Афанасий афанасьевич фет. Когда родился и умер Фет? Афанасий Афанасьевич Фет: краткая биография

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза – старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, - был самым красивым из русских поэтов.

Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы.

Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.

В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер – умер от потрясения.

Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.

Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.

Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?

Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.

Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья и т.д.

Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

“За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до Фета ещё никто не писал.

Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.

Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.

Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.

Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.

Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.

Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.

Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки Фету.

В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.

В целом “ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даёт человеку счастье:

Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

Над землёй клубится аромат.

О, теперь я счастлив, я взволнован,

О, теперь я высказаться рад! …

Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание, трепет:

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор…

У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило, объединяются.

Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.

Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.

Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.

В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.

Список литературы

Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г.

Фет А. А. “Избранное”, Москва, 1985г.

Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г.

Детство

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) родился в самом центре России – на Орловщине. С этим краем связаны имена И.С. Тургенева, Л.А. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова. До сих пор исследователи спорят, был ли Фет родным сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, в имении которого появился на свет, или его мать Шарлотта Фёт родила ребенка от своего бывшего мужа-немца. В Шарлотту Фёт Шеншин страстно влюбился, находясь на лечении в Германии, и тайком увез ее в Россию, где спустя несколько месяцев родился мальчик, ставший замечательным русским поэтом...

В конце жизни Фет написал воспоминания «Ранние годы моей жизни» (они были опубликованы уже после его смерти, в 1893 году). О детстве он говорит суховато и сдержанно. Это и неудивительно. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. А именно его характер, его порядки определяли домашнюю атмосферу. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделенный родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил в общении с дворовыми.

Мальчик сначала под руководством матери выучился немецкой грамоте. А когда стал читать по-русски, горячо увлекся поэзией Пушкина.

Отрочество

Школьная жизнь началась для Афанасия в тринадцать лет. Его отдали в пансион немца Крюммера в маленьком городке Веррло (в настоящее время Выру), расположенном на территории нынешней Эстонии. Из школьной братии мальчика выделял дар стихотворства. Поэтический талант прорастал в душе Фета с трудом, но неуклонно. Воспринять и обогреть этот талант вдали от дома было некому. И вот произошло событие, перевернувшее всю жизнь. С рожденья он носил родовую дворянскую фамилию отца – Шеншин. Но через год после начала обучения в пансионе мальчик получил от отца письмо, в котором говорилось, что отныне Афанасий должен носить фамилию матери – Фёт. (Фетом он стал позже и случайно: в типографии, где печатался журнал с его стихами, наборщик забыл поставить две точки над "е".) Для подростка, который любил отца, это было ударом и, кроме того, означало, что он лишался дворянского звания и права быть наследником.

А дело было в том, что мальчик родился прежде, чем брак его отца с Шарлоттой Фёт был освящен церковью. В метрических документах его удалось записать Шеншиным, но в 1834 году подлог каким-то образом всплыл. Покидая пансион семнадцатилетним юношей, Афанасий Фет оставлял в нем досадных свидетелей своей неожиданно разразившейся беды.

Юность

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приехал Афанасий Неофитович и повез сына в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет. Вскоре юноша перешел на словесное отделение философского факультета. Но прилежным студентом не стал. Вместо того чтобы сидеть в многолюдной аудитории, он искал уединения, а в заветной тетради множились стихи.

Ко второму курсу тетрадка основательно пополнилась. Пришла пора представить ее на суд опытному ценителю. Фет передал тетрадь историку М.П. Погодину, у которого в это время жил Н.В. Гоголь. Через неделю Погодин вернул стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». Фет решил на взятые взаймы триста рублей издать поэтический сборник и назвать его «Лирический пантеон». На титульном листе стояли первые буквы имени и фамилии автора – А.Ф.

Первые публикации

В конце 1840 году Фет уже держал свою первую тоненькую книжку. Преобладали в ней подражательные стихи, которые впоследствии автор не решался перепечатывать. Однако вскоре после выхода «Лирического пантеона» он во многом стал другим – самобытным, оригинальным поэтом.

Журналы охотно печатали его стихи. Среди ценителей поэзии у Фета появилось много поклонников. Но они не могли вернуть ему дворянского звания и фамилии Шеншин. А с этой утратой он смириться не мог. И Афанасий Афанасьевич принял твердое решение – пойти на военную службу. По закону того времени чин офицера должен был возвратить ему принадлежность к дворянству, однако из-за менявшихся на этот счет правил вновь стать Шеншиным ему удалось только в старости. И не благодаря военным заслугам, а по «высочайшему повелению» императора.

