Анализ повести «Фаталист» с точки зрения «существует ли фатум?» (по роману «Герой нашего времени» М. Ю

Над своим романом Лермонтов работал на протяжении 1838 года. Увидел свет роман только через два года. В «Герое нашего времени» поэт продолжает развитие той же идеи, которая составила основу стихотворений «Дума», а именно: отчего люди с огромным жизненным потенциалом и энергией не находят им достойного применения? Описанием жизни Печорина , главного героя романа, Лермонтов пытается осветить этот вопрос.

«Фаталист» – пятая часть романа «Герой нашего времени », в то же время, как и остальные четыре части, она вполне как самостоятельное произведение. Образ главного героя – объединяющее звено этих частей. Все действующие лица объединены вокруг него.

Если в первых двух частях – «Бэла», «Максим Максимыч» – о герое повествуют Максим Максимыч и сам автор, то последующие три части, в том числе и «Фаталист», являются дневником Печорина. Будучи таковыми, они помогают понять причины поступков героя. Если в четырех частях автор показывает социальную среду как ваятеля характера и нравственного облика Печорина, то в «Фаталисте» Лермонтова занимает то, может ли критически мыслящий человек, хорошо понимающий изъяны своего общества, восстать против них. С точки зрения фаталистов, это и бесполезно, ведь невозможно избежать того, чему суждено быть, ведь миром правит рок, или фатум.

Первоначально герой тоже так думал, особенно после гибели Вулича. Он безрассудно стремится испытать судьбу, считая, то, что написано на роду, того не миновать. Но каждый раз, выходя победителем из опаснейших ситуаций благодаря своему уму, трезвому расчету и бесстрашию, он начинал сомневаться, в фатуме ли дело? А, может, и нет его вообще? Так как природе Печорина свойственен скептицизм, толкающий его сомневаться во всем, он не может прийти к окончательному выводу на этот счет. Но уверен он лишь в одном: существует предначертание или нет, человек во всех ситуациях должен проявлять силу воли и решительность.

Автор при любом удобном случае акцентирует внимание на том, как Печорин все время брезгует светским обществом и чуждается его, ему там скучно. Он натура деятельная, а в обществе, к которому он принадлежит, вся деятельность направлена на мелкие интрижки и пустословие, внешнюю напыщенность. В этом обществе нет ни настоящей бескорыстной любви, ни дружбы, ни нормальных взаимоотношений между людьми. Но готов ли он восстать против такого общества? По-видимому, нет, а то не стал бы он убегать от него. Его борьба мелочна, так как проявляется при встрече с отдельными представителями света, а от того и не имеет будущего. Позже это понимает и сам герой, признающий, что в этой борьбе он истощил все свои душевные силы, необходимые для действительной жизни. Под действительной жизнью он подразумевает жизнь, проведенную в благородном служении обществу.

Печорин является представителем молодого поколения 30-х годов XIX века. Через него Лермонтов осуждает это поколение за неспособность их служить высоким целям.

Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий, которое гласит, что все события, происходящие с человеком, предначертаны на небесах.

Один майор стал утверждать, что это вздор, ведь никто не видел списка с судьбами всех людей.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, встал и подошёл к столу. Он был известен как человек, любящий азарт, но при этом весьма скрытный.

Вулич сказал офицерам, что согласен с этим поверьем, и если ему действительно суждено сегодня умереть, он умрёт. Он взял из комнаты майора ружьё и предложил всем пари. Он поднёс его к виску и нажал на курок, но ничего не произошло. Затем он выстрелил в фуражку майора и дым заполнил комнату . Но Печорин говорит Вуличу, что на его лице стоит печать смерти. Вскоре все расходятся о домам.

На следующий день офицеры узнают о трагическом известии: Вулич был убит взбунтовававшимся казаком, который сбежал из станицы.

При поимке казака Печорин также решил испытать свою судьбу: он подошёл к окну дома, где скрывался беглый казак и вскоре схватил его безо всяких жертв. Этим он подтвердил, что с человеком произойдёт то, что написано у него на роду.

Читать подробное краткое содержание главы Фаталист

Действие разворачивается в станице, куда приехал Григорий Печорин на две недели. Часто офицеры играли в бостон, разговаривали и выпивали. Однажды офицеры были в гостях у старого майора, дискуссировали на тему предопределения и судьбы в жизни людей, рассказывали случаи из жизни, которые подтверждали или опровергали существования чего-то неземного, что способно направлять людей.

