливо вставил в отличную раму, заботливо очистил и, таким образом, был вознаграждён этой находкой за свою любовь к отечественной достопамятности и свою любовь к истории».
Другой раритет бахрушинской коллекции – прекрасно оформленная грамота от 28 декабря 1701 г., выданная Петром владельцу одной из первых московских аптек Даниилу Гурчину (располагалась в доме на Никольской улице). Любопытно, что аптека в доме № 21 на Никольской, правда, перестроенном, работает и в наши дни: наследники-Гурчины продали здание известной «аптечной фамилии» - Феррейнам.
По свидетельству Р. Ткешелашвили, это - настоящее произведение искусства: «писана грамота на большом листе пергамента вычурным почерком, окружена акварельным рисунком и золотой рамой цветного и травяного орнамента с гербами Москвы, Киева, Владимира и еще 24 российских городов».
Особое место в бахрушинском собрании занимает «рисуночный архив» В.А.Тропинина. Из 550 известных в настоящее время графических работ Тропинина, 400 принадлежали Бахрушину. Переданная в Исторический музей коллекция ныне рассосредоточена по 11 отделам ГИМа и широко используется в экспозициях.
Говоря о разнообразии интересов Алексея Петровича, нельзя не упомянуть также портретную галерею «коллег и соперников» - коллекционеров, собирателей и антикваров. В ней насчитывалось 349 портретов и 273 фотографии с натуры. Портреты размещались в пяти альбомах - дорогие переплеты, золотое тиснение на обложках; альбомы назывались «Наши коллекционеры», «Наши книголюбцы», «Московские букинисты и антиквары»... Персоны в альбомах были представлены совершенно разнообразные: от «покровителя русской старины и художеств» Александра III до псковского любителя художественной старины В.И. Власова и самарского краеведа П.В. Алабина.
Семья Бахрушиных была известна своим «москвофильством». Но даже на фоне остальных родственников Алексей Петрович выделялся особым интересом к истории родного города. А.М. Дубровский свидетельствует: «… Этот коллекционер собирал всё, что касалось прошлого нашего города: от конфетных обёрток с его изображениями до проектов архитектора М. Ф. Казакова». Но Бахрушин не останавливался на собственно собирательстве, он, как мог, популяризировал интерес к московской истории. Альбом «Ризница ставропигиального Симонова монастыря в Москве», выпущенный на средства Алексея Петровича в количестве всего 50 экземпляров, имел помету «Не для продажи» и предназначался для рассылки в музеи. Один из экземпляров был отправлен в Пражский королевский музей, остальные – по русским музеям и монастырям. В ГПИБ хранится три экземпляра этого издания.
В собрании Бахрушина, в московской «библиотеке в библиотеке», отражена литература практически по всем темам московской жизни второй половины XIX – начала ХХ века. Есть книги о московском водопроводе и московской окружной дороге, о московском зоопарке и Сандуновских банях, о церквах и монастырях, музеях, картинных галереях, триумфальных арках, о фабриках и торговых фирмах, статистические сборники, справочные публикации о ценах на хлеб и мясо, издания городской думы. Московская часть бахрушинской коллекции включает в себя самые разнообразные издания: от многотомных альбомов и дорогих иллюстрированных монографий до брошюр Кожевнического отделения Московского общества трезвости и вырезок из газет и журналов.
О целенаправленном комплектовании Бахрушиным своей библиотеки нам позволяет судить каталог, изданный в 4-х выпусках в 1911-1913 годах на средства его вдовы Анны Степановны Бахрушиной. В трёх выпусках указано 15626 русских книг, в четвёртом - книги на иностранных языках, количеством 1901. Не все книги библиотеки нашли отражение в каталоге, однако он всё же даёт представление об основных направлениях интересов собирателя. Если при просмотре изданий периода собирательства поражает иногда разнообразие тем и возникает предположение, что А.П. Бахрушин покупал решительно всё, что появлялось на книжном рынке (так что по каталогу можно судить о репертуаре русской книги за 1878-1904 гг. - Бахрушин в некотором роде выполнял роль Книжной палаты), то картина совершенно меняется в отношении изданий прошлых лет. Собирая старые русские книги, Бахрушин следовал строгому отбору. Это прежде всего книги по истории, археологии, географии, этнографии, культуры России. Например, печатные источники: сказания иностранцев - Олеарий, Маржерет, Герберштейн и др., изданные Н.И. Новиковым «Древняя российская Вивлиофика» (Спб., 1773-1775 гг.) и «Древняя российская идрография, содержащая описание Московского государства, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них города и урочища и на каком расстоянии» (Спб., 1773) и др. В собрании также представлены биографические словари, например, пятитомный «Словарь достопамятных людей» Д.Н. Бантыш-Каменского (1836), его же «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» (ч. 1-4, 1840-1841 гг.) и многие другие.
В своем новом доме (Воронцово поле, 6) Алексей Петрович отвёл под музей и библиотеку лучшие комнаты на втором и третьем этажах. Вдоль стен возвышались массивные дубовые книжные шкафы, посредине комнаты и частично у стен стояли застеклённые витрины, в которых хранились миниатюры, наиболее ценные рукописи, медали, печати, табакерки. В больших папках и специальных плоских ящиках - планы городов, старинные карты, виды монастырей и храмов, собрание рисунков. Отдельные папки были выделены под материалы, посвящённые Москве в 1812 году.
«У меня в библиотеке, - писал А.П. Бахрушин, - яблоку негде упасть: везде книги, папки опять книги, опять папки, и так далее - свободного же места нет, да и быть не может: книги всё прибывают и прибывают...»
«Прибывали книги» по-разному: в отличие от предыдущих героев нашей серии о библиофилах, Алексей Петрович не приобретал чужих собраний, а собирал свою коллекцию сам. Одними из приятных моментов такого собирательства были посылки и письма от авторов книг – с посвящениями и автографами Бахрушину. Некоторые конверты не уничтожались, а при переплете прикреплялись к книге. В этом можно убедиться, работая с бахрушинской коллекцией в ГПИБ:

