Александр розенбаум врач. Биография александра розенбаума

В юности Александр профессионально занимался боксом.

После окончания средней школы Розенбаум пошел по стопам родителей и поступил в Первый Ленинградский медицинский институт (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова), который окончил в 1974 году, получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации "Анестезиология-реаниматология".

С 1974 года работал анестезиологом-реаниматологом на первой подстанции скорой помощи в Ленинграде.

Первые песни Александр Розенбаум начал писать в старшей школе. Одними из первых были песни о любви ("Дым любви", "Подоконник", "Теплый ветер лета"), о войне ("Звездопад", "Дай мне минуту"), а также о родном городе ("Песня о Ленинграде"). Одна из песен, исполненная первокурсником Розенбаумом на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

С 1972 года по 1977 год музыкант играл на гитаре, клавишных и пел в легендарной самодеятельной ленинградской рок-группе "Аргонавты".

В 1980 году Александр Розенбаум оставил медицину и стал выступать на профессиональной сцене. Он играл в рок-группе "Пульс", был музыкальным руководителем ансамбля "Шестеро молодых" Саратовской филармонии, работал в ансамбле "Поющие гитары" Ленконцерта.

14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского в Ленинграде Розенбаум дал свой первый сольный концерт.

Известность певцу принес "одесский цикл" песен, их герой — классический образ одесского бандита, составленный по мотивам "Одесских рассказов" Исаака Бабеля.

Ряд ранних песен Розенбаума также связан с работой врача.

Творчество Александра Розенбаума характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века ("Романс генерала Чарноты"), цыганским темам ("Песня коня цыганских кровей", "Ах, если было бы можно…") и казачеству ("Казачья", "Кубанская казачья", "На Дону, на Доне"), философской лирике ("Вещая судьба").

Санкт-Петербургу посвящены песни "Прогулке по Невскому", "Придет пора", "Лиговка", "Ночь на Васильевском", "Ночной полет", "Тополиный пух" и др.

Среди наиболее известных песен Розенбаума — "Вальс-бостон", "Бабий Яр", "Налетела грусть", "Вальс на Лебяжьей канавке".

Особое место в его творчестве занимает военная тема, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной ("Я часто просыпаюсь в тишине", "Проводи-ка меня, батя, да на войну…") и войной в Афганистане ("Дорога длиною в жизнь", "Караван", "Мы вернемся", "Монолог пилота "черного тюльпана"). Розенбаум неоднократно выступал в расположениях советских воинских частей в Афганистане.

Он выступил с концертом перед российскими военными на авиабазе "Хмеймим" в Сирии.

Всего Александр Розенбаум написал более 800 песен и стихов.

За время сольной карьеры он выпустил свыше 30 альбомов: "Домашний концерт" (1981), "Памяти А. Звездина-Северного" (1982), "Посвящение посвящающим" (1983), "Мои дворы" (1986), "Эпитафия" (1986), "Нарисуйте мне дом" (1987), "Гоп-стоп" (1993), "Розовый жемчуг" (1995), "Июльская жара" (1997), "Настоящий солдат" (2001), "Старая гитара" (2001), "Странная жизнь" (2003), "Попутчики" (2007), "Мечта блатного поэта" (2009), "Рубашка нараспашку" (2010), "Берега чистого братства" (2011), "Метафизика" (2015) и др.

Розенбаум известен и киноработами. Он сыграл роли в фильмах "Побег на край света" (1991) Александра Майорова, "Чтобы выжить" (1992) Всеволода Плоткина, "Не хлебом единым" (2005) Станислава Говорухина, "Сайд-степ" (2008) Марины Мигуновой и др. Его песни звучат в кинофильмах "Друг" (1987) Леонида Квинихидзе, "За все заплачено" (1988) Алексея Салтыкова, "Афганский излом" (1991) Владимира Бортко, а также в сериалах "Ночные ласточки" (2012) Михаила Кабанова, "Другой майор Соколов" (2014) Карена Захарова и др.

Александр Розенбаум выпустил книги и сборники стихов "Затяжной прыжок" (1990), "Время жить и помнить. Время петь" (1991), "Белая птица удачи" (1996), "Бультерьер" (2000), "Подарок на день рождения" (2001), "Я люблю возвращаться в свой город" (2003), "Синяя птица мечты: Строфа дрожит, шатается и рвется" (2004), "Крылья Пегаса" (2008) и др.

