У истоков рода человеческого. методическая разработка по истории (10 класс) на тему

В целом характеризуется нapaстающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций eвропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своегo обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.


Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет.Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, opaнгyтанги) способны в определенных ситуациях использовать готoвые предметы (палку, камень). Однако они не могyт изгoтовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кpeмень). Для этогo необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды .

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стaда (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был огpаничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада состaвлял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у когo лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер.

Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение cтpyктyры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к коммуникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ocтавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактнoгo мышления стали важнейшим фактором развития caмoгo рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дpyгой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные, однaко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые благодаря развитию речи передавались от поколения к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаимодействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами. Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами.

Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания, Благодаря теплой одежде, овладению oгнeм, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по oгромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы становления человека

Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Ceверной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопитеки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух нoгax. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее вceгo, еще не умели их обрабатывать.

Примерно 1,0 млн. - 700 тыс, лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом. (от гpеч, "палео","древнuй" и "лuтос" - "камень"). Раскопки во Франции , вблизи селений Шелль и Ceнт- Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников cовременнoгo человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в дрyгих местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты,. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными, Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека - 600- 700 куб. см, питекантропа - 800-870 куб. см, синантропа и гейдельбергского человека - более 1000 куб, см, неандертальца - 1300-1700 куб. см,- cовременнoгo человека - 1400-1800 куб. см.

Важнейшим достижением paннeгo палеолита было овладение умением пользоваться oгHeM (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогpева жилища, пригoтовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать oгoнь. Eгo источником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегреческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об oгне, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время paннeгo палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс, лет назад покрывших почти всю территорию России , Центральной и Западной Европы. Mногие стада первобытных охотников неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу paннeгo палеолита (примерно 30-20 тыс, лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современною, кроманьонскою типа.

Мировые религии исходили из представлений о сотворении человека высшими силами. В XIX веке, в период господства ecтественно-научных взглядов, в науке сложился взгляд, согласно которому человек - продукт длительной, постепенной эволюции. Однако в хх веке в научно-популярной литературе начала распространяться идея о внеземном происхождении человека.

Дело в том, что современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека совpeменнoгo типа. Предполагается, что он не мoг быть продуктом эволюции неандертальцев, которые представляли собой тупиковую ветвь эволюции, Иначе говоря, в цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное,звено.

Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяногo покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду "человека разумного" (Ното sapiens).

В число основных рас обычно включают негроидную, eвропеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).

К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами. Монголоиды проживали в Югo-Восточной, Восточной, Центральной и частично - Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевогo скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы - сочетание нeгроидных и европеоидных черт.

Большие расы отнюдь не однородны, так, например, для eвропеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы, так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Cyдaне. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, 3ауралья и Средней Азии.

Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару - важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.

Человек осваивает свою планету

Эпоха мезолита (от гpеч, "мезос" - "средний" -"литос" -"камень") охватывает период с ХХ по IX - VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немнoгo, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 20 тыс. лет назад - в Австралию.

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мoг оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода. Koгдa уровень океана был примерно на 100 м ниже cовременнoгo и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континенты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было нeсколько волн переселения на заокеанские континенты, докaзывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная ж:uвопuсь. В остатках жилищ тoгo времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дpyгие украшения. Все это говорит о наступлении новoгo этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальнейшего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигyрки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови вpaгa или съевший eгo сердце, приобретает особую силу, охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые современем становились все более сложными. В древних погpебениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, гдe человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно.задобрить жертвоприношением, чаще вceгo - частью добычи, ее следовало ocтавить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали игpать заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.


Вопросы и задания

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Koгдa возникла теория эволюции и кто ее автор?
2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?
3. Назовите направления эволюции человеческогo рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?
4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.
5. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.
6. Какие достижения человека в эпоху paHHeгo палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?
7. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?
8. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).


