Писатель, географ Жюль Верн, является классиком научно-фантастической литературы. Роман «20000 лье под водой» это экскурс в животный и растительный мир. Тайны судна, его команды и самого капитана. Научная фантастика с энциклопедическими знаниями.
На водных просторах морей и океанов появилось чудовище китообразной формы атакующие корабли в морях и океанах. Было принято решение об уничтожении монстра. Для этой цели была создана научно-исследовательская экспедиция на фрегате "Авраам Линкольн" с капитаном Фарагутом и его командой: профессором Аронаксом помощником Консе́лем, и китобоем Недом Лендомом.
Судно имело современное техническое оснащение и направлялось в Тихоокеанский бассейн, где обитало чудовище, которое называли «нарвал». Аронакс и Нед стали друзьями, китобой не верил в правдоподобность истории и считал её надуманной. Капитан корабля пообещал вознаграждение 2000 долларов первому обнаружившему нарвал. В течение 3 месяцев Фрегат бороздил в Тихом океане, но никакого чудовища не обнаружил. Капитан решил повернуть корабль в европейские моря.
Ночью Нед обнаружил "нарвал". Капитан пускается в погоню за монстром, но ему удается ускользнуть. В течение всего следующего дня капитан догонял монстра, стрелял оружием, но всё безрезультатно. Ядра из железа и гарпуны отлетали от монстра с металлическим звоном. Нарвал направил на Фрегат мощную струю воды, которая смыла его в океан. Корабль потерпел крушение, команда оказалась на спине железного чудовища.
Через какое-то время "нарвал" пришёл в движение с увеличением скорости и погружением под воду. Команда фрегата колотила по обшивке судна, наконец, люк открылся, и их спустили в подводную лодку. Они стали пленниками, к ним спустился капитан лодки, который сообщил о предоставлении свободы, на лодке взяв с них слово о невмешательстве в его дела.
Аронакс догадался, что здесь кроется какая-то тайна заставляющая уйти в морские просторы и покинуть землю капитана подводный лодки "Наутилус". Лодка строилась по проекту капитана Немо, ее движение осуществлялось за счет электроэнергии натриевой батареи. Всё для жизнеобеспечения получали из морских глубин даже одежду, которую шили из морской травы.
Капитан Nemo предложил сотрудничество профессору Аронаксу. В его планы входило кругосветное путешествие по всем океанам Земли. Несколько дней спустя в письменном виде он пригласил пленников на остров Креспо поохотиться в океане. За время пребывания на лодке пленникам пришлось столкнуться с множеством разных приключений с:
- прогулкой по острову Цейлон;
- переходом из Красного моря в Средиземное по туннелю;
- передачей сундука с золотом греку;
- столкновение с айсбергом;
- побегом в шлюпке пленников у берегов Норвегии.
В связи с водоворотом, друзья очутились в хижине рыбака. По возвращении домой профессор написал записки о путешествии в «Двадцать тысяч лье». Книга заставляет задуматься: о добре и зле, справедливости, свободе и воле.
Картинка или рисунок Двадцать тысяч лье под водой
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Повесть о Шемякином суде
Из двух братьев-крестьян один был богатым, другой – бедным. Богач часто одалживал бедняку. Однажды бедный брат попросил у богатого лошадь в долг – не на чем было возить дрова.
- Краткое содержание Островский Таланты и поклонники
Саша Негина – девушка молодая и очень красивая. Вообще, по профессии она является актрисой. Ей отлично удается играть разные роли, и на сцене она прекрасно держится. Ее считают хорошей актрисой, так как она справляется со всеми поставленными целями.
- Краткое содержание Сказание о старом мореходе Колриджа
Судно, на котором плавает главный герой, попадает в сильный шторм, унося корабль в антарктическим берегам. Спасает корабль от надвигающихся льдин альбатрос, считающийся хорошей вестью в море, однако мореход по непонятным даже для себя причинам
- Краткое содержание Тургенев Нищий
Произведение написано зимой 1878 года. Писатель идет по улице. К нему подходит старый нищий. На нем одеты грязные, протертые лохмотья
- Краткое содержание Пришвин Таинственный ящик
В начале рассказа заходит разговор о волках. Бывалый охотник утверждает, что человеку нечего бояться волков. Ведь волк – это всего лишь животное, а человек – существо разумное и потому может легко справиться со зверем при помощи оружия или же своего ума
20 000 лье под водой («80 000 километров под водой», «Восемьдесят тысяч вёрст под водой», фр. Vingt mille lieues sous les mers ) - классический научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна , впервые опубликованный в 1869 году . Он повествует о выдуманном Капитане Немо и его подводной лодке «Наутилусе » со слов одного из его пассажиров, профессора Пьера Ароннакса.