Первая любовь

Окончив университет (1844), Фет через год поступил в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии.

Находясь на военной службе, Фет познакомился с умной, обаятельной девушкой Марией Лазич. В Марии Фет нашел знатока поэзии, ценительницу его собственных стихов. Пришла любовь... Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении дворянского звания и материальном достатке, Фет не решился жениться на бесприданнице. Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Ее образ всю жизнь приковывал поэтическое чувство Фета. С его пера срывались слова любви, раскаяния и тоски.

Петербург. Сотрудничество с «Современником»

В 1850 году вышел второй сборник Фета. В нем было опубликовано стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», ставшее для многих едва ли не символом всей поэзии Фета. В 1853 году Фет стал служить в гвардии и перебрался с юга на север, к месту расположения своего нового полка. Лагерные учения теперь проходили под Петербургом, и поэт получил возможность бывать в столице.

Он возобновляет старые литературные знакомства и завязывает новые. В частности, с редакцией журнала «Современник», которым руководил Н.А. Некрасов, сплотивший вокруг себя много талантливых литераторов.

В «Современнике» Фет пришелся ко двору. Поэт почувствовал искреннее внимание к себе и воспрянул духом. Бумага и карандаш снова поманили его. 50-е гг. стали для поэта «звездным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Готовился к выходу третий фетовский сборник. Петербургские товарищи-литераторы бурно обсуждали каждое стихотворение будущей книги. Особенно доверял в то время Фет вкусу И.С. Тургенева.

Стихи Фета были необычны и непривычны. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Тургенев исправлял некоторые строки Фета, и до сих пор не решено, как издавать эти стихи: с тургеневскими поправками (многие из них Фет принял) или в первоначальном виде. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветочные впечатления.

«Бегство» в Степановку. Разрыв с «Современником»

В 1860 году в родной Орловской губернии, и даже в том же Мценском уезде, где Фет родился, он купил хутор Степановку и выстроил дом. Так произошло, по его выражению, «бегство» в Степановку. Какие же причины толкнули поэта на это бегство?

В конце 50-х годов увлечение поэзией сменилось охлаждением к ней – «звездный час» Фета подошел к концу. Накануне крестьянской реформы 1861 года началось размежевание литературных и общественных сил. Все громче звучали голоса, отвергавшие «чистое художество» во имя «практической пользы». Позиция некрасовского «Современника» все больше и больше определялась статьями Чернышевского и Добролюбова. В знак протеста Фет вместе с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым покинул журнал.

В 1859 году в журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф.Тютчева», где сознательно бросил вызов общественному мнению. Искусству, писал поэт, не пристало придерживаться каких-то «направлений», оно должно служить «чистой красоте». Тем самым Афанасий Афанасьевич погубил свою репутацию в глазах демократической публики, теперь его считали реакционером, а его лирику – «уходом от жизни». Фет замыкается в имении, словно в крепости, не принимая враждебной современности.

И все-таки деревенское новоселье Фета было вызвано не только этими причинами. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. Выйдя как бы в двойную отставку (и по службе, и в литературе), Фет целиком отдался хозяйственным заботам. За семнадцать лет жизни и упорных трудов он превратил Степановку в образцовое доходное имение. Но Фет не перестает писать. В это время он переводит античного поэта Анакреота, восточных (Саади, Гафиз), немецких (Гейне, Гете), французских (Мюссе, Беранже) авторов. Именно Фет впервые перевел на русский язык трактат немецкого философа Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

Начиная с 1883 года Фет стал выпускать один за другим сборники стихотворений под общим заглавием «Вечерние огни». Заглавие откровенно символическое: речь идет о вечере жизни. Однако важнее тут, может быть, слово «огни». Поздняя лирика поэта не только сохранила напор сердечного чувства, присущего молодости, но и обрела свойство излучать свет мудрости. В 1890 году, семидесятилетним стариком, Фет провозгласил:

Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.