1.

2.

3.

4.

5.

№ 1-3, № 4-5: Книги А.А. Титова из коллекции Бахрушина.

6.

№ 6. Дарственная надпись Елпидифора Аркадьева А.П.Бахрушину.

7.

8.

№ 7-8: Вплетённая в книгу визитка представителя Кыштымских заводов.

9.

№ 9: "Еврейские речи" А.Шмакова с дарственной надписью автора.

По вторникам два раза месяц на Воронцовом поле собирались любители русской книги и русского искусства. В гостях у Бахрушина можно было встретить хранителя Российского Исторического музея А.В. Орешникова, владельца картинной галереи И.Е. Цветкова, Е.В. Барсова, И.Е. Забелина, П.И. Бартенева, хранителя Оружейной палаты В.К. Трутовского.
К началу ХХ века Бахрушин был членом многих научных и благотворительных обществ, в том числе одним из учредителей Русского общества книжных знаков, автором его устава. Сам Алексей Петрович имел несколько книжных знаков. Три книжных знака состояли только из надписей, четвёртый знак - силуэт Бахрушина с надписью, пятый знак сложный - изображение книг, раскрытого свитка старого документа, складня, старинной бутыли с гербом, братины и вида Московского Кремля с надписью «Алексей Петрович Бахрушин». Знак был выполнен по рисунку Фёдора Бухгарта. Помимо экслибрисов, существуют и разные виды суперэкслибрисов.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

№ 10-15: Образцы экслибрисов и суперэкслибрисов А.П. Бахрушина.

Подобно многим другим коллекционерам, Алексей Петрович заказывал для книг своей коллекции новые переплеты, но, в отличие от коллег, не скупился – издания из его собрания переплетены не просто богато – роскошно.

16.

17.

18.

19.

20.

21.
№ 16-21: "Роскошные" издания и роскошные переплёты из коллекции А.П. Бахрушина.