Первое иллюстрированное издание (оригинальное было неиллюстрированным), опубликованное Этцелем, содержит множество работ Альфонса Невилля и Эдуарда Риу.
Название
Название романа относится к расстоянию, пройденному под поверхностью моря, а не к глубине погружения, поскольку 20 000 лье - это примерно 2 экватора Земли. Наибольшая глубина, упоминаемая в книге, - 4 лье. Французское название романа говорит о морях во множественном числе, подразумевая «Семь морей», по которым плавали персонажи романа.
Сюжет
Во второй половине XIX века на глаза мореплавателей стал попадаться необычный объект, превосходящий кита скоростью и размерами. Газеты, а за ними и учёные, заинтересовались неизвестным животным. Профессор Ароннакс (Pierre Aronnax ), а также его слуга Консель (Conseil [консей], совет) и гарпунер Нед Ленд (Ned Land ), отправившиеся на охоту за "неведомым животным", попадают на борт единственной в мире подводной лодки "Наутилус", переживая на протяжении семи месяцев удивительные приключения во всех океанах (кроме Северного Ледовитого) земного шара, ведомые отчаянным и эксцентричным капитаном Немо и его молчаливыми матросами.
Продолжения
В 1874 году Жюль Верн написал продолжение «Таинственный остров» , которое завершает историю, начатую в романе «20 000 лье под водой».
В гораздо более позднем романе Флаг родины автор вернулся к теме объявленного вне закона капитана подводной лодки. Главный злодей книги, Кер Карраже, - отъявленный пират, действующий исключительно в целях наживы, полностью лишённый изящества Немо - благодаря чему он также способен на особо жестокие убийства - знакомая характеристика персонажа.
Как и Немо, Кер выступает в роли «хозяина», негостеприимного к французам, но, в отличие от Немо, которому удалось уйти от всех преследователей, криминальная карьера Карраже заканчивается благодаря комбинации международных усилий и восстанию его заложников. Несмотря на то что роман был издан большим тиражом и переведён на многие языки, популярность его так и не достигла «20 000 лье».
Более похож на оригинального Немо, хотя и менее проработан, Робур из романа Робур-Завоеватель . Сюжеты обоих романов также похожи друг на друга. в обоих книгах покинувший мир людей изобретатель похищает нескольких человек, и они вынужденно проделывают кругосветное путешествие.
- Книга написана в первую очередь ученым, а не писателем, поэтому она изобилует описаниями подводной флоры и фауны, их классификацией; физическими и химическими отступлениями, инженерными описаниями подводной лодки и пр. Например, 13-я глава первой части так и называется: "Некоторые цифры".
- Путешественники за 7 месяцев побывали во всех океанах мира (включая Южный Ледовитый), кроме Северного Ледовитого . Впрочем, профессор, его слуга и гарпунщик сбежали с подводной лодки как раз когда капитан подходил к нему через Норвежское море . Интересно, что Южный океан, как отдельная географическая единица, существовал во времена Жюля Верна, в XX веке был упразднен, и вновь введен гидрографами в 2000 году .
Ошибки в книге
"Аронакс
: Так вот, друг мой, в один злосчастный день Земля превратится в охладевший труп. Она станет необитаемой, такой же необитаемой, как Луна, давно уже потерявшая свою жизненную теплоту.
Консель
: Через сколько веков это произойдет?
Аронакс
: Через несколько сотен тысяч лет"
В настоящее время этот срок оценивается (разными учеными) в 1-5 млрд. лет, причем шансов на то, что раньше "нас сожжёт" Солнце, чем "остынет Земля", гораздо больше.
- В 12-й главе второй части капитан Немо производит экстремальное всплытие: его "Наутилус" по вертикали "в четыре минуты пролетел шестнадцать тысяч метров и, выпрыгнув из воды, как летающая рыба, снова опустился в нее, подняв тучу брызг на огромную высоту" . Нетрудно посчитать, что средняя скорость лодки составила около 240 км/ч. Если представить, что на такой скорости субмарина резко перешла из водной среды в воздушную, то страшно предположить, что после этого осталось внутри нее от людей (непристегнутых!), сложных механизмов и многочисленных хрупких коллекций капитана.
