Третьяковка выставка картин из ватикана отзывы. Что такое пинакотека? Билеты на пинакотеку Ватикана в Третьяковке

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».
, Лаврушинский переулок, 12, до 19 февраля 2017 года.

Третьяковская галерея приглашает посетить новую выставку — «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Она пройдёт с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017-го в Инженерном корпусе (Лаврушинский переулок, дом 12). Этот крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект станет событием как для России и Европы, так и для всего мира. А в 2017 году Третьяковская галерея покажет в Ватикане произведения русской живописи на евангельские сюжеты из своей коллекции.

Впервые Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, привезли в Россию лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков. В числе 42 полотен работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

В название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna — «Вечный Рим». Оно отражает восприятие этого города в истории человечества — древнего и молодого одновременно, объединившего такие разные эпохи, как Античность, Средние века и Возрождение. Вечный город стал центром империи, религии и искусства, а понятие Roma Aeterna — одной из важнейших идей мировой культуры. И сама коллекция многообразна, как культура Рима.

Каждое произведение, которое увидят посетители, исключительно. Открывает экспозицию редкая работа римской школы XII века — образ «Христос Благословляющий», который ранее никогда не покидал Ватикана. Он близок к византийской живописи и демонстрирует общие корни итальянского и русского искусства.

Работа XIII века Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» вошла во все учебники по истории искусства и является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Его имя выбрал для себя нынешний папа, первый Франциск в истории Ватикана.

Есть здесь и редкие в русских собраниях произведения готических мастеров. Среди таких «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.



Две пределлы рассказывают истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, почитаемого православной и католической церковью. К расцвету Ренессанса относятся одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррера» и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Полотен этих художников в России тоже нет.

На фресках одного из крупнейших живописцев Кватроченто Мелоццо да Форли изображены ангелы, которые воспроизведены в огромном количестве на сувенирах и стали визитной карточкой Рима. Его росписи были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Святых Апостолов в Риме и украшают особый зал пинакотеки.

Экспозиция завершается серией картин XVIII века. Картины болонца Донато Крети посвящены астрономическим наблюдениям и завершают историю Lo Stato Pontificio — Папской области, которая вскоре прекратила своё существование и превратилась в Ватикан — Lo Stato della Città del Vaticano.

Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции - 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

«Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», – говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова.

Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474
Дерево, масло. 107×84 cм. Музеи Ватикана.
Фото: Музеи Ватикана

Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века.

Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620
Холст, масло. 85×68 cм. Фото: Музеи Ватикана

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

В пресс-службе галереи сообщили, что к настоящему моменту все билеты на декабрь раскуплены. Новая партия билетов поступит в продажу только в середине месяца. Посетители будут заходить в залы каждые полчаса, при этом время, в течение которого они могут находиться на выставке, не ограничено.

Третьяковская галерея приняла выставку под названием «Шедевры пинакотеки Ватикана». Время ее прохождения с 19.02.2016 по 19.02.2017 года. Что такое пинакотека, каково ее значение для жителей России, можно узнать из статьи.

Значение слова

Пинакотека - термин, который произошел от слияния двух греческих слов. Первая часть термина означает "доска", то есть "картина", а вторая - "хранилище". Несложно догадаться, что такое пинакотека. В Древней Греции так называли помещение, в котором хранились живописные изображения. Постепенно значение термина несколько изменилось.

Что такое пинакотека в прошлом и настоящем

В существовало здание, в левом крыле которого хранили картины, принесенные богине Афине в дар. Они размещались в нескольких шестиколонных помещениях. Собрание состояло из различных произведений с росписью. Оно было доступно для просмотра их гражданами Афин. Первый каталог, который начал систематизацию хранилища, был создан Полемоном Илионским в третьем - втором веке до н. э. Существовали пинакотеки на в Герайоне (храм Геры).

Граждане Древнего Рима использовали термин для обозначения зала, в котором хранили произведения искусства.

В эпоху Ренессанса термин использовали с целью обозначения коллекций живописных произведений, которые были открыты для посещения.

Что такое пинакотека сегодня? Термином называют художественные галереи. Хорошим примером служит одна из известнейших пинакотек мира.