Одним из гостей майора был офицер Вулич, внешность которого совпадала с характером: он был смелым и скрытным, холодным и спокойным, не любил поверять людям свои чувства и мысли. Он имел страсть к азарту, к игре, хоть и часто терпел неудачи: один раз он чуть не умер во время экспедиции, когда начался обстрел, он не ушел с места игры, настолько был заинтересован ею. И вот, бесстрашный Вулич предложил спор: испробовать на нём самом существование судьбы, узнать, есть ли роковая минута, которую можно предсказать. Спор завязался на том, что Вулич должен выстрелить себе в голову, и, если всё предопределено, то он не умрёт. Печорин согласился на пари, сказав, что предопределения нет.

Для проверки гипотезы, офицер снял со стену пистолет, спустил курок, и... выстрела не произошло, но, тем не менее, Печорин обнаружил печать смерти на юном лице. Григорий сообщил ему об этом, сказав, что тот непременно умрёт сегодня, но Вулич забрал червонцы и самодовольно усмехнулся. Все начали расходиться по домам, упрекая Печорина в его эгоизме.

Сам же Печорин, возвращаясь домой, шёл и неустанно думал, насколько ничтожен, высокомерен и жалок человек в таком большом мире, ему было интересно и смешно вспоминать, что люди говорили о судьбе и небесных телах. Случайно наткнувшись на разрезанную шашкой свинью, Печорин побрёл дальше, но тут услышал голоса двух казаков. Они рассказали Григорию, что их знакомый казак, который явно был пьян, гнался за свиньёй. Проснувшись наутро, люди приносят ему страшную весть: поручика Вулича разрубил «от плеча до сердца» тот самый пьяный казак. Находясь в предсмертной агонии, поручик сказал лишь два слова «Он прав!», и только Печорин понял, что они означали: он предсказал судьбу молодого серба.

Убийца, казак Ефимыч, сидел дома и старался вспомнить, что он вчера натворил. Возле его хаты собралось куча народу, кричавшая толпа просила его выйти из дома и покориться. Выразительные глаза его матери выражали глубокое отчаяние и печаль. Печорин, решившись испытать судьбу, приказал есаулам встать по местам и стал следить за убийцей. Второй начал стрелять и чуть не задел Печорина, но Григорий схватил преступника, и Ефимыча увели под конвоем. Все разошлись, поздравляя Печорина, а он глубоко задумался, как же не стать в таких ситуациях фаталистом, и пришёл к выводу, что всегда нужно действовать разумно и решительно. Вернувшись в крепость, Григорий поведал историю Максиму Максимычу. Тот лишь усмехнулся и бросил фразу об обыкновенности случая с пистолетом, и, сказав, что видно на роду у бедного Вулича было написано так.

Название повести «Фаталист» относится к Максиму Максимычу, верившему в предопределение и непонимающего мыслей Печорина. Максим Максимыч, как очень недалёкий и неспособный мыслить широко, не понимал, что до него хотел донести Григорий Александрович своей историей. Фраза «он не любит метафизических прений» означает, что старому штабс-капитану неизвестна и непонятна основа спора о судьбе и предестинации: он видит лишь одну сторону, он «за» существование предопределения, не видя других причин зарождения мира. Именно поэтому Печорину сложно и скучно с ним разговаривать, а уж тем более, спорить о метафизике.

Картинка или рисунок Фаталист

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Фараон и хорал О. Генри

    На скамейке сидел человек, он замерзал. Это был Сопи, бездомный бродяга. Близилась зима и на улице становилось все холоднее. Сопи нужно позаботиться о жилье, чтобы не погибнуть от холода. Вот уже не первую зиму он проводил

  • Краткое содержание Ревельский турнир Бестужев-Марлинский

    История Александра Александровича Бестужева-Марлинского повествует о ревельском турнире. Это было во времена рыцарей. Славных, бесстрашных и честных воинах.

  • Краткое содержание Без языка Короленко

    В этом произведении говорится о необычных приключениях переселенцев в Америке. Один мужчина, по имени Осип, родом из поселка Лозищи, который расположен в Волынской губернии, принимает решение ехать в Америку

  • Краткое содержание Поющие в терновнике Маккалоу

    С момента публикации красивый роман-эпопея Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» был тепло воспринят как критиками, так и читателями и несколько лет лидировал в списках бестселлеров.

