Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков)


События романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» разворачиваются во времена Гражданской войны в России, начавшейся в 1917 году. В стране царит страх, хаос и паника. В подобной обстановке человеку необходимо место, где он будет чувствовать себя в безопасности, некий маленький островок доброты и спокойствия, незыблемая крепость. Именно таким местом является для семьи Турбиных дом № 13 по Алексеевскому спуску.

Булгаков восхищается этим домом. Несмотря на ужасы войны, здесь всегда уютно и тепло, царит атмосфера любви и доброжелательности. Алексей, Николка и в особенности Елена, хранительница домашнего очага и семейного уюта, тщательно оберегают эту атмосферу. Центральный предмет в квартире – голландская изразцовая печь, где постоянно горит яркое, живительное пламя.

Изразцы разрисованы множеством иллюстраций и надписей, отображающим все то, что волновало членов семьи Турбиных и их друзей в разное время 1918 года. В коридоре стенные часы бьют башенным боем, книги в шкафах пахнут «таинственным шоколадом», в спальне – бронзовая лампа, обязательно с абажуром. На рояле – открытые ноты вечного «Фауста». На столе в столовой – идеально накрахмаленная белая скатерть, праздничный сервиз, свежие цветы. На окнах - кремовые шторы, которые словно отделяют эту тихую гавань от внешнего мира. «Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных». Все эти вещи не представляют для героев материальной ценности, но они дороги воспоминаниями, в них заложенными.

Семья Турбиных – люди с высокоразвитыми нравственностью и моральными убеждениями.

Порядочность, справедливость, честь, мужество, искренность, сострадание, благородство – все эти качества для них незыблемы и непреложны. Они презирают ложь и трусость, именно поэтому Алексей корил себя за то, что пожал руку Тальбергу перед его бегством из Города. Душевная красота – стержень характера этих людей. В этом доме чтят и с готовностью исполняют завет матери - жить дружно. Турбины дорожат тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия не в классовом, а в общечеловеческом понимании. Даже во времена бушующей Гражданской войны для них по-прежнему важны книги, музыка, искусство, любовь, доброта, гостеприимство. Время вторгается в этот дом, разоряет семейное гнездо, но, несмотря на это, герои не меняются нравственно. Двери дома Турбиных всегда открыты для тех, кто в нем нуждается, будь то друзья семьи, а именно Шервинский, Мышлаевский и Студзинский, или дальние родственники (Лариосик), или даже Лисовичи, вынужденные искать помощи из-за ограбления.

Для контраста Булгаков использует описание дома инженера Лисовича, домохозяина. Оно абсолютно противоположно описанию дома Турбиных: прохладная и сырая квартира, полная тишина, пахнет «мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой». Сам Лисович и его жена противопоставляются Алексею, Елене и Николке: для этих людей не существует понятий чести, порядочности, долга, любви к Отечеству; они трусливы, жадны, скрытны и двуличны. Главное для Василисы и Ванды Михайловны – собственная безопасность и безбедное существование.

Таким образом, дом для Булгакова – нечто большее, чем обычное жилище. Это место, способное объединить людей, обезопасить от невзгод, подарить тепло семейных традиций, олицетворение мирной жизни и покоя. Именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро и гармонию.

Обновлено: 2017-07-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Центральное место в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» занимает семья Турбиных. Молодые Турбины – Алексей, Елена и Николка – являются стержнем романа, вокруг которого строятся композиция и сюжет произведения.

В начале произведения мы встречаем эту семью в трауре: недавно умерла их мать. Смерть матери как хранительницы очага и главной фигуры в любой семье символизирует в «Белой гвардии» предстоящие испытания, выпавшие на долю Турбиных.

На мой взгляд, тема семьи вынесена Булгаковым на передний план неслучайно. В рушащемся вокруг мире, в котором непонятно, где свои, а где чужие, семья, собравшаяся вокруг стола, является последней недрогнувшей твердыней, последней надеждой на мир и спокойствие. Булгаков видит в тихой семейной жизни спасение среди бури войны: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен!». Священен, как священна семейная жизнь и братская любовь.

Не потому ли предавший самое святое – свою семью - Тальберг кажется таким жалким и мелочным? По Булгакову, никакие обстоятельства, никакие оправдания не могут позволить бросить Дом и Семью: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга – ждите, пока к вам придут».