С 1887 г. А.П. Бахрушин вёл заметки о Москве, её улицах, отдельных домах, её топографии и географии, об отдельных москвичах и Москве своего детства. Но самым ценным в этих записях являются его рассказы о знакомых коллекционерах, антикварах, букинистах. Заметки «Из записной книжки. Кто что собирает» были опубликованы уже после смерти Алексея Петровича, в 1916 г., и тут же удостоились отзыва журнала «Голос минувшего»: «Труд А.П. Бахрушина отличается интимностью и говорит о человеке, сумевшем закрепить, по одним воспоминаниям, многое ценное и интересное. «Кто что собирает» прочтётся, несомненно, с неослабевающим интересом самими собирателями, библиофилами и всеми теми, кто интересуется личностью и трудами подобных деятелей. Но мало того, работа А.П. Бахрушина может стать источником для исследователей, историков русской культуры и искусства... Заметки о собирателях дают возможность нарисовать и портрет самого их автора. Это был не только страстный коллекционер, хорошо сознававший, что истинное собирательство как бы часть души собирателя, но требовавший серьезного отношения к делу и видевший в таком деле общественное служение, конечная цель которого - принесение в дар обществу своих сокровищ».
В последний год жизни Алексея Петровича салон в его доме собирался все реже по причине нездоровья хозяина. В мае 1904 г. он уехал отдыхать в одно из имений рода Бахрушиных - в Ивановское, но вскоре почувствовал себя плохо, и его перевезли в Москву. 25 июня он скончался от порока сердца.
По духовному завещанию Бахрушина всё его собрание, оцениваемое в 140 000 рублей, вместе со шкафами и витринами поступает в Исторический музей, в том числе 25 тыс. книг его библиотеки. В музее библиотека была размещена в отдельном зале «Б» и продолжала пополняться, так что к 1938 году она насчитывала уже 40 000 экземпляров. Читатели называли зал «Бахрушинским». В 1938 году библиотека Бахрушина поступила во вновь созданную ГПИБ. Однако небольшая часть книг, около 5 000, в основном издания с автографами, осталась в музее. В ГПИБ коллекция Бахрушина сохраняет свои очертания и размещается в книгохранении под шифрами Б, за исключением книг XVIII века, переданных в ОИК.
Анна Степановна Бахрушина на проценты с капитала мужа (6 тысяч руб.) учредила премию им. А.П. Бахрушина в Обществе истории и древностей российских - «За лучшее сочинение о Москве и Московской губернии».
В заключение рассказа об Алексее Петровиче Бахрушине не откажем себе в удовольствии полностью процитировать удивительно интересный документ, хранящийся ныне в Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина. Это письмо Алексея Петровича кузену, Александру-младшему, тогда начинающему коллекционеру. Не просто письмо, а одновременно и поучение, и завещание, и напутствие:

«Любезнейший братец мой, Алеша! Коль скоро ты уже окончательно решил всерьёз заняться собирательством, то знай, помни и готовь себя к трем испытаниям:
1) В очень многом должно научиться ограничивать себя. Отказаться от ненужных трат, развлечений и удовольствий, лишних комнат в доме, богатых обедов и модных нарядов для себя и ненаглядной твоей Веры Васильевны. Весь досуг свой следует отдавать беззаветно поиску и приведению в порядок собираемых милых твоему сердцу редкостей и диковин. Не обращай внимания, милый Алеша, на пересуды. Мы, коллекционеры, подсудны лишь одному судье - времени.
2) За версту обходи знатнейшие и модные антикварные магазины и крупные аукционы. Здесь всё дорого и богато, но редко, когда ценные и интересные вещи попадают сюда. Зато чаще заглядывай в антикварные лавчонки и развалы старьевщиков... на Сухаревке. Тут, если повезет, бывает, найдёшь за целковый корону Британской империи. И никогда не давай сразу требуемой цены. Торгуйся смело, напористо, как на базаре. Старайся на грош пятаков купить. В том-то и есть наш собирательный интерес и азарт.
3) И, самое главное, всё, что делаем мы, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству любимому, образованному человеку. А потому, хоть ты и молод, но всегда помнить и думать надлежит, куда пристроить ещё при жизни собрание твоё, назначить его в музей, в библиотеку или университет. Но никоим образом не оставляй даже самым близким родственникам, например детям. Потому что всё это пойдёт в продажу розницей за что попало. Вон так мудро решил П. Н. Третьяков, принеся бесценный дар свой родной нашей Москве... Я, следуя сему примеру, сговорился... с... П.И. Щукиным и отдам всё, как и он собирается, в Исторический музей... Забелину И.Е. Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит всё наше великое богатство. И, может быть, спустя лет эдак сто, а то и более, помянут нас потомки словом добрым, коль мы его достойны будем. За сим остаюсь любезный брат твой А.П.Бахрушин».

Цит. по: ГЦТМ. Ф.1. Оп. 3. Ед. хр. 320206.

Литература:

Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает. - М., 1916.
Молодцова Т.И. А.П. Бахрушин и его окружение // Библиотека и история. - Вып. 4. - М., 1998. - 184 с.
Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. - М., 1997. - 528 с.
Филаткина Н.А. Династия Бахрушиных: эволюция московских предпринимателей XIX – начала XX в. - М., 2006. - 352 с.: ил.