Цели урока: Выявить факторы и направления эволюции человека. Способствовать формированию умений учащихся анализировать изменения человека в процессе эволюции. Продолжить развивать навыки работы с документами и исторической картой.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия и термины: каменный век, эволюция, палеолит, мезолит. />Ход урока Изучение новой темы.
ПЛАН Человеческое общество и природные сообщества. Этапы становления человека. Человек осваивает планету.
Учитель начинает урок с вводной лекции, а затем организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Человеческое общество и природные сообщества.
Вопрос о возникновения жизни на Земле издавна волновал человечество. В XIX в. возникает концепция
происхождения
человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX в. генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.
Ранние этапы эволюции приматов изучены мало. Около 55 млн лет назад низшие приматы стали широко расселяться в тропических лесах Северной Америки и Европы, составлявших в то время единый континент. Какая-то из этих групп около 40-35 млн лет назад дала начало высшим приматам. Известны два основных центра возникновения и расселения таких ранних обезьян в Старом Свете - Юго-Восточная Азия и Северная Африка; в Южную Америку предки обезьян проникли, вероятно, несколько позже.
Начальные этапы эволюции обезьян Старого Света тесно связаны с Северной Африкой. Здесь обитали примитивные древесные обезьяны - парапитеки и проплиопитеки. Около 25-20 млн лет назад африканские обезьяны разделялись на низших и высших (человекообразных), хотя между ними было значительно больше сходства, чем между современными представителями этих групп.
Высокоразвитые приматы - предки человека - переходят позднее к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий. Их можно рассматривать как своего рода «модель» ближайших предков человека. Предковым видом для человека были приматы, для которых характерны несколько более развитый мозг и более совершенное хождение на двух ногах. Они уже умели немного обрабатывать природные предметы (камни, палки), что говорит о появлении у них разума.
Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали этим видам все возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. Эволюционное развитие еще испытывало влияние природных факторов и отбора.
Некоторые группы этих приматов вследствие неблагоприятных условий среды и низкого уровня материальной культуры и социальной организации могли задерживаться в своем историческом развитии.
Важнейшим фактором прогрессивного развития людей было совершенствование социальной организации и производственной деятельности.

В лучшем положении оказывались коллективы, где накопление этих качеств и их реализация происходили быстрее, что способствовало более интенсивному росту численности этих групп и их более широкому расселению.
Огромное значение при этом имело прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь речи, посредством которой происходила передача поколениям накапливаемых производств, опыта и сведений из общественной жизни коллективов. Речь способствовала усвоению и сохранению человеческими коллективами конкретных знаний, наблюдений и технических навыков, приобретенных отдельными членами этих коллективов.
Упрочение независимости человека от окружающей природы, создание искусственной среды, возникновение общества способствовали тому, что естественный отбор полностью утратил свое значение как фактор эволюционной трансформации человека, в связи с чем биологическая, видовая эволюция его прекратилась.
Задание.
-Основываясь на своих знаниях, приобретенных на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о гипотезах происхождения человека. Выскажите свою точку зрения на данную проблему. Ответ аргументируйте. Этапы становления человека.
По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю на три «века» - каменный, бронзовый и железный. Именно с каменного века человечество ведет свою историю.

Каменный век был самым длинным и делился на несколько эпох: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит).
После вводной лекции учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом учебника и документом,
Задание.
- На основе текста учебника и дополнительной информации составьте схему «Этапы становления человека».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
В ходе своего формировании человечество прошло три этапа. Первый этап развития предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, поэтому они получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitecos - обезьяна).
Ростом австралопитеки были примерно с современную шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка была уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам.
И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем.
Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает 1000 см (у австралопитеков он равен 600-650 см3).
С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг.
Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Древние люди научились делать ручное рубило, разнооб-

разные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем
Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека.
Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служило дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1994. -С. 386-387. Человек осваивает планету.
Учитель организует работу учащихся с картой «Поселения древнейших людей». Какие достижения человечества позволили людям выжить в условиях ледникового периода? На каком этапе первобытной эпохи происходило расселение человека по континентам планеты? Покажите на карте древнейшие стоянки первобытных людей и территорию их расселения около 500 тыс. лет назад. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления материала можно предложить учащимся исторический диктант.

Вопросы диктанта: Ранний каменный век. (Палеолит.) Область возникновения первых разумных существ. (Восточная Африка.) На каком этапе эволюции первобытные люди овладели умением пользоваться огнем? (Ранний палеолит.) При каком типе древнего человека начинается формирование рас? (Кроманьонский тип.) В какой период развития человечества появляется наскальная живопись? (Мезолит.) />Домашнее задание: § 4, вопросы.

ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА
Продолжительность более 2,5 млн. лет, становление
человека современного вида, родоплеменной строй,
переход к земледелию и скотоводству, нет частной
собственности и социального неравенства, возникновение
искусства и религии
III тыс. до н.э. - V век н.э. ДРЕВНИЙ МИР
V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА
XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ
XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Периодизация истории по Л.Моргану и Ж.Кондорсе

Льюис
Морган
(1818-1881) –
американский
этнограф и
историк,
создатель
научной теории
первобытного
общества
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Государство письменность
города классовое общество
ВАРВАРСТВО
Земледелие скотоводство
Возникновение частной
собственности и социального
неравенства
ДИКОСТЬ
Собирательство
охота
Жан
Кондорсе
(1743-1794)французский
философ,
родоначальни
к теории
ПРОГРЕССА
Прогресс –
поступательное
движение
общества от
низших ступеней
к высшим