Интересно, что тема семьи как представительницы сословия, поколения или даже нации получила в мировой литературе начала двадцатого века большое развитие. Стоит вспомнить хотя бы роман Томаса Манна «Будденброки».

Семью Турбиных волнует один лишь вопрос: как жить дальше? Они еще совсем молодые. Алексею Турбину, военному врачу, только двадцать восемь лет. Елене Турбиной – двадцать четыре, а Николаю Турбину – семнадцать с половиной: «Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете».

Отношения между Турбиными очень близкие и проникновенные. Братья искренне любят сестру и готовы драться за нее. Муж Елены Тальберг и его скользкий характер был ясен Алексею и Николаю с самого начала. Но то ли из-за слабохарактерности, а, скорее всего, из любви и уважения к сестре, они терпели и ни словом не обидели капитана. Даже когда понимали, что он бросает их семью и сбегает, по-христиански проводили его, расцеловавшись в коридоре.

Развал семьи означает для Турбиных конец мира и смерть для каждого его члена. Поэтому Елена, молясь и прося Богородицу «в один год» не кончать семью, готова пожертвовать самым дорогим – своим чувством к Сергею Тальбергу. И чудесное выздоровление Алексея вроде бы опять приносит в дом маленькую искорку надежды на то, что когда-нибудь все будет хорошо.

Но История, грозная и суровая, уже несла свой приговор Турбиным. Что их ожидает? Во тьме пожарищ, во чреве войны не важно кто – Петлюра, или гетман, или большевики – никто не разбирает, кто брат, а кто сестра. Для петлюровца Галаньбы не существует ни семьи, ни дома. Он забыл или захотел забыть, что перед Богом все равны. Поэтому этот герой убил еврея Якова Фельдмана как раз в ту минуту, когда жена еврея рожала и нуждалась в повивальной бабке.

Булгаков гениально описывает события восемнадцатого года. При этом он концентрирует внимание на судьбе семьи Турбиных, чтобы показать, что война – холодное и грязное чудовище. Она не жалеет никого: ни юного Николку, сильно напоминающего Николая Ростова, ни «рыжеватую Елену», Елену Прекрасную. Войне все равно: петлюровец ты или большевик, монархист или социалист. Она без разбору съедает все, что попадается на ее пути. Война ненасытна и всегда беспощадна и несправедлива.

Дитя ненависти, война не имеет и не может иметь никакого оправдания. И сегодня, в веке двадцать первом, когда каждый день по телевизору передают репортажи с того или иного места ведения боевых действий, у войны очень много сторонников. Таких же слепых, как и она сама. Многие оправдывают войну в Чечне, в Ираке, не понимая, что необходимо всегда отвечать себе на один единственный вопрос: могу ли я оказаться на месте тех невинных людей, которые волею судьбы, как и Турбины, затянуты в водоворот войны? Кто завтра станет белыми? Кого будут убивать за вероисповедание, цвет кожи, нацию, мировоззрение?

Находится очень много взрослых людей, которые совершенно искренне воскликнут, как неизвестный в толпе из романа Булгакова, в толпе, идущей хоронить невинно убиенных спящих поручиков: «Так им и треба!» Глупцы! Они не понимают, что все люди смертны и нет смысла ускорять и без того скорый конец. Ведь все исчезнет, «а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?».

АНАЛИЗ ТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

АНАЛИЗ ИНТЕРЬЕРА ДОМА ТУРБИНЫХ В РОМАНЕ «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

Интерьер дома Турбиных появляется в романе Булгакова на первых же страницах и будет многократно воспроизводиться автором на протяжении всего романа. Историческое время и свершающиеся события, великие, близкие по масштабу библейским, уже осмыслены автором в первом предложении произведения: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». В этот трагический союз эпохи и мировых событий вписана история обычной семьи Турбиных, бытие которой становится фокусом всех ключевых проблем и характернейших черт времени и разделено вехой революционного года на 2 этапа: ДО и ПОСЛЕ. Смерть главы семьи - матери, центра всего прежнего турбинского «космоса» - также пришлась на страшный год, первый «от начала революции»: совпадение семейной и исторической катастроф становится для Булгакова великим предзнаменованием будущих печальных событий. И единственной защитой, «спасительным кораблем в страшном море бедствий» становится для Турбиных их дом, оставленный им родителями как особый духовный мир, ковчег, хранящий непреходящие, вечные ценности.