Семья рус. купцов и промышленников, известная своей благотворительной и храмоздательной деятельностью. По семейному преданию, Б. происходили из касимовских татар. В ХVII в. предок Б. принял Православие и поселился в г. Зарайске Рязанской губ., где занимался перегоном скота и выделкой кож (по переписным книгам род Б. прослеживается в Зарайске с сер. XVII в.). В 1-й пол. XVIII в. Борис Федорович Бахрушин перенес торговлю из Зарайска в Москву, в 1821 г. его внук Алексей Федорович (1792-1848) переехал в Москву со своей семьей и открыл перчаточную фабрику в слободе Кожевники. С 1825 г. выполнял казенные заказы по поставке кож для солдатских ранцев, к 1831 г. имел сафьянный завод, в 1835 г. числился купцом 2-й гильдии, в 1836 г. приобрел дом на Кожевнической ул. После смерти А. Ф. Бахрушина делом стала руководить его вдова Наталья Ивановна и сыновья Петр (1819-1894), Александр (1823-1916), Василий (1832-1906). Несмотря на плохое финансовое положение завода после смерти его основателя, семья решила не отказываться от выплаты долгов, кроме того, по итогам каждого года часть прибыли решено было тратить на благотворительные цели. Благодаря реконструкции завода, проведенной еще А. Ф. Бахрушиным, усилиям членов семьи, а также большим казенным заказам в связи с Крымской войной производство наладилось, и в 1875 г. Б. создали одну из крупнейших фирм Москвы - «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей». Промышленники активно участвовали в развитии Учетного и Купеческого банков, в продолжение мн. лет являлись гласными Московской городской думы. Александр Алексеевич принимал деятельное участие в работе Московского биржевого комитета.

Благотворительная деятельность Б. была чрезвычайно обширной. В 1887 г. на их средства на Сокольничьем поле была построена больница, названная в честь братьев Б. (совр. городская больница № 33 им. А. А. Остроумова). В 1893 г. при больнице открылся дом для призрения неизлечимо больных, в 1903 г.- родильный приют, в 1910 г.- амбулатория с рентгеновским кабинетом и светолечебницей. В 1911 г. больница стала клинической базой медицинского фак-та Высших жен. курсов. В 1895 г. промышленники выделили 600 тыс. р. на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот правосл. вероисповедания. В приюте воспитывались дети с 4-6 до 18 лет, им давали религ., нравственное и физическое воспитание, обучали ремеслу. (После 1917 в здании приюта нек-рое время размещался детский дом, перед Великой Отечественной войной - приют им. Коминтерна для детей-иммигрантов, впосл. весь комплекс зданий передан изд-ву «Мир» (1-й Рижский проезд, 2).) В 1898 г. на приобретенной Б. земле был построен комплекс Дома бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной, состоявший из 3 зданий. В год постройки Б. передали комплекс Москве. В 1912 г. здесь было 450 однокомнатных квартир, где проживали более 2 тыс. чел. (из них 600 вдов и ок. 1,5 тыс. детей), на 1-м этаже располагались комнаты для 100 учащихся девушек с бесплатной столовой. В 1906 г. Б. пожертвовали Москве 400 тыс. р. для бесплатного сельскохозяйственного приюта-колонии, строительство к-рого началось в 1914 г., к лету 1915 г. было построено 8 из 11 корпусов; полной реализации проекта помешала первая мировая война. В 1904 г. Василий Алексеевич Бахрушин на Смоленском бульваре, рядом со своим особняком, построил четырехэтажное здание, где разместились 6 начальных городских уч-щ. В 1906 г. по его завещанию были учреждены 5 стипендий: в Московском ун-те, МДА, Московской ДС, Академии коммерческих наук и в одной муж. гимназии. Александр Алексеевич уделял много внимания Якиманскому попечительству о бедных, при к-ром работали детский приют для девочек и богадельня; в 1915 г. пожертвовал 500 тыс. р. на строительство Народного дома в Замоскворечье. 21 марта 1901 г. Василий и Александр Б. за благотворительную деятельность были удостоены звания почетных граждан Москвы.

Жертвуя средства на постройку благотворительных учреждений, Б. стремились обеспечить их содержание и развитие. С этой целью выделялся капитал, проценты с него шли на поддержание и улучшение основанных Б. больниц, уч-щ и приютов. В общей сложности Б. пожертвовали Москве более 3,5 млн р. Они обязательно входили в попечительские советы учреждений, к-рым покровительствовали. Владимир Александрович (1853-1910) являлся председателем совета сиротского приюта им. Б. в Сокольниках, при главном доме совета в 3-м Монетчиковском пер. находились приют для девочек, столовые, учебные классы, мастерские. В 1910 г. в память о В. А. Бахрушине детскому приюту было присвоено его имя. Сын Владимира Александровича Сергей (1882-1950), выпускник Московского ун-та, историк, после смерти отца состоял председателем совета приюта в Сокольниках, приюта-колонии в тихвинском имении, совета Рукавишниковского приюта, членом попечительского совета профессионального уч-ща им. В. Лепёшкиной, членом Благотворительного тюремного комитета, Пятницкого попечительства о бедных.