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к
высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это
общество на определенной ступени развития.
В основе каждой
формации лежит
определенный
способ
производства
материальных
благ
Коммунистическая формация –
бесклассовое общество
А) социализм «от каждого по способности, каждому – по
труду)
Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому –
по потребности
Капиталистическая формация капиталисты
(буржуазия) и пролетариат (наемные
рабочие) :
Феодальная формация: феодалы и
зависимые крестьяне
Рабовладельческая формация:
рабовладельцы и рабы
Первобытнообщинная формация
К.Маркс «Революции
– локомотивы
истории»

Первобытная эпоха в истории человечества

2,5 млн. л.н. – 5 тыс. л.н.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Первобытными называют
людей, живших до
возникновения
письменности, появления
первых городов и государств

«В современной науке вопрос
происхождения человека остается
весьма дискуссионным»
ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо
АНТРОПОГЕНЕЗ - часть биологической эволюции,
которая привела к появлению человека разумного
(лат. Homo sapiens)
Антропос – человек
Генезис – происхождение
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин,
принятый для обозначения
проблемы происхождения и
эволюции человека, как вида в
процессе формирования общества.

Какие существуют теории
происхождения человека?
ТЕОРИИ
Религиозные теории
(КРЕАЦИОНИЗМ)
Человек создан
БОГОМ
Естественно-научные
теории
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Человек как
биологический вид есть –
результат ЭВОЛЮЦИИ
Люди произошли от
особого вида
человекообразных обезьян
Теория
палеовизита
ЧЕЛОВЕК
прилетел из
КОСМОСА
Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ
полного научного подтверждения

Человек СОЗДАН БОГОМ
Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап - это замысел
Божий о человеке. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и
подобию Нашему." Затем Бог приступает непосредственно к созданию
человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу.
ДУША - это бессмертная личность (сущность) человека.
Смысл жизни – спасение души.
«И сказал Бог:
сотворим
человека по
образу
нашему и по
подобию
Нашему…»
Библия. Книга
Бытия. 1-26
2:7. И создал Господь Бог человека из праха
земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душею живою.
ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие
его от всех других существ на земле - разум, речь, способность
различать добро и зло и стремиться к добру
ПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать
подобным Богу – в любви, терпении и т.д.

Религиозная (креационная) теория

Василий Великий - христианский
богослов и философ IV в.
Василий
Родзянко
(19151999) –
епископ
православ
ной
церкви в
Америке
Григорий Нисский –христианский
богослов и философ IV в.
Д. Сысоев
«Летопись
начала»
А. Кураев
«Школьное
богословие»
«Православие
и эволюция»

Эволюционная теория

Эволюция – естественный процесс
развития живой природы,
сопровождающийся исчезновением и
возникновением видов живых
существ
Человек – высшая ступень
развития живых организмов на
земле
ТИП – хордовые
КЛАСС – млекопитающие
ОТРЯД – приматы
СЕМЕЙСТВО – гоминиды
РОД – люди
ВИД – человек разумный
HOMO SAPIENS

Основные факторы эволюции

Чарльз Дарвин – основатель теории
эволюции (дарвинизма)
1859 г. Происхождение видов путем
естественного отбора»
1871«Происхождение человека и
половой подбор»: сходство и родство
человека и человекообразных обезьян.
Основные факторы эволюции – борьба за
существование и естественный отбор
(дарвинизм).
Механизм эволюции – генетические мутации
(неодарвинизм)
Чарльз Дарвин
1809-1882
«Естественный отбор может объяснить (точнее - описать, а не объяснить)
вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного
вида в другой. Поэтому в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно,
кроме самого происхождения видов». А. Кураев «Православие и эволюция»

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития

Борьба за
существование
(видовая и
межвидовая) и
естественный
отбор
Появление речи,
абстрактного
мышления,
НАВЫКОВ
ОБЩЕНИЯ
накопление знаний,
совершенствование
орудий труда
Умение
изготавливать
орудия труда –
основное отличие
человека от
животных
ЧЕЛОВЕК

«Труд сделал из обезьяны человека»

Постепенное
совершенствование
орудий труда
способствовало
развитию речи и
мышления
Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ,
автор работы «Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека»

Вопросы

Что такое антропогенез и
антропосоциогенез? Почему человек –
это биосоциальное существо?
2. Какие существуют теории
происхождения человека?
3. В чем суть креационной теории?
4. Кто является автором теории эволюции?
Какие факторы способствовали
выделению человека из мира природы?
5. Что означает выражение «труд сделал из
обезьяны человека»?
1.