С 2000 года Розенбаум является соведущим церемонии награждения национальной премией "Призвание", которая вручается лучшим врачам России.

Певец был депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва (2004-2007), входил во фракцию "Единая Россия", был заместителем председателя комитета ГД по культуре.

В 2000 году Александру Розенбауму присвоено звание полковника медицинской службы запаса.

Александр Розенбаум — народный артист РФ (2001).

Он был награжден орденом Почета "за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность".

Александр Розенбаум женат с 1975 года, его жена Елена Савшинская — врач-рентгенолог. В 1976 году в семье родилась дочь Анна, которая стала профессиональным переводчиком.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Розенбаум – автор песен, исполнитель, поэт и композитор, музыкант, работающий в нескольких жанрах: авторская и эстрадная песня, джаз, рок, романс, шансон. Розенбаум получил статус Заслуженного артиста РФ, а затем и Народного артиста.

Александр Яковлевич Розенбаум родился в советском Ленинграде в семье студентов-медиков, которые после окончания института по распределению переехали в Зыряновск, расположенный в Казахстане. Здесь родился младший брат Саши – Владимир. Отец Яков Шмарьевич Розенбаум со временем стал главным врачом городской больницы, специализируясь на урологии, а мать Софья Семеновна Миляева была врачом-гинекологом.

Через 6 лет семья вернулась в Ленинград. Александр учился в средней школе с углубленным изучением французского языка, а параллельно посещал музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. Самостоятельно занимаясь дома, освоил игру на гитаре.

Помимо музыки, Саша увлекался спортом. В раннем детстве посещал секцию фигурного катания, а с подросткового возраста серьезно занялся боксом в младшей группе при «Трудовых резервах».


После окончания школы Розенбаум поступил в Первый ленинградский медицинский институт, так как парень решил пойти по стопам родителей. В результате Александр стал врачом-терапевтом. Работал в отделении скорой помощи, а параллельно учился в вечернем джазовом училище при Дворце культуры имени Кирова. Получив диплом музыканта-аранжировщика, музыкант встал перед выбором – оставаться и далее врачом, наращивая уже полученный опыт, или пойти по стезе новой профессии. И Александр Розенбаум выбирает музыку.

Музыка

Первые песни начал писать будучи студентом института. В основном это были блатные зарисовки на тему бабелевских «Одесских рассказов» или медицинские истории. После окончания музыкального училища выступал в маленьких залах, которые были в ведомости Ленконцерта, как участник коллективов «Пульс», «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых». На большую сцену в качестве сольного исполнителя Розенбаум вышел в первой половине восьмидесятых годов.

Удивительно, что работая в жанре авторской песни, которая в то время находилась в подполье, Александр Розенбаум достаточно быстро стал участником большинства главных эстрадных концертов от «Шире круг» до «Песни года». Но наибольшую славу принесла исполнителю поездка в Афганистан и ряд выступлений перед воинами-афганцами. В этот период песни воровской тематики практически исчезают из репертуара, сменяясь темой войны и истории России. Также в сюжетах стихов Розенбаума присутствуют цыганская и казачья тема, философская лирика, психологическая драма.

В 1986 году в фильме «Боль и надежды Афганистана» в качестве звуковой дорожки звучит песня «В горах Афгани» в исполнении Розенбаума. Через несколько лет песня музыканта «Вальс-бостон» становится всесоюзным хитом. Эта песня звучит в фильмах «Друг» и «Любовь с привилегиями».

В 1991 году выходит фильм «Афганский излом», музыкальной темой которого становится «Монолог пилота «Черного тюльпана» Розенбаума. Тема войны в Афганистане появляется и в других песнях музыканта: «Дорога длиною в жизнь», «Караван».

Военная тематика продолжает оставаться характерной для творчества Александра Розенбаума, но чаще музыкант обращается к теме Великой Отечественной войны или к морской тематике: «Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…», «38 узлов», «Песня старого миноносца» и другие.

После распада Советского Союза Александр Розенбаум продолжил свои выступления, но в его репертуаре все чаще стали появляться песни, посвященные народу Израиля. Так певец отдавал дань уважения предкам по линии отца.

В 1996 году музыкант впервые получил премию «Золотой граммофон». Награду Розенбауму принесла песня «Ау».

В 2002 году песня Розенбаума «Начальник из сыскной» звучит в культовом криминальном сериале «Бригада». В этом же году Розенбаум получил второй «Золотой граммофон» за песню «Мы живы», а через год первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». С этого момента музыкант получал премию «Шансон года» ежегодно, за исключением 2008 года. Чаще всего номинировались и выигрывали сразу две песни музыканта.