Почти все представители семьи Б. были глубоко верующими людьми, строго хранившими традиц. правосл. уклад. Старшие в роде Б. являлись старостами и председателями церковноприходского попечительства в приходе Св. Троицы в Кожевниках (в 1870-1894 - Петр, в 1895-1916 - его брат Александр), проявляли неустанную заботу о благолепии и реставрации Троицкого храма, к-рый современники сравнивали по красоте и богатству церковной утвари с Христа Спасителя храмом . Весьма обширной была храмоздательная деятельность Б. При каждом благотворительном учреждении, построенном на средства промышленников, была создана правосл. церковь: в больнице имени Б.- в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и часовня во имя вмч. Пантелеимона, при сиротском приюте в Сокольниках - в честь Св. Троицы с приделами во имя Алексия, человека Божия, и мц. Наталии, при Доме бесплатных квартир на Софийской набережной - во имя свт. Николая Чудотворца, при приюте в 3-м Монетчиковском пер.- во имя равноапостольных Константина и Елены. По инициативе Василия Алексеевича Бахрушина в рабочем поселке близ Рогожской заставы был воздвигнут величественный храм во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне с приделами во имя св. апостолов Петра и Павла и мч. Александра. В завещании Василий Алексеевич оставил крупные денежные суммы Троице-Одигитриеву жен. мон-рю (где приняла постриг его сестра Евгения, в монашестве Олимпиада, затем Алексия), ц. во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне, церквам во имя Св. Троицы в Кожевниках и в Зубове, храмам при больнице им. Б., сиротском приюте в Сокольниках и Доме бесплатных квартир на Софийской набережной (сын Василия Алексеевича Николай (1872-1917) состоял старостой Никольской ц. при Доме бесплатных квартир). Причты церквей должны были пользоваться процентами с этих капиталов. Сын Петра Алексеевича Дмитрий (1844-1919) был среди главных жертвователей на храм Покрова Богородицы в Черкизове, освященный 6 июля 1903 г., близ станции Тарасовка Ярославской железной дороги, где располагалась его дача. Его брат Константин (1856-1938) много лет являлся церковным старостой и главой церковноприходского попечительства храма во имя свт. Николая в Кузнецах.

Многое сделали Б. для благоустройства Зарайска. В 1865 г. они купили там дом кн. А. Д. Волконского с прилегающим земельным участком, где к 1869 г. на средства Петра Алексеевича были построены муж. и жен. богадельни, сооружена домовая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В нач. XX в. Б. сделали щедрое пожертвование на восстановление обветшавшего Зарайского кремля и его храмов. Александр Алексеевич представил план перестройки главного собора кремля во имя св. Иоанна Предтечи, лично наблюдал за восстановлением храма. В 1912 г. он выделил 200 тыс. р. для строительства в Зарайске бесплатной больницы, к-рая по его желанию была названа во имя свт. Николая Чудотворца. В 1908 г. Николай Васильевич Бахрушин обратился к зарайскому городскому голове с предложением принять от него участок земли в 2 тыс. кв. сажен с домом, 2 флигелями, с конюшней, садом и пожертвовал 14 тыс. р. в процентных бумагах для устройства жен. общины, к-рая была открыта в 1909 г. в честь Рождества Богородицы, при ней действовали лечебница им. В. А. и В. Ф. Бахрушиных (родителей жертвователя) и детский приют. В годы первой мировой войны в лечебнице располагался лазарет для раненых воинов. Община просуществовала до 1919 г.