Основные этапы развития человека. Предки человека

Кроманьонец
40 тыс. лет назад
Неандерталец
600-35 тыс.л.н.
Человек Человек
Австралопитек
умелый прямоходящий
(южная обезьяна)
4 млн. лет назад
Палки и острые
камни
2,5 млн. лет ПИТЕКАНТРОП
назад
1 млн. лет назад
Грубо
обработанные
камни
НЕОЛИТ
100 тыс.
л.н.
200-300–
тыс. л.н.
ПАЛЕОЛИТ (палео –древний, литос – камень) –
древнекаменный век
X тыс. л.н.
МЕЗОЛИТ
XХ -X тыс. л.н.

Периодизация первобытной эпохи

ЭНЕОЛИТ меднокаменный век
НЕОЛИТ – X- IX тыс. л.н.
МЕЗОЛИТ ХХ-Х тыс. л.н.
ПАЛЕОЛИТ
2,5 млн. л.н. - XII тыс. л. н.
Нижний, средний, верхний
Грубые (нешлифованные)
каменные орудия труда
Родовая община
собирательство, охота,
рыболовство
Человеческое
стадо

Расы

РАСЫ - это
исторически
сложившиеся
группировки (группы
популяций) людей
внутри вида Homo
sapiens.
ЕВРОПЕОИДНАЯ
МОНГОЛОИДНАЯ
НЕГРОИДНАЯ
ОКЕАНИЧЕСКАЯ
Расы отличаются друг от
друга второстепенными
физическими
особенностями - цветом
кожи, пропорциями тела,
разрезом глаз,
структурой волос и т. д.

Вопросы

Какие регионы являются прародиной
человечества? В чем главное отличие
древнейших людей от животных?
2. Назовите человекоподобных предков
людей.
3. Что такое палеолит, мезолит и неолит?
4. Какие достижения человека в эпоху
раннего палеолита позволили ему
выжить в условиях ледникового
периода?
5. Что такое расы?
1.

Человек осваивает планету

МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – изменение природных условий, ледник
отступает, становятся доступными для заселения новые территории
25 тыс. л.н.
20 тыс. л.н.

Искусство и религия


Что такое РЕЛИГИЯ и почему она возникла?
Религия – вера в существование высших сил и
поклонение им
Религия возникла из страха
первобытных людей перед силами
природы
Религия – это важнейшая
духовная потребность человека
«Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не
успокоится в Тебе» (Блаженный Августин)

Искусство и религия

МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии
ПЕРВОБЫТНЫЕ (архаичные) РЕЛИГИИ
1) АНИМИЗМ – вера
в душу и духов
2)ФЕТИШИЗМ
Похоронный
обряд
3) ТОТЕМИЗМ
4) МАГИЯ
Магический обряд

Искусство и религия

МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии
Считалось, что
некоторые люди
обладают
большими
способностями
общаться с
высшими силами,
духами.
Жрецы (шаманы,
колдуны) играли
большую роль в
жизни
первобытных
племен

Искусство и религия

МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии
Палеолитические Венеры

Вопросы

1.
2.
3.
4.
На каком этапе первобытной
истории происходило расселение
человека по континентам планеты?
Что такое религия? Как ученые
объясняют ее появление?
Когда в человеческом обществе
зарождается религия и искусство?
Какая связь существует между ними?
Назовите первобытные формы
религии.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 10 тыс. л. н.

Переход от примитивного
ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к

на скотоводстве и земледелии

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Переход от примитивного
ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к
ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному
на скотоводстве и земледелии
ПРИЧИНЫ
1. Потепление климата
2. Исчезновение крупных
животных (мамонтов)
3. Рост численности населения
4. Усовершенствование орудий
труда и оружия
5. Истребление многих видов
животных
ПОСЛЕДСТВИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Возникновение земледелия и скотоводства
Отделение ремесла от сельского хозяйства
Появление обмена и торговли
Переход о матриархата к патриархату
Появление собственности
Переход от родовой общины к соседской
Усиление неравенства
Создание предпосылок для возникновения
ГОСУДАРСТВ
Какое значение имела неолитическая революция?

Родоплеменной строй

ПЛЕМЯ
Совет старейшин
Вождь
Родовая община
Родовая община
Родовая община

Языковые семьи мира V-IV тыс. до н.э.

Индоевропейцы

Переход к энеолиту

IV- III тыс. до н.э. –
энеолит
(меднокаменный

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА


У истоков рода человеческого


История человечества в целом характеризуется нара­стающей динамикой перемен, происходящих как в раз­личных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций ев­ропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действитель­но выступает источником ресурсов для развития цивили­зации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам являет­ся ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.