Пинакотека Ватикана

Коллекция произведений живописи Ватикана появилась пару сотен лет назад. Ее основателем считается папа Пий Шестой. Спустя несколько десятков лет, в 1797 году, большую часть картин отправили в Париж. Приказ об этом отдал Наполеон. К 1815 году коллекция вернулась в Ватикан. Решение о возвращении ценностей было принято на Венском конгрессе, проводившемся после Наполеоновских войн.

Произведения живописи не имели постоянного места дислокации. Их переносили из одних залов в другие, пока не разместили в крыле Бельведерского дворца. Публика смогла увидеть пинакотеку только в 1908 году.

Спустя двадцать четыре года для коллекции соорудили специальное здание. Заказчиком строительства стал папа Пий Одиннадцатый, а архитектором Л. Бельтрами.

Собрание состоит примерно из 460 картин, которые размещены в восемнадцати залах в хронологическом порядке. Оно содержит произведения на религиозные темы. В основном это работы итальянских мастеров.

Примеры залов:

  • Первый зал показывает работы Средневековых школ таких мастеров, как Николо Джованни.
  • Восьмой зал содержит работы Рафаэля Санти, включая гобелены, выполненные по его эскизам.
  • Десятый зал представлен школой Рафаэля и венецианской живописью.
  • Двенадцатый зал состоит из живописи в стиле барокко: работ Никола Пуссена, Караваджо, Гвидо Рени.
  • Восемнадцатый зал содержит иконы и мозаику пятнадцатого-шестнадцатого века.

Посетить пинакотеку можно, купив единый билет для входа в Сикстинскую Капеллу и Стоимость составляла в 2016 году шестнадцать евро.

С ноября 2016 года открылась Ватиканская пинакотека в Третьяковке. Что представлено в привезенной коллекции и каково ее значение для жителей и гостей Москвы?

Шедевры Ватиканской пинакотеки в Третьяковке

Выставка (пинакотека Ватикана) состоит из сорока картин. Это работы Джованни Белиини, Караваджо, Рафаэля и других мастеров двенадцатого-восемнадцатого века. Она будет продолжаться до 19.02.2017 года.

Билеты на пинакотеку Ватикана обойдутся в пятьсот рублей за человека. Сеанс посещения выставки составляет тридцать минут. Приобрести билеты можно на любое время на личном сайте Третьяковки.

По словам куратора выставки, Аркадия Ипполитова, выставка является своеобразным объяснением идеи «Москва - третий Рим». В пинакотеке сосредоточена государства на протяжении семи веков. Институт папства, по его словам, является связующим звеном между европейской цивилизацией и древним миром.

Начинается выставка с наиболее ранней иконы Рима «Христа Благословляющего», которая датируется двенадцатым веком. Написана она была под влиянием Византии. Икона хранит в себе воспоминания о единой церкви, показывая единый корень, с которого развилось искусство Италии и России.

Экспозиции и галереи музеев Ватикана

Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания является вторая половина XVIII века, когда по воле Пия VI папская коллекция произведений живописи была собрана в одном месте. В настоящее время собрание пинакотеки хранится и выставляется в специально построенном для неё здании, которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто в 1932 году.

Коллекция живописи выставляется в 18 залах, и в основном состоит из картин на религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.


Этнологический миссионер­ский музей

Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее открытия музея предшествовала Международная миссионерская выставка, приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где с миссионерской миссией побывала Католическая Церковь. Многие из экспонатов выставки впоследствии были переданы в дар понтифику и стали ядром музейного собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963 году при Папе Павле VI. В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч экспонатов со всего мира.

Как понять Рим и получить от него удовольствие - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Музей Пио-Кристиано

Museo Pio-Cristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («Pio-Cristiano» в переводе с итальянского - «Благочестивый Христианин»). Здесь хранятся и экспонируются произведения искусства раннехристианской эпохи, которые были найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов, рельефов и надгробных скульптур. Наиболее известной является статуя Доброго Пастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя поступила в музей из коллекции Мариотти в начале XVIII века. Выполненная в буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте.