- В 13-й главе второй части профессор Ароннакс и капитан Немо сходятся во мнении, что "на каждый фут айсберга, выступающий над поверхностью моря, приходится по три фута, погруженных в воду" . На самом деле, это соотношение равно 1:9, а не 1:3.
- В 14-й главе второй части профессор Ароннакс и капитан Немо поднимаются на пик, который, как они рассчитывают, находится точно на Южном полюсе . Вот что говорит об этом профессор: "С вершины пика перед нами открылся великолепный вид на море, с отчетливо выступающей кромкой сплошных льдов на севере" . Но если они действительно находятся на Южном полюсе, то север с их точки обозрения должен быть со всех сторон .
{ Поскольку географические и магнитные полюса не совпадают, то с точки зрения компаса на южном (географическом) полюсе север имеет вполне определенное направление; стало быть данная сентенция неверна и под севером в данном случае следует иметь ввиду показания компаса.} // Grave Angel
- В целом, "Наутилус" показывает невероятные (даже сегодня) скорости, глубины погружения и прочность корпуса. При этом в автономном режиме субмарина не может прожить более суток - аппарат для очистки насыщенного углекислотой воздуха отсутствует.
Фильмы
- Двадцать тысяч лье под водой (1954) () - фильм Уолта Диснея
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "20 000 лье под водой" в других словарях:
- … Википедия
20 000 льё под водой 20,000 Leagues Under the Sea … Википедия
- … Википедия
- … Википедия
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
20 000 лье под водой Vingt mille lieues sous les mers Жанр: Приключенческий роман
20 000 лье под водой научно фантастический роман Жюля Верна, изданный в 1870 году. Произведение несколько раз экранизировалось: 20 000 льё под водой (фильм, 1907) французское немое кино. двадцать тысяч льё под водой (фильм, 1916) первая… … Википедия
60-е годы славного ХIХ века. У берегов Сан-Франциско происходит какое-то безобразие гражданские и военные суда периодически топит то ли огромная рабы-кит, то ли еще какая неведомая хрень, имеющая явно агрессивные намерения. Для уничтожения морского чудовища сооружается военно-научная экспедиция, на которую среди прочих попадает французский профессор-океанолог Пьер Ароннакс, его слуга-тихоня Консель и нагловато-угарный китобой-гарпунщик Нед Лэнд. Собственно, после первой встречи с «морским чудовищем» именно эта троица окажется на подводной лодке «Наутилус» под водительством очень непростого капитана Немо, который, как выяснится, и топит суда во всех морях-океанах планеты. И уже с первого дня пребывания на «Наутилусе» гости-пленники будут изучать лодку, самого капитана, а также при возможности раздумывать планы побега.
Я, наверное, один из немногих ненормальных, кто с детства невзлюбил россказни Жюля Верна, по крайней мере, касающиеся сумбурных плаваний капитана Немо и его экстравагантных гостей. Верн, придумав достаточно занимательную историю, оказался очень слабым мотивационно-логичным рассказчиком. То у него моржи плавали в районе Антарктиды, то Немо был пламенным революционером, но при этом коллекционирующий вполне буржуйские антикварные ценности, а то писатель и вовсе целые главы посвящает описанию каких-то нелепых технических возможностей подводной лодки Но это был ХIХ век и за не имением более ярких и структурно продуманных историй, пипл такое хавал с превеликим удовольствием.
А в середине 50-х, с ростом технических премудростей в кинематографе, а также с появлением его прямого конкурента телевизора идеи фантастических фильмов стали не просто популярны, но они еще и стали жизненно необходимы для боссов Голливуда, чтобы как-то предотвратить надвигавшийся кризис. При этом над его разрешением мыслили не только студии-мейджоры, но и контора Уолта Диснея, которая, собственно, и поставила этот игровой фильм. Как поставила? А вот это уже вопрос для дискуссии.
