Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока. «О, я хочу безумно жить…», сочинение по произведению Блока

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С.
Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова).
«Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», представляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной»,
«черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока,
наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:

Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…

(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)

В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:

Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…

Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия,
становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное,
вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и
лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в
«угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

(«Пророк», 1841)

О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка
«Вновь я посетил…» (1835), «внука»

…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?

На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются
«добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского
стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта,
восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель»
творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и
судьбу.

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

«О, я хочу безумно жить»

Анализировать произведение невозможно без его прочтения:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

История создания

Начать анализ «О, я хочу безумно жить» Блока нужно с даты написания. Это пятое февраля 1914 года. Едва закончив свой поэтический цикл «Ямбы», Александр Александрович задумался над тем, каким произведением открыть подборку, и в итоге буквально за час написал это стихотворение.

Повлияли на поэта явно назревающая Первая мировая война, усиление революционных настроений, а также возможность призыва в армию. Угнетающая обстановка подействовала на стихотворца, в то время уже склонного к упадническим настроениям в своем творчестве, как и к неожиданным душевным подъемам. Недавно вернувшийся на родину после очередного лечения во Франции, Блок, узнает, что его могут призвать на службу. И если начнется Европейская война, даже привлечь к военным действиям. Молодой человек чувствовал к этому отвращение, и вместе с этим - огромное желание жить свободно. Реальную жизнь поэт называет тяжелым сном, в котором он задыхается, и противопоставляет ей безумное желание жить светло и свободно. Вероятно, так Блок хотел показать, что несмотря на печаль, сквозящую во всех произведениях сборника, в душе он «дитя добра и света». И в поэзии им движет именно стремление освободиться от неприятностей реальной жизни, рассказав о своих чувствах.

Также следует отметить, что в это время Блок был недоволен решением своей сестры Ангелины, с которой был крепко дружен с 1909 года, пойти в монахини и посвятить этому свою жизнь. Когда Ангелина скончалась в 1919 году, Блок посвятил «Ямбы» ее памяти. Анализируя «О, я хочу безумно жить», можно сделать вывод, что эти открывающие стихи сборника неразрывно связаны с его сестрой. В своем дневнике поэт отметил, что «Ангелина начала праветь под влиянием матери». Монашество казалось Блоку таким же удушливым занятием, как и служба в армии.

Анализ

«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта. Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности. По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».

Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие - перекрестную.

К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне...

Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».

Критика

Цикл «Ямбы» был высоко оценен литературными критиками, сам Блок считал его своим лучшим циклом, подвергая все свое творчество критическому анализу. «О, я хочу безумно жить» в 1914 году, отмечалось как «тонкая, философская работа, восхваляющая влияние поэтов на молодые умы и сердца в качестве воплотителей - увековечивающих и очеловечивающих».

После выхода сборника в 1919 году, уже после революции, «О, я хочу безумно жить» анализировалось новой властью и тоже оценивалось высоко. При жизни Блока это стихотворение хвалили за наполненность искренней жаждой к жизни, а также за меткое описание «старого строя» как удушающего сна наяву. К середине двадцатого века в советских учебниках анализ «О, я хочу безумно жить» включал в себя важное упоминание о «веселом юноше», как о главном человеке коммунистического будущего.

Стихотворение стало первым в сборнике Блока "Ямбы", который сам автор считал наиболее удачным среди всех своих поэтических сборников. Все произведения в этом цикле посвящены философским размышлениям о смысле жизни и роли поэтов в обществе того времени, о переживаниях творческих людей.

Главная тема стихотворения

Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах. Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки.

Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.

В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить "несбывшееся". Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова "сон тяжелый", "в грядущем скажет", "юноша веселый". Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны - угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Вывод

Читателю вполне понятна мысль, которую выражает поэт, и для современных людей отсутствие сложных художественных приемов очень кстати, поскольку сегодня не в моде устаревшие сложные конструкции в стихах. Большинство творческих людей способны разделить с автором его переживания, прочувствовав их, поскольку за прошедшие годы мало что изменилось в этом плане и все так же люди с творческой душой ощущают себя чужими в обыденной повседневности.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока

Произведением «О, я хочу безумно жить…» Блок открывает свой стихотворный цикл «Ямбы» (1914 г.). Он написал его в самый последний момент в приливе вдохновения и считал достойным выражением своих философских взглядов. Поэт уже преодолел тяжелый период в своем творчестве, когда в нем господствовали мрак и безысходность. Он вновь раскрыл свою душу миру, которая испытывает только радостные и светлые чувства.

Стихотворение несет очень мощный жизнеутверждающий заряд. Блок чувствует невероятный прилив творческих сил и стремится в максимальной степени реализовать его. Он считает, что ему теперь подвластно все, он способен «несбывшееся – воплотить».