  • Краткое содержание Островский Сердце не камень

    В пьесе главная героиня – молодая жена богатого старика. Верочка – чистый, честный, но наивный человек. Всё от неопытности, ведь всегда в четырёх стенах: у маменьки, у мужа, к которому и сапожник на дом ездит.


Глава Фаталист является последней, завершающей частью романа. Действие начинается с жаркого спора, финал которого пари между Печориным и Вуличем. Тема предопределенность судьбы. Вулич в это верил, но Григорий был не согласен с ним. Он привык все отрицать, подвергать сомнению. Доказательства Вулича для него не существенны. Он должен убедиться во всем лично. Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» раскроет позицию автора по отношению к Печорину и поможет понять, кем является Печорин, жертвой в сложившихся обстоятельствах или победителем.

Григорий предвидел его смерть и был удивлен, когда стреляя из заряженного пистолета, тот остается жив. Неужели ошибся? Как могло это произойти, ведь он четко видел на его лице печать смерти. Возвращался домой Печорин в глубоких раздумьях. Возле дома размышления были прерваны офицерами, возникшими внезапно и сообщившими новость о смерти Вулича. Вот оно, предопределение. Он знал, что Вулич не жилец и теперь убедился в своей правоте.

Решив испытать собственную судьбу, Печорин идет к дому убийцы, полагаясь на холодный расчет, храбрость и четкие последовательные действия, выручавшие его не раз в сложных ситуациях. Григорий моментально оценил ситуацию. Подметил малейшие нюансы дальнейшего развития событий. Увидев казака-убийцу, он отметил его нездоровый вид, сумасшествие во взгляде, панику при виде крови. Он безумец готовый умереть, но не сдаться в руки полиции. Тогда он решает в одиночку схватить убийцу. Прекрасная возможность сыграть в рулетку с судьбой.

Ему удалось схватить убийцу и остаться целым. Снова ему повезло. Он вновь остается жив. Так есть ли судьба или все зависит от человека. Вернувшись в крепость, он делится своими размышлениями с Максим Максимычем. Другой на его месте точно стал бы фаталистом, но только не Печорин. Поразмышляв на эту тему, Григорий приходи к окончательному выводу, что человек

«всегда идет смелее вперед, когда не знает, что его ожидает».

Данная глава размышления Печорина о себе и своих поступках. Его характер требует от него решительных поступков, борьбы, но восстать против действительности он не готов. В том обществе, к которому он принадлежит, нет ничего настоящего. Его борьба против него не имеет смысла и будущего. В этой схватке он растратил все душевные силы. Опустошенный морально он понимает, что сил для действительной жизни у него не осталось.

В своих записках Печорин признается:

«Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений лучшей цвет жизни…».

Неприкаянный, бесцельно существующий, духовно опустошенный он стал лишним в этом обществе и в это время.

Завершающей частью произведения Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Фаталист». События в данной главе происходят у казачьей станицы, где в течение двух недель пребывал главный герой. В основном офицеры тем и занимались, что играли в карты. Но однажды между ними произошел раздор.

Один из офицеров рассказывал всем находящимся один исламский рассказ о том, что судьба каждого человека уже давно решена и человек не является хозяином своей судьбы. Большинство согласились с этим утверждение. Однако нашел и тот, кто был не согласен. Горячий и отважный поручик Вулич. Он призвал испробовать рассуждение о предначертание судьбы человека. Поручик заявил, что если жребий брошен, то выстрел из пистолета не убьет его и предложил пари. Только один человек выразил согласие, это был Печорин.

В тот же миг Вулич взял пистолет, перезарядил его и выстрелил. Но оружие срикошетило. В тот же миг Печорин замечает на его физиономии смерть и сообщает, что тот сегодня умрет. Следующий выстрел сделал большую дыру в шляпе, висящей на стене. Затем Печорин усомнился в своих словах. Спустя некоторое время все расходятся. Когда Печорин направляется домой, то все еще обдумывает слова, которые сказал поручику и продолжает верить в них. По дороге он видит тушу порубленной свиньи, а люди разыскивали захмелевшего казака. Утром Печорина сообщают о том, что Вулича зарезал тот самый казак.