Рассмотрим первую картину турбинского дома. Рисуя ее, автор подчеркивает старину - традицию (слово в переводе означает «передача»), обжитость, сложившийся издавна уклад жизни и семейных отношений. Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, сохраненными памятью, укреплена привычками, ставшими частью характера самого рода Турбиных. Центр интерьера - и всего дома - «пышущая жаром» изразцовая печь, легендарный домашний очаг, «мудрая скала», символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций. Она же - хранительница семейной истории: надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это «альбом»-хроника, Книга, по которой можно «прочитать», чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов.

От этой же домашней печки и «пляшет» человек в жизни, полагает Булгаков: чему научили его дома, что он запомнил и усвоил от родителей, в семье, то и определит его нравственный облик, его судьбу, его предназначение.

И Турбины учатся у своего дома: их жизнь подчинена тому порядку, который, по мнению Булгакова, дан человеку испокон веков предками; так и устроен их дом. Каждая комната имеет свое назначение: столовая, детская, спальня родителей, «все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных», - это особые микромиры, необходимые составляющие большого мира Семьи, показанного глазами не только автора, воссоздавшего в этом интерьере мир собственного детства, но и уже взрослых Турбиных: «вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом…», - все это его воспоминания и вечная память его героев.

Образ именно этого коллективного героя - семьи Турбиных, прежде включавшей старших, родоначальников, создателей традиции, а ныне обезглавленной, но все же живущей и хранящей свой мир,- и интересен автору. Но не столько социальное положение Турбиных (семья интеллигентов) волнует автора, сколько их духовное состояние, воспитанное, «выращенное» в стенах этого дома. Не только материальные богатства зажиточной семьи («золоченые чашки, столовое серебро»), но и духовные сокровища наполняют его: «как часто читался у … изразцовой площади «Саардамский Плотник» (книга о Петре I), хорошо знакомы Турбиным исторические фигуры Алексея Михайловича, Людовика XIV (пусть поначалу знакомство состоялось на узорах потертых ковров); почти родными стали персонажи русской литературы («шкафы с книгами (…), с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой…»). Пушкинское «Береги честь с молоду», с детства усвоенное Турбиными, постоянно будет ощущаться далее в каждом поступке каждого из них.

Весь интерьер строится на олицетворении: живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, изготовленные еще тогда, «когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава», и герой детской книжки Саардамский Плотник, и даже кровати с блестящими шишечками… Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому пониманию жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса. Удивительно умение автора словесно воспроизвести то восприятие мира, которое отличает ребенка от взрослого.

Особенной, отличительной чертой авторского стиля Булгакова является его бережное и пристальное внимание к деталям, роднящее его манеру с творческим почерком любимого им Гоголя и ярко проявляющееся в этом интерьере. Запах хвои от праздничной елки и «таинственного старинного шоколада», исходящего от книг, бронзовая лампа под абажуром (еще один вечный символ целостности и вечности домашнего уюта), «чудные завитушки» на турецких коврах и музыка, «родной голос» часов - вот тот неповторимый и хрупкий мир, который будут защищать Турбины от страшных разрушительных напастей, нахлынувших с волнами гражданской войны.

Важный предмет турбинского домашнего мира - часы: «бронзовые, с гавотом» - в спальне матери, «черные стенные» с башенным боем - в столовой. Символика часов одна из самых «говорящих» в мировом искусстве. У Булгакова она обретает новые смыслы: если в период до начала революции играющие свою музыку часы были знаком обитаемости, движения, бурления жизни в этих стенах, то теперь, после смерти отца и матери, их стрелки отсчитывают последние часы прекрасной, но уходящей прежней жизни. Но автор не верит в возможность гибели этого дома. И даже в стилистике этого фрагмента, в использовании повторов (рефреном дважды проходит «били башенным боем») он утверждает вечность, незыблемость как материальных символов (часы и бронзовая лампа), так и духовных, ведь «часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий». Это и есть главная цель создания интерьера дома Турбиных.