Неск. представителей семьи Б. были коллекционерами и меценатами. Алексей Петрович (1853-1904) состоял членом-соревнователем Исторического музея, членом Об-ва любителей художеств. В его доме на Воронцовом Поле дважды в месяц собирались известные коллекционеры, историки, писатели и художники (там бывали П. И. Бартенев , И. Е. Забелин , В. А. Гиляровский, М. И. Семевский, А. М. Васнецов и др.). А. П. Бахрушин собрал богатейшее книжное собрание (ок. 25 тыс. томов), коллекцию произведений искусства (иконы, гравюры, майолика, бисер, резная кость, рус. и европ. миниатюры); написал книгу о московских коллекционерах «Из записной книжки: Кто что собирает», субсидировал издания по истории правосл. Москвы: «Ризница ставропигиального Симонова монастыря» и «Историческое описание Николаевской в Воробине церкви» (1905). После смерти Алексея Петровича вдова передала его коллекцию произведений искусства в Румянцевский и Исторический музеи и учредила в ОИДР премию им. А. П. Бахрушина «за лучшее сочинение о Москве и Московской губернии». Др. известным коллекционером был Сергей Александрович Бахрушин (1863-1922), собиравший произведения рус. художников (в частности, М. А. Врубеля), предметы декоративно-прикладного искусства. В 1922 г. разбор его коллекций был поручен И. Э. Грабарю, затем все собрание разделили между провинциальными музеями. Алексей Александрович (1865-1929) известен как основатель Театрального музея в Москве. Он начал собирать свою коллекцию в нач. 90-х гг. XIX в., после постройки собственного особняка выделил для нее 1-й этаж здания, 25 нояб. 1913 г. передал свой музей С.-Петербургской АН с условием оставить его в дар Москве (сначала почетный попечитель, с 1919 назначен пожизненным директором музея). А. А. Бахрушин долгие годы был председателем Русского театрального об-ва, в 1904-1906 гг. в его доме на Лужнецкой ул. располагалось «Убежище для престарелых артистов» (затем для «Убежища» было приобретено специальное здание). В 1908-1910 гг. Алексей Александрович возглавлял работу Введенского народного дома. В 1897-1917 гг. был старостой ц. во имя св. Марии Магдалины имп. Московского театрального уч-ща и в 1917 г. спас иконостас этой церкви, передав его в Знаменский храм в Переяславской ямской слободе; в 1913-1917 гг. также являлся старостой ц. во имя св. Иоанна Предтечи в с. Афинеево (совр. Наро-Фоминский р-н Московской обл.).

Арх.: ГЦТМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 660, 670. Л. 1-3, 6, 8, 9, 15, 17, 18, 20; Д. 652, 692, 697, 781, 784, 787, 797, 804, 806, 809, 81, 870, 3203. Л. 52-54; 3230, 3133. Л. 30; 5182; РО МИГМ. Ф. 3. Д. 2. № 17; ЦАНТД. Мясн. Ч. 141-142/161. Д. 25; ЦГИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 991. Л. 1; Ф. 303. Оп. 456. Д. 645; Пупышева В . Н . Воспоминания. 1950-е гг. [Москва, частное собр.]; Сильверсван Е . Н . Кое-что о Бахрушиных, Сильверсванах, моем детстве и разные воспоминания. 1990-е гг. [Москва, частное собр.].

Н. А. Филаткина


Из записной книжки А.П.Бахрушина " "

Бахрушины - купеческая династия, начинавшая с торговли скотом в г. Зарайске Рязанской губернии еще в XVII в. В 1821 г. дед Алексея Петровича пешком пришел в Москву с семьей. А в 1834 году ему уже владел кожевенным заводом и вскоре попал в списки московского купечества. Особенно разбогатела семья на казенных поставках во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В семье Бахрушиных существовал обычай жертвовать на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Этих правил неукоснительно придерживались все представители семейства. Бахрушины входили в пятерку самых знатных московских купеческих родов и заслужили особое уважение благодаря щедрой благотворительной деятельности.

Заметки из записной книжки известного московского собирателя Алексея Петровича Бахрушина (1853-1904) представляют первостепенный интерес для коллекционеров и историков. Их оригинал хранится в Государственном историческом музее вместе с архивом и собранием бывшего владельца.

Московским библиофилам была хорошо известна библиотека Бахрушина , в ней насчитывалось около 30 тысяч томов, составляющих 33 раздела. Здесь была собрана едва ли не вся литература по истории музейного дела в России, о крупных коллекциях и древлехранилищах. Ценность библиотеки составляли сказания иностранцев о России, редкие издания о войне 1812 года и о Наполеоне, книги по истории монастырей. Для домашнего музея Бахрушин отвел два этажа своего особняка на Воронцовом поле, где дважды в месяц собирался круг его друзей. Книги из собрания Бахрушина впоследствии поступили в фонды Государственной Публичной исторической библиотеки.