Если рассматривать кино в плане всего того технического напряга, с которым пришлось во время съемок столкнуться создателям картины, то это был, безусловно, некоторый шаг вперед в кинематографе. Различные масштабы макетов кораблей, сложные подводные съемки, необычный и одновременно стильный эскиз «Наутилуса», больше напоминающий рыбу Это все была колоссальная работа, хотя, опять же, я не могу назвать ее безукоризненной. Та же сцена с нападением гигантского осьминога на «Наутилус», сожравшая несколько сотен тысяч долларов, при всех последующих «удовлетворениях Диснея» вовсе не выглядит (даже по меркам 1954 года) современной и естественной. Просто Дисней умел продавать свою продукцию, и промо-компания к этому фильму обошлась еще дороже (почти 5 миллионов), чем стоимость самой ленты. И зритель в 50-х обреченно поверил, что именно это и был эталон научной фантастики.
А вот что касается художественных достоинств картины, то это сущий кошмар. Лучше всего об этом сказал сам участник проекта Джеймс Мейсон: «Недавно я пересматривал этот фильм в немецком дубляже. Он все так же ужасен». Совершенно непонятно, почему на столь дорогостоящий проект был приглашен особо безвестный режиссер Ричард Флайшер (нам встречался по не плохому нуару 1952 года «Узкая грань»). Художественно-эстетской композиции Флайшер в этой постановке выставить не сумел.
Понятно, что дословно экранизировать бессистемный роман Верна в принципе невозможно, но по крайней мере, у француза было понятно, о чем он писал в целом. О чем снял фильм Флайшер, кроме как демонстрации аттракционов, понять как раз невозможно. В фильме перекручена генеральная линия повествования, и капитан Немо уже предстает не как «специфический борец со злом», а уже, скорее, как само воплощение этого зла, или, скорее, сумасшедшего гения. Смещен акцент и с главными ролями. В книге это был профессор Ароннакс изучавший/познававший самого Немо. Здесь же произошел типичнейший американизм и главным стал тот, у кого самый большой гонорар и первое место в титрах Кирк Дуглас, сыгравший гарпунщика-гитариста.
Наконец, удивил сам подбор актеров. Не понравился вообще никто. И это при том, что сами по себе актеры великолепны. Но все они натянули на себя не свои типажи. Буйный весельчак-проныра Кирк Дуглас не годится для подобных проектов априори. Это сильный драматический актер, которому подходят более глубокие (пусть и в развлекательных фильмах) роли. Кирк разве что заработал свой гигантский 175-тысячный гонорар, но ограниченные рамки его персонажа не позволили ему показать даже близко, на что способен этот актер. Еще более диким в роли капитана Немо смотрелся Джеймс Мейсон, который к середине 50-х уже сколотил себе однозначный образ всеголливудского плохиша. Собственно, таким вышел и Немо в этом фильме одержимым маньяком, но точно, не трагической неоднозначной личностью. То же самое можно сказать и о Питере Лорре, которому меньше всего подошла роль нудного тихони-слуги. Ну и безликий и всеми позабытый (для многих и просто неизвестный) Пол Лукас в роли профессора Ароннакса человек, который по своей роли должен был сыграть творческого антагониста Немо, полностью «пропал» в этом фильме.
Критиками тех лет и особенно зрителями все тех же лет этот фильм, безусловно, ценился. Но вот я увидел качественно слепленную мануфактурную пустышку.
P.S. Интересное совпадение. В год выхода фильма ВМС США получили первую атомную субмарину, которую назвали ну, конечно же, «Наутилус».
Оценил книгу
Красочный язык написания Жюль Верна вновь ни с чем не сравнить. Он явно мог бы переписать все нынешние скучные энциклопедии о подводном мире так, что читая, вы переносились бы прямо в пучины морских глубин. Мимо вас проплывали бы сотни морских обитателей, а вы были бы свидетелями их удивительной и местами загадочной жизни.
1970-е годы: по морям и океанам ходят дощечатые судна. Для "Наутилуса" - чудовища вод всех морей - это всего лишь хлипенькие конструкции, которая моментально развалится от одного мощного удара его носового оружия. При этом монстр не ищет встречи с людьми;люди сами ищут встречи с ним. Что же их так за ним влечет? Они готовы пуститься в путь хоть на край света, лишь бы достать этого безжалостного убийцу фрегатов, пытавшихся нагнать и уничтожить зверя. Может, гарпунерам нужна просто слава за тушу пойманного зверя? А может, кем то из морских охотников движет месть?...
История об этом чудовище морей замедляется на появлении в рассказе Пьера Аронакса - ничем не примечательного профессора Парижского музея, приглашенного сопроводить экспедицию на фрегате "Авраама Линкольна" с поручением настигнуть загадочное существо. Но не по своей воле профессор становится и участником кораблекрушения, виновником которого стал монстр. К его (и нашему) счастью он остается в живых, как и пара его земляков. Но вопреки счастливой судьбе они сталкиваются с чудовищем нос к носу.. А животное ли это вообще?