О «Белой Гвардии» М. А. Булгаков говорил: «Роман этот я люблю больше всех других моих вещей». Да, эта книга для писателя дорогая и особенная, она полна воспоминаниями о родном Киеве, большой и дружной профессорской семье, детстве и юности, домашнем уюте, друзьях, светлом счастье и радости. Вместе с тем, «Белая Гвардия» - роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о крови, неразберихе, нелепых смертях. Сам Булгаков изображает здесь интеллигенцию – лучший слой России - на примере дворянской семьи, брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии.
На Алексеевском спуске в Киеве живёт семья Турбиных. Молодёжь – Алексей, Елена, Николка – остались без родителей, «без подсказки», как жить. На самом деле «подсказка» была. Это был их прекрасный дом, изразцовая печка, часы, играющий гавот, ёлка и свечи на Рождество, бронзовая лампа под абажуром, Толстой и «Капитанская дочка» в шкафу, белая накрахмаленная скатерть даже в будни. Все это нетленные атрибуты дома с его благородством, старомодностью, стабильностью, которые ни при каких обстоятельствах нельзя разрушать, потому что это завет новым поколениям Турбиных от родителей.
Дом – это не просто вещи, а строй жизни, дух, традиции, если в нём на Рождество зажигают лампадки перед иконой, если у постели умирающего брата собирается вся семья, если вокруг Дома есть постоянный круг друзей. Дом Турбиных был построен не «на песке», а «на камне веры» в Россию, православие, царя, культуру.
Молодые Турбины, оглушённые смертью матери, сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына Лариосика из Житомира.
Однако с ними нет самого Тальберга, мужа Елены, сбежавшего и бросившего жену в прифронтовом городе. Но Турбины, Николка и Алексей, только рады, что очистился их дом от чуждого им человека. Им больше не надо лгать и приспосабливаться. Теперь вокруг только родные и близкие по духу люди.
Многие находят приют в доме Турбиных. Сюда приходят Шервинский, Карась – друзья детства Алексея Турбина, сюда приняли и робко приставшего Лариона Суржанского.
Елена – хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут. В этот уют Дома приходит из страшного мира замёрзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не привел бы двести юнкеров.
Линии Най-Турса и Турбиных переплетаются в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищённый подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершает невозможное – преодолевает, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг – похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.
В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, пусть это будет даже, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно он сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, «что он потерпел драму, но здесь, у Елены, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно».
Но Дом и революция стали врагами. Умные, культурные Турбины посреди разгорающейся гражданской войны живут идеалами и иллюзиями прежних светлых лет и не понимают, что творится с ними и вокруг них в новую эпоху перелома. Мир их ограничен Киевом и прошлым. Они даже не знают, что происходит на Украине и за её пределами, наивно верят всем слухам и обещаниям, верят газетам, гетману, немцам, союзникам, петлюровцам, Деникину. Народ, крестьяне для Турбиных – сила таинственная и враждебная, внезапно возникшая на живой шахматной доске истории.
Конечно, Турбины сердцем чувствуют, что наступают последние, страшные времена. Эту молодёжь, некогда жившую в мире и полном покое и оставшуюся без опоры, охватили тоска, тревога, отчаяние: «Просентиментальничали свою жизнь. Довольно». Мир и покой ушли навсегда. Ужас рождало крушение всех старых идеалов и ценностей: «Никакой сигнализацией вы не остановите этого развала и разложения, которые свили теперь гнездо в душах человеческих». И Турбины говорят с горечью: «В сущности, совершенно пропащая страна… и как всё у нас глупо, дико в этой стране».
Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия» становится не только историческим романом, где гражданская война увидена её свидетелем и участником с определённой исторической дистанции, но и произведением, где, говоря словами Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной. Ведь Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал народную пословицу: «Береги честь смолоду».
Эта мудрость понятна и близка Булгакову и молодой семье Турбиных. Весь роман подтверждает правоту пословицы, так как Турбины погибли бы, если бы не берегли честь смолоду. А их понятие чести основывалось на любви к России.

Центральное место в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» занимает семья Турбиных. Молодые Турбины – Алексей, Елена и Николка – являются стержнем романа, вокруг которого строятся композиция и сюжет произведения.