По своей натуре сам Печорин был фаталистом. Так когда представилась такая возможность, он сам принял решение узнать свою судьбу. Убийца поручика замкнулся в доме на окраине. Когда его отвлекли, Печорин влез в окно. Казак начал защищаться и стрелять, но Печорину удалось спастись целым. Когда он вернулся в крепость, то сразу же сообщает эту историю Максиму Максимович. Выслушав рассказ тот ответил, что с пистолетами такое частенько случается, и затем продолжил, видимо, в Вулича судьба такая.

В «Фаталисте» определённая ночная картина в размышлениях героя о сравнимости звезд и судеб людей словно переходит во «всемирной». Вырисовывается лирическое отступление, которое передает философский смысл образа Печорина и повести «Фаталист» как эпилога романа.

Вариант 2

В главе романа «Фаталист» все действующие лица объединяются вокруг главного героя. Эта глава – дневник Печорина, помогает наиболее точно понять все его действия. Печорин не согласен с обществом, он противостоит ему, но восстать против него он не может.

Печорин остается верен своим принципам, не смотря ни на что. В то время, когда его знакомые просят Вулича положить пистолет, Печорин предлагает или положить пистолет, или застрелиться. После трагических событий вечера мы наблюдаем интересные размышления главного героя романа. Да, он признает свою виновность, но со слов товарищей. Размышляя дальше, он приходит к выводу о том, что сегодняшнее поколение молодежи лишь жалкие потомки, не способные ни мыслить, ни чувствовать, ни действовать. Будто они скитаются по земле с мыслью о неизбежном конце. Он как бы ставил в упрек молодому поколению их бездействие. Но сам он целиком под властью фатума.

Во времена Печорина очень многие люди, вследствие невозможности объяснить то или иное событие были фаталистами, верили в неизбежность судьбы. Ввиду чего вся общественная жизнь казалась бесполезной и не имеющей смысла. Лермонтов в романе, но в основном в главе «Фаталист», хотел подчеркнуть, что кроме рока существует еще и воля человека. Таким он и пытался изобразить Печорина. Он испытывает свою судьбу, бросаясь навстречу смерти, и побеждает ее. Бороться и противостоять просто необходимо. Он действовал, но как бы по намеченному плану событий, для проверки или сравнения. Отправляясь в путешествие, Печорин обронил фразу: «Авось где-нибудь умру!» Заведомо готовя себя к неизбежности, и не важно, при каких обстоятельствах. Ведь физически Печорин абсолютно здоров, но душа была неизлечимо больна.

Печорин ненавидит всех вокруг. Причиняет боль просто так, без причин, даже самым близким людям. Эгоистическая натура героя несет лишь слезы и смерть. Он способен жить в своем индивидуализме, такое общество ему в тягость. Он никогда не жертвует своими принципами, своими взглядами, тогда как окружающих его близких с легкостью приносит в жертву. Такие его поступки совершаются не по злобе душевной, а по причине борьбы внутри его самого. Мы видим его измученным собственным эго. Печорину самому очень тяжело жить с такими разрывающими его взглядами. Но в то же время он не готов пожертвовать своими личностными принципами.

Лермонтов нам показал не эгоиста фаталиста, а поднял глубоко философскую тему о предназначении человека на земле.

Анализ 3

Место личности в обществе всегда волновали писателей и поэтов разных эпох. Множество произведений посвящено этой теме. Примеры поиска ответа на поставленный вопрос прослеживаются в творчестве М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» не исключение.

Главный герой романа Печорин ищет смысл жизни, он постоянно испытывает судьбу и никак не может определиться со своим местом в обществе. Роман состоит из пяти частей, последняя из которых Фаталист подводит итог всего повествования. Все главы романа представляют собой отдельную сюжетную линию их можно рассматривать как самостоятельные произведения. Объединяют их всех главное действующее лицо.

К завершающей части романа Лермонтов последовательно приводит читателя предыдущими главами, в которых дается возможность понять характер и нравственный образ героя. Логическим завершением повествования стало философский-нравственные рассуждения Печорина о смысле жизни и оправданием его поступков. На первый взгляд умный человек, герой полностью полагается на судьбу. Он считает, что жизненный путь человека продиктован роком и изменить его нельзя.