Одним из интереснейших экспонатов музея считают также саркофаг 330 года, украшенный сценами из Ветхого и Нового Заветов, который был найден в ходе строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году. Рельефы саркофага изображают некоторые библейские сюжеты: «Сотворение человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание Христа Петру о его тройном отрицании». Ещё можно отметить «Саркофаг двух братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Museo Gregoriano Egizio. Открыт в 1839 году Григорием XVI. Основной целью основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего Египта, статуи, скульптуры, папирусы, саркофаги и мумии заложил Папа Пий VII. Впоследствии собрание музея пополнялось предметами и артефактами из частных коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века.

Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства, которые были собраны на вилле Адриана в Тиволи, а также находки из античной Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщины-фараона Хатшепсут, колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах, колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие другие.

Музей Пия-Климента

Museo Pio-Clementino. Датой основания считается 1769 год, когда по инициативе папы Клемента XIV стали собирать известные греческие и римские произведения искусства. Экспонаты музея размещены в залах и во внутреннем дворике дворца, который имеет восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.

  • Ниша Лаокоона названа в честь скульптурной группы «Лаокоон и сыновья». Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.
  • Ниша Кановы носит имя автора скульптуры. В 1800 году по заказу Пия VII известный мастер Антонио Канова выполнил копию греческого оригинала разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.
  • Ниша Аполлона представляет римскую копию знаменитой статуи Аполлона Бельведерского, выполненную предположительно в 130–140 годах с оригинала бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей эры.
  • Ниша Гермеса носит название от размещённой статуи Гермеса, римской копии с оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя.

Галерея статуй

Galleria delle Statue. Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке. Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода. Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».

  • Зал греческого креста (Sala a Croce Greca) носит название из-за своей формы равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту Микеланджело Симонетти. Коллекция этого зала состоит из римских мозаик, саркофагов, рельефов и статуй, датируемых II–IV веками. Здесь хранится уникальная статуя шагающей женщины, предположительно единственное сохранившееся изображение царицы Клеопатры.
  • Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев. Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в облике Юпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме Нерона.
  • Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров, около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.
  • Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной мозаики II века, на которой изображён орнамент из масок. В зале расположены римские копии статуй с эллинистических оригиналов, такие как «Три Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».
  • Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти. В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями греческих философов, а также «Бельведерский торс», работы афинского скульптора Аполлония.
  • (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в основном копий с греческих оригиналов, выполненных скульптором Франческо Антонио Францони по заказу Пия VI. Статуи из мрамора и алебастра были отреставрированы в конце XIX века.

Галерея канделябров

Galleria delle Candelabri. Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось как открытая лоджия, но впоследствии по приказу Пия VI его перестроили по проекту архитекторов Микеланджело Симонетти и Иосифа Кампорезе. В конце XIX века своды арок Галереи канделябров были украшены удивительными росписями известных художников Торти и Зайтца. Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического искусства: вазы, фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно, канделябры II века, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерами-мраморщиками из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих оригиналов, датируемых III-I веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением дочерей Ниобы и многие другие).

  • Зал колесницы (Sala carro) был открыт в годы понтификата Пия VI и носит название в честь древнего экспоната, римской колесницы, датируемой I веком до нашей эры, отреставрированной в 1788 году. В зале также хранятся и демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.
  • (Sala dei Chiaroscuri) был оформлен в 1517 году учениками Рафаэля Санти, однако вскоре во время понтификата Павла IV фрески были утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и расписан фресками с изображением апостолов и святых, над которыми работали живописцы братья Таддео и Федерико Цуккари. Потолок с резьбой, позолотой и эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти.

Григорианский Этрусский музей

Museo Gregoriano Etrusco. Открыт в 1837 году по воле Папы Григория XVI. Открытие состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом - полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и саркофаги из туфа, на которых изображены сцены древнегреческих мифов. Один зал Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами.

Экскурсия «Магия вечернего Рима» - вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Музей Кьярамонти

Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.