Стихотворения для анализа и чтения наизусть

Философская лирика: «Только встречу улыбку твою...», «На стоге сена ночью южной...»;
«Греза чувств» (Ап. Григорьев) в поэзии: «Я жду... Соловьиное эхо...»; «Кот поет, глаза прищуря...», «На двойном стекле узоры...», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...», «Нет, не жди ты песни страстной...»;
Лирика природы: «Как здесь свежо под липою густой...», «Еще весны душистой нега...», «Над озером лебедь в тростник потянул...»
Лирика любви: «Не отходи от меня...», «Улыбка томительной скуки...», «У камина», «В темноте над треножником ярким...», «Сияла ночь Луной был полон сад...»

Литература

Нина Сухова. Афанасий Афанасьевич Фет // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Л.М. Лотман. А.А. Фет. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 427 – 446

Имя: Афанасий Фет (Afanasy Fet)

Возраст: 71 год

Деятельность: поэт-лирик, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН (1886)

Семейное положение: был женат

Афанасий Фет: биография

Афанасий Афанасьевич Фет – признанный гений литературы, творчество которого цитируется как в России, так и в странах зарубежья. Его стихотворения, такие как «Я тебе ничего не скажу», «Шепот, робкое дыханье», «Вечер», «Это утро, радость эта», «На заре ты ее не буди», «Я пришел», «Соловей и роза» и другие сейчас обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях.

В биографии Афанасия Фета множество загадок и тайн, которые до сих пор будоражат умы ученых и историков. Например, обстоятельства рождения великого гения, воспевавшего красоту природы и человеческих чувств, подобны сфинксовой загадке.


Когда родился Шеншин (фамилия поэта, которую он носил первые 14 и последние 19 лет жизни), доподлинно неизвестно. Называют 10 ноября или 11 декабря 1820 года, но сам Афанасий Афанасьевич отмечал день рождения 5 числа двенадцатого месяца.

Его мать Шарлотта-Елизавета Беккер была дочерью немецкого бюргера и некоторое время являлась супругой некоего Иоганна Фета, асессора местного суда в Дармштадте. Вскоре Шарлотта познакомилась с Афанасием Неофитовичем Шеншиным – орловским помещиком и по совместительству отставным ротмистром.

Дело в том, что Шеншин, приехав в Германию, не сумел забронировать место в гостинице, потому что там их попросту не было. Поэтому россиянин селится в доме обер-кригскомиссара Карла Беккера – вдовца, жившего с 22-х летней дочкой, беременной вторым ребенком, зятем и внучкой.


Чем молоденькой девушке полюбился 45-летний Афанасий, который к тому же, по воспоминаниям современников, был неказист собой – история умалчивает. Но, по слухам, до знакомства с русским помещиком отношения Шарлотты и Фета постепенно заходили в тупик: несмотря на рождение дочери Каролины, муж и жена часто конфликтовали, к тому же Иоганн влез в многочисленные долги, отравив существование молоденькой супруги.

Известно только то, что из «Города наук» (так называют Дармштадт) девушка вместе с Шеншиным бежала в снежную страну, лютые морозы которой немцам и подавно не снились.

Карл Беккер не мог объяснить такой взбалмошный и невиданный для тех времен поступок дочери. Ведь она, будучи замужней женщиной, бросила мужа и горячо любимого ребенка на произвол судьбы и подалась на поиски приключений в незнакомую страну. Дедушка Афанасия говаривал, что «средства прельщения» (вероятнее всего, Карл имел в виду спиртное) лишили ее рассудка. Но на самом деле позже у Шарлотты было выявлено психическое расстройство.


Уже на территории России, через два месяца после переезда, на свет появился мальчик. Младенца крестили по православному обычаю и назвали Афанасием. Таким образом, родители предопределили будущее ребенка, ведь Афанасий в переводе с греческого означает «бессмертный». В действительности, Фет стал знаменитым литератором, память о котором не умирает на протяжении долгих лет.

Принявшая православие Шарлотта, которая стала Елизаветой Петровной, вспоминала, что Шеншин относился к приемному сыну как к кровному родственнику и одаривал мальчика заботой и вниманием.

Позже у Шеншиных родилось еще трое детей, но двое умерли в молодом возрасте, что неудивительно, ведь из-за прогрессирующих болезней в те смутные времена детская смертность считалась далеко не редкостью. Афанасий Афанасьевич вспоминал в своей автобиографии «Ранние годы моей жизни», как его сестра Анюта, которая была на год младше, слегла в постель. Возле кровати девочки день и ночь дежурили родные и близкие, а по утрам ее комнату навещали врачи. Фет вспомнил, как приблизился к девочке и увидел ее румяное лицо и голубые глаза, неподвижно смотревшие в потолок. Когда Анюта умерла, Афанасий Шеншин, изначально догадываясь о таком трагическом исходе, упал в обморок.