В 2005 году песня музыканта появляется в популярном мелодраматическом сериале «Две судьбы». В мелодраме играет композиция «Заходите к нам на огонек…». Эта песня попадает в мир кино не в первый раз, композиция уже играла в комедии «Трам-тарарам, или Бухты-барахты» 1993 года.

В 2012 году Розенбаум получил третий и пока последний «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с .

В 2014 году музыкант начал работать над новым альбомом. Релиз пластинки «Метафизика» состоялся 11 декабря 2015 года. Всего творческая биография Александра Розенбаума насчитывает более трех десятков альбомов, некоторые из которых выпущены в соавторстве с другими популярными музыкантами. В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с , Братьями Жемчужными, .

Розенбаум чаще всего выступает или с 6-струнной, или с 12-струнной гитарой. У него собственная насыщенная манера игры, так как артист часто использует спаренные струны, придавая звуку яркую окраску.

Александр Розенбаум практически не снимает клипы на свои песни, поэтому музыкальные видео, которые можно найти на официальном канале музыканта на YouTube , – это съемки с концертов. Но у певца есть как минимум один красивый и профессиональный клип: видео на песню «Вечерняя застольная», исполненную вместе с Григорием Лепсом и Иосифом Кобзоном. Клип выложен на официальном канале Лепса.

Личная жизнь

В первый раз Александр Розенбаум вступил в брак, когда еще учился в медицинском институте. Но этот студенческий союз просуществовал всего девять месяцев.

Но буквально через год Александр создает новую семью, женившись снова на студентке медицинского института Елене Савшинской, с которой живет до сих пор. В 1976 году у Александра и Елены рождается дочь Анна, которая будет единственным ребенком в семье Розенбаума. Девочка была ослабленным, болезненным ребенком, и родителям пришлось уделять очень много внимания ее здоровью. Когда Анна выросла, она вышла замуж за израильского спортсмена-пловца Тиберио Чаки. Супруги живут в Санкт-Петербурге. Дочь подарила Розенбауму четверых внуков.


Певец очень любит собак. У него живет бультерьер по кличке Лаки.

Помимо музыкальной деятельности, Александр Розенбаум - успешный коммерсант. Он является владельцем ресторана «Белла Леоне» и совладельцем петербургской сети пивных "Толстый Фраер". Кроме того, он является почетным президентом еврейского спортивного общества «Маккаби» и вице-президентом компании «Великий город», которая занимается поддержкой молодых начинающих исполнителей.

Александр Розенбаум сейчас

В апреле 2017 года Розенбаум стал гостем передачи-интервью «Звезда на «Звезде».

Весной этого же года музыкант на концерте в Саратове. Выяснилось, что у Розенбаума сломаны три ребра, из-за чего музыкант перенес следующий концерт в Волгограде на конец мая.


Александр Розенбаум продолжает выступать на регулярной основе. 9 мая 2017 года артист дал посвященный Дню Победы концерт в Санкт-Петербурге, а далее появился в Сочи, Краснодаре и Новороссийске.

Избранная дискография

  • 1983 - Посвящение посвящающим
  • 1986 - Эпитафия
  • 1987 - Нарисуйте мне дом
  • 1987 - Дорога длиною в жизнь
  • 1988 - Анафема
  • 1994 - Вялотекущая шизофрения
  • 1996 - На плантациях любви
  • 1999 - Транссибирская магистраль
  • 2001 - Старая гитара
  • 2007 - Попутчики
  • 2011 - Берега чистого братства
  • 2015 - Метафизика

Александр Яковлевич Розенбаум (13 сентября 1951, Ленинград, СССР) — советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Биография Александра Розенбаума
Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи — акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын — Владимир Розенбаум.