  • Браччо Нуово (Braccio Nuovo) - зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту архитектора Рафаэля Стерна. Экспонаты разделены тематически на два раздела: римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция портретной скульптуры.
  • Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria), которую можно посещать только по запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи находится около 3000 частей и фрагментов каменных плит, саркофагов и урн с надписями. В начале XIX века известный историк и археолог Гаэтано Марини, упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.
  • Галерея Кьярамонти (Galleria Chiaramonti) - самая древняя часть музея, основанная в 1807 году, в которой представлено около 1000 древних скульптур, бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Оформлением галереи занимались художники Академии святого Луки под руководством известного скульптора Антонио Кановы.

Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики. Например, колоссальная голова Афины эпохи Адриана, рельеф I века «Три Грации», каменная голова Посейдона, портретная скульптура политика Демосфена и оратора Цицерона, мраморная статуя «Раненая Амазонка», а также две балки от корабля императора Калигулы, найденные в 1827 году.

Исторический музей

Museo storico vaticano. Музей, основанный в 1973 году папой Павлом VI, размещает на территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических картин и фотографий. Основная часть Исторического музея находится в папских апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов.

Галерея Арацци

Galleria degli Arazzi. Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь хранятся гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками. Изначально гобелены были размещены в Сикстинской капелле (в 1531 году), однако затем по воле Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают гобелены, иллюстрирующие библейские рассказы из Евангелия, выполненные на основе работ фламандского художника Питера Кук ван Альста («Поклонение пастухов», «Избиение младенцев», «Воскресение»). В галерее также находятся гобелены, изготовленные на мануфактурах Барберини, на которых изображены истории из жизни Урбана VIII. Среди них выделяются «Избрание Винченцо Маффео Барберини Римским Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций».

Галерея географических карт

Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт важнейших для Католической Церкви местностей. Потолок расписан сценами из жизни апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические события, памятники и географические особенности. Картографическая роспись в зале украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики.

Апартаменты Борджиа

Appartamento Borgia. Устроены как личная резиденция Папы Александра VI Борджиа в конце XV века. С 1490 года над оформлением апартаментов начал работать известный живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно украшен золотом, что после смерти Папы, римские понтифики надолго покинули эти помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения произведений искусства, вывезенных из Рима Наполеоном и возвращённых после его свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для общественности. Сюжеты росписи залов определили их название:

  • Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков, позолоченной лепниной и астрологическими символами семи планет. Здесь также находится геральдическая эмблема Борджиа с пламенем и двойной лучистой короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI. Сивиллы изображены в парах с пророками и с трепещущими причудливыми свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.
  • Зал таинств веры (Sala dei Misteri) берёт название от изображённых в его оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены сцены: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
  • Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из древних мифов о божествах Изиде и Осирисе. Древнегреческие языческие мифы представлены в росписи потолка, тогда как в люнетах изображены христианские сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна, мученичество св. Варвары.
  • Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был предназначен для торжественных церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами. При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да Удине.
  • Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь представлены сцены из цикла «Семь тайн радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.
  • Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил папским рабочим кабинетом. Фрески в зале представляют науки в виде дам, восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.

Stanze di Raffaello. Станцы представляют собой несколько апартаментов, расписанных в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе со своими учениками. «Станца» в переводе с итальянского означает «комната». Лично Рафаэль расписал 3 станцы, а четвёртая была оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.

  • Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo). Тема росписей относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
  • Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) служила для понтификов рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме духовности человека, а именно, философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);
  • Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена чудесному божьему покровительству. Стены расписаны фресками «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» и «Изведение Петра»;
  • Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже после смерти Рафаэля. Роспись зала посвящена жизни римского императора Константина и олицетворяет победу христианства над язычеством.

Лоджии Рафаэля

Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками. Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период 1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной стороны дворца, и делится на тринадцать сводчатых пролётов, оформленных фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета.

Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия, находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов.

Лоджия на третьем этаже носит название кардинала Бернардо Бибьена, так как находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик Рафаэля, использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого мастера.

Галерея современного религиозного искусства

Galleria d"arte religiosa moderna. Открыта в 1973 году по инициативе Павла VI. Некоторое время часть коллекции хранилась в Ватиканской пинакотеке, а затем произведения современного искусства разместили отдельно. Сейчас галерея включает большую коллекцию живописи, графики и скульптуры. Здесь можно увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.

входные билеты

официальный сайт