В 1824 году Иоганн сделал предложение руки и сердца гувернантке, которая воспитывала его дочь Каролину. Женщина ответила согласием, и Фет то ли от обиды на жизнь, то ли затем, чтобы насолить экс-супруге, вычеркнул Афанасия из завещания. «Очень мне удивительно, что Фет в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы – очень уж большая ошибка», – вспоминала Елизавета Петровна в письмах к брату.

Когда юноше исполнилось 14 лет, духовная консистория отменила крещальную запись Афанасия законным сыном Шеншина, поэтому мальчику присудили его фамилию – Фет, так как тот был рожден вне брака. Из-за этого Афанасий лишился всяческих привилегий, поэтому в глазах общественности представал не как потомок дворянского рода, а как «гессендармштадтский подданный», иностранец сомнительного происхождения. Такие перемены стали ударом в сердце для будущего поэта, считавшего себя исконно русским. В течение долгих лет писатель пытался вернуть фамилию человека, который воспитывал его как родного сына, но попытки оказались тщетны. И только в 1873 году Афанасий одержал победу и стал Шеншиным.


Свое детство Афанасий провел в деревне Новоселки, что в Орловской губернии, в усадьбе отца, в доме с мезонином и двумя флигелями. Взору мальчика открывались живописные луга, покрытые зеленеющей травой, кроны могучих деревьев, освещенные солнцем, домики с дымящимися трубами и церквушка со звонкими колоколами. Также юный Фет вставал в пять утра и в одной пижаме бежал к горничным, дабы те рассказали ему сказку. Хотя занятые прядением служанки старались игнорировать надоедливого Афанасия, мальчик в конечном итоге добивался своего.

Все эти детские воспоминания, вдохновляющие Фета, нашли отражение в его последующем творчестве.

С 1835 по 1837 годы Афанасий посещал немецкий частный пансион Крюммера, где показал себя как старательный ученик. Юноша корпел над учебниками по литературе и уже тогда пытался придумывать стихотворные строки.

Литература

В конце 1837-го молодой человек отправился покорять сердце России. Афанасий прилежно в течение шести месяцев занимался под присмотром известного журналиста, писателя и издателя Михаила Петровича Погодина. После подготовки Фет без труда поступил в Московский университет на юридический факультет. Но вскоре поэт понял, что предмет, которому покровительствует Святой Иво Бретонский – не его стезя.


Поэтому молодой человек без всяких раздумий перевелся на русскую словесность. Будучи студентом первого курса, Афанасий Фет всерьез занялся стихотворчеством и показал свою пробу пера Погодину. Ознакомившись с трудами ученика, Михаил Петрович отдал рукописи , который заявил: «Фет – это несомненное дарование». Ободренный похвалой автора книги «Вий», Афанасий Афанасьевич выпускает дебютный сборник «Лирический пантеон» (1840) и начинает печататься в литературных журналах «Отечественные записки», « Москвитянин» и т.д. «Лирический пантеон» не принес автору признания. К сожалению, даровитость Фета не была воспринята современниками по достоинству.

Но в один момент Афанасию Афанасьевичу пришлось оставить литературную деятельность и позабыть о пере с чернильницей. В жизни даровитого поэта наступила черная полоса. В конце 1844 года умирает его горячо любимая мать, а также дядя, с которым у Фета возникли теплые дружеские отношения. Афанасий Афанасьевич рассчитывал на наследство родственника, но деньги дяди неожиданным образом исчезли. Поэтому молодой поэт остался буквально без средств к существованию и в надежде обзавестись состоянием, поступил на военную службу и стал кавалеристом. Дослужился звания офицера.


В 1850-ом писатель вернулся к стихам и выпустил второй сборник, который получил восторженные отзывы российских критиков. Через достаточно большой промежуток времени под редакцией выходит третий сборник даровитого поэта, а в 1863 году вышло в свет двухтомное собрание сочинений Фета.

Если рассматривать творчество автора «Майской ночи» и «Весеннего дождя», то он был утонченным лириком и, словно , отождествлял природу и человеческие чувства. Помимо лирических стихотворений, в его послужном списке есть элегии, думы, баллады, послания. Также многие литературоведы сходятся в том, что Афанасий Афанасьевич придумал собственный, оригинальный и многогранный жанр «мелодий», в его трудах часто встречаются отклики на музыкальные произведения.


