А что есть красота и почему. Что такое красота и почему её обожествляют люди

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.


5. Рассмотрение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Статуэтка эпохи палеолита.
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием , привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица , в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.


  • Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
И внешняя красота

И интеллектуальный уровень

И обаяние, грация

И предметы

И материнство

И набожность


  • О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
Красота внутренняя – красота души человека.

  • Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты?

Красота спасет мир

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий - прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра - будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки - всегда прекрасны. Самые лучшие легенды - о них.

А кто, хоть раз в жизни , не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это - уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.


  • Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

  • Что является эталоном красоты?
Материнство

Готовность к подвигу ради других людей (альтруизм)

Любовь жертвенная, дающая


  • Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»?
Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств.

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»

Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.

Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Мы живем в мире, сотканном из разных чувств, состояний, которые помогают нам воспринимать этот самый мир тем или иным образом. Красота – категория внеземная. Сложно сказать, что такое красота. ? Потому что красота – достижение идеального состояния мироздания, ощущение того, что ты часть этого божественно созданного мира.
Стихи Николая Заболотского о некрасивой девчонке заставляют задуматься о том, а ? Что есть красота? ? Красота - понятие относительное и, как все относительные понятия, заслуживает рассмотрения с разных точек зрения.
Почему люди обожествляют красоту
? Потому, что красота спасет мир, красота облагораживает, даже простое созерцание красивого - дает позитивное восприятие мира, наполняет человека гармонией. Значит ли это, что красота - это гармония? Гармония - это высшая точка бытия, может это и есть ответ на вопрос, почему люди обожествляют красоту . Красота внешняя притягивает взгляд и удостаивается пристальным вниманием, порой становясь причиной зависти. Общие критерии красоты можно выделить, если говорить о красоте, которую можно наблюдать. Ими являются глубина, удачное сочетание, симметрия... На вопрос, почему люди обожествляют красоту , можно ответить, порассуждав на тему красоты духовной, такого состояния красоты, когда внутри она "светится". Как у Заболотского: "огонь, мерцающий в сосуде". Именно такая красота не может быть описана словами, она может быть выражена произведениями творчества - стихами, картинами, музыкой... Красота вдохновляет и создает крылья. Вот почему люди обожествляют красоту - она дает им способность летать, быть лучше, чище.
Существуют ли критерии красоты ? Сложно отнести к признакам то, что невозможно видеть, только чувствовать. Почему люди обожествляют красоту - потому что состояние просто близости к красоте дает ощущения. Самые различные по характеру чувства может вызвать красота. И смех, и грусть, и ревность, и зависть, и любовь, и поклонение. Критерии красоты существуют - это общепринятые стереотипы в отношении образа, действия и воздействия на человека. То, что обращается к его личности, внутренним качествам. Но стереотипы-это приземленные понятия о красоте, общие критерии красоты как раз и представляют собой принятые представления о том, что является прекрасным. Истинная же сущность красоты не может быть описана критериями, потому как божественное идет от души и от сердца.
Мы пострались ответить на вопрос, почему люди обожествляют красоту и существуют ли критерии красоты с различных точек зрения и надеемся быть услышанными.