Первое, что хотелось бы отметить в романе, как его визитную карточку - это описания всевозможных видов рыб и подводных существ. Как бы занудно это не звучало (А несмотря на то что Жюль Верн не только ученый, но и превосходный писатель), все написано довольно интересно. Создается ощущение будто ты, читая книгу, перенесся в некую подводную лодку и наблюдаешь через иллюминаторы: как в воде проносятся тысячи видов рыб, на дне цветут кораллы и колышутся актинии, а темные закоулки глубин припасены для особо опасных существ. На "коронное блюдо" Жюль Верн преподнесет вам самого главного лица всей подводной заварушки, пожалуй, даже профессор Аронакс, от лица которого ведется все повествование, отступит на второй план.Даже после прочтения всей книги я еле сдерживался чтобы по-детски не затопать ножками, требуя продолжения автором раскрытия истории жизни главного персонажа. Но увы и ах, история закончена, да и по некоторым благополучным для героев обстоятельствам их контакты с ним обрываются в конце книги. А может, так и должно быть - легкий душок загадочности на прощание с читателем? Все-таки вся история жизни этого человека - одна сплошная загадка..
Оценил книгу
Не смотря на все эти вечные перечисления рыб, книга читалась довольно легко. И вроде бы четыре основных персонажа на одной подводной лодке, а все равно каждая из пятидесяти глав была интересной и особенной.
Хочется заметить, что у Жюль Верна прекрасный стиль, я действительно верила, что это описание реальных событий, заметки профессора Ароннакса, которые потом переросли в художественное произведение.
Что же касается сюжета, очень жаль, что именно такой человек, как капитан Немо пострадал от мира людей. Да пострадал так сильно, что это не исправить ни временем, ни красотами океана. Он действительно гений . Сколько фантастических открытий могло случиться, сложись все по другому.
Научная фантастика наверное вещь скоропортящаяся, трудно представить насколько книги Жюль Верна впечатляли его современников.
Оценил книгу
Я не сожалею, что мне довелось совершить подводное путешествие. Я буду вспоминать о нём с удовольствием, но для этого надо, чтобы оно кончилось.
Замечательная книга! Я теперь понял, почему я все-таки не стал биологом, а после окончания школы, несмотря на мою любовь к химии, я поступил на физмат, а не биофак. Почему? Да потому что в школьном возрасте весь Жюль Верн прошел абсолютно мимо меня!
-Несчастье, - обратился я к нему.
-Нет, приключение, - ответил он.
Вот так и получилось, что теперь я, математик по образованию, предпринял первое большое полводное путешествие вместе с героями этого романа. Это было очень познавательно? Безусловно! Привлекательно? Пожалуй. Но все же для моего возраста поздновато!
С другой стороны, классика - есть классика. Стройные и лаконичные, почти энциклопедические (но интереснее, чем это пишется в энциклопедиях) экскурсы в подводный растительный и животный миры. Тайна всего судна "Наутилуса", капитана Немо, интрига с постоянными мыслями о побеге. Увлеченный ученый, преданнейший слуга, прямолинейный китолов-канадец - вот тот "задраеный снаружи" треугольник героев, среди которых центром пересечения биссектрис стоит капитан корабля. Диалоги не совсем правдоподобны, но ведь это не главное. Важнее сам рассказ биолога Аронакса, его внутренняя природа, беспристрастность, честолюбие точность повествования, рассуждения о зле и добре, справедливости и несправедливости, свободе и неволе. И совершенно неважно, можно ли на подводной лодке достигнуть южного полюса, находиться в центре вулканической деятельности или использовать неизвестные тоннели для переброски судна из одного моря в другое. Ведь эта часть имеет фантастическую примесь. Стиль изложения становится от этого более живой и увлекательной, и книга уже не кажется нам рассказом этакого "зайки-зазнайки", знающего биологию лучше любого из нас.
Короче говоря, для привлечения молодых умов на биологическую стязю, этот роман подходит идеально. Кто еще не определился со своим будущим, советую познакомиться. А теперь, послание для молодежи, которая еще будет открывать эту книгу:
Земля нуждается не в новых материках, а в новых людях!