Глава состоит классически из экспозиции, основной части и финала. Начинается она со спора между офицерами о закономерности судеб. Условно спор ставит перед автором задачу показать предопределен ли судьбой смертный час человека, ответственен ли герой за свои безрассудные поступки, играя со смертью. Вулич пытается доказать Григорию о реальном существовании фатума, на спор он выхватывает первый попавшийся пистолет и стреляет себе в голову. Пистолет дал осечку, что, по его мнению, ясно доказывает существование рока. Печорин же в выстреле увидел приближающуюся смерть Вулича, но тот выстрелил еще раз, тем самым показав напрасные предостережения героя.

Когда же Печорин узнает о гибели офицера от руки пьяного казака, он вновь подтверждает свое убеждение о существовании знаков судьбы, независимо от поведения человека и его поступков. Отличие главного героя от погибшего друга –это не без цельная его игра со смертью.

Основная часть главы «Фаталист» - проверка главным героем своей судьбы. Он, находясь на волоске от смерти, под прицельными выстрелами убийцы друга смог обезвредить преступника. Вот опять фортуна повернулась лицом в Григорию, который стал задумываться над тем стоит ли рисковать жизнью без причин и все ли зависит от судьбы.

Финальная часть романа- размышление героя о своей жизни, которая прошла без цели и разменивалась по пустякам. Печорин оказался лишним человеком для общества того времени, он это понимает, душа его пустота.

Интересен кольцевой прием, используемый М.Ю.Лермонтовым в идейно-сюжетной линии произведения. Роман заканчивается там же где начинался в крепости. Автор словно подчеркивает возможность повторного развития события.

Глава «Фаталист»- посвящение новому поколению. В ней Лермонтов показывает свое отношение к герою, мастерски выстраивая сюжет и поводя его к философской теории Печорина. Возможно неоднозначное отношение читателя к главному герою, но ясно одно Лермонтов - психолог души человеческой.

  • Сочинение по повести Горького Детство рассуждение для 7 класса

    Повесть «Детство» представляет собой автобиографическое описание жизни Максима Горького. Автор, достигнув зрелого возраста, обращает умудренный жизненным опытом взгляд на свое прошлое

  • Образ и характеристика Генерала Бризжалова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    В рассказе Чехова два главных героя: Бризжалов и Червяков. Фамилии в некоторой степени говорящие, они подчеркивают характеры этих героев. На протяжении всего рассказа чиновник действительно как бы извивается червем

  • Красота это понятие двойственное, если берётся во внимание человеческая красота. Ведь внешне человек может быть красивым, то есть привлекательным внешне.

    «Фаталист» - последняя глава «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая, однако, воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет не только поражает необычными событиями, но подталкивает читателя к выводам о человеческой судьбе. В школе с этой главой романа знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно воспользовавшись анализом произведения, поданным в публикации.

    Краткий анализ

    Год написания - 1838.

    История создания - Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.

    Тема - В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая - жизнь и смерть, узкая - фатум в жизни человека.

    Композиция - Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.

    Жанр - Новелла.

    Направление - Реализм.

    История создания

    Последняя часть романа М. Ю. Лермонтова была написана в 1838 г. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенная версия следующая: М. Ю. Лермонтов вместе со своим приятелем А. А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф П. А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди Михаила Юрьевича П. А. Висковатова.

    Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.

    Тема

    В главе «Фаталист» анализ стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.

    Истоки мотива фатума (рока) находим еще в античной литературе. Позже его развивали многие труженики пера, интерпретируя согласно духу своей эпохи. Не остался в стороне и М. Ю. Лермонтов. В анализированном произведении тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эти проблемы можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней главе они наиболее выразительны.

    Система образов «Фаталиста» неразветвленная: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трех офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казацкой станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.

    Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный мужчина - именно таким его считали окружающие - решил проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что лишь человек управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Картежники замерли и с облегчением вздохнули только, когда случилась осечка. Вулич довел, что жизнь человека определена заранее.

    Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала еще одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.

    Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с событиями, воспроизведенными в ней. Фаталист - не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.

    Основная мысль произведения : каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но все же с судьбой лучше не играть.

    Композиция

    План разбора литературного произведения обязательно включает характеристику композиции. Формальная и смысловая организация произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. «Фаталиста» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, смерть Вулича и эпизод, воспроизводящий захват казака.

    Жанр

    Жанр произведения - новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объем, два главных героя, необычное событие, трагический финал, внимание сконцентрировано на одном событии, сюжет все время держит читателя в напряжении. Направление произведения М. Ю. Лермонтова «Фаталист» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.