Помимо прочего, Афанасий Афанасьевич знаком современным читателям как переводчик. Он перевел на русский язык целый ряд стихотворений латинских поэтов, а также познакомил читателей с мистическим «Фаустом» .

Личная жизнь

Афанасий Афанасьевич Фет при жизни был парадоксальной фигурой: перед современниками он представал как задумчивый и мрачный человек, биографию которого окружают мистические ореолы. Поэтому в голове любителей поэзии возникал диссонанс, некоторые не могли понять, как этот обремененный житейскими заботами человек мог так экзальтированно воспевать природу, любовь, чувства и человеческие взаимоотношения.


Летом 1848 года Афанасий Фет, служащий в кирасирском полку, был приглашен на бал в гостеприимный дом бывшего офицера Орденского полка М.И. Петковича.

Среди барышень, порхающих по залу, Афанасий Афанасьевич увидел черноволосую красавицу, дочь отставного кавалерийского генерала сербского происхождения Марию Лазич. С той самой встречи Фет начал воспринимать эту девушку как или как - . Примечательно, что Мария знала Фета давно, правда, познакомилась с ним через его стихотворения, которыми зачитывалась в юности. Лазич была образованной не по годам, умела музицировать и хорошо разбиралась в литературе. Неудивительно, что Фет признал в этой девушке родственную душу. Они обменивались многочисленными пламенными письмами и нередко листали альбомы. Мария стала лирической героиней множества фетовских стихотворений.


Но знакомство Фета и Лазич не было счастливым. Возлюбленные могли бы стать супругами и в будущем воспитывать детей, но расчетливый и практичный Фет отказался от союза с Марией, потому что та была также бедна, как и он сам. В своем последнем письме Лазич Афанасий Афанасьевич стал инициатором расставания.

Вскоре Мария умерла: из-за небрежно брошенной спички ее платье загорелось. Девушку не удалось спасти от многочисленных ожогов. Не исключено, что эта смерть была самоубийством. Трагическое событие поразило Фета до глубины души, и утешение от внезапной потери близкого человека Афанасий Афанасьевич нашел в творчестве. Его последующие стихотворения были восприняты читающей публикой на ура, поэтому Фет сумел обзавестись состоянием, гонорары поэта позволили ему отправиться в путешествие по Европе.


Пребывая заграницей, мастер хорея и ямба сошелся с богатой женщиной из известной российской династии – Марией Боткиной. Вторая супруга Фета не была хороша собой, но зато отличалась добродушием и легким нравом. Хотя Афанасий Афанасьевич сделал предложение не по любви, а по расчету, супруги жили счастливо. После скромного венчания пара уехала в Москву, Фет подал в отставку и посвятил жизнь творчеству.

Смерть

21 ноября 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет умер от сердечного приступа. Многие биографы предполагают, что перед кончиной поэт предпринял попытку суицида. Но достоверных доказательств у этой версии на данный момент нет.


Могила творца находится в селе Клейменово.

Библиография

Сборники:

  • 2010 – «Стихотворения»
  • 1970 – «Стихотворения»
  • 2006 – «Афанасий Фет. Лирика»
  • 2005 – «Стихотворения. Поэмы»
  • 1988 – «Стихотворения. Проза. Письма»
  • 2001 – «Проза поэта»
  • 2007 – «Духовная поэзия»
  • 1856 – «Две липки»
  • 1859 – «Сабина»
  • 1856 – «Сон»
  • 1884 – «Студент»
  • 1842 – «Талисман»

Стихи Фета поразили современников и поражают нас яркостью и согласностью красок, большим эмоциональным накалом.

Поэт считал, что творить надо по наитию и вдохновению. Предметом искусства могут быть природа, любовь, прекрасное – и этому он следовал в своей поэтической практике. Вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры.

Значительное место в его лирике занимает природа, она как бы откликается на чувства поэта. Человек – частица живой природы, существо, равноправное ей. Поэт любил изображать переходные состояния природы, разные времена года: осень, весна, лето и зима – все одинаково прекрасно.

Очень значительна его любовная лирика, воспевающая радости и беды большого человеческого чувства. Целый цикл стихотворений о любви к женщине посвящен Марии Лазич, большинство из них имеет драматический характер.