В начале произведения мы встречаем эту семью в трауре: недавно умерла их мать. Смерть матери как хранительницы очага и главной фигуры в любой семье символизирует в «Белой гвардии» предстоящие испытания, выпавшие на долю Турбиных.

На мой взгляд, тема семьи вынесена Булгаковым на передний план неслучайно. В рушащемся вокруг мире, в котором непонятно, где свои, а где чужие, семья, собравшаяся вокруг стола, является последней недрогнувшей твердыней, последней надеждой на мир и спокойствие. Булгаков видит в тихой семейной жизни спасение среди бури войны: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен!». Священен, как священна семейная жизнь и братская любовь.

Не потому ли предавший самое святое – свою семью - Тальберг кажется таким жалким и мелочным? По Булгакову, никакие обстоятельства, никакие оправдания не могут позволить бросить Дом и Семью: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга – ждите, пока к вам придут».

Интересно, что тема семьи как представительницы сословия, поколения или даже нации получила в мировой литературе начала двадцатого века большое развитие. Стоит вспомнить хотя бы роман Томаса Манна «Будденброки».

Семью Турбиных волнует один лишь вопрос: как жить дальше? Они еще совсем молодые. Алексею Турбину, военному врачу, только двадцать восемь лет. Елене Турбиной – двадцать четыре, а Николаю Турбину – семнадцать с половиной: «Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете».

Отношения между Турбиными очень близкие и проникновенные. Братья искренне любят сестру и готовы драться за нее. Муж Елены Тальберг и его скользкий характер был ясен Алексею и Николаю с самого начала. Но то ли из-за слабохарактерности, а, скорее всего, из любви и уважения к сестре, они терпели и ни словом не обидели капитана. Даже когда понимали, что он бросает их семью и сбегает, по-христиански проводили его, расцеловавшись в коридоре.

Развал семьи означает для Турбиных конец мира и смерть для каждого его члена. Поэтому Елена, молясь и прося Богородицу «в один год» не кончать семью, готова пожертвовать самым дорогим – своим чувством к Сергею Тальбергу. И чудесное выздоровление Алексея вроде бы опять приносит в дом маленькую искорку надежды на то, что когда-нибудь все будет хорошо.

Но История, грозная и суровая, уже несла свой приговор Турбиным. Что их ожидает? Во тьме пожарищ, во чреве войны не важно кто – Петлюра, или гетман, или большевики – никто не разбирает, кто брат, а кто сестра. Для петлюровца Галаньбы не существует ни семьи, ни дома. Он забыл или захотел забыть, что перед Богом все равны. Поэтому этот герой убил еврея Якова Фельдмана как раз в ту минуту, когда жена еврея рожала и нуждалась в повивальной бабке.

Булгаков гениально описывает события восемнадцатого года. При этом он концентрирует внимание на судьбе семьи Турбиных, чтобы показать, что война – холодное и грязное чудовище. Она не жалеет никого: ни юного Николку, сильно напоминающего Николая Ростова, ни «рыжеватую Елену», Елену Прекрасную. Войне все равно: петлюровец ты или большевик, монархист или социалист. Она без разбору съедает все, что попадается на ее пути. Война ненасытна и всегда беспощадна и несправедлива.

Дитя ненависти, война не имеет и не может иметь никакого оправдания. И сегодня, в веке двадцать первом, когда каждый день по телевизору передают репортажи с того или иного места ведения боевых действий, у войны очень много сторонников. Таких же слепых, как и она сама. Многие оправдывают войну в Чечне, в Ираке, не понимая, что необходимо всегда отвечать себе на один единственный вопрос: могу ли я оказаться на месте тех невинных людей, которые волею судьбы, как и Турбины, затянуты в водоворот войны? Кто завтра станет белыми? Кого будут убивать за вероисповедание, цвет кожи, нацию, мировоззрение?

Находится очень много взрослых людей, которые совершенно искренне воскликнут, как неизвестный в толпе из романа Булгакова, в толпе, идущей хоронить невинно убиенных спящих поручиков: «Так им и треба!» Глупцы! Они не понимают, что все люди смертны и нет смысла ускорять и без того скорый конец. Ведь все исчезнет, «а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»