Обстановка в России и во всем мире никак не соответствовала настроению поэта. Международные противоречия грозили неизбежной войной. Общество было расколото и искало выход в различных политических и культурных течениях. Блока это совершенно не смущает. Он признает «жизни сон тяжелый», но идет ему наперекор и устремляется в мечтах в будущее. Современное ему поколение не способно разделить его радость, но «юноша веселый», родившийся в более счастливое время, по достоинству оценит его заслуги. Он увидит под угрюмой маской «дитя добра и света».

Блок создает свой особый воображаемый мир, в котором находит отдых и спасение от окружающей безрадостной действительности. Это помогает ему не сломаться под ударами судьбы и дальше нести свет добра и справедливости. В принципе, ему безразлично, как отнесутся к его творчеству современники. Он выполняет свой поэтический долг. Блок, в отличие от многих поэтов и писателей, не стремится к какой-то конкретной цели. Он служит отвлеченной идее красоты.

Стих «О, я хочу безумно жить…» показывает, что Блок так и не избавился от склонности к символизму. Реальная жизнь становилась все более жестокой, но это никак не сказывалось на поэте. Он лишь сооружал воображаемые преграды между собой и действительностью, хотел полностью раствориться в несуществующем мире. Блок просто не желал признавать проблемы. Такая иллюзорная жизнь должна была рано или поздно обернуться жестоким ударом. Возможно, поэт считал, что его фантастический мир волшебным образом окажет влияние на реальность и все мировое зло исчезнет само по себе. Его постигло тяжкое разочарование в виде Первой мировой войны и революции в России. Реальная жизнь дала о себе знать и сама оказала влияние на дальнейшее творчество и судьбу поэта.

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

«О, я хочу безумно жить»

Анализировать произведение невозможно без его прочтения:

О, я хочу безумно жить:Все сущее - увековечить,Безличное - вочеловечить,Несбывшееся - воплотить!Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне, -Быть может, юноша веселыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство - разве этоСокрытый двигатель его?Он весь - дитя добра и света,Он весь - свободы торжество!

История создания

Начать анализ «О, я хочу безумно жить» Блока нужно с даты написания. Это пятое февраля 1914 года. Едва закончив свой поэтический цикл «Ямбы», Александр Александрович задумался над тем, каким произведением открыть подборку, и в итоге буквально за час написал это стихотворение.

Повлияли на поэта явно назревающая Первая мировая война, усиление революционных настроений, а также возможность призыва в армию. Угнетающая обстановка подействовала на стихотворца, в то время уже склонного к упадническим настроениям в своем творчестве, как и к неожиданным душевным подъемам. Недавно вернувшийся на родину после очередного лечения во Франции, Блок, узнает, что его могут призвать на службу. И если начнется Европейская война, даже привлечь к военным действиям. Молодой человек чувствовал к этому отвращение, и вместе с этим – огромное желание жить свободно. Реальную жизнь поэт называет тяжелым сном, в котором он задыхается, и противопоставляет ей безумное желание жить светло и свободно. Вероятно, так Блок хотел показать, что несмотря на печаль, сквозящую во всех произведениях сборника, в душе он «дитя добра и света». И в поэзии им движет именно стремление освободиться от неприятностей реальной жизни, рассказав о своих чувствах.

Также следует отметить, что в это время Блок был недоволен решением своей сестры Ангелины, с которой был крепко дружен с 1909 года, пойти в монахини и посвятить этому свою жизнь. Когда Ангелина скончалась в 1919 году, Блок посвятил «Ямбы» ее памяти. Анализируя «О, я хочу безумно жить», можно сделать вывод, что эти открывающие стихи сборника неразрывно связаны с его сестрой. В своем дневнике поэт отметил, что «Ангелина начала праветь под влиянием матери». Монашество казалось Блоку таким же удушливым занятием, как и служба в армии.

Анализ

«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта. Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности. По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».


Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие – перекрестную.

К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:

...Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне...

Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».

Критика

Цикл «Ямбы» был высоко оценен литературными критиками, сам Блок считал его своим лучшим циклом, подвергая все свое творчество критическому анализу. «О, я хочу безумно жить» в 1914 году, отмечалось как «тонкая, философская работа, восхваляющая влияние поэтов на молодые умы и сердца в качестве воплотителей – увековечивающих и очеловечивающих».


После выхода сборника в 1919 году, уже после революции, «О, я хочу безумно жить» анализировалось новой властью и тоже оценивалось высоко. При жизни Блока это стихотворение хвалили за наполненность искренней жаждой к жизни, а также за меткое описание «старого строя» как удушающего сна наяву. К середине двадцатого века в советских учебниках анализ «О, я хочу безумно жить» включал в себя важное упоминание о «веселом юноше», как о главном человеке коммунистического будущего.