В записках Бахрушина приведены все знаковые имена коллекционеров второй половины XIX - начала ХХ вв. Представлены их интересы в области старины и искусства, краткие сведения о коллекциях и наиболее значимых их предметах. Среди этих собирателей - книжный антиквар и библиофил П.П.Шибанов, профессор Е.В.Барсов, братья П.М. и С.М. Третьяковы, меценат и издатель К.Т.Солдатенков, П.И.Щукин, нижегородский фотохудожник А.О.Карелин и многие другие. Упомянута среди них и одна дама. Для каждого из них указывается возраст, собирательский стаж, тематика и направленность его коллекций, их масштабы и ценность. Многие собрания Бахрушин осматривал лично, поэтому сведения о них чрезвычайно информативны и ценны.

Сам о себе А.П.Бахрушин написал не без юмора так: «Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь в чужих руках, тотчас же старается ее приобрести – в этом отношении он очень завистливый человек».

В заметках речь идет и о менее известных любителях предметов старины и искусства. Некоторые характеристики его коллег-собирателей весьма ироничны. Так, А.П.Бахрушин рассказывая об одном богатом коллекционере, сообщает, что тот, накупив множество произведений живописи старых иностранных мастеров, позволял себе переделывать не нравившиеся ему картины: он их реставрировал, убирая при этом неудачные, по его мнению, детали.

Бахрушин впервые описал психологию русских собирателей, их мотивы и духовный мир, он создал многомерный коллективный портрет этих людей особой породы, увлеченных и порой одержимых. Иногда они так привязаны к любимым предметам, что готовы ради них рисковать жизнью. Некоторые из собирателей нередко отказывали себе во всем ради составления ценного собрания. Бахрушин хорошо знал круг всех тех людей, которые однажды увлеклись собирательством. Бахрушин знал их пороки и отрицательные качества – это жадность, нечистоплотность действий, подчас невежество. Он ярко описывает нравы и обычаи старьевщиков и наиболее известных барахолок старой Москвы, главной среди которых был рынок у Сухаревой башни.
В книге опубликован каталог фотографических портретов из собрания А.П.Бахрушина. В них помещены портреты библиофилов, библиографов, издателей и букинистов, а также алфавитный список персон, чьи фотографии вошли в альбомы Бахрушина. Книгу завершают записки-воспоминания Алексея Петровича о Москве его времени.

Библиография. Международная книга: 54-44, 72-46.

Портал Кунцево Онлайн

У Бахрушиных в крови было два свойства: коллекционерство и благотворительность.

Из коллекционеров были известны Алексей Петрович и Алексей Александрович. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. Его коллекция, в свое время, была подробно описана. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому Музею, а фарфор и старинные вещи -- Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит каждое воскресение на Сухаревку и торгуется, как еврей». Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

Алексей Петрович стал одним из самых известных московских коллекционеров. В своем собирательстве он доходил до фанатизма. Его, прежде всего, увлекал сам процесс поиска того или иного раритета.

Его лично знали едва ли не все известные антиквары и букинисты. Коллекция Бахрушина включала самые разнообразные предметы: медали, миниатюры, гравюры, акварели, живопись, иконы, изделия из бисера, фарфора, стекла и бронзы, старинное шитье.

Однако особую любовь испытывал Алексей Петрович к книгам. В его библиотеке насчитывалось около 30 тысяч томов по истории, географии, археологии, этнографии.

Уже после смерти вышла в свет книга Бахрушина «Кто что собирает» -- своеобразная энциклопедия частного собирательства России начала ХХ в. Ее содержание не потеряло своего значения по сей день, став бесценным историческим источником многих современных исследований.

О Театральном музее Алексея Александровича, второго коллекционера из рода Бахрушиных, слишком хорошо известно, чтобы на нем останавливаться. Это единственное в мире богатейшее собрание всего, что имело какое-либо отношение к театру. Видно было, с какой любовью оно долгие годы собиралось. А. А. был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. собирательство коллекционер музейный театральный

Он был человек очень интересный и несколько взбалмошный. Когда он был в духе и сам показывал свои коллекции, было чрезвычайно поучительно. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

В 23 года Алексей серьезно занялся купеческой деятельностью, войдя в семейное дело - «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья». У молодого человека появились свободные деньги, и он по примеру двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина увлекся коллекционированием. Сначала Алексей собирал восточные редкости, затем - все, что связано с Наполеоном и войной 1812 года. А в 1890 году перешел на коллекционирование русской театральной старины. Поводом к новому увлечению послужило пари со страстным московским коллекционером купцом Н.А Куприяновым, доводившимся Бахрушину двоюродным братом. А поспорили купцы о том, кто больше за год соберет театральных раритетов (по другим сведениям - на сбор коллекции отводился месяц). Новому увлечению Алексей отдался с жаром. Дом стал наполняться фотографиями актеров, эскизами костюмов и декораций, афишами и программами спектаклей, личными вещами артистов и книгами о театральном искусстве.