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример — песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

Хотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку (в частности, на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). В течение своей карьеры наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985—1990 годах как певец «афганской» (а также Ленинградской) темы.[источник не указан 1966 дней] После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы, сценическим обаянием и притягательностью.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру авторской (бардовской) песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Семья и личная жизнь Александра Розенбаума ( Alexander Rosenbaum​)
Отец — Яков Шмарьевич Розенбаум (род. 23 декабря 1923) — врач-уролог, участник Великой Отечественной войны, был главным врачом городской больницы.
Мать — Софья Семёновна Миляева (1929—2009) — акушер-гинеколог.
Младший брат — Владимир Розенбаум (12 марта 1956 — июль 2005) работал врачом скорой помощи, умер после отторжения пересаженной почки. Упоминается в «Песне о „скорой помощи“». Также Владимиру Розенбауму посвящена песня «Мой брат».
Первый брак длился всего 9 месяцев .
Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова. Тёща — Эра Герцевна Савшинская, учитель английского языка (1927 — 21 декабря 2006, умерла от рака).
Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки — спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру, занимается сетью пивных «Толстый Фраер».
Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.
Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).
Внук - Дэниэль (род. февраль 2014)
Внук — Андрей (род. февраль 2014)

Александр Розенбаум из Википедии — свободной энциклопедии
Источник фото биографии и личной жизни Александра Розенбаума: https://ru.wikipedia.org/

(р. 13 сентября 1951, Ленинград, СССР) - советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте.

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте. Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.
В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Александра Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго.
С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им двух замечательных внуков.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум».

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

В 2011 году (26 марта) участник ежегодной Национальной Премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Официальный сайт: http://www.rozenbaum.ru

Ранее игравшие с Александром Розенбаумом музыканты:

Николай Серафимович Резанов (1982-1983; 1993-2006) †
Анатолий Никифоров (2002-2012)
Аркадий Аладьин (2002-2012)
Виктор Смирнов (1993-2002)
Алёша Дулькевич (1982-1983;2001-2010)
Виталий Роткович (1992-2001; звукорежиссёр)

Нынешний состав:

Александр Алексеев (Клавишные. С 1988 года)
Вячеслав Литвиненко (Гитара. С 2005 года)
Юрий Капетанаки (Клавишные. С 2002 года)
Михаил Волков (Бас гитара. С 2012 года)
Вадим Марков (Ударные. С 2012 года)
Александр Мартисов (Звукорежиссёр. С 2004 года)

Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении "какого-то эмигранта"? Или купили пластинку "Эпитафия" пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: "Вальс-бостон", "Нарисуйте мне дом", "Казачья", "Есаул", "Утиная охота", "Вещая судьба", "Налетела грусть", "Бабий Яр", "Черный тюльпан" и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, - а лишь потом заинтересовались автором.
До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, - а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. "Нельзя обмануть народ" - поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.
Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.
Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи - акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын - Владимир Розенбаум.
В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: "Саша - исключительный".
С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: "Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает".
В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания - школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. "Эту школу закончили мои родители, я и недавно - моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой".
Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу "Трудовые резервы". "Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг".
Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. "Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним". Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в "Ленконцерте".
Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.
Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей - медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. "... не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:". Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом "за зрительские симпатии".
В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный "хвост", оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.
Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.
Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.
В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.
Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: "Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его". И еще: "То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате - это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло".
В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.
Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел "Рок").
Ему всегда, как он признавался, "хотелось быть лучшим в своем деле". У врача было "было все в порядке, пока песня являлась хобби". А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать". И неизбежно "почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом".
Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.
(Материал составлен по книге Софьи Хентовой "Александр Розенбаум: сила песни")

БИОГРАФИЯ
Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении “какого-то эмигранта”? Или купили пластинку “Эпитафия” пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: “Вальс-бостон”, “Нарисуйте мне дом”, “Казачья”, “Есаул”, “Утиная охота”, “Вещая судьба”, “Налетела грусть”, “Бабий Яр”, “Черный тюльпан” и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, - а лишь потом заинтересовались автором.

До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, - а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. “Нельзя обмануть народ” - поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.

Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.

Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи - акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын - Владимир Розенбаум.

В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: “Саша - исключительный”.

С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: “Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает”.

В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания - школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. “Эту школу закончили мои родители, я и недавно - моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой”.

Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу “Трудовые резервы”. “Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг”.

Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. “Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним”. Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в “Ленконцерте”.

Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.

Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей - медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. “… не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:”. Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом “за зрительские симпатии”.

В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный “хвост”, оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.

Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.

Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.

Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: “Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его”. И еще: “То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате - это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло”.

В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.

Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел “Рок”).

Ему всегда, как он признавался, “хотелось быть лучшим в своем деле”. У врача было “было все в порядке, пока песня являлась хобби”. А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать”. И неизбежно “почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом”.

Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.

(Материал составлен по книге Софьи Хентовой
“Александр Розенбаум: сила песни”)