Преобладающее настроение в его произведениях — упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Поэзия для Фета – чистая эссенция, что-то вроде разреженного воздуха на горных вершинах: не дом человеческий, а святилище.

Как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь. К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с «целым мирозданием». Звучат в стихах и античные мотивы, и христианские.

В этом разделе вы также найдете все лучшие стихи Фета, которые проходят ученики 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов по школьной программе. Патриотические стихи о Родине и России, о войне и о свободе. Грустные стихи о кладбище и религии, об одиночестве, о свободе. Посвящения матери и женщинам. Философские размышления о добре и зле, о дружбе, о бездне.

Взрослым читателям понравятся короткие стихи про сон, сатирические стихи с матом. А также лирические, романтические и исторические произведения. А еще читайте посвящения, эпиграммы, романсы – и наслаждайтесь жемчужинами мировой лирики.

Афанасий Фет, биография и творчество которого будут рассмотрены ниже, - очень интересный человек. Его судьба, со стороны кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле полна непростых эпизодов. И даже рождение поэта, его происхождение и сыновство было долгое время окутано тайной.

Предыстория

Биография Фета, как странно это бы ни звучало, началась задолго до рождения поэта. В 1818 году в далеком Дармштадте молоденькая немецкая девица Шарлотта-Елизавета Беккер сочеталась законным браком с 29-летним асессором местного суда Иоганном Фётом (Foeth). Спустя год у пары родилась дочь, Каролина. Но супруг влез в долги, стал плохо обращаться с женой. Как познакомилась в Дармштадте Шарлотта с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, которому на то время было сорок пять, документы умалчивают. Ясно лишь то, что 18 сентября 1820 года эта пара пересекла границу России. Спустя два месяца, 21 ноября (третьего декабря по новому стилю) у принявшей православие Фет родился сын Афанасий.

Детство

Что же было дальше? Поэт Фет, биографиякоторого начиналась столь скандально, был записан в церковную метрическую книгу деревни Новоселки (это Мценский уезд как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет мальчик носил эту фамилию. Судя по письмам его матери, которая писала своему брату Эрнсту в Дармштадт, отчим заботился об Афанасии как о кровном сыне.

У пары родилось еще трое детей, двое из которых умерли во младенчестве. У Афанасия осталось лишь две сестры: старшая Каролина Фет и младшая Любовь Шеншина. В 1824 году кровный отец Афанасия женился на воспитательнице старшей дочери и полностью вычеркнул сына из своего завещания.

"Пятно" незаконнорожденного

Когда мальчику исполнилось 14 лет, тайна его происхождения раскрылась, и он из русского гражданина превратился в «гессендармштадтского подданного» Афанасия Фета. Поэт очень тяжело пережил это и всю свою жизнь добивался возврата фамилии Шеншин. Ему это удалось лишь в 1873 году. А творческая биография Фета начиналась в частном пансионе для немецких мальчиков "Крюммер" в Выру (современная Эстония). Там он пристрастился к поэзии и написал свои первые стихи.

Пробуждение таланта

Однако творческую стезю Афанасий Фет избрал не сразу. В 1838 году он, по совету родителей, поступает в университет Москвы, дабы сделаться юристом. Но зубрить законы, акты и различные постановления Афанасию оказалось не по зубам, и он перевелся на кафедру истории и филологии. Первый сборник стихов вышел, когда Фет еще сидел на университетской скамье, в 1840 году. Он публиковал свои произведения в нескольких журналах (это и «Москвитянин», и «Отечественные записки», и другие) После непродолжительной военной службы ему было присвоено звание офицера. После гибели возлюбленной Марии Лазич биография Фета А.А. изменилась. Он решил продолжить военную карьеру.

Приход славы

Уже первые сборники стихов были восприняты критикой России благосклонно. Он становится вхож в литературные кружки маститых писателей, знакомится с Гончаровым, Некрасовым, Тургеневым и другими. В 1850-х годах он сблизился с редакцией журнала «Современник». В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной, сестре известного врача, вышел в отставку и поселился в Москве.Далее биография ФетаА. сделала крутой вираж в сторону угодничества перед императором. Афанасий порвал с журналом «Современник», показавшимся ему слишком политизированным, и посвятил себя воспеванию природы, погоды и женской красоты. За что и был обласкан властью. Скончался маститый лирик и член-корреспондент Петербургской Академии в Москве в ноябре 1892 года, 21 числа.