В октябре 1894 года собиратель впервые представил свою коллекцию московским театралам. С этого времени и идет отсчет работы Московского литературно-театрального музея.

Стоит отметить, что коллекционированием Бахрушин занялся профессионально. «Коллекционировать только через антикваров, - говорил он, - не выискивая самому, не интересуясь глубоко, - занятие пустое, неинтересное, а если собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней». Он обладал таким интересом, и потому поиск театральных раритетов вел целенаправленно, стремясь отразить в своей коллекции всю историю российского театра.

Слава о коллекции Бахрушина быстро распространилась в театральной среде, и многие известные российские актеры и театральные деятели стали передавать ему личные вещи, фотографии, театральные костюмы и даже фрагменты декораций. Дом Бахрушина стал своеобразным театральным клубом, куда собирались пообщаться в товарищеском кругу многие известные актеры, режиссеры, писатели, художники. Здесь можно было застать К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Ф.И. Шаляпина и Л.В. Собинова, А.И. Южина и А.П. Ленского, Г.Н. Федотову и М.Н. Ермолову, Ц.А. Кюи и А.Д. Вяльцеву.

В ноябре 1913 года Бахрушин передал свою коллекцию Российской Академии наук. Алексей Александрович возглавил правление музея, который стал носить его имя.

Российский меценат, видный коллекционер, библиофил. Член Общества любителей древней письменности, Общества любителей русского исторического просвещения, Русского общества книжных знаков, Московского библиографического кружка, Владимирской и Симбирской ученых архивных комиссий.

Из рода купцов и предпринимателей Бахрушиных. В 1860-х учился в Москве, в частном пансионе Э. X. Репмана. С 1870-х начал заниматься коммерческой деятельностью; в 1890-е гг., после смерти отца, стал совладельцем фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Бахрушин и сыновья».

Род Бахрушиных традиционно занимался благотворительностью и коллекционированием (дядя Б., Алексей Александрович Бахрушин - знаменитый основатель Театрального музея в Москве). В начале 1870-х Б. тоже увлекся коллекционированием. В течение 30 лет собирал библиотеку, в которую вошли преимущественно книги по истории, географии, археологии, этнографии России (всего около 25 тыс. томов). Отдельный интерес представлял раздел, посвященный Отечественной войне 1812 года, а также библиографические указатели, справочники и путеводители по городам и монастырям России. Кроме того, Б. принадлежала уникальная коллекция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (гравюры, акварели, живопись, миниатюры, иконы, медали, изделия из бисера, фарфора, стекла и бронзы, старинное шитье).

Московский дом Б., страстного библиофила, коллекционера предметов старины, произведений искусства, со временем превратился в музей. Здесь дважды в месяц собирались друзья и единомышленники, любители истории и древностей - деятели культуры, писатели, ученые, библиофилы и коллекционеры, антиквары и букинисты (И. Забелин, М. Семевский, П. Бартенев, А. Орешников, А. Шувалов, С. Виноградов, К. Соловьев, Д. Ульянинский, художник А. Васнецов, писатель В. Гиляровский, архитектор И. Бондаренко и др.), обсуждались новости культурной жизни. Б. был осведомлен о частных московских коллекциях, копил сведения о них, позже вошедшие в его книгу.

Согласно завещанию Б., после его кончины все собрание поступило в Российский Исторический музей, где были организованы два зала его имени. На средства вдовы, А.С. Бахрушиной, было издано описание его книжного собрания («Каталог книг Алексея Петровича Бахрушина». Вып. 1-3. М., 1911-1912). Посмертно были изданы воспоминания Б. «Из записной книжки. Кто что собирает» (М., 1916), которые содержали воспоминания о старой Москве и сведения по истории коллекционирования и антикварной торговле в России рубежа XIX-XX вв. Эта книга не утратила своего значения по сей день как источник для изучения истории книжной культуры этого периода и истории отечественного библиофильства.

Лит.: А. П. Бахрушин // Антиквар. 1902. № 2; А.П. Бахрушин: [Некролог] // Известия книжных магазинов Товарищества М.О. Вольф. 1904. № 8/9; Иваск У.Г. Памяти А.П. Бахрушина: (Из воспоминаний библиофила). М., 1908; Книга: Энцикл. М., 1999. С. 54; и др.